К августу 1991 г. СССР подошёл с разваливающейся экономикой, огромным внешним долгом, пустыми полками в магазинах, талонами на значительную часть товаров повседневного спроса (включая соль, сахар, табачные изделия и алкоголь). Получившие самостоятельность предприятия не спешили выполнять планы и стремились сами распорядиться своей продукцией. Речь уже не шла о реализации больших инвестиционных проектов. На повестку дня встал вопрос о том, как не допустить развала существующих технологических цепочек. Предприятия, в продукции которых содержались импортные комплектующие, расходовали последние неприкосновенные запасы, не имея представления, удастся ли получить следующую партию по импорту. Центральные банки бывших союзных республик без согласия Госбанка СССР эмитировали безналичные деньги, которые затем легко обращались в наличные. Союзный бюджет практически лишился налоговых поступлений.
При этом команде Михаила Горбачёва было уже не до экономических вопросов: растущее политическое напряжение и в союзном руководстве, и в отношениях между союзным центром и республиками не позволяло планировать что-то на более или менее длительную перспективу и исключало возможность осуществления рациональных, но непопулярных шагов.
Последствия августовского путча
Поражение ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению, просуществовавший с 18 по 21 августа 1991 г.) в корне изменило политическую расстановку сил. Формально союзный центр ещё существовал, но с ним уже никто не считался. 24 августа 1991 г. провозгласила свою независимость Украина, а РСФСР признала независимость Литвы, Латвии и Эстонии (созданный после провала путча Госсовет СССР признал независимость этих республик 6 сентября). 27 августа заявила о суверенитете Молдавия, 30 августа — Азербайджан, затем Армения, Узбекистан и Киргизия. Республиканские органы власти, сохранив остатки управляемости экономикой на своей территории, игнорировали распоряжения и просьбы союзного центра.
Да и сам союзный центр был частично демонтирован. 23 августа, после самороспуска ГКЧП, Борис Ельцин в присутствии президента СССР Михаила Горбачёва подписал указ о приостановлении действия КП РСФСР на территории России. 24 августа 1991 г. Горбачёв сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС и предложил ЦК КПСС самораспуститься.
А с управляемостью по линии исполнительной власти на территории России были дополнительные проблемы. Значительная часть важнейших предприятий подчинялась напрямую союзным министерствам. Борис Ельцин 23 августа подписал указ «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР», который предусматривал передачу РСФСР всех предприятий и организаций союзного значения, находившихся на её территории, за исключением тех, управление которыми по российским законам передано органам СССР. Но дееспособных структур управления экономикой в целом на российском уровне не существовало.
В союзных органах власти сложилась ситуация тягучего безвластия и беспомощности. Никто ничего не хотел решать, делать, брать на себя ответственность до окончательного разрешения вопроса о власти между союзным и республиканскими центрами. Руководящие работники союзных министерств в этот период в большинстве своём прикидывали, что и как можно приватизировать, пока Союз совсем не развалился. Некоторые директора предприятий, пользуясь ещё действующим союзным законом об аренде (от 23 ноября 1989 г.), создавали кооперативы, потом передавили им в аренду за символическую плату лучшее оборудование своего предприятия с правом последующего выкупа по балансовой цене (то есть за копейки). И большинство директоров не стремились сдавать продукцию туда, куда предписывалось планом, пытаясь обменять её на что-нибудь нужное.
На пороге голода
Всё более напряжённой становилась ситуация с зерном. Для стимулирования заготовок зерна и масла семян в государственные ресурсы была введена практика закупки их у хозяйств на свободно конвертируемую валюту. Однако средств на указанные закупки к сентябрю 1991 г. уже не было.
Всё возрастающая денежная эмиссия уже не могла ни на что повлиять. А валютные резервы таяли, внешние долги росли. Президент США в конце августа 1991 г. принял решение об ускорении предоставления СССР гарантий в рамках программы Министерства сельского хозяйства США. После этого Внешэкономбанк СССР через своё представительство в Нью-Йорке провёл переговоры с рядом американских банков. Однако ни один из них не захотел участвовать в предоставлении кредитов СССР из-за нежелания принимать на себя какие-либо риски в связи с нестабильностью и неясностью экономического и политического положения СССР. И это при том, что возврат 95–98% тела кредита гарантировался американским правительством.
Провал путча, роспуск КПСС, сепаратная договорённость трёх республиканских лидеров в Беловежской пуще и публичное «отречение» Михаила Горбачёва, после которого в Кремле был спущен флаг СССР, подвели черту под попытками Горбачёва сохранить социалистическую экономику, пусть и в обновлённом виде. Ельцинское правительство должно было найти хоть какие-то способы реанимации экономики, впавшей в кому.
Либерализация цен
2 января 1992 г. в России были освобождены от государственного регулирования 90% розничных и 80% оптовых цен. Это был первый шаг рыночных реформ, которые позднее назовут шоковыми. Инфляция составила 2600%. Цены росли на 25–30% в месяц. И хотя одновременно с ценами были либерализованы и зарплаты, повышать их своим работникам предприятия не торопились (а многие и не имели возможности). В результате реальная заработная плата сокращалась.
Замороженные ещё при Горбачёве вклады в «Сбербанке» (их объём в 1991 г. составлял, по разным оценкам, от 30% до 35% ВВП СССР) продолжали обесцениваться.
Реальная начисленная зарплата в России, в % к уровню 1991 года
Рис. 1. Средняя начисленная зарплата в России в пересчёте к единому масштабу цен. Источник: ru.wikipedia.org
Далеко не все предприятия вовремя выплачивали зарплату, а некоторые делали это в натуральном виде собственной продукцией или товарами, полученными по бартеру.
Либерализация торговли
Опубликованный 29 января 1992 г. указ Ельцина о свободе торговли позволял гражданам и предприятиям торговать «в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления». Одновременно были отменены ввозные таможенные пошлины, что создало возможность для огромной массы потерявших заработок россиян стать челноками, зарабатывающими на заполнении внутреннего рынка дешёвыми импортными товарами. То, что беспошлинный ввоз подрывал доходы бюджета и вытеснял с рынка те российские предприятия, которые выпускали хоть какие-то потребительские товары, в тот момент казалось вопросом второстепенным.
Отчасти так оно и было. Основным мотором гиперинфляции на тот момент было чудовищное разбалансирование потребительского рынка. К тому же отделившиеся республики, вводя свою валюту, подталкивали своих дельцов отправляться в Россию с мешками наличности и закупать на эти деньги реальные товары, усиливая дефицит в России. Неудовлетворённый спрос толкал цены вверх. И предприятиям, даже выпускавшим продукцию не для потребительского рынка, приходилось ориентироваться на растущие цены на потребительские товары.
Уменьшение монетизации экономики и расцвет бартерных схем
Нехватка оборотных средств заставляла предприятия прибегать к бартерным сделкам, что вполне соответствовало ещё советскому опыту, когда оборотные средства не были проблемой, но отсутствовал свободный рынок материальных ресурсов. Следствием повсеместного распространения бартера стала массовая неуплата предприятиями налогов (нечем!) и невыплата заработной платы (или выплата продукцией предприятия).
Как следствие — в бюджете России постоянно не хватало денег. Начались задержки выплаты зарплат бюджетникам, а затем и пенсий пенсионерам.
Экзотические схемы расшивки неплатежей
В Нижегородской области нашли оригинальное решение проблемы на региональном уровне. Пользовавшийся доверием Ельцина молодой губернатор Борис Немцов и Сергей Кириенко, возглавлявший тогда региональный банк «Гарантия», через который осуществлялась выплата пенсий пенсионерам, а позднее назначенный руководителем региональной нефтеперерабатывающей компании «НОРСИ-Ойл», находившейся на грани банкротства из-за отсутствия поставок нефти, разработали программу «Пенсионная нефть». Согласно ей, нефтедобывающие предприятия-должники Пенсионного фонда в счёт своих долгов отгружали на «НОРСИ-Ойл» нефть, а уже «НОРСИ-Ойл» из своей выручки направляла средства в Пенсионный фонд (не только для нижегородских пенсионеров). Таким образом, «живые деньги» требовались в схеме только на её заключительном этапе. Выгодной для участников схема была ещё и из-за практически полного освобождения от налогов (предоставленного Ельциным ради разрешения наболевшей проблемы).
В ряде регионов нехватку денежных средств для обслуживания оборота пытались восполнить выпуском денежных суррогатов (наиболее известный пример — уральские франки екатеринбургского губернатора Росселя).
Рис. 2. Образец товарно-расчётного чека Свердловской области
Но наиболее распространённым способом было использование в расчётах наиболее ликвидной продукции. Так, «Газпром», получивший от «Горьковского автомобильного завода» (ГАЗ) в оплату за газоснабжение автомобили «Волга», поменял их у сохранившейся с советских времён профсоюзной организации на санаторий «Кавказ» в Геленджике. Профсоюзным руководителям требовалось обновить автопарк и хотелось избавиться от необходимости содержать дом отдыха. «Газпром» был рад получить хоть что-то за свои поставки, а пансионат стал использоваться для отдыха сотрудников.
Рис. 3. Пансионат «Кавказ»
В этих условиях панацеей стала долларизация экономики. Наличная валюта стала приниматься сперва в специализированных магазинах, а потом практически везде. В долларах было удобно фиксировать цены, которые в рублях постоянно росли.
Начавшаяся ещё при Брежневе переориентация советской экономики на валютные источники инвестиций дошла до своего логического завершения. Привлечение иностранных инвестиций было объявлено приоритетом политики государства. Для этого Россия обязалась выполнять все рекомендации МВФ, Всемирного банка и других международных финансовых институтов.
Необходимым условием обеспечения привлечения иностранных инвестиций должно было стать создание хорошего инвестиционного климата. Для этого были необходимы следующие шаги: уменьшение государственного регулирования экономики, масштабная приватизация госпредприятий, свободно конвертируемая валюта и свобода движения капитала (свобода вывоза прибыли от сделанных в страну инвестиций).
Приватизация, о необходимости которой начали говорить ещё в эпоху перестройки, превратилась в насущную необходимость.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
При этом команде Михаила Горбачёва было уже не до экономических вопросов: растущее политическое напряжение и в союзном руководстве, и в отношениях между союзным центром и республиками не позволяло планировать что-то на более или менее длительную перспективу и исключало возможность осуществления рациональных, но непопулярных шагов.
Последствия августовского путча
Поражение ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению, просуществовавший с 18 по 21 августа 1991 г.) в корне изменило политическую расстановку сил. Формально союзный центр ещё существовал, но с ним уже никто не считался. 24 августа 1991 г. провозгласила свою независимость Украина, а РСФСР признала независимость Литвы, Латвии и Эстонии (созданный после провала путча Госсовет СССР признал независимость этих республик 6 сентября). 27 августа заявила о суверенитете Молдавия, 30 августа — Азербайджан, затем Армения, Узбекистан и Киргизия. Республиканские органы власти, сохранив остатки управляемости экономикой на своей территории, игнорировали распоряжения и просьбы союзного центра.
Да и сам союзный центр был частично демонтирован. 23 августа, после самороспуска ГКЧП, Борис Ельцин в присутствии президента СССР Михаила Горбачёва подписал указ о приостановлении действия КП РСФСР на территории России. 24 августа 1991 г. Горбачёв сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС и предложил ЦК КПСС самораспуститься.
А с управляемостью по линии исполнительной власти на территории России были дополнительные проблемы. Значительная часть важнейших предприятий подчинялась напрямую союзным министерствам. Борис Ельцин 23 августа подписал указ «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР», который предусматривал передачу РСФСР всех предприятий и организаций союзного значения, находившихся на её территории, за исключением тех, управление которыми по российским законам передано органам СССР. Но дееспособных структур управления экономикой в целом на российском уровне не существовало.
В союзных органах власти сложилась ситуация тягучего безвластия и беспомощности. Никто ничего не хотел решать, делать, брать на себя ответственность до окончательного разрешения вопроса о власти между союзным и республиканскими центрами. Руководящие работники союзных министерств в этот период в большинстве своём прикидывали, что и как можно приватизировать, пока Союз совсем не развалился. Некоторые директора предприятий, пользуясь ещё действующим союзным законом об аренде (от 23 ноября 1989 г.), создавали кооперативы, потом передавили им в аренду за символическую плату лучшее оборудование своего предприятия с правом последующего выкупа по балансовой цене (то есть за копейки). И большинство директоров не стремились сдавать продукцию туда, куда предписывалось планом, пытаясь обменять её на что-нибудь нужное.
На пороге голода
Всё более напряжённой становилась ситуация с зерном. Для стимулирования заготовок зерна и масла семян в государственные ресурсы была введена практика закупки их у хозяйств на свободно конвертируемую валюту. Однако средств на указанные закупки к сентябрю 1991 г. уже не было.
Всё возрастающая денежная эмиссия уже не могла ни на что повлиять. А валютные резервы таяли, внешние долги росли. Президент США в конце августа 1991 г. принял решение об ускорении предоставления СССР гарантий в рамках программы Министерства сельского хозяйства США. После этого Внешэкономбанк СССР через своё представительство в Нью-Йорке провёл переговоры с рядом американских банков. Однако ни один из них не захотел участвовать в предоставлении кредитов СССР из-за нежелания принимать на себя какие-либо риски в связи с нестабильностью и неясностью экономического и политического положения СССР. И это при том, что возврат 95–98% тела кредита гарантировался американским правительством.
Провал путча, роспуск КПСС, сепаратная договорённость трёх республиканских лидеров в Беловежской пуще и публичное «отречение» Михаила Горбачёва, после которого в Кремле был спущен флаг СССР, подвели черту под попытками Горбачёва сохранить социалистическую экономику, пусть и в обновлённом виде. Ельцинское правительство должно было найти хоть какие-то способы реанимации экономики, впавшей в кому.
Либерализация цен
2 января 1992 г. в России были освобождены от государственного регулирования 90% розничных и 80% оптовых цен. Это был первый шаг рыночных реформ, которые позднее назовут шоковыми. Инфляция составила 2600%. Цены росли на 25–30% в месяц. И хотя одновременно с ценами были либерализованы и зарплаты, повышать их своим работникам предприятия не торопились (а многие и не имели возможности). В результате реальная заработная плата сокращалась.
Замороженные ещё при Горбачёве вклады в «Сбербанке» (их объём в 1991 г. составлял, по разным оценкам, от 30% до 35% ВВП СССР) продолжали обесцениваться.
Реальная начисленная зарплата в России, в % к уровню 1991 года
Рис. 1. Средняя начисленная зарплата в России в пересчёте к единому масштабу цен. Источник: ru.wikipedia.org
Далеко не все предприятия вовремя выплачивали зарплату, а некоторые делали это в натуральном виде собственной продукцией или товарами, полученными по бартеру.
Либерализация торговли
Опубликованный 29 января 1992 г. указ Ельцина о свободе торговли позволял гражданам и предприятиям торговать «в любых удобных для них местах, за исключением проезжей части улиц, станций метрополитена и территорий, прилегающих к зданиям государственных органов власти и управления». Одновременно были отменены ввозные таможенные пошлины, что создало возможность для огромной массы потерявших заработок россиян стать челноками, зарабатывающими на заполнении внутреннего рынка дешёвыми импортными товарами. То, что беспошлинный ввоз подрывал доходы бюджета и вытеснял с рынка те российские предприятия, которые выпускали хоть какие-то потребительские товары, в тот момент казалось вопросом второстепенным.
Отчасти так оно и было. Основным мотором гиперинфляции на тот момент было чудовищное разбалансирование потребительского рынка. К тому же отделившиеся республики, вводя свою валюту, подталкивали своих дельцов отправляться в Россию с мешками наличности и закупать на эти деньги реальные товары, усиливая дефицит в России. Неудовлетворённый спрос толкал цены вверх. И предприятиям, даже выпускавшим продукцию не для потребительского рынка, приходилось ориентироваться на растущие цены на потребительские товары.
Уменьшение монетизации экономики и расцвет бартерных схем
Нехватка оборотных средств заставляла предприятия прибегать к бартерным сделкам, что вполне соответствовало ещё советскому опыту, когда оборотные средства не были проблемой, но отсутствовал свободный рынок материальных ресурсов. Следствием повсеместного распространения бартера стала массовая неуплата предприятиями налогов (нечем!) и невыплата заработной платы (или выплата продукцией предприятия).
Как следствие — в бюджете России постоянно не хватало денег. Начались задержки выплаты зарплат бюджетникам, а затем и пенсий пенсионерам.
Экзотические схемы расшивки неплатежей
В Нижегородской области нашли оригинальное решение проблемы на региональном уровне. Пользовавшийся доверием Ельцина молодой губернатор Борис Немцов и Сергей Кириенко, возглавлявший тогда региональный банк «Гарантия», через который осуществлялась выплата пенсий пенсионерам, а позднее назначенный руководителем региональной нефтеперерабатывающей компании «НОРСИ-Ойл», находившейся на грани банкротства из-за отсутствия поставок нефти, разработали программу «Пенсионная нефть». Согласно ей, нефтедобывающие предприятия-должники Пенсионного фонда в счёт своих долгов отгружали на «НОРСИ-Ойл» нефть, а уже «НОРСИ-Ойл» из своей выручки направляла средства в Пенсионный фонд (не только для нижегородских пенсионеров). Таким образом, «живые деньги» требовались в схеме только на её заключительном этапе. Выгодной для участников схема была ещё и из-за практически полного освобождения от налогов (предоставленного Ельциным ради разрешения наболевшей проблемы).
В ряде регионов нехватку денежных средств для обслуживания оборота пытались восполнить выпуском денежных суррогатов (наиболее известный пример — уральские франки екатеринбургского губернатора Росселя).
Рис. 2. Образец товарно-расчётного чека Свердловской области
Но наиболее распространённым способом было использование в расчётах наиболее ликвидной продукции. Так, «Газпром», получивший от «Горьковского автомобильного завода» (ГАЗ) в оплату за газоснабжение автомобили «Волга», поменял их у сохранившейся с советских времён профсоюзной организации на санаторий «Кавказ» в Геленджике. Профсоюзным руководителям требовалось обновить автопарк и хотелось избавиться от необходимости содержать дом отдыха. «Газпром» был рад получить хоть что-то за свои поставки, а пансионат стал использоваться для отдыха сотрудников.
Рис. 3. Пансионат «Кавказ»
В этих условиях панацеей стала долларизация экономики. Наличная валюта стала приниматься сперва в специализированных магазинах, а потом практически везде. В долларах было удобно фиксировать цены, которые в рублях постоянно росли.
Начавшаяся ещё при Брежневе переориентация советской экономики на валютные источники инвестиций дошла до своего логического завершения. Привлечение иностранных инвестиций было объявлено приоритетом политики государства. Для этого Россия обязалась выполнять все рекомендации МВФ, Всемирного банка и других международных финансовых институтов.
Необходимым условием обеспечения привлечения иностранных инвестиций должно было стать создание хорошего инвестиционного климата. Для этого были необходимы следующие шаги: уменьшение государственного регулирования экономики, масштабная приватизация госпредприятий, свободно конвертируемая валюта и свобода движения капитала (свобода вывоза прибыли от сделанных в страну инвестиций).
Приватизация, о необходимости которой начали говорить ещё в эпоху перестройки, превратилась в насущную необходимость.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу