3 марта Правительство РФ направило в Госдуму законопроект об изменениях в Бюджетный кодекс для повышения устойчивости российской экономики. Закон должен расширить полномочия правительства для быстрого и гибкого реагирования на изменения ситуации. 9 марта стало известно, что президент России Владимир Путин подписал соответствующие изменения.
Новый закон направлен главным образом на эффективное управление госдолгом и обеспечение финансовой стабильности в стране.
Дополнительные нефтегазовые доходы разрешат тратить на текущие нужды
Согласно действующему законодательству, дополнительные нефтегазовые доходы (сверхдоходы) — это дополнительные поступления в бюджет, возникающие при превышении цены на нефть уровня в 44,2 долл. за баррель. В 2022 г. они были запланированы в размере 3,4 трлн руб. До этого момента по действующему бюджетному правилу сверхдоходы нефтегазового сектора зачислялись в ФНБ через покупку валюты на внутреннем рынке. Из-за введённых санкций со стороны ЕС и США в отношении России реализация действующего бюджетного правила стала невозможна. Западные страны заблокировали валютные резервы Банка России, частью которых являются ликвидные средства ФНБ. По этой причине правительству пришлось изменить условия бюджетного правила, чтобы в экстренных случаях была возможность воспользоваться нефтегазовыми сверхдоходами.
Формирование дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2018–2024 гг., трлн руб.
Рис. 1. Источник: Минфин России
Согласно новому закону, нефтегазовые сверхдоходы можно будет направлять на следующие цели:
Выплаты населению из бюджета, в том числе пособия, военные пенсии и другие выплаты в рамках исполнения публичных нормативных обязательств государства.
Погашение госдолга.
Замещение государственных заимствований.
Реализация иных мероприятий, направленных на повышение устойчивости российской экономики, по решению правительства.
Регионам разрешат направлять на поддержку экономики средства, высвобождаемые в результате реструктуризации ранее выданных бюджетных кредитов
Ранее регионы могли направлять средства, высвобождаемые в результате уменьшения объёма задолженности, прежде всего на поддержку или создание транспортных, энергетических, коммунальных инфраструктурных проектов. Причём одним из критериев отбора проекта для финансирования являлось то, что его стоимость должна составлять более 50 млн руб.
Согласно принятому закону, регионы смогут направлять высвобождаемые средства на приоритетные расходы для поддержания экономики субъекта. Кроме того, власти будут иметь право быстро перераспределять финансирование в ходе исполнения федерального, региональных и местных бюджетов в текущем году, в том числе для наполнения резервного фонда правительства. То есть в критической ситуации можно будет быстро перенаправить средства на мероприятия, поддерживающие финансовый сектор.
Средства ФНБ можно будет размещать в государственные ценные бумаги РФ и вкладывать в акции российских эмитентов на вторичном рынке
Ранее средства из ФНБ можно было размещать только в акциях российских компаний, связанных с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждён Правительством РФ. Теперь средства из ФНБ могут быть направлены на покупку акций российских эмитентов, не связанных с такими проектами, а Минфин сможет приобретать акции российский компаний на вторичном рынке.
Кроме того, средства ФНБ можно будет направлять на приобретение ОФЗ (облигаций федерального займа). Возможность приобретения ОФЗ будет доступна до момента достижения установленного для ликвидных активов ФНБ порога в 7%.
По состоянию на 1 февраля 2022 г. объём ФНБ составил 13,6 трлн руб., или 10,2% ВВП, прогнозируемого на 2022 г., что эквивалентно 174,9 млрд долл.
Структура активов ФНБ, %
Рис. 2. Источник: Минфин России
В ближайшее время структура активов ФНБ претерпит значительные изменения. Уже известно о том, что 1 трлн руб. Минфин направит на приобретение акций российских эмитентов. Согласно распоряжению, для этих операций Минфин привлечёт госкорпорацию «ВЭБ.РФ» и специализированные финансовые организации.
Основные активы (более 66%) ФНБ находятся на счетах Банка России. Причём в прошлом году Минфин предусмотрительно отказался от доллара в структуре своих активов, включив золото.
Структура средств ФНБ на счетах в Банке России после изменений 2021 г., %
Рис. 3. Источник: Минфин России
По состоянию на 1 февраля 2022 г. структура средств фонда выглядит следующим образом:
38,6 млрд евро;
4,2 млрд фунтов стерлингов;
600,3 млрд японских иен;
226,8 млрд китайских юаней;
405,7 т золота в обезличенной форме;
266,1 млн руб.
В 2022 г. часть средств ФНБ, находящихся на счетах Банка России, будет направлена на покупку ценных бумаг российских эмитентов и приобретение ОФЗ. Таким образом, в общей структуре доля средств, хранящихся на счетах ЦБ, будет снижена за счёт новых статей расходов на акции и гособлигации.
Зачем государству такие меры?
В сложных и нестабильных экономико-политических условиях государство вынуждено быстро реагировать на экстренные и критические ситуации, которые могут возникнуть в любой момент. В первую очередь было принято решение направлять сверхдоходы нефтегазового сектора на необходимые для поддержания экономики страны расходы, связанные с гособязательствами в виде пособий и других соцвыплат; на погашение госдолга и иные мероприятия, которые нужны для повышения устойчивости российской экономики.
Кроме того, настало то самое критическое время для грамотного использования ФНБ. Ведь он был создан на длительную перспективу для обеспечения безопасности и пенсионных выплат гражданам. Диверсификация структуры средств ФНБ делает государственные запасы более устойчивыми к кризису, санкциям, инфляции и другим макроэкономическим потрясениям, что важно для национальной безопасности страны.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Новый закон направлен главным образом на эффективное управление госдолгом и обеспечение финансовой стабильности в стране.
Дополнительные нефтегазовые доходы разрешат тратить на текущие нужды
Согласно действующему законодательству, дополнительные нефтегазовые доходы (сверхдоходы) — это дополнительные поступления в бюджет, возникающие при превышении цены на нефть уровня в 44,2 долл. за баррель. В 2022 г. они были запланированы в размере 3,4 трлн руб. До этого момента по действующему бюджетному правилу сверхдоходы нефтегазового сектора зачислялись в ФНБ через покупку валюты на внутреннем рынке. Из-за введённых санкций со стороны ЕС и США в отношении России реализация действующего бюджетного правила стала невозможна. Западные страны заблокировали валютные резервы Банка России, частью которых являются ликвидные средства ФНБ. По этой причине правительству пришлось изменить условия бюджетного правила, чтобы в экстренных случаях была возможность воспользоваться нефтегазовыми сверхдоходами.
Формирование дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2018–2024 гг., трлн руб.
Рис. 1. Источник: Минфин России
Согласно новому закону, нефтегазовые сверхдоходы можно будет направлять на следующие цели:
Выплаты населению из бюджета, в том числе пособия, военные пенсии и другие выплаты в рамках исполнения публичных нормативных обязательств государства.
Погашение госдолга.
Замещение государственных заимствований.
Реализация иных мероприятий, направленных на повышение устойчивости российской экономики, по решению правительства.
Регионам разрешат направлять на поддержку экономики средства, высвобождаемые в результате реструктуризации ранее выданных бюджетных кредитов
Ранее регионы могли направлять средства, высвобождаемые в результате уменьшения объёма задолженности, прежде всего на поддержку или создание транспортных, энергетических, коммунальных инфраструктурных проектов. Причём одним из критериев отбора проекта для финансирования являлось то, что его стоимость должна составлять более 50 млн руб.
Согласно принятому закону, регионы смогут направлять высвобождаемые средства на приоритетные расходы для поддержания экономики субъекта. Кроме того, власти будут иметь право быстро перераспределять финансирование в ходе исполнения федерального, региональных и местных бюджетов в текущем году, в том числе для наполнения резервного фонда правительства. То есть в критической ситуации можно будет быстро перенаправить средства на мероприятия, поддерживающие финансовый сектор.
Средства ФНБ можно будет размещать в государственные ценные бумаги РФ и вкладывать в акции российских эмитентов на вторичном рынке
Ранее средства из ФНБ можно было размещать только в акциях российских компаний, связанных с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждён Правительством РФ. Теперь средства из ФНБ могут быть направлены на покупку акций российских эмитентов, не связанных с такими проектами, а Минфин сможет приобретать акции российский компаний на вторичном рынке.
Кроме того, средства ФНБ можно будет направлять на приобретение ОФЗ (облигаций федерального займа). Возможность приобретения ОФЗ будет доступна до момента достижения установленного для ликвидных активов ФНБ порога в 7%.
По состоянию на 1 февраля 2022 г. объём ФНБ составил 13,6 трлн руб., или 10,2% ВВП, прогнозируемого на 2022 г., что эквивалентно 174,9 млрд долл.
Структура активов ФНБ, %
Рис. 2. Источник: Минфин России
В ближайшее время структура активов ФНБ претерпит значительные изменения. Уже известно о том, что 1 трлн руб. Минфин направит на приобретение акций российских эмитентов. Согласно распоряжению, для этих операций Минфин привлечёт госкорпорацию «ВЭБ.РФ» и специализированные финансовые организации.
Основные активы (более 66%) ФНБ находятся на счетах Банка России. Причём в прошлом году Минфин предусмотрительно отказался от доллара в структуре своих активов, включив золото.
Структура средств ФНБ на счетах в Банке России после изменений 2021 г., %
Рис. 3. Источник: Минфин России
По состоянию на 1 февраля 2022 г. структура средств фонда выглядит следующим образом:
38,6 млрд евро;
4,2 млрд фунтов стерлингов;
600,3 млрд японских иен;
226,8 млрд китайских юаней;
405,7 т золота в обезличенной форме;
266,1 млн руб.
В 2022 г. часть средств ФНБ, находящихся на счетах Банка России, будет направлена на покупку ценных бумаг российских эмитентов и приобретение ОФЗ. Таким образом, в общей структуре доля средств, хранящихся на счетах ЦБ, будет снижена за счёт новых статей расходов на акции и гособлигации.
Зачем государству такие меры?
В сложных и нестабильных экономико-политических условиях государство вынуждено быстро реагировать на экстренные и критические ситуации, которые могут возникнуть в любой момент. В первую очередь было принято решение направлять сверхдоходы нефтегазового сектора на необходимые для поддержания экономики страны расходы, связанные с гособязательствами в виде пособий и других соцвыплат; на погашение госдолга и иные мероприятия, которые нужны для повышения устойчивости российской экономики.
Кроме того, настало то самое критическое время для грамотного использования ФНБ. Ведь он был создан на длительную перспективу для обеспечения безопасности и пенсионных выплат гражданам. Диверсификация структуры средств ФНБ делает государственные запасы более устойчивыми к кризису, санкциям, инфляции и другим макроэкономическим потрясениям, что важно для национальной безопасности страны.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу