Первые экономические санкции против Кубы были введены в 1960 г. после национализации революционным правительством собственности американских компаний на Кубе, а последние — в июне 2019 г. Это был запрет захода на Кубу круизных судов и посадки частных и корпоративных самолётов.
Включённость в американский рынок и зависимость от американского капитала
В 1950-е гг. Куба, и так находившаяся в сфере экономического влияния США, продолжала всё теснее интегрироваться в американский рынок. Кубинская экономика развивалась как монокультурная. Основу кубинского экспорта (более 80%) составлял сахарный тростник. Одновременно на Кубу импортировалось 29% всех продуктов питания, включая 60% зерновых, 80% фруктовых консервов, 78% рыбных консервов, 43% сладостей, 70% шоколада и 72% говядины. Доля продовольствия (преимущественно из США) составляла 20–25 % стоимости всего импорта.
Американский капитал контролировал почти 70% экономики островного государства, включая 43% железных дорог, 90% электрических и телефонных компаний, 90% горнодобывающей промышленности, 80% коммунальных предприятий, 80% потребления горючего, 50% сферы обслуживания, 50% посевов сахара и 40% сахарных заводов.
Во время правления диктатора Рубена Фульхенсио Батисты (Rubén Fulgencio Batista y Zaldívar) на Кубе началась реализация плана по привлечению иностранного капитала. Этот план был разработан в 1950 г. миссией Международного банка реконструкции и развития (МБРР) во главе с американским экономистом Фрэнсисом Адамсом Траслоу.
«План Траслоу» предполагал усиление ориентации кубинской экономики на рынок США, одностороннее развитие сельского хозяйства при отказе от модернизации промышленности. Создавались условия, которые способствовали закрытию принадлежавших кубинскому капиталу мелких и средних сахарных плантаций и сахарных заводов, чтобы устранить конкуренцию для крупных предприятий сахарной отрасли, принадлежавших в основном американским монополиям. «Для повышения конкурентоспособности кубинской экономики» вводились жёсткие ограничения на деятельность профсоюзов.
Временный запрет на забой скота нанёс огромный ущерб кубинскому скотоводству и сыграл на руку закреплявшимся на кубинском рынке американским скотоводческим компаниям. В 1955 г. были уменьшены посевы рисовых культур, чтобы увеличились продажи дорогого импортного американского риса. Монополиям США было предоставлено множество крупных концессий по добыче полезных ископаемых. Кубинское правительство поощряло американские инвестиции в электроэнергетику и телефонную связь (при этом тарифы на электричество и телефонную связь на Кубе были самыми высокими в мире).
Революционная экспроприация
После победы Кубинской революции 1 января 1959 г. новая власть начала проводить преобразования в интересах большинства кубинского народа.
В начале 1959 г. были снижены плата за жильё (на 30%, а для семей с низким доходом — в два раза), электричество (на треть), газ, телефон (на треть) и медицинское обслуживание. Также была повышена заработная плата низкооплачиваемым работникам и введены пенсии по нетрудоспособности. Было объявлено о начале строительства дешёвого жилья для рабочих.
17 мая 1959 г. был принят закон об аграрной реформе, согласно которому запрещалось владеть более чем 402,6 га земли. Для крестьянской семьи из пяти человек был установлен «жизненный минимум» в 27 га, который правительство обязалось выделять бесплатно. Также государство предоставляло дешёвый кредит для создания сельскохозяйственных кооперативов. Были запрещены аренда на основе натуральной оплаты и субаренда, а также владение землёй иностранцами. Экспроприации подлежало 4423 крупных владения, их владельцы в качестве компенсации получали 4,5-процентные облигации с 20-летним сроком покрытия.
Проведение аграрной реформы вызвало кризис в коалиционном правительстве. Фидель Кастро подал в отставку, но после массовых демонстраций в отставку вынужден был уйти выступавший против аграрной реформы президент Мануэль Уррутия. После этого революционные преобразования кубинской экономики ускорились.
6 августа 1960 г. были национализированы телефонная компания «Кубан тэлэфон компани» (дочернее предприятие американской корпорации ИТТ), три нефтеперерабатывающих завода и 21 сахарный завод.
17 сентября 1960 г. были национализированы кубинские банки и 382 крупнейших промышленных и торговых предприятия, большинство которых принадлежало сторонникам Батисты и иностранным компаниям.
14 октября 1960 г. был национализирован жилищный фонд, и началось расселение кубинцев в дома и квартиры, ранее принадлежавшие иностранцам.
24 октября 1960 г. было национализировано ещё 166 предприятий, которые принадлежали американским компаниям.
В общей сложности в результате проведённых реформ убытки 979 американских компаний и корпораций составили около 1 млрд долл. прямых капиталовложений, до 2 млн га земель сельскохозяйственного назначения, три нефтеперерабатывающих и 36 сахарных заводов, значительное количество торгово-промышленных объектов и иной недвижимости.
Американские санкции против Кубы
6 июля 1960 г. правительство США приняло закон о сокращении импорта кубинского сахара в США. Кроме того, США поставили перед Канадой, другими странами-союзниками по блоку НАТО и Японией вопрос о «солидарных действиях в отношении Кубы», которые включали сокращение закупок кубинского сахара и прекращение поставок на Кубу «стратегических материалов».
24 августа 1960 г. Сенат США одобрил поправку к закону «Об иностранной помощи», которая устанавливала, что всякое государство, которое будет оказывать Кубе экономическую помощь или продавать ей оружие, лишится американской помощи.
3 сентября 1960 г. США установили запрет на продажу Кубе грузовиков, джипов, запасных частей к ним, а также «других товаров, которые могут быть использованы в военных целях».
10 октября 1960 г. США установили полное эмбарго на поставки Кубе любых товаров (за исключением продуктов питания и медикаментов).
Революционное правительство Кубы искало поддержки у европейских стран, но не получило её и обратилось к СССР (10 января 1959 г. Советский Союз объявил о признании Временного революционного правительства Кубы; 8 мая 1960 г. были восстановлены дипломатические отношения между СССР и Республикой Кубой).
В апреле 1961 г. США попытались свергнуть Фиделя Кастро, организовав высадку вооружённых контрреволюционеров в заливе Кочинос. Но десант был разгромлен, а в мае 1961 г. Фидель открыто провозгласил, что Куба пойдёт по социалистическому пути развития. Это резко изменило отношение СССР к Кубе. На Остров свободы тут же были отправлены советские инженеры, военные специалисты и оружие, чтобы предотвратить повторение американской интервенции.
3 февраля 1962 г. президент США Д. Ф. Кеннеди подписал указ о полном запрете ввоза в США кубинских и поставляемых через Кубу товаров.
В феврале 1962 г. под давлением США Куба была исключена из Организации американских государств.
На подготовку свержения кубинского правительства с помощью вооружённых сил США СССР ответил размещением на Кубе советских войск и советских ядерных ракет.
В ходе Карибского кризиса с октября 1962 г. корабли военно-морского флота США установили военно-морскую блокаду Кубы в виде карантинной зоны в 500 морских миль от берегов Кубы. Блокада продолжалась до 20 ноября 1962 г.
8 февраля 1963 г. в США был принят закон «Cuban Assets Control Regulations».
26 июля 1964 г. под давлением со стороны США Организацией американских государств были введены санкции против Кубы (которые были отменены только 29 июля 1975 г.).
С 1966 г. был введён запрет на посещение Кубы для граждан США. В настоящее время американцам запрещено совершать любые сделки на Кубе (например, тратить каким-либо образом деньги) без специального разрешения. Граждане США могут нарушить запрет, посетив Кубу с территории Канады или Мексики, и скрыть факт посещения, так как кубинские власти не проставляют штамп в паспорте, однако злостным нарушителям грозят тюремное заключение сроком на десять лет и крупные штрафы.
Удалённый эксклав советского блока
Лишённая основного рынка сбыта своей продукции, Куба смогла жить и развиваться только благодаря включению в экономическое пространство советского блока. В Советский Союз и страны Восточной Европы отправлялся кубинский сахар, а позже и другая сельскохозяйственная продукция. Из СССР, Чехословакии и ГДР Куба получала станки и механизмы, автомобили и другую технику. Благодаря помощи социалистических стран Куба смогла создать собственную фармацевтическую промышленность. Советские специалисты помогали организовать разведку и добычу полезных ископаемых. На Кубе была создана эффективная система образования и здравоохранения.
Во многом успехи социалистической Кубы базировались на советской безвозмездной помощи и советских кредитах.
Окрепшая Куба сама начала оказывать помощь развивающимся странам, усиливая влияние социалистического блока в различных уголках мира.
Так, после Революции гвоздик в Португалии в 1974 г. в бывшей португальской колонии началась гражданская война между тремя повстанческими движениями, ранее боровшимися за независимость.
Кубинское правительство 4 ноября 1975 г. по просьбе ангольского правительства послало в Анголу 480 военных специалистов для организации центров военной подготовки (планировалось создать 16 пехотных батальонов и 25 миномётных и зенитных батарей). Были также отправлены бригады врачей, 115 грузовиков и различные средства связи.
В апреле 1979 г. Куба установила дипломатические отношения с Гренадой, и правительство Гренады отказалось от участия в экономической блокаде Кубы. А Куба начала оказывать помощь Гренаде в строительстве инфраструктурных объектов (в том числе аэропорта), обучении небольших вооружённых сил страны и в создании системы здравоохранения. После военного вторжения США на Гренаду 25–27 октября 1983 г. и смены там правительства сотрудничество между Кубой и Гренадой было прекращено.
До этого в 1973 г. в результате военного переворота при поддержке США был свергнут (и убит) президент Чили Сальвадор Альенде, который отказался от участия в торгово-экономической блокаде Кубы и начал развивать с ней отношения.
Удвоение санкций
Внешнеполитическая активность Кубы не осталась незамеченной в США. 1 марта 1982 г. США объявили Кубу «страной — спонсором терроризма» и дополнительно ужесточили санкции в отношении неё.
Перестройка в СССР и рост антисоциалистических общественных настроений в странах Восточной Европы породили в США надежду на скорое установление собственной гегемонии. В этих условиях давление на Кубу не ослабло, а ещё более усилилось.
В октябре 1989 г. Сенат США принял поправки в законодательство, направленные на ужесточение экономической блокады Кубы.
После ликвидации СЭВ и Организации Варшавского договора и распада Советского Союза ситуация для Кубы катастрофически ухудшилась. Экономические реформы в России привели к исчезновению социалистической хозяйственной системы, в которую была встроена Куба. Новой рыночной экономике России связи с далёким островом оказались неинтересны. Куба одновременно потеряла и рынок сбыта своей продукции, и источник необходимой техники и оборудования, а главное — источник инвестиций. Фактически всё произошедшее было равносильно новому объявлению санкций. И в этой ситуации уже никто не пришёл ей на помощь.
Если до этого Куба выживала в условиях американского эмбарго благодаря торговле со странами СЭВ, то теперь ей пришлось рассчитывать только на собственные силы. ВВП рухнул на треть, не хватало продовольствия и топлива.
В США рассчитывали, что усиление давления стимулирует возникновение на Кубе таких же общественных процессов, как те, что привели к падению социалистических режимов в Восточной Европе. Тем более что в 1990 г. в Никарагуа потерпел поражение на выборах и лишился власти союзник Фиделя Кастро Даниэль Ортега.
В октябре 1992 г. США ужесточили экономическую блокаду Кубы, приняв дополнительные санкции против неё (Cuban Democracy Act). Американским компаниям в других странах было запрещено сотрудничать с кубинскими компаниями, компаниям других стран запрещено экспортировать в США продукцию кубинского производства или продукцию, содержащую кубинские компоненты.
Выживание под санкциями
На усиление внешнего экономического давления и исчезновение источников поступления валюты Куба ответила развитием туристической отрасли, либерализацией торговли и созданием свободных экономических зон — причём каждый раз Гавана напоминала своим гражданам: это не шаг к отказу от социализма, это мера, необходимая для выживания.
Успехи Кубы на этом пути заставляли США усиливать давление. 12 марта 1996 г. Конгресс США принял закон Хелмса-Бёртона, который предусматривал дополнительные санкции против иностранных компаний, торгующих с Кубой. Судам, которые перевозили продукцию с Кубы или на Кубу, было запрещено заходить в порты США.
В 2000 г. Конгресс США принял решение использовать замороженные в США счета кубинской телефонной компании Empresa de Telecomunicaciones S.A. (около 120 млн долл.) для «компенсации жертвам кубинского терроризма». После принятия конгрессом этого решения правительство Кубы заявило, что это грабёж, и в октябре 2000 г. был введён дополнительный десятипроцентный телефонный налог, который должен действовать до тех пор, «пока кубинские деньги, противозаконно замороженные США, не вернутся на Кубу полностью с соответствующими процентами». Поскольку американские телефонные компании не стали выплачивать данный налог, правительство Кубы приняло решение об отключении с 15 декабря 2000 г. телефонных линий, связывающих Кубу и США.
В октябре 2003 г. президент США Джордж Буш провозгласил ужесточение экономических санкций против Кубы. С целью «ускорить появление новой — свободной и демократической Кубы» и в ответ на либерализацию торговли на Кубе США объявили о значительном ужесточении контроля над соблюдением гражданами США запрета на туристические поездки на остров, на ввоз туда денег и вывоз товаров оттуда.
В июне 2004 г. США ужесточили ограничения на посещение своими гражданами Кубы. Согласно новым нормам, разрешённый раз в три года визит гражданина США на Кубу не может продолжаться более 14 дней. При этом в день американцу разрешается тратить не более 50 долл. на человека, а передавать своим близким, постоянно проживающим на Кубе, гражданам США разрешено не более 1200 долл. в год. В октябре 2004 г. США ввели дополнительные запреты на приобретение кубинских сигар. Импорт кубинских сигар в США был полностью запрещён, за нарушение установлен штраф до 250 тыс. долл. для частных лиц и до 1 млн долл. для компаний. Нарушители также могут быть подвергнуты тюремному заключению сроком до десяти лет. Кроме этого, гражданам США запретили покупать и даже курить кубинские сигары не только на территории США, но и во всём мире.
В апреле 2005 г. в Вашингтоне президент США Дж. Буш и президент Украины В. А. Ющенко подписали совместное заявление «Повестка дня нового века для украинско-американского стратегического партнёрства», в котором Украина принимала на себя обязательства «поддерживать продвижение свободы в таких странах, как Белоруссия и Куба». Вслед за этим правительство Кубы направило ноту протеста в МИД Украины. Официальная делегация Республики Куба во главе с замминистра внутренних дел страны Эумелио Кабайеро 7 апреля 2005 г. в срочном порядке прервала визит на Украину и вернулась на родину.
Куба после смерти Кастро
Смерть Фиделя Кастро 24 февраля 2008 г. породила споры в США о дальнейшей политике в отношении Кубы.
«Я с трудом могу представить, чтобы это (отмена экономического эмбарго) случилось в обозримом будущем», — заявил в феврале 2008 г. заместитель госсекретаря США Джон Негропонте.
Но уже в апреле 2009 г. президент США Барак Обама подписал указ, согласно которому некоторые санкции были незначительно смягчены. В частности, гражданам США, имеющим близких родственников на Кубе, было разрешено посещать их не раз в три года, как раньше, а каждый год. Кроме того, им разрешалось тратить на Кубе до 179 долл. в день.
Но в дальнейшем, в сентябре 2009 г., Барак Обама подписал указ о продолжении экономической блокады Кубы.
3 января 2010 г. Национальный совет по безопасности на транспорте США объявил о том, что пассажиры из 14 стран (в том числе прибывшие с Кубы) при въезде в США будут подвергаться усиленному досмотру, в том числе принудительному с помощью сканеров, и обыску.
Кроме того, в рамках санкций правительства США пользователям из Сирии, Ирана и Кубы закрыт доступ к крупнейшему в мире массовому открытому онлайн-курсу в сфере дистанционного образования Coursera и запрещено использование программного обеспечения из США (в частности языка программирования Java).
Товарищи по несчастью
После присоединения Крыма под экономические санкции Запада попала и Россия. В этих условиях встал вопрос о возобновлении сотрудничества с Кубой. В 2014 г. на Кубу прилетела российская делегация во главе с Владимиром Путиным. По итогам переговоров Москва пообещала списать Острову свободы 90% советских долгов (составлявших 35 млрд долл.) и построить четыре новых энергоблока для ТЭС — для Кубы, живущей в условиях хронического энергодефицита, это имеет особую ценность.
Однако возрождение российско-кубинского сотрудничества не решило всех экономических проблем Кубы, а лишь немного ослабило их.
Но даже такая активизация сотрудничества вызвала недовольство США. В июне 2019 г. США ввели новые санкции, нацеленные на туризм: запретили заходы круизных судов на Кубу и посадки частных и корпоративных самолётов на острове.
* * *
Нынешние санкции, объявленные Западом, ударили по России слабее, чем когда-то по Кубе. США отлучили кубинскую экономику от рынка, на который та была завязана на 99%. Российская экономика зависела от объявивших санкции стран в значительно меньшей степени.
Кубе пришлось в 1960-е гг. переориентироваться от торговли с США на сотрудничество со странами соцлагеря. Сейчас Россия тоже перестраивает свои внешнеэкономические связи. Но с Китаем, Индией и Ираном Россия сотрудничала и раньше, так же как и с Турцией, Египтом, странами Персидского залива и ЕврАзЭС.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Включённость в американский рынок и зависимость от американского капитала
В 1950-е гг. Куба, и так находившаяся в сфере экономического влияния США, продолжала всё теснее интегрироваться в американский рынок. Кубинская экономика развивалась как монокультурная. Основу кубинского экспорта (более 80%) составлял сахарный тростник. Одновременно на Кубу импортировалось 29% всех продуктов питания, включая 60% зерновых, 80% фруктовых консервов, 78% рыбных консервов, 43% сладостей, 70% шоколада и 72% говядины. Доля продовольствия (преимущественно из США) составляла 20–25 % стоимости всего импорта.
Американский капитал контролировал почти 70% экономики островного государства, включая 43% железных дорог, 90% электрических и телефонных компаний, 90% горнодобывающей промышленности, 80% коммунальных предприятий, 80% потребления горючего, 50% сферы обслуживания, 50% посевов сахара и 40% сахарных заводов.
Во время правления диктатора Рубена Фульхенсио Батисты (Rubén Fulgencio Batista y Zaldívar) на Кубе началась реализация плана по привлечению иностранного капитала. Этот план был разработан в 1950 г. миссией Международного банка реконструкции и развития (МБРР) во главе с американским экономистом Фрэнсисом Адамсом Траслоу.
«План Траслоу» предполагал усиление ориентации кубинской экономики на рынок США, одностороннее развитие сельского хозяйства при отказе от модернизации промышленности. Создавались условия, которые способствовали закрытию принадлежавших кубинскому капиталу мелких и средних сахарных плантаций и сахарных заводов, чтобы устранить конкуренцию для крупных предприятий сахарной отрасли, принадлежавших в основном американским монополиям. «Для повышения конкурентоспособности кубинской экономики» вводились жёсткие ограничения на деятельность профсоюзов.
Временный запрет на забой скота нанёс огромный ущерб кубинскому скотоводству и сыграл на руку закреплявшимся на кубинском рынке американским скотоводческим компаниям. В 1955 г. были уменьшены посевы рисовых культур, чтобы увеличились продажи дорогого импортного американского риса. Монополиям США было предоставлено множество крупных концессий по добыче полезных ископаемых. Кубинское правительство поощряло американские инвестиции в электроэнергетику и телефонную связь (при этом тарифы на электричество и телефонную связь на Кубе были самыми высокими в мире).
Революционная экспроприация
После победы Кубинской революции 1 января 1959 г. новая власть начала проводить преобразования в интересах большинства кубинского народа.
В начале 1959 г. были снижены плата за жильё (на 30%, а для семей с низким доходом — в два раза), электричество (на треть), газ, телефон (на треть) и медицинское обслуживание. Также была повышена заработная плата низкооплачиваемым работникам и введены пенсии по нетрудоспособности. Было объявлено о начале строительства дешёвого жилья для рабочих.
17 мая 1959 г. был принят закон об аграрной реформе, согласно которому запрещалось владеть более чем 402,6 га земли. Для крестьянской семьи из пяти человек был установлен «жизненный минимум» в 27 га, который правительство обязалось выделять бесплатно. Также государство предоставляло дешёвый кредит для создания сельскохозяйственных кооперативов. Были запрещены аренда на основе натуральной оплаты и субаренда, а также владение землёй иностранцами. Экспроприации подлежало 4423 крупных владения, их владельцы в качестве компенсации получали 4,5-процентные облигации с 20-летним сроком покрытия.
Проведение аграрной реформы вызвало кризис в коалиционном правительстве. Фидель Кастро подал в отставку, но после массовых демонстраций в отставку вынужден был уйти выступавший против аграрной реформы президент Мануэль Уррутия. После этого революционные преобразования кубинской экономики ускорились.
6 августа 1960 г. были национализированы телефонная компания «Кубан тэлэфон компани» (дочернее предприятие американской корпорации ИТТ), три нефтеперерабатывающих завода и 21 сахарный завод.
17 сентября 1960 г. были национализированы кубинские банки и 382 крупнейших промышленных и торговых предприятия, большинство которых принадлежало сторонникам Батисты и иностранным компаниям.
14 октября 1960 г. был национализирован жилищный фонд, и началось расселение кубинцев в дома и квартиры, ранее принадлежавшие иностранцам.
24 октября 1960 г. было национализировано ещё 166 предприятий, которые принадлежали американским компаниям.
В общей сложности в результате проведённых реформ убытки 979 американских компаний и корпораций составили около 1 млрд долл. прямых капиталовложений, до 2 млн га земель сельскохозяйственного назначения, три нефтеперерабатывающих и 36 сахарных заводов, значительное количество торгово-промышленных объектов и иной недвижимости.
Американские санкции против Кубы
6 июля 1960 г. правительство США приняло закон о сокращении импорта кубинского сахара в США. Кроме того, США поставили перед Канадой, другими странами-союзниками по блоку НАТО и Японией вопрос о «солидарных действиях в отношении Кубы», которые включали сокращение закупок кубинского сахара и прекращение поставок на Кубу «стратегических материалов».
24 августа 1960 г. Сенат США одобрил поправку к закону «Об иностранной помощи», которая устанавливала, что всякое государство, которое будет оказывать Кубе экономическую помощь или продавать ей оружие, лишится американской помощи.
3 сентября 1960 г. США установили запрет на продажу Кубе грузовиков, джипов, запасных частей к ним, а также «других товаров, которые могут быть использованы в военных целях».
10 октября 1960 г. США установили полное эмбарго на поставки Кубе любых товаров (за исключением продуктов питания и медикаментов).
Революционное правительство Кубы искало поддержки у европейских стран, но не получило её и обратилось к СССР (10 января 1959 г. Советский Союз объявил о признании Временного революционного правительства Кубы; 8 мая 1960 г. были восстановлены дипломатические отношения между СССР и Республикой Кубой).
В апреле 1961 г. США попытались свергнуть Фиделя Кастро, организовав высадку вооружённых контрреволюционеров в заливе Кочинос. Но десант был разгромлен, а в мае 1961 г. Фидель открыто провозгласил, что Куба пойдёт по социалистическому пути развития. Это резко изменило отношение СССР к Кубе. На Остров свободы тут же были отправлены советские инженеры, военные специалисты и оружие, чтобы предотвратить повторение американской интервенции.
3 февраля 1962 г. президент США Д. Ф. Кеннеди подписал указ о полном запрете ввоза в США кубинских и поставляемых через Кубу товаров.
В феврале 1962 г. под давлением США Куба была исключена из Организации американских государств.
На подготовку свержения кубинского правительства с помощью вооружённых сил США СССР ответил размещением на Кубе советских войск и советских ядерных ракет.
В ходе Карибского кризиса с октября 1962 г. корабли военно-морского флота США установили военно-морскую блокаду Кубы в виде карантинной зоны в 500 морских миль от берегов Кубы. Блокада продолжалась до 20 ноября 1962 г.
8 февраля 1963 г. в США был принят закон «Cuban Assets Control Regulations».
26 июля 1964 г. под давлением со стороны США Организацией американских государств были введены санкции против Кубы (которые были отменены только 29 июля 1975 г.).
С 1966 г. был введён запрет на посещение Кубы для граждан США. В настоящее время американцам запрещено совершать любые сделки на Кубе (например, тратить каким-либо образом деньги) без специального разрешения. Граждане США могут нарушить запрет, посетив Кубу с территории Канады или Мексики, и скрыть факт посещения, так как кубинские власти не проставляют штамп в паспорте, однако злостным нарушителям грозят тюремное заключение сроком на десять лет и крупные штрафы.
Удалённый эксклав советского блока
Лишённая основного рынка сбыта своей продукции, Куба смогла жить и развиваться только благодаря включению в экономическое пространство советского блока. В Советский Союз и страны Восточной Европы отправлялся кубинский сахар, а позже и другая сельскохозяйственная продукция. Из СССР, Чехословакии и ГДР Куба получала станки и механизмы, автомобили и другую технику. Благодаря помощи социалистических стран Куба смогла создать собственную фармацевтическую промышленность. Советские специалисты помогали организовать разведку и добычу полезных ископаемых. На Кубе была создана эффективная система образования и здравоохранения.
Во многом успехи социалистической Кубы базировались на советской безвозмездной помощи и советских кредитах.
Окрепшая Куба сама начала оказывать помощь развивающимся странам, усиливая влияние социалистического блока в различных уголках мира.
Так, после Революции гвоздик в Португалии в 1974 г. в бывшей португальской колонии началась гражданская война между тремя повстанческими движениями, ранее боровшимися за независимость.
Кубинское правительство 4 ноября 1975 г. по просьбе ангольского правительства послало в Анголу 480 военных специалистов для организации центров военной подготовки (планировалось создать 16 пехотных батальонов и 25 миномётных и зенитных батарей). Были также отправлены бригады врачей, 115 грузовиков и различные средства связи.
В апреле 1979 г. Куба установила дипломатические отношения с Гренадой, и правительство Гренады отказалось от участия в экономической блокаде Кубы. А Куба начала оказывать помощь Гренаде в строительстве инфраструктурных объектов (в том числе аэропорта), обучении небольших вооружённых сил страны и в создании системы здравоохранения. После военного вторжения США на Гренаду 25–27 октября 1983 г. и смены там правительства сотрудничество между Кубой и Гренадой было прекращено.
До этого в 1973 г. в результате военного переворота при поддержке США был свергнут (и убит) президент Чили Сальвадор Альенде, который отказался от участия в торгово-экономической блокаде Кубы и начал развивать с ней отношения.
Удвоение санкций
Внешнеполитическая активность Кубы не осталась незамеченной в США. 1 марта 1982 г. США объявили Кубу «страной — спонсором терроризма» и дополнительно ужесточили санкции в отношении неё.
Перестройка в СССР и рост антисоциалистических общественных настроений в странах Восточной Европы породили в США надежду на скорое установление собственной гегемонии. В этих условиях давление на Кубу не ослабло, а ещё более усилилось.
В октябре 1989 г. Сенат США принял поправки в законодательство, направленные на ужесточение экономической блокады Кубы.
После ликвидации СЭВ и Организации Варшавского договора и распада Советского Союза ситуация для Кубы катастрофически ухудшилась. Экономические реформы в России привели к исчезновению социалистической хозяйственной системы, в которую была встроена Куба. Новой рыночной экономике России связи с далёким островом оказались неинтересны. Куба одновременно потеряла и рынок сбыта своей продукции, и источник необходимой техники и оборудования, а главное — источник инвестиций. Фактически всё произошедшее было равносильно новому объявлению санкций. И в этой ситуации уже никто не пришёл ей на помощь.
Если до этого Куба выживала в условиях американского эмбарго благодаря торговле со странами СЭВ, то теперь ей пришлось рассчитывать только на собственные силы. ВВП рухнул на треть, не хватало продовольствия и топлива.
В США рассчитывали, что усиление давления стимулирует возникновение на Кубе таких же общественных процессов, как те, что привели к падению социалистических режимов в Восточной Европе. Тем более что в 1990 г. в Никарагуа потерпел поражение на выборах и лишился власти союзник Фиделя Кастро Даниэль Ортега.
В октябре 1992 г. США ужесточили экономическую блокаду Кубы, приняв дополнительные санкции против неё (Cuban Democracy Act). Американским компаниям в других странах было запрещено сотрудничать с кубинскими компаниями, компаниям других стран запрещено экспортировать в США продукцию кубинского производства или продукцию, содержащую кубинские компоненты.
Выживание под санкциями
На усиление внешнего экономического давления и исчезновение источников поступления валюты Куба ответила развитием туристической отрасли, либерализацией торговли и созданием свободных экономических зон — причём каждый раз Гавана напоминала своим гражданам: это не шаг к отказу от социализма, это мера, необходимая для выживания.
Успехи Кубы на этом пути заставляли США усиливать давление. 12 марта 1996 г. Конгресс США принял закон Хелмса-Бёртона, который предусматривал дополнительные санкции против иностранных компаний, торгующих с Кубой. Судам, которые перевозили продукцию с Кубы или на Кубу, было запрещено заходить в порты США.
В 2000 г. Конгресс США принял решение использовать замороженные в США счета кубинской телефонной компании Empresa de Telecomunicaciones S.A. (около 120 млн долл.) для «компенсации жертвам кубинского терроризма». После принятия конгрессом этого решения правительство Кубы заявило, что это грабёж, и в октябре 2000 г. был введён дополнительный десятипроцентный телефонный налог, который должен действовать до тех пор, «пока кубинские деньги, противозаконно замороженные США, не вернутся на Кубу полностью с соответствующими процентами». Поскольку американские телефонные компании не стали выплачивать данный налог, правительство Кубы приняло решение об отключении с 15 декабря 2000 г. телефонных линий, связывающих Кубу и США.
В октябре 2003 г. президент США Джордж Буш провозгласил ужесточение экономических санкций против Кубы. С целью «ускорить появление новой — свободной и демократической Кубы» и в ответ на либерализацию торговли на Кубе США объявили о значительном ужесточении контроля над соблюдением гражданами США запрета на туристические поездки на остров, на ввоз туда денег и вывоз товаров оттуда.
В июне 2004 г. США ужесточили ограничения на посещение своими гражданами Кубы. Согласно новым нормам, разрешённый раз в три года визит гражданина США на Кубу не может продолжаться более 14 дней. При этом в день американцу разрешается тратить не более 50 долл. на человека, а передавать своим близким, постоянно проживающим на Кубе, гражданам США разрешено не более 1200 долл. в год. В октябре 2004 г. США ввели дополнительные запреты на приобретение кубинских сигар. Импорт кубинских сигар в США был полностью запрещён, за нарушение установлен штраф до 250 тыс. долл. для частных лиц и до 1 млн долл. для компаний. Нарушители также могут быть подвергнуты тюремному заключению сроком до десяти лет. Кроме этого, гражданам США запретили покупать и даже курить кубинские сигары не только на территории США, но и во всём мире.
В апреле 2005 г. в Вашингтоне президент США Дж. Буш и президент Украины В. А. Ющенко подписали совместное заявление «Повестка дня нового века для украинско-американского стратегического партнёрства», в котором Украина принимала на себя обязательства «поддерживать продвижение свободы в таких странах, как Белоруссия и Куба». Вслед за этим правительство Кубы направило ноту протеста в МИД Украины. Официальная делегация Республики Куба во главе с замминистра внутренних дел страны Эумелио Кабайеро 7 апреля 2005 г. в срочном порядке прервала визит на Украину и вернулась на родину.
Куба после смерти Кастро
Смерть Фиделя Кастро 24 февраля 2008 г. породила споры в США о дальнейшей политике в отношении Кубы.
«Я с трудом могу представить, чтобы это (отмена экономического эмбарго) случилось в обозримом будущем», — заявил в феврале 2008 г. заместитель госсекретаря США Джон Негропонте.
Но уже в апреле 2009 г. президент США Барак Обама подписал указ, согласно которому некоторые санкции были незначительно смягчены. В частности, гражданам США, имеющим близких родственников на Кубе, было разрешено посещать их не раз в три года, как раньше, а каждый год. Кроме того, им разрешалось тратить на Кубе до 179 долл. в день.
Но в дальнейшем, в сентябре 2009 г., Барак Обама подписал указ о продолжении экономической блокады Кубы.
3 января 2010 г. Национальный совет по безопасности на транспорте США объявил о том, что пассажиры из 14 стран (в том числе прибывшие с Кубы) при въезде в США будут подвергаться усиленному досмотру, в том числе принудительному с помощью сканеров, и обыску.
Кроме того, в рамках санкций правительства США пользователям из Сирии, Ирана и Кубы закрыт доступ к крупнейшему в мире массовому открытому онлайн-курсу в сфере дистанционного образования Coursera и запрещено использование программного обеспечения из США (в частности языка программирования Java).
Товарищи по несчастью
После присоединения Крыма под экономические санкции Запада попала и Россия. В этих условиях встал вопрос о возобновлении сотрудничества с Кубой. В 2014 г. на Кубу прилетела российская делегация во главе с Владимиром Путиным. По итогам переговоров Москва пообещала списать Острову свободы 90% советских долгов (составлявших 35 млрд долл.) и построить четыре новых энергоблока для ТЭС — для Кубы, живущей в условиях хронического энергодефицита, это имеет особую ценность.
Однако возрождение российско-кубинского сотрудничества не решило всех экономических проблем Кубы, а лишь немного ослабило их.
Но даже такая активизация сотрудничества вызвала недовольство США. В июне 2019 г. США ввели новые санкции, нацеленные на туризм: запретили заходы круизных судов на Кубу и посадки частных и корпоративных самолётов на острове.
* * *
Нынешние санкции, объявленные Западом, ударили по России слабее, чем когда-то по Кубе. США отлучили кубинскую экономику от рынка, на который та была завязана на 99%. Российская экономика зависела от объявивших санкции стран в значительно меньшей степени.
Кубе пришлось в 1960-е гг. переориентироваться от торговли с США на сотрудничество со странами соцлагеря. Сейчас Россия тоже перестраивает свои внешнеэкономические связи. Но с Китаем, Индией и Ираном Россия сотрудничала и раньше, так же как и с Турцией, Египтом, странами Персидского залива и ЕврАзЭС.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу