16 марта 2022 Открытие | Открытый журнал
Фридрих Энгельс — философ и общественно-политический деятель XIX века из Германии, один из основоположников теории экономико-политического учения марксизма. Друг и единомышленник Карла Маркса. Их творческий союз привёл к созданию идеологии, повлиявшей на формирование систем политико-экономических взаимоотношений в десятках стран, во многих из которых идеи марксизма работают до сих пор.
Ранние годы
Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 г. в немецком городе Бармен (современное название — Вупперталь). До 14 лет Фридрих посещал местную городскую школу, после чего стал учеником в гимназии Эльберфельда. Однако через три года по требованию отца он бросил учёбу, чтобы получить возможность начать работу продавцом в принадлежащей Энгельсу-старшему компании.
В детстве и раннем юношестве у Фридриха было много увлечений: он рано начал сочинять стихи, писать критические заметки к литературным произведениям. Активно занимался сразу несколькими видами спорта: плаванием, ездой на лошадях, фехтованием.
В 1838 г. Энгельс перебрался в Бремен, чтобы обучаться специальности работника в сфере торговли. Одновременно с учёбой начал карьеру в журналистике. Так, Фридрих подрабатывал корреспондентом в двух изданиях — «Штутгартской утренней газете» и «Аугсбургской общей газете».
В 1841 г. он переехал в столицу Германии Берлин для прохождения службы в регулярной армии, став бомбардиром в артиллерийской бригаде. Одновременно с этим Энгельс посещал лекции по философии в Берлинском университете, где завёл много друзей и связей, а также сотрудничал с «Рейнской газетой», для которой написал множество критических статей и заметок.
Переезд в Европу и знакомство с Марксом
В 1842 г. Энгельс перебрался в английский Манчестер для работы служащим в местном филиале торговой компании, одним из владельцев которой был его отец.
Попав в одну из ведущих капиталистических стран того времени, Энгельс начал активно изучать её социально-экономическую систему, условия жизни, быта и труда рабочих. Полученная информация стала основой для книги «Положение рабочего класса в Англии», написанной в 1845 г.
Несколькими годами ранее Энгельс познакомился с Карлом Марксом. Они быстро нашли общие интересы, что положило начало долгому и плодотворному рабочему союзу. Их первыми совместными трудами стали «Святое семейство, или Критика критической критики», а также рукопись «Немецкая идеология». Уже в этих работах впервые были изложены основы концепции материалистического подхода к истории.
Маркс и Энгельс вместе принимали активное участие в деятельности «Союза коммунистов». Для него в 1848 г. была написана программа — «Манифест Коммунистической партии». В это же время в Кёльне Энгельс и Маркс издавали «Новую Рейнскую газету». С её помощью велась активная пропаганда революционных идей и коммунистических взглядов. При этом Энгельс лично участвовал в боевых действиях на стороне войск революционеров.
После неудачной попытки военной революции Маркс и Энгельс перебрались в Англию и поселились в Лондоне. Чуть позже Энгельс вернулся в Манчестер, на работу конторским служащим. Параллельно он занимался написанием газетных статей — всего из-под его пера за десять лет вышло более 100 работ. В свободное время интересовался наукой и общественно-политическими делами. В 1870 г. вернулся в Лондон.
В Англии Маркс и Энгельс создали Первый интернационал и вели активную работу, руководя им. Основной своей задачей они считали противодействие последователям взглядов Ф. Лассаля, М. Бакунина и П.-Ж. Прудона.
На формирование политических и социальных взглядов Энгельса значительное влияние оказали немецкая (Г. Гегель, Л. Фейербах) и английская (А. Смит, Д. Рикардо) философские школы, а также учения социалистов Р. Оуэна и Ш. Фурье.
Марксистская идеология
Одно из главных достижений Энгельса — участие в создании политической идеологии, названной марксизмом. Хотя отмечается, что приоритет в работе принадлежал Марксу, а Энгельс занимался второстепенными делами. Энгельс обладал более живым и быстрым умом, однако не таким систематичным и глубоким, как Маркс. Именно это сочетание определило вклад каждого из учёных в общее дело. По словам Маркса, Энгельс мог работать в любое время дня и ночи. В отличие от более строгих и систематичных трудов Маркса, в работах Энгельса научные тезисы часто иллюстрировались живописными примерами. Также в его трудах можно встретить уместные элементы сатиры и юмора и необычную подачу научной информации в афористичной форме.
Маркс и Энгельс смогли реализовать несколько совместных проектов. К примеру, при создании «Капитала» Марксу, являвшемуся основным его автором, крайне пригодились теоретические знания и практический опыт Энгельса в ведении бухучёта и экономической деятельности предприятий.
С 50-х гг. в творческом тандеме Маркса и Энгельса было установлено более жёсткое разделение обязанностей. Карл Маркс в первую очередь занимался политической экономикой и делами международной политики. У Энгельса же в приоритете были такие направления, как философия, военное дело, языкознание, естествознание.
Однако из-за того, что свой главный труд, «Капитал», Маркс так и не успел завершить, его подготовкой к печати занялся уже Энгельс. Второй и третий тома были изданы уже под его руководством (1885 и 1894 гг.) Поэтому всё же итоговый результат следует рассматривать как совместный труд двух учёных.
В поддержку марксистской теории, изложенной в «Капитале», Энгельс продолжил издавать другие труды: «Анти-Дюринг» (1878), «Развитие социализма от утопии к науке» (1880), и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886).
Фридрих Энгельс много работал над материалистическим подходом к пониманию исторического процесса. Он создал трудовую теорию антропосоциогенеза. Основные её положения были указаны в большой книге «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876).
Также Энгельс с интересом изучал первобытное общество, от начала его формирования до расцвета и затем полного разложения. При написании труда «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) был впервые поставлен вопрос о необходимости рассматривать воспроизводство человеческого рода как один из двух ключевых факторов эволюции первобытных общин, вместе с усовершенствованием способов производства материальных благ. В этом же труде были детально проанализированы принципы становления институтов семьи, появление классов и государств.
В труде «Письма об историческом материализме» Энгельс вновь вернулся к теме философии марксизма, предложив одну из её более гибких интерпретаций.
Свой материалистический подход к рассмотрению исторического процесса Энгельс использовал в цикле трудов, описывающих революции, которые в разное время происходили в странах Европы:
«Крестьянская война в Германии» (1850);
«История Ирландии» (1870);
«Революция и контрреволюция в Германии» (1851–1852);
«К истории древних германцев» (1882);
«К истории первоначального христианства» (1895).
Ещё один цикл работ был посвящён уже особенностям ведения внешней и внутренней политики в ряде государств:
«К жилищному вопросу» (1873);
«Иностранная политика русского царизма» (1890);
«Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (1894).
В феврале 1848 г. Энгельс и Маркс во время совместной работы в Лондоне издали труд с громким названием «Манифест Коммунистической партии». В нём были сформированы и указаны цели, задачи и методы их достижения для только начавших зарождаться коммунистических партий. В документе обращается внимание на то, что вся предыдущая история основывается на классовой борьбе.
В качестве одной из главных задач для новых коммунистических ячеек общества указывается уничтожение государства как инструмента для осуществления насильственных действий правящего класса над всеми остальными. Маркс и Энгельс говорят о том, что гибель капиталистического строя от рук пролетариата — необратимый процесс, и революция — лишь способ, приближающий её. Пролетариату отводится роль строителя совершенно нового типа общества, где средства производства станут общедоступными. Авторы предлагают свою интерпретацию законов развития общества, соблюдение которых непременно должно приводить к усовершенствованию средств производства.
К сожалению для Энгельса, Маркса и их последователей, на практике многие задачи, о которых говорилось в «Манифесте», так и не были реализованы.
Труды по военной теории
Серьёзную часть своей карьеры Фридрих Энгельс посвятил трудам по военному делу. В первую очередь его интересовали технический, исторический и теоретический аспекты.
Подобный выбор можно связать с неизбежной (по предположению Маркса и Энгельса) мировой революцией, которую пролетариат осуществит с помощью военной силы.
В 1857–1860 гг. был издан целый цикл статей по военному делу, который публиковался в «Новой американской энциклопедии»:
«Фортификация»;
«Армия»;
«Пехота»;
«Артиллерия»;
«Кавалерия»;
«Военно-морской флот».
Также среди трудов на военную тематику выделяются «История винтовки» (1861), несколько глав из «Анти-Дюринга» под общим названием «Теория насилия» и рукописи «Тактика пехоты и её материальные основы» (1877), а также «Роль насилия в истории» (1888).
В своих статьях и заметках Энгельс также описывал ход ряда войн и конфликтов, среди которых были:
Крымская война (1853–1856);
Франко-итало-австрийский конфликт (1859);
Гражданская война в США (1861–1865);
Прусско-австрийская война (1866).
Кроме того, учёный исследовал локальные революции и восстания.
Также Энгельса интересовало состояние военной сферы в разных странах и связанные с ней аспекты международных отношений. Этот интерес вылился в ряд аналитических трудов:
«По и Рейн» (1859);
«Савойя, Ницца и Рейн» (1860);
«Английская армия» (1864);
«Может ли Европа разоружиться?» (1893).
Энгельс много работал над созданием собственной концепции, в рамках которой развитие военной сферы (оружие и техника) находится в зависимости от способа производства в обществе. А стратегия и тактика управления уже определяются социально-экономическими отношениями и зависят от того, насколько развиты политическая система и моральные устои, а также какие религии исповедуются.
Фридрих Энгельс в большинстве своих работ на военную тематику отстаивал общую идею о том, что войны, развитие вооружения и вклад в военную промышленность обостряют противоречия в обществе. Создание массовых армий он рассматривал как прямую предпосылку к приближающейся мировой социалистической революции. Энгельс имел особый взгляд на восстания и видел в них отдельный вектор военно-политической сферы. Он одним из первых смог предсказать начало Первой мировой войны. Энгельс предполагал, что она повлечёт за собой серьёзный упадок и даже полное разорение ряда европейских государств из-за социальных переворотов внутри них, а также предвидел некоторые из итогов войны — поражение Германии и возвышение США на международной арене.
Труды в области естествознания
Ещё одна сфера, в которой трудился Фридрих Энгельс, — естествознание. В своих работах он пытался обобщить все предыдущие и современные ему достижения этой науки и применить ряд новых методов изучения, которые до этого в сфере познания природы ещё не применялись, в частности — диалектико-материалистический подход. Основной результат работы в этом направлении — рукопись «Диалектика природы», которая была создана к 1883 г., хотя считалась незавершённой. Её публикация состоялась ещё позже — в 1925 г.
Согласно подходу Энгельса к изучению природы, «единство мира состоит в его материальности», а движение — «способ существования этой материи». Он выделял пять способов движения материи:
механический;
физический;
химический;
биологический;
социальный.
Пространство и время Энгельс считал формами существования материи. А наиболее адекватными для описания и понимания мира природы, по его мнению, являются физические, математические и даже философские законы. Во многом в своих взглядах на природу он придерживался диалектики Гегеля, упростив и переосмыслив её самостоятельно.
В ряде трудов Энгельс напрямую критиковал существующие естественные науки и занимающихся ими учёных и испытателей. В первую очередь критике подвергались излишне позитивистская повестка, господство эмпирических методов исследования и слишком слабое внимание к теории и философской проблематике естествознания.
Энгельс резко противопоставлял свои идеи агностицизму, не принимал его ни в каких проявлениях. В качестве альтернативы предлагал собственную диалектико-материалистическую модель рассмотрения окружающего мира.
Работы в лингвистике
Фридрих Энгельс был отличным лингвистом, свободно владел двенадцатью языками, умел читать на 20-ти. При этом в своих лингвистических исследованиях он уделял внимание не только самым популярным в то время европейским языкам, но также мёртвым и тем, которые считал исследованными в меньшей степени. К ним относились:
древнегерманские языки;
скандинавские языки;
русский;
польский;
шотландский;
чешский;
сербский;
персидский;
болгарский;
румынский;
голландский;
кельтско-ирландские.
Свой интерес к языкам Энгельс объяснял в первую очередь необходимостью использовать эти знания для изучения истории. Ведь понимание разных языков даёт уникальную возможность общаться с коллегами из различных стран и регионов, черпать знания из первоисточников. Кроме того, знание языков помогало и в политической карьере, оно позволяло более эффективно руководить рабочим и социально-демократическим движениями в разных странах. Ведя переписку по почте, Энгельс почти всегда писал на том языке, на котором разговаривал адресат.
Говоря о русском языке, Фридрих отмечал, что это «один из самых сильных и богатых из всех живых языков». Он добился серьёзных успехов в его изучении, ознакомился с большинством произведений Пушкина, Чернышевского, Добролюбова (последнего часто сравнивал с Лессингом и Дидро). После прочтения «Евгения Онегина» Энгельс сделал частичный перевод этого произведения на немецкий язык, чтобы популяризовать его в Европе.
Язык учёный рассматривал как одну из важных составляющих общества и говорил о его тесной связи с другими сферами: историей, культурой, литературой. Придерживался мнения, что эволюция языка связана с развитием способов производства. Похожие идеи он высказывал и в своих трудах на другие темы, часто привязывая практически все сферы общественно-политической жизни к развитию способов производства. Именно их он считал отправной точкой для прогресса во всех остальных областях.
Личная жизнь и смерть
За свою жизнь Энгельс был дважды женат — на сёстрах Мэри и Лидии Бёрнс. Обе умерли ещё при жизни учёного. Сам Энгельс скончался 5 августа 1895 г. в Лондоне от тяжёлой болезни — рака пищевода. Согласно завещанию, его прах был сброшен в морские воды недалеко от мыса Истборн.
Цитаты Фридриха Энгельса
Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором.
Всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счёте продуктом данного экономического положения общества.
Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собой исчезает вместе с последним.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу