Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Самолетам перекрыли воздух » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Самолетам перекрыли воздух

9 марта 2022 ИХ "Финам" Баранов Дмитрий
Пока неясно, как долго продлятся санкции против авиасектора России, какими станут последствия, но если у государства есть желание сохранить статус технологической державы, обеспечить все виды перевозок, то помощь авиационной индустрии должна быть оказана.

Санкции, введённые против отечественной авиационной индустрии, могут значительно ухудшить её экономику, и отбросить на несколько лет назад. Это относится как к перевозкам пассажиров и грузов, так и к производству различных летательных аппаратов. В первую очередь могут пострадать авиакомпании, которые могут лишиться существенной части парка воздушных судов из-за решения их иностранных владельцев отозвать переданные в лизинг в РФ авиалайнеры. По различным оценкам, доля иностранных воздушных судов, переданных в лизинг отечественным перевозчикам, составляет 60-80% от общего числа эксплуатируемых бортов.

Не все иностранные владельцы отзывают переданные в лизинг суда - часть можно продолжать эксплуатировать, но даже то количество, которое может быть отозвано у российских авиакомпаний, может нанести серьёзный ущерб операционной деятельности перевозчиков. Невозможность выполнять полёты по значительному количеству направлений отрицательно скажется на доходах авиакомпаний, может привести к сокращению части сотрудников, и не исключено, что некоторые компании могут вообще прекратить свою деятельность.

Росавиация рекомендовала российским авиакомпаниям, имеющим зарегистрированные в реестрах иностранных государств воздушные суда в рамках договора о лизинге с иностранной организацией, с 6 марта временно приостановить перевозку пассажиров и грузов из пунктов на территории России в пункты иностранных государств, а с 8 марта - на территории иностранных государств в пункты на территории России. Регулятор объясняет это высокой степенью риска задержания или ареста воздушных судов российских авиакомпаний за рубежом. Полеты внутри территории Российской Федерации отечественных авиакомпаний продолжаются без ограничений, отмечает Росавиация.

Определённую поддержку, если можно употребить такое слово, воздушным перевозкам может оказать снижение доходов граждан, что уменьшит числа желающих совершить перелёт. Даже если часть самолётов перевозчики будут вынуждены отдать владельцам или "приземлить", то оставшихся бортов должно хватить для выполнения полётов по стране и в незакрытые для них государства. Но меньшее число полётов означает и меньший доход перевозчиков, что отразится на их экономическом положении, отрицательно скажется на их конкурентоспособности. Рекомендации регулятора снизят для российских авиакомпаний риск ареста воздушных судов иностранными владельцами, но их эксплуатация все равно может быть остановлена, ведь их нужно обслуживать, а поставки запасных частей для авиалайнеров тоже ограничены или прекращены. В стране не отменены нормы и правила обслуживания авиационной техники, и никто этого делать не станет, потому что безопасность превыше всего. А это означает, что никто не выпустит в полёт воздушное судно, у которого пришёл срок очередного технического обслуживания, авиационные происшествия никому не нужны, даже малейшие. Так что количество воздушных судов, которые можно будет эксплуатировать, продолжит сокращаться, что скажется на финансовом состоянии отрасли. Отечественным авиакомпаниям необходимо в ускоренном темпе искать решения проблемы с техникой, потому что это главный вопрос, даже важнее снижения пассажиро- и грузопотока, роста цен на товары и услуги, однако всё не так просто.

Найти новых поставщиков авиационной техники будет непросто. Да, они есть, но они вряд ли пойдут на открытую конфронтацию со странами, которые ввели санкции против РФ. В таком случае они рискуют сами быть наказаны, пострадать от штрафов, лишиться ключевых рынков сбыта, что им не нужно. К тому же вряд ли они смогут быстро поставить отечественным перевозчикам необходимое количество авиалайнеров, на это уйдёт несколько лет. И финансовая сторона таких сделок неясна: будут ли это покупки или технику будут давать в лизинг, какой будет стоимость единицы, где отечественные перевозчики возьмут деньги, ведь выручка их будет меньше и так далее. Новые отечественные самолёты мог ли бы выручить авиакомпании, однако необходимо ещё время, чтобы запустить их серийное производство и начать поставки. Приобретение (в собственность или в лизинг) бывших в употреблении самолётов в других странах теоретически возможно, но не факт, что их производители разрешат это сделать, не введут запрет на такие сделки с отечественными перевозчиками. РФ и КНР совместно разрабатывают авиационную технику, однако этот процесс пока продолжается, готовых лайнеров для поставки заказчикам нет. Фактически отечественным авиакомпаниям на сегодняшний день остаётся лишь аккуратно эксплуатировать имеющуюся технику, стараясь продлить срок её службы, пока не будет произведено отечественных самолётов в достаточном количестве.

Текущая ситуация может оказать длительное негативное воздействие на авиационный рынок страны: и на перевозчиков, и на производителей техники. Помимо ухудшения финансового состояния и сокращения объёмов перевозок, не исключено замедление темпов развития отрасли, сокращение ряда программ. В частности, либерализация воздушного транспорта может быть пересмотрена, кроме того, не исключена коррекция программы развития региональных авиационных перевозок. Это, в свою очередь, может привести к ухудшению транспортной доступности некоторых регионов, снижению мобильности населения. Такие перспективы делают актуальным вопрос об оказании помощи отрасли, причём это могут быть разные формы поддержки. Если в бюджете будут необходимые средства, то их можно предоставить как авиакомпаниям, так и авиационным заводам, причём предоставлять их на несколько лет на льготных условиях. Меры поддержки могут быть оказаны и другими способами: в виде предоставления различных льгот по уплате налогов и сборов, в виде государственных гарантий, решении ряда организационных и административных вопросов за счёт государства. Не исключена и помощь со стороны фондового рынка, но авиационные компании должны активнее выходить на него, размещать здесь ценные бумаги, а государство должно им в этом помогать. Пока неясно, как долго продлиться текущая ситуация, какими станут последствия, но если у государства есть желание сохранить статус технологической державы, обеспечить все виды перевозок, то помощь авиационной индустрии должна быть оказана.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу