Говорят, что нельзя войти в одну реку дважды и повторно произвести первое впечатление о себе. Это актуально и для фондового рынка. Именно поэтому выход на IPO, то есть первичное размещение ценных бумаг на бирже, является столь значимым моментом для публичной компании.
Чтобы провести размещение с выгодой для себя, собственники и топ-менеджеры должны произвести на потенциальных инвесторов правильное впечатление о себе и своём бизнесе. Ради этих целей в преддверии IPO часто проводится масштабное и дорогостоящее «дорожное шоу» (роуд-шоу), на котором инвесторам презентуют прошлые успехи компании и обозначают амбициозные цели на будущее. Хорошо проделанная подготовительная работа и наличие удачного момента для листинга практически гарантируют организаторам ажиотажный спрос на акции и высокую цену размещения.
Но случается и обратная ситуация — когда контролирующие акционеры, в силу различных причин, больше не желают владеть публичной компанией и стремятся к тому, чтобы сделать её снова частной. Тогда они, выполнив все требуемые юридические процедуры, проводят делистинг акций эмитента с биржи.
Но что, если через какое-то время собственники бизнеса вновь захотят разместить акции компании на бирже, то есть повторно провести IPO? Это возможно и уже не раз случалось в истории биржевой торговли. При этом российский рынок в силу своей молодости практически не знаком с этим явлением, которое называется релистингом.
Что такое релистинг?
Релистинг — это процесс повторного включения ценных бумаг в котировальный лист (список ценных бумаг, допущенных к торгам на бирже). В отличие от первичного размещения акций, при релистинге происходит IPO компании, которая когда-то уже торговалась на рынке, но провела делистинг своих ценных бумаг.
Первый за долгие годы релистинг акций российской компании мог состояться в 2021 г., когда золотодобывающий холдинг Nordgold заявил о том, что планирует повторно разместить свои акции на Лондонской бирже (а также провести размещение на Московской бирже). Предполагалось, что в ходе IPO будет размещено не менее 25% акций группы. Однако позже компания перенесла размещение на неопределённый срок, что могло быть связано с общим ухудшением рыночной конъюнктуры.
Если бы IPO состоялось, то это был бы релистинг, поскольку компания уже проводила IPO на Лондонской бирже в 2012 г., после того как была выделена из металлургического холдинга «Северсталь» (CHMF). Однако уже в 2017 г. контролирующий акционер провёл делистинг золотодобытчика, а в качестве причины называлось то, что рыночная капитализация не отражала истинную стоимость бизнеса.
В качестве относительно удачного примера релистинга можно привести историю крупнейшей независимой угольной компании в мире Peabody Energy Corp. Из-за кризиса в угольной отрасли и низких цен на угольную продукцию бизнес достаточно долгое время испытывал финансовые трудности и терпел убытки.
Чистая прибыль / чистый убыток Peabody Energy Corp. в 2012–2018 гг.
Рис. 1. Источник: финансовая отчётность Peabody Energy Corp.
В 2016 г. компания вынуждена была подать на банкротство и провести делистинг своих акций с Нью-Йоркской биржи (NYSE). После этого бизнесом стали руководить внешние конкурсные управляющие, которые достаточно быстро восстановили финансовое положение компании. Уже в апреле 2017 г. Peabody Energy Corp. вышла из состояния банкротства и вновь стала торговаться на Нью-Йоркской бирже под тикером BTU.
Зачем компании возвращаются на биржу?
Поскольку нет двух одинаковых компаний с одинаковой историей, то и причины для повторного листинга на бирже могут быть очень разными. Наиболее распространёнными из них являются:
Смена собственника и стратегии бизнеса. Бизнес может поменять владельца, и новый собственник может решить, чтобы его компания стала публичной. Кроме того, топ-менеджмент может убедить контролирующих акционеров в том, что в рамках новой стратегии развития бизнесу нужно получить публичный статус.
Изменение рыночной конъюнктуры. Чаще всего компании уходят с биржи на дне цикла, когда рыночная капитализация бизнеса, по мнению собственников, не отражает его истинную стоимость. Тогда они решают, что выгоднее потратить деньги на то, чтобы консолидировать пакет акций в своих руках и провести делистинг. Однако цикл может измениться, а рыночная конъюнктура стать благоприятной для размещения. Если собственник понимает, что может разместить бизнес в разы дороже, чем выкупал его несколькими годами ранее, то решение о релистинге может быть принято.
Улучшение финансовых показателей. Часто делистинг — вынужденная мера, которая вызвана ухудшением финансового положения или крупным корпоративным конфликтом. Поэтому бизнес может вернуться на биржу после того, как уладит все проблемы, которые ранее привели к потере публичного статуса.
Желание владельцев бизнеса выйти в кэш и получить рыночную стоимость своих долей. Иногда прежним владельцам требуются деньги на собственные проекты, и тогда продажа части своего пакета на IPO может оказаться оптимальным решением. Кроме того, оставшуюся во владении долю бизнеса будет проще оценить при наличии рыночной капитализации.
Способ привлечь более дешёвые деньги на развитие или поглощение конкурента. Деньги могут понадобиться не только текущим акционерам, но и самой компании на реализацию важного и дорогостоящего инвестиционного проекта или поглощение крупного конкурента. Тогда повторное размещение акций на бирже позволит не увеличивать долговую нагрузку бизнеса.
Стоит ли участвовать в релистинге?
На этот вопрос не может быть однозначного ответа, поскольку ситуации, при которых проводится релистинг, могут значительно отличаться, как и рыночная оценка бизнеса при размещении. Каждый новый случай нужно рассматривать индивидуально и помнить, что собственник всегда старается выбрать наилучший период для размещения, чтобы продать долю в бизнесе с выгодой для себя. Кроме того, текущий владелец лучше осведомлён о положении дел внутри компании и может обладать инсайдерской информацией.
При этом у компаний, повторно проводящих листинг на бирже, есть одно преимущество для частного инвестора — наличие публичной истории в прошлом. Это даёт возможность проанализировать, как руководство компании действовало раньше, какие результаты бизнес демонстрировал после IPO и перед делистингом, что стало причиной ухода компании с биржи и почему текущий собственник решил вернуться, а также как изменился бизнес за время отсутствия эмитента на фондовом рынке.
Релистинг на российском фондовом рынке
Для российского фондового рынка, в силу короткой истории, релистинг — процесс новый и непривычный, но исторический опыт иностранных бирж говорит о том, что в повторном размещении на бирже нет ничего страшного или подозрительного.
В последние годы, особенно в период 2014–2019 гг., многие российские компании уходили с биржи на фоне кризиса в экономике, западных санкций, низкой рыночной оценки. Однако некоторые из них могут вернуться на биржу, если собственники будут видеть улучшение рыночной конъюнктуры и выгоду для себя в повторном размещении ценных бумаг.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Чтобы провести размещение с выгодой для себя, собственники и топ-менеджеры должны произвести на потенциальных инвесторов правильное впечатление о себе и своём бизнесе. Ради этих целей в преддверии IPO часто проводится масштабное и дорогостоящее «дорожное шоу» (роуд-шоу), на котором инвесторам презентуют прошлые успехи компании и обозначают амбициозные цели на будущее. Хорошо проделанная подготовительная работа и наличие удачного момента для листинга практически гарантируют организаторам ажиотажный спрос на акции и высокую цену размещения.
Но случается и обратная ситуация — когда контролирующие акционеры, в силу различных причин, больше не желают владеть публичной компанией и стремятся к тому, чтобы сделать её снова частной. Тогда они, выполнив все требуемые юридические процедуры, проводят делистинг акций эмитента с биржи.
Но что, если через какое-то время собственники бизнеса вновь захотят разместить акции компании на бирже, то есть повторно провести IPO? Это возможно и уже не раз случалось в истории биржевой торговли. При этом российский рынок в силу своей молодости практически не знаком с этим явлением, которое называется релистингом.
Что такое релистинг?
Релистинг — это процесс повторного включения ценных бумаг в котировальный лист (список ценных бумаг, допущенных к торгам на бирже). В отличие от первичного размещения акций, при релистинге происходит IPO компании, которая когда-то уже торговалась на рынке, но провела делистинг своих ценных бумаг.
Первый за долгие годы релистинг акций российской компании мог состояться в 2021 г., когда золотодобывающий холдинг Nordgold заявил о том, что планирует повторно разместить свои акции на Лондонской бирже (а также провести размещение на Московской бирже). Предполагалось, что в ходе IPO будет размещено не менее 25% акций группы. Однако позже компания перенесла размещение на неопределённый срок, что могло быть связано с общим ухудшением рыночной конъюнктуры.
Если бы IPO состоялось, то это был бы релистинг, поскольку компания уже проводила IPO на Лондонской бирже в 2012 г., после того как была выделена из металлургического холдинга «Северсталь» (CHMF). Однако уже в 2017 г. контролирующий акционер провёл делистинг золотодобытчика, а в качестве причины называлось то, что рыночная капитализация не отражала истинную стоимость бизнеса.
В качестве относительно удачного примера релистинга можно привести историю крупнейшей независимой угольной компании в мире Peabody Energy Corp. Из-за кризиса в угольной отрасли и низких цен на угольную продукцию бизнес достаточно долгое время испытывал финансовые трудности и терпел убытки.
Чистая прибыль / чистый убыток Peabody Energy Corp. в 2012–2018 гг.
Рис. 1. Источник: финансовая отчётность Peabody Energy Corp.
В 2016 г. компания вынуждена была подать на банкротство и провести делистинг своих акций с Нью-Йоркской биржи (NYSE). После этого бизнесом стали руководить внешние конкурсные управляющие, которые достаточно быстро восстановили финансовое положение компании. Уже в апреле 2017 г. Peabody Energy Corp. вышла из состояния банкротства и вновь стала торговаться на Нью-Йоркской бирже под тикером BTU.
Зачем компании возвращаются на биржу?
Поскольку нет двух одинаковых компаний с одинаковой историей, то и причины для повторного листинга на бирже могут быть очень разными. Наиболее распространёнными из них являются:
Смена собственника и стратегии бизнеса. Бизнес может поменять владельца, и новый собственник может решить, чтобы его компания стала публичной. Кроме того, топ-менеджмент может убедить контролирующих акционеров в том, что в рамках новой стратегии развития бизнесу нужно получить публичный статус.
Изменение рыночной конъюнктуры. Чаще всего компании уходят с биржи на дне цикла, когда рыночная капитализация бизнеса, по мнению собственников, не отражает его истинную стоимость. Тогда они решают, что выгоднее потратить деньги на то, чтобы консолидировать пакет акций в своих руках и провести делистинг. Однако цикл может измениться, а рыночная конъюнктура стать благоприятной для размещения. Если собственник понимает, что может разместить бизнес в разы дороже, чем выкупал его несколькими годами ранее, то решение о релистинге может быть принято.
Улучшение финансовых показателей. Часто делистинг — вынужденная мера, которая вызвана ухудшением финансового положения или крупным корпоративным конфликтом. Поэтому бизнес может вернуться на биржу после того, как уладит все проблемы, которые ранее привели к потере публичного статуса.
Желание владельцев бизнеса выйти в кэш и получить рыночную стоимость своих долей. Иногда прежним владельцам требуются деньги на собственные проекты, и тогда продажа части своего пакета на IPO может оказаться оптимальным решением. Кроме того, оставшуюся во владении долю бизнеса будет проще оценить при наличии рыночной капитализации.
Способ привлечь более дешёвые деньги на развитие или поглощение конкурента. Деньги могут понадобиться не только текущим акционерам, но и самой компании на реализацию важного и дорогостоящего инвестиционного проекта или поглощение крупного конкурента. Тогда повторное размещение акций на бирже позволит не увеличивать долговую нагрузку бизнеса.
Стоит ли участвовать в релистинге?
На этот вопрос не может быть однозначного ответа, поскольку ситуации, при которых проводится релистинг, могут значительно отличаться, как и рыночная оценка бизнеса при размещении. Каждый новый случай нужно рассматривать индивидуально и помнить, что собственник всегда старается выбрать наилучший период для размещения, чтобы продать долю в бизнесе с выгодой для себя. Кроме того, текущий владелец лучше осведомлён о положении дел внутри компании и может обладать инсайдерской информацией.
При этом у компаний, повторно проводящих листинг на бирже, есть одно преимущество для частного инвестора — наличие публичной истории в прошлом. Это даёт возможность проанализировать, как руководство компании действовало раньше, какие результаты бизнес демонстрировал после IPO и перед делистингом, что стало причиной ухода компании с биржи и почему текущий собственник решил вернуться, а также как изменился бизнес за время отсутствия эмитента на фондовом рынке.
Релистинг на российском фондовом рынке
Для российского фондового рынка, в силу короткой истории, релистинг — процесс новый и непривычный, но исторический опыт иностранных бирж говорит о том, что в повторном размещении на бирже нет ничего страшного или подозрительного.
В последние годы, особенно в период 2014–2019 гг., многие российские компании уходили с биржи на фоне кризиса в экономике, западных санкций, низкой рыночной оценки. Однако некоторые из них могут вернуться на биржу, если собственники будут видеть улучшение рыночной конъюнктуры и выгоду для себя в повторном размещении ценных бумаг.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу