Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Великая депрессия II » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Великая депрессия II

22 марта 2022 AfterShock
Всякий раз, когда фильм становится хитом, киноиндустрия пытается повторить успех, снимая продолжение. Продолжение почти неизменно обходится дороже, тогда как те, кто его создает, ожидают, что это будет ещё больший блокбастер, чем оригинал.

Великая депрессия 1930-х годов рассматривается большинством людей как конец всех экономических катастроф, и для этого есть веские причины. Хотя экономический цикл существовал всегда, период, предшествовавший октябрю 1929 года, был необычным, поскольку те, кто работал в финансовом секторе, проявили необычайное творчество.

Брокеры поощряли людей покупать на фондовом рынке так много, насколько они могли себе позволить. Когда этот бизнес начал выравниваться, они поощряли людей покупать в долг. Идея заключалась в том, что покупатель должен был заплатить только часть денег за покупку, а брокер “гарантировал” полную оплату продавцу. В качестве условия соглашения покупатель должен был уступить брокеру право продать свои акции в любой момент, когда он пожелает, если он почувствует необходимость сделать это, чтобы снять себя с крючка в случае значительных экономических изменений.

И покупатель, и брокер покупали акции на деньги, которых ни у кого не было. Но брокер вступал в азартную игру, чтобы получать комиссионные, которые ему выплачивались немедленно. Покупатель вступал в азартную игру, поскольку брокер пообещал ему, что акции “полетят на Луну” и что он разбогатеет.

Банки также вошли в игру. В своё время банки брали деньги на депозит, а затем ссужали эти деньги под проценты. Они всегда сохраняли процент от депонированных денег в банке, чтобы гарантировать, что они могут удовлетворить любой нормальный спрос на снятие средств. Но, в конце концов, банкиры поняли, что, если они готовы играть в азартные игры, они могут ссужать гораздо больше денег – во много раз больше суммы, которую они получили на депозит. До тех пор, пока очень немногие кредиты оказались плохими, они в конечном итоге вернут деньги с процентами.

Итак, в 1920-х годах они ссужали деньги людям, чтобы те могли более активно покупать на фондовом рынке. С этого момента инвестор, который был истощен и не мог позволить себе купить больше акций, покупал в долг. Когда он больше не мог позволить себе покупать в долг, он занимал деньги в банке, чтобы купить в долг.

Это означало, что на самом деле существовал лишь крошечный процент “денег”, которые проходили через руки. Подавляющее большинство инвестиционных фондов существовало только на бумаге.

Конечно, само существование этой абсурдной аномалии зависело от рынка, который процветал и неуклонно двигался вверх. Если бы по какой-либо причине произошла внезапная потеря доверия к банкам, большое количество вкладчиков потребовало бы снять свои депозиты, и произошли бы банкротства банков, поскольку банки играли с деньгами, которых не существовало.

Точно так же, если бы эта потеря доверия имела место в отношении фондового рынка, большое количество акционеров попытались бы продать одновременно, и рынок рухнул бы, поскольку брокеры играли с деньгами, которых не существовало.

В 1920-х годах состояния делались теми, кто управлял банками и брокерскими домами – со скоростью, которая значительно превышала всё, что когда-либо существовало. К сожалению, они создали величайший финансовый пузырь в истории, и когда он лопнул, как это делают все пузыри, он лопнул очень громко. Тысячи банков были уничтожены. Тысячи брокерских домов были уничтожены. И миллионы инвесторов были уничтожены.

Неудивительно, что затем были приняты законы, гарантирующие, что такая катастрофа никогда не повторится. Особое значение имел Закон Гласса-Стигалла.

Затем, в 1999 году, Закон Гласса-Стигалла был отменен. Это было сделано по совету председателя ФРС Алана Гринспена и было с готовностью принято тогдашним президентом Биллом Клинтоном, поскольку его заверили, что отмена будет означать резкое увеличение инвестиций, что обеспечит ему блестящее наследие, когда он покинет свой пост.

Моей первой реакцией на отмену было то, что в последующие годы мы увидим иррациональные инвестиции на рынке недвижимости, которые стали возможны благодаря банковским кредитам. Это привело бы к краху в сфере недвижимости, а затем к краху на фондовом рынке. Я верил, что этот разгром будет скрыт правительствами, что в конечном итоге приведёт к дальнейшему краху, и что последний крах будет иметь эпические масштабы.

Но почему это должно случиться ? Почему второй крах должен быть намного больше ?

Ну, величина краха, как правило, равна величине экономической аномалии, которая ему предшествовала. Крах 1929 года был больше, чем предыдущие обрушения, потому что банкиры и брокеры нашли новые способы раздуть пузырь за пределами всего, что существовало раньше.

Точно так же они стали ещё более изобретательными сейчас и раздули пузырь далеко за пределы того, что существовало в 1929 году. Уровень долга намного превышает всё, что когда-либо видел мир.

Крах 2008 года был, по сути, мини-крахом. Никакой коррекции никогда не происходило. Вместо этого он был прикрыт огромным увеличением долга, с уверенностью, что, когда произойдет неизбежный большой крах, серьёзность будет намного выше любого другого краха в истории.

Продолжение крушения 1929 года будет очень похоже на сиквелы фильмов. С фильмами продюсеры вкладывают в сиквел больше денег, чем потратили на оригинальный фильм, полагая, что если они просто бросят на него достаточно денег, он каким-то образом будет лучше и принесёт им ещё больше денег, чем оригинал.

Точно так же и в экономических событиях предполагается, что если бы в преддверии последнего крупного краха было сделано много денег, то, несомненно, создав ещё больше долгов на этот раз, прибыль будет намного больше, чем раньше.

И это оказалось правдой. Финансовые учреждения вступили в эпоху прибыли, которая исторически не имела себе равных. Оригинал был монстром, а продолжение окажется ещё большим монстром.

Конечно, есть разница между фильмами и экономическими событиями. С фильмами продюсеры наживаются, когда кинозрители платят вступительный взнос. С экономическими кризисами производители делают свои состояния в преддверии краха. Сама катастрофа просто предъявляет счёт за катастрофу кинозрителям.

Вопрос, который всегда задают перед любой катастрофой: “Когда это произойдет ?” К сожалению, хотя кризисы могут быть проанализированы и предсказаны заранее, дата более неопределённа. Решающим фактором является потеря доверия со стороны широкой общественности. Когда они коллективно получают трясущиеся колени при размышлении об экономическом будущем – когда они снимают свои депозиты из банков и продают свои акции на рынке, пузырь внезапно лопнет.

Итак, фактический показ этой конкретной эпопеи может быть через год или на следующей неделе. Так что, возможно, преждевременно покупать попкорн сейчас, но когда происходят сбои, они происходят внезапно и без предупреждения.

Поскольку невозможно предсказать точную дату, те, кто не хочет стать жертвами краха, могут захотеть подготовиться к нему – освободиться от долгов, ликвидировать активы, которые будут обесценены в кризис, превратить вырученные средства в реальные деньги (драгоценные металлы) и переехать в место, которое, вероятно, будет меньше затронуто денежным и социальным кризисом, который последует.

Джефф Томас

http://aftershock.su/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу