Экономика Венесуэлы в огромной степени зависит от добычи и экспорта нефти. В конце 1930-х гг. Венесуэла стала третьим в мире производителем нефти (после США и СССР). С начала 1920-х гг. и до 1960-х добыча нефти быстро росла, что обеспечивало Венесуэле рост доходов. На долю нефти приходилось 90% экспорта страны и 60% доходов бюджета. С 1930-х гг. Венесуэла была самой богатой страной Латинской Америки — ВВП на душу населения находился на уровне западноевропейских стран, хотя неравенство доходов вполне соответствовало стандартам банановых республик.
Долгий путь к контролю за своими недрами
Сохранение крайней бедности значительной части населения объяснялось тем, что сельское хозяйство страны было отсталым, промышленность почти отсутствовала, а нефтяные месторождения разрабатывались на основе концессий, по условиям которых государство получало крайне низкую концессионную пошлину, плату за недра (роялти), пропорциональную объёму производства, и налог на прибыль. При этом цены на добытую нефть устанавливали сами концессионеры.
После прошедших в стране первых демократических всеобщих выборов президент Ромуло Гальегос (Ромуло Анхель дель Монте Кармело Гальегос Фрейре) попытался ввести ограничения деятельности иностранных монополий и установить принцип fifty-fifty (то есть 50 на 50) при распределении доходов от нефтедобычи. Однако через двенадцать дней после подписания этого закона в ноябре 1948 г. Ромуло Гальегос был свергнут министром обороны Карлосом Дельгадо Чальбо (Карлос Роман Дельгадо Чальбо Гомес).
Новые шаги в деле укрепления собственного экономического суверенитета были предприняты в Венесуэле после падения 23 января 1958 г. военного режима Маркоса Эванхелисты Переса Хименеса.
Новое правительство Ромуло Бетанкура (Ромуло Эрнесто Бетанкур Белло) взяло курс на более сбалансированное экономическое развитие. В 1959 г. правительство Бетанкура повысило налог на прибыль нефтяных компаний с 26 до 45%, а к началу 1970-х — до 50% и выше. После того как в 1960 г. была образована ОПЕК, одним из учредителей которой было руководство Венесуэлы, стал меняться порядок определения цен на нефть, добываемую и экспортируемую из Венесуэлы. Благодаря увеличению доходной части госбюджета правительство Бетанкура увеличило расходы на образование, расширило капиталовложения в обрабатывающую промышленность. Часть средств была направлена на развитие внутренних областей страны. В период с 1958 по 1970 г. темпы экономического роста составляли 6,1% в год. С 1961 по 1971 г. количество людей, занятых в обрабатывающей промышленности и торговле, удвоилось.
Богатые дары нефтяного проклятья
В 1973–1974 гг. из-за арабо-израильской войны и арабского эмбарго на поставки нефти её цена на мировом рынке резко выросла, подарив дополнительные доходы всем нефтеэкспортёрам.
Цена на нефть, долларов за баррель
Рис. 1. Динамика изменения цены на нефть, 1955–2017. Источник: market-prices.com
Доходы Венесуэлы от экспорта нефти в течение короткого времени выросли на 400%. Это дало правительству средства для осуществления далеко идущих планов, которые включали в себя развитие сельского хозяйства, гидроэнергетики и новых отраслей тяжёлой промышленности. В качестве приоритета была выбрана металлургия. Строительство промышленных предприятий предполагалось в восточной, менее развитой, части Венесуэлы. Темпы экономического роста в 1970–1977 гг. составляли 5,7% в год.
В 1976 г. президент Карлос Перес (Карлос Андрес Перес Родригес), взяв пример с нефтяных монархий Персидского залива, начал проводить политику национализации экспортоориентированных отраслей промышленности. В 1975 г. были национализированы железорудные компании (вторая по значению экспортная отрасль страны). В 1976 г. была национализирована нефтяная промышленность и железные дороги. Для обоснования этого шага были произведены подсчёты, показавшие, что за период с 1917 по 1975 г. общий размер доходов иностранных нефтяных корпораций в Венесуэле превысил 200 млрд долл., тогда как государство получило лишь около 45 млрд долл.
В первое президентство Карлоса Переса внешнеполитический и внутриэкономический курс Венесуэлы сместился влево. Государство стало активно вкладываться в масштабные инфраструктурные проекты и социальные программы.
Цена просчётов
Как оказалось, Венесуэла не смогла использовать благоприятную сырьевую конъюнктуру для развития обрабатывающей промышленности и создания многоотраслевого хозяйства. Созданная в результате национализации государственная нефтяная компания Petroleos de Venezuela SA (PDVSA) работала крайне неэффективно, расходуя значительные средства на дорогостоящие и амбициозные проекты, жалованье высокопоставленным работникам. Просчёты в сроках реализации инфраструктурных проектов и их стоимости потребовали привлечения кредитов, что привело к увеличению внешнего долга.
Некоторый рост доходов бедных слоёв населения и расширение численности среднего класса повлекли за собой рост импорта, так как собственного производства большинства потребительских товаров в Венесуэле не было. К концу 1970-х гг. Венесуэла импортировала 80% потребляемых в стране продуктов питания.
В начале 1980-х гг. в экономике Венесуэлы начался застой. Пытаясь добиться стабилизации, сменявшие друг друга правительства следовали входившим в моду либеральным экономическим рецептам и принимали меры по усилению рыночного сектора в экономике, при этом пытаясь сохранять введённые социальные льготы.
ВВП Венесуэлы, млрд долларов
Рис. 2. Динамика ВВП Венесуэлы. Источник: tradingeconomics.com
В конце 1980-х гг. резкое снижение нефтяных цен на мировом рынке привело к экономическому кризису. В 1988 г. бюджетный дефицит составил 15% ВВП.
Реформы по рецептам МВФ
В 1989 г. Карлос Перес был вновь избран президентом Венесуэлы. Свою предвыборную программу он построил на критике либеральных экономических преобразований. Во время предвыборной кампании он сравнивал политику МВФ с воздействием нейтронной бомбы, которая, уничтожая людей, оставляет нетронутыми здания. Деятельность Всемирного банка Карлос Перес характеризовал как «геноцид работников при оплате экономического тоталитаризма».
Победив на выборах, Карлос Перес приступил к реализации программы экономической стабилизации и структурной перестройки. Эта программа получила известность под названием «Вашингтонский консенсус», так как была основана на рекомендациях Международного валютного фонда. В обмен на непопулярные экономические и социальные реформы, в частности повышение цен на бензин, страна получила кредит МВФ в размере 4,5 млрд долл.
Политика шоковой терапии привела к снижению жизненного уровня граждан. Рост инфляции до 84,5% вызвал широкое недовольство беднейших слоёв населения, которые имели ограниченные доходы и особенно сильно страдали от роста цен. Ссылки правительства на необходимость выполнять рекомендации МВФ вызывали возмущение: сотрудничество с фондом резко контрастировало с предвыборной риторикой Карлоса Переса, которая выстраивалась на популистских и антилиберальных тезисах. В стране начались массовые протесты. Одновременно оживилась оппозиция, обвинявшая Карлоса Переса в коррупции. И в 1993 г. в результате импичмента он был отстранён от власти.
Выигравший выборы в 1994 г. Рафаэль Кальдера (Рафаэль Антонио Кальдера Родригес) сумел заручиться поддержкой разных политических сил — от коммунистов до центристов. За счёт вмешательства государства в экономику Кальдера пытался стабилизировать социально-экономическое положение, которое резко ухудшилось вследствие острейшего финансового кризиса. В этот период обанкротилось в общей сложности более 70 000 малых и средних предприятий, значительно выросло число бедных.
Рафаэль Кальдера провозгласил программу восстановления макроэкономической стабильности и снижения инфляции (Венесуэльская повестка дня). Недостаток собственных ресурсов для развития нефтяной промышленности вынудил президента Кальдеру вновь открыть эту отрасль для иностранных консорциумов, которые занялись разведкой и разработкой месторождений лёгкой и средней нефти на условиях раздела продукции. Нуждаясь в помощи Международного валютного фонда, Кальдера, вопреки своим убеждениям, пошёл на реализацию ряда неолиберальных мер в экономике, включая приватизацию госимущества и девальвацию боливара. Эти решения получили одобрение МВФ, но вызвали резкие протесты среди населения. Ситуация усугублялась продолжающимся снижением цен на нефть — главный экспортный товар Венесуэлы.
Боливарианская революция Уго Чавеса
В 1999 г. на выборах побеждает Уго Чавес с программой «боливарианского социализма» («социализма XXI века»). Она подразумевала национализацию предприятий, контроль над ценами и курсом валюты.
Уже в 1999 г. был принят закон, предусматривавший усиление роли государства. Доля государства в нефтеразведке и нефтедобыче была установлена на уровне не ниже 51%. Значительно была увеличена и плата за недра — роялти. Недовольный реформами, персонал PDVSA начал бастовать, но в длившейся почти два года борьбе с забастовщиками Чавесу удалось одержать победу: в начале 2003 г. около 18 000 работников компании (то есть почти половина персонала) были уволены. Чавесу удалось полностью поставить деятельность компании под свой контроль.
Правительство Чавеса усиливало госрегулирование цен. Так, внутренние цены на бензин в Венесуэле с 1998 г. сохранялись на уровне 0,03 долл. США за литр и были самыми низкими в мире.
В стране были построены тысячи бесплатных медпунктов для бедных, введены субсидии на приобретение пищи и улучшение жилищных условий. Был достигнут прогресс в ликвидации неграмотности, развитии здравоохранения, борьбе с бедностью, расширены экономические, культурные и социальные права населения, улучшилось качество жизни. Коэффициент Джини (мера неравенства в доходах) упал с 0,495 в 1998 г. до 0,39 в 2011 г., что стало самым низким его значением в западном полушарии после Канады.
В начале января 2007 г. Уго Чавес объявил о предстоящей национализации крупнейших в Венесуэле телекоммуникационной и электроэнергетической компаний — Compania Nacional de Telefonos de Venezuela (CANTV) и EdC, контролируемых американскими фирмами. Кроме того, Чавес планировал получить контрольный пакет акций добывающих и нефтеперерабатывающих предприятий ExxonMobil, Chevron, Total, ConocoPhillips, Statoil, BP.
Благодаря благоприятной конъюнктуре на нефтяном рынке и жёсткому контролю за ценами, Чавесу удалось отчасти обуздать инфляцию.
Инфляция в Венесуэле
Рис. 3. Динамика инфляции в Венесуэле. Источник: svspb.net
Но меры по снабжению населения продуктами питания по фиксированной цене в условиях зависимости экономики от импорта потребительских товаров обернулись нараставшей дестабилизацией валютного рынка, развитием чёрного рынка обмена валюты с бесконтрольно растущим курсом доллара. В свою очередь, это вызвало перебои в снабжении и рост цен на продовольствие. Мясо, молоко, сахар исчезли с полок магазинов или продавались по ценам, которые почти вдвое превышали установленные государством.
Для стабилизации денежного обращения было введено квотирование покупки населением иностранной валюты. Венесуэльцам ограничили покупку валюты для поездок за границу до 5,6 тыс. долл. в год и для приобретения товаров по интернету — до 4 тыс. долл. в год. Правительство развернуло «фронтальную борьбу со спекулянтами и укрывателями продовольствия», незаконными валютными операциями.
Отказ сети супермаркетов торговать мясом и мясными продуктами по государственным ценам министр лёгкой промышленности и торговли Мария Иглесиас назвала «незаконной забастовкой предпринимателей, лишающей население конституционного права на снабжение продуктами питания».
Вторая волна национализации нефтяного сектора, которую Уго Чавес запустил в 2007 г., заставила иностранные компании согласиться на создание совместных предприятий с государственной нефтяной компанией PDVSA, в которых они не могли владеть более чем 40% акций. Chevron, Total, Statoil и BP согласились с этими требованиями, однако ConocoPhillips и ExxonMobil ушли и подали иски к Венесуэле на 30 млрд и 15 млрд долл. соответственно.
Пока государство расширяло меры поддержки малоимущим, социальная база «боливарианской революции» укреплялась. Но меры госконтроля над ценами и валютные ограничения подрывали основу благополучия предпринимателей малого и среднего бизнеса. С 2008 по 2017 г. число зарегистрированных предпринимателей в Венесуэле сократилось с 800 тыс. до 270 тыс.
Обострение кризиса
Преемник Уго Чавеса Николас Мадуро оказался заложником обстоятельств, которые сформировались за годы боливарианской революции.
Экономические проблемы страны усугубились после падения цен на нефть в 2014 г. Это привело к снижению нефтяных поступлений, которые составляют 95% всех экспортных доходов Венесуэлы. Уменьшение валютной выручки снизило возможности государства по обеспечению социальных дотаций и обслуживанию внешних кредитов. Возникли проблемы с оплатой услуг иностранных сервисных компаний и закупкой запчастей для оборудования, используемого в нефтедобыче. В результате объём добываемой и экспортируемой нефти стал снижаться, ещё больше уменьшая средства, которые оставались в распоряжении правительства.
Попытка получить недостающие деньги путём эмиссии национальной валюты разгоняла инфляционные процессы, превращая инфляцию в гиперинфляцию.
Гиперинфляция в Венесуэле
Рис. 4. Гиперинфляция в Венесуэле. Источник: svspb.net
Стремление правительства контролировать валютные операции, курс национальной валюты и внутренние цены на всё расширяющийся список товаров на фоне галопирующей инфляции сделали невозможным нормальное ведение бизнеса для многих иностранных компаний. Закрытие их предприятий привело к росту безработицы.
Углубление политического кризиса
Увеличение числа венесуэльцев, затронутых кризисом, играло на руку оппозиции. В декабре 2015 г. по итогам выборов в Национальной ассамблее Венесуэлы конституционное большинство мест получили противники Николаса Мадуро («Круглый стол демократического единства» — 109 мест из 164), что позволяло им инициировать импичмент президента. Но уже в январе 2016 г. Верховный суд лишил мандатов трёх депутатов, в результате чего оппозиция потеряла квалифицированное большинство в парламенте.
24 октября 2016 г. Национальная ассамблея Венесуэлы обвинила президента Николаса Мадуро в «государственном перевороте». В качестве предлога использовался тот факт, что Национальный избирательный совет (НИС) отложил проведение инициированного оппозицией референдума, дата которого была назначена на 26–28 октября 2016 г. На референдуме в числе прочего должен был быть поставлен вопрос об отставке президента Мадуро.
После проведения переговоров правительства с оппозицией при участии государственного секретаря Ватикана Пьетро Паролина (это было важно для Венесуэлы, которая по большей части является католической страной) процедура импичмента была приостановлена, а из-под стражи были отпущены пять оппозиционных политиков.
9 января 2017 г. 106 депутатов (большинство) Национальной ассамблеи Венесуэлы проголосовали за решение объявить Мадуро оставившим пост главы государства из-за неисполнения обязанностей в соответствии с 233 статьёй конституции страны. Однако 10 января Верховный суд Венесуэлы признал решение парламента антиконституционным и заявил, что парламент не может сместить президента с должности.
1 мая 2017 г. Мадуро издал декрет о проведении выборов в Конституционное собрание с целью изменить конституцию страны. Оппозиция раскритиковала эту идею и бойкотировала выборы. Выборы прошли 30 июля 2017 г. По официальным данным, явка составила 41,53%, по заявлениям оппозиции — в несколько раз меньше. Более 40 стран (США, Канада, многие страны Южной Америки, Европейский союз, Швейцария и другие) заявили о непризнании Конституционного собрания. 31 июля 2017 г. США ввели персональные санкции против Мадуро.
20 мая 2018 г. в Венесуэле состоялись внеочередные президентские выборы. Мадуро победил на них, набрав 67,8% голосов. Выборы вызвали протест со стороны большинства стран Запада, а также Латинской Америки. Четырнадцать стран, включая Аргентину, Бразилию и Канаду, отозвали своих послов из Каракаса в знак протеста против результатов выборов. По той же причине США наложили на Венесуэлу дополнительные экономические санкции. Президент США Дональд Трамп призвал к проведению новых выборов.
Двоевластие
Хуан Гуайдо, возглавивший Национальную ассамблею Венесуэлы 5 января 2019 г., 8 января отказался признать Николаса Мадуро законно избранным президентом и предложил сформировать переходное правительство, заявив от имени парламента, что Мадуро узурпировал пост президента, а страна фактически стала диктатурой. Гуайдо призвал военнослужащих обеспечить соблюдение конституции.
11 января Национальная ассамблея опубликовала заявление для прессы, где было подтверждено намерение Гуайдо взять на себя полномочия президента. Стало также известно, что оппозиция намерена склонять офицерский состав венесуэльской армии к свержению Мадуро.
12 января Гуайдо получил письмо от председателя Высшего трибунала юстиции Венесуэлы в изгнании, который базируется в Панаме, с призывом взять на себя полномочия президента Венесуэлы.
В стране начались массовые демонстрации сторонников оппозиции и не менее массовые демонстрации сторонников Мадуро.
23 января президент США Дональд Трамп буквально через считаные минуты после символической присяги Гуайдо признал его исполняющим обязанности главы государства как человека, «возглавляющего единственный орган власти, избранный народом Венесуэлы». Николаса Мадуро Трамп назвал «нелегитимным» лидером.
Администрация США немедленно приступила к созданию широкой международной коалиции по смене режима в Каракасе.
27 января Хуан Гуайдо сообщил в интервью The Washington Post, что оппозиция тайно контактирует с военными и представителями гражданских правительственных ведомств по вопросу отстранения от власти президента Николаса Мадуро. Он также заявил, что переходное правительство Венесуэлы, которое представляет оппозицию, намерено взять под свой контроль американское подразделение венесуэльской нефтедобывающей компании PDVSA — Citgo.
29 января Верховный суд Венесуэлы наложил запрет на выезд Хуана Гуайдо за пределы страны и постановил заблокировать доступ к его банковским счетам.
30 января представители венесуэльской оппозиции объявили о намерении разорвать международные соглашения, которые, по их версии, были заключены незаконно. В частности, оппозиция заявила о намерении пересмотреть отношения с Россией. Представитель Гуайдо, выступая в США в Атлантическом совете, заявил, что противники Мадуро не намерены вступать с ним в полноформатный диалог.
5 февраля оппозиция назначила послов Венесуэлы в ряде стран Латинской Америки и США.
17 февраля власти Венесуэлы выслали из страны делегацию Европарламента, которая намеревалась провести встречи с Хуаном Гуайдо и послами европейских государств.
19 февраля президент США Дональд Трамп во время выступления в Международном университете штата Флорида в Майами предложил венесуэльским военнослужащим поддержать оппозицию страны.
Попытка организации выступления венесуэльских военных для смещения Мадуро и утверждения у власти Гуайдо, предпринятая 29 апреля — 1 мая 2020 г., не достигла успеха. Выступившие военные были арестованы, и Николас Мадуро объявил об успешном отражении попытки госпереворота.
Госсекретарь США Майк Помпео в интервью CNN сообщил, что, по имеющимся данным, Мадуро был готов утром 30 апреля покинуть Венесуэлу, но якобы Россия отговорила его от этого шага. Президент США Дональд Трамп заявил, что готов ввести санкции «высшего уровня» в отношении Кубы, если она не прекратит военные операции в Венесуэле. В ответ МИД Венесуэлы обвинил Белый дом в распространении фейковых новостей.
В дальнейшем оппозиция ещё несколько раз пыталась провоцировать гражданские беспорядки, но основная ставка была сделана на внешнеполитическое давление и экономические санкции со стороны стран Запада.
В начале 2020 г. Хуан Гуайдо отправился во внешнеполитическое турне по странам, которые признали его президентом. Он посетил Бельгию, где встретился с Маргаритисом Схинасом, заместителем председателя Европейской комиссии, и главой внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозепом Боррелем. Во время своей поездки в Европу Гуайдо также встретился с Борисом Джонсоном, Эммануэлем Макроном и Ангелой Меркель, а также принял участие во Всемирном экономическом форуме в Давосе. После этого Гуайдо отправился в Канаду и встретился с премьер-министром Джастином Трюдо. Он был приглашён на выступление президента Дональда Трампа в Конгрессе США 4 февраля 2020 г. «О положении страны», где его приветствовали депутаты Демократической и Республиканской партий. Всего благодаря содействию США и их союзников Хуана Гуайдо признали законным президентом Венесуэлы более 50 стран.
Санкции
Санкции против Венесуэлы США начали объявлять ещё в период президентства Уго Чавеса. Но первоначально ограничивались санкциями персональными.
В 2014 г. США ввели санкции против 24 чиновников, судей и силовиков Венесуэлы. Их имена не разглашались, однако известно, что в чёрный список попали люди, «причастные к нарушениям прав человека». В первую очередь речь шла о разгоне массовых антиправительственных демонстраций в Венесуэле и незаконных, по мнению Вашингтона, арестах их участников. Фигурантам списка был запрещён въезд в США.
В 2015 г. администрация Барака Обамы ввела санкции в отношении семи представителей венесуэльского руководства, большинство из которых — военные и представители силовых ведомств. Их счета заморозили, а гражданам и компаниям США запретили вступать с ними в деловые отношения.
В июле 2017 г. санкции наложили на американские активы Николаса Мадуро, объяснив это тем, что венесуэльский президент «подорвал демократию» своей страны». В августе 2017 г. Дональд Трамп подписал указ о запрете «совершать торговые операции с акциями и долговыми ценными бумагами правительства Венесуэлы и государственной нефтегазовой компании PDVSA», поскольку последняя является «источником финансирования диктатуры Мадуро». В марте 2018 г. Дональд Трамп запретил физическим и юридическим лицам США производить любые операции с криптовалютами Венесуэлы. 7 мая США расширили санкции, добавив в венесуэльский чёрный список за причастность к наркотрафику троих физических лиц и 20 компаний.
В ноябре 2017 г. к санкциям США присоединился Евросоюз. Сначала ЕС ввёл эмбарго на поставки в Венесуэлу оружия, техники и оборудования, которые можно использовать «для внутренних репрессий». В январе 2018 г. к этим ограничениям добавился чёрный список из семи венесуэльских чиновников: им запретили въезд на территорию стран ЕС, а их банковские активы заморозили. Среди попавших под санкции — представители МВД, национальной разведки, центрального избирательного комитета и вооружённых сил. В апреле 2018 г. аналогичные санкции ввела не входящая в ЕС Швейцария.
Вашингтон ввёл санкции против венесуэльской государственной PDVSA, запретив перечисление на её счета средств из США, где реализуется основная часть экспортируемой компанией нефти. Собственность PDVSA в США (там компании принадлежит три крупных НПЗ) блокировалась, а гражданам США запрещается проводить транзакции с компанией. По американской оценке, принятые меры позволили заблокировать активы компании стоимостью в 7 млрд долл. Кроме того, PDVSA лишилась ежегодной выручки в 11 млрд долл.
США и Великобритания предприняли усилия для того, чтобы Венесуэла не могла распоряжаться своими золотовалютными резервами. Когда в конце 2018 г. глава венесуэльского Центробанка отправился в Лондон, чтобы решить вопрос о продаже части хранящегося в Банке Англии венесуэльского золота (общим весом 31 т), ему отказали, сославшись на то, что аналогичный запрос получили от Банковского совета, назначенного Хуаном Гуайдо.
Золотой запас Венесуэлы, тонн
Рис. 5. Золотой запас Венесуэлы. Источник: take-profit.com
Позже попытка Венесуэлы через суд добиться права использовать свои золотовалютные резервы для борьбы с эпидемией коронавируса также не увенчалась успехом.
* * *
Тяжёлое экономическое положение в Венесуэле возникло ещё до введения внешних экономических санкций. Оно стало естественным результатом внутриполитической борьбы, в которой левые режимы создавали себе базу социальной поддержки за счёт расширения льгот и дотаций для наименее обеспеченных венесуэльцев, а также опору в лице госслужащих.
Эта политика проводилась за счёт использования нефтяной выручки, и, когда эта выручка катастрофически уменьшилась из-за падения цен на нефть, у правящего режима возникли большие проблемы.
Уязвимостью Венесуэлы стала недиверсифицированность её экономики. Большинство предметов первой необходимости импортировалось, включая продовольственные товары. Это делало население заложником курса национальной валюты: девальвация не могла содействовать росту внутреннего производства, и в то же время импортируемая инфляция ударяла по всем слоям общества. Попытки бороться с этим монополизацией внешней торговли и установлением регулируемых цен заводили экономику в тупик, провоцируя возникновение дефицита и появление чёрного рынка.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Долгий путь к контролю за своими недрами
Сохранение крайней бедности значительной части населения объяснялось тем, что сельское хозяйство страны было отсталым, промышленность почти отсутствовала, а нефтяные месторождения разрабатывались на основе концессий, по условиям которых государство получало крайне низкую концессионную пошлину, плату за недра (роялти), пропорциональную объёму производства, и налог на прибыль. При этом цены на добытую нефть устанавливали сами концессионеры.
После прошедших в стране первых демократических всеобщих выборов президент Ромуло Гальегос (Ромуло Анхель дель Монте Кармело Гальегос Фрейре) попытался ввести ограничения деятельности иностранных монополий и установить принцип fifty-fifty (то есть 50 на 50) при распределении доходов от нефтедобычи. Однако через двенадцать дней после подписания этого закона в ноябре 1948 г. Ромуло Гальегос был свергнут министром обороны Карлосом Дельгадо Чальбо (Карлос Роман Дельгадо Чальбо Гомес).
Новые шаги в деле укрепления собственного экономического суверенитета были предприняты в Венесуэле после падения 23 января 1958 г. военного режима Маркоса Эванхелисты Переса Хименеса.
Новое правительство Ромуло Бетанкура (Ромуло Эрнесто Бетанкур Белло) взяло курс на более сбалансированное экономическое развитие. В 1959 г. правительство Бетанкура повысило налог на прибыль нефтяных компаний с 26 до 45%, а к началу 1970-х — до 50% и выше. После того как в 1960 г. была образована ОПЕК, одним из учредителей которой было руководство Венесуэлы, стал меняться порядок определения цен на нефть, добываемую и экспортируемую из Венесуэлы. Благодаря увеличению доходной части госбюджета правительство Бетанкура увеличило расходы на образование, расширило капиталовложения в обрабатывающую промышленность. Часть средств была направлена на развитие внутренних областей страны. В период с 1958 по 1970 г. темпы экономического роста составляли 6,1% в год. С 1961 по 1971 г. количество людей, занятых в обрабатывающей промышленности и торговле, удвоилось.
Богатые дары нефтяного проклятья
В 1973–1974 гг. из-за арабо-израильской войны и арабского эмбарго на поставки нефти её цена на мировом рынке резко выросла, подарив дополнительные доходы всем нефтеэкспортёрам.
Цена на нефть, долларов за баррель
Рис. 1. Динамика изменения цены на нефть, 1955–2017. Источник: market-prices.com
Доходы Венесуэлы от экспорта нефти в течение короткого времени выросли на 400%. Это дало правительству средства для осуществления далеко идущих планов, которые включали в себя развитие сельского хозяйства, гидроэнергетики и новых отраслей тяжёлой промышленности. В качестве приоритета была выбрана металлургия. Строительство промышленных предприятий предполагалось в восточной, менее развитой, части Венесуэлы. Темпы экономического роста в 1970–1977 гг. составляли 5,7% в год.
В 1976 г. президент Карлос Перес (Карлос Андрес Перес Родригес), взяв пример с нефтяных монархий Персидского залива, начал проводить политику национализации экспортоориентированных отраслей промышленности. В 1975 г. были национализированы железорудные компании (вторая по значению экспортная отрасль страны). В 1976 г. была национализирована нефтяная промышленность и железные дороги. Для обоснования этого шага были произведены подсчёты, показавшие, что за период с 1917 по 1975 г. общий размер доходов иностранных нефтяных корпораций в Венесуэле превысил 200 млрд долл., тогда как государство получило лишь около 45 млрд долл.
В первое президентство Карлоса Переса внешнеполитический и внутриэкономический курс Венесуэлы сместился влево. Государство стало активно вкладываться в масштабные инфраструктурные проекты и социальные программы.
Цена просчётов
Как оказалось, Венесуэла не смогла использовать благоприятную сырьевую конъюнктуру для развития обрабатывающей промышленности и создания многоотраслевого хозяйства. Созданная в результате национализации государственная нефтяная компания Petroleos de Venezuela SA (PDVSA) работала крайне неэффективно, расходуя значительные средства на дорогостоящие и амбициозные проекты, жалованье высокопоставленным работникам. Просчёты в сроках реализации инфраструктурных проектов и их стоимости потребовали привлечения кредитов, что привело к увеличению внешнего долга.
Некоторый рост доходов бедных слоёв населения и расширение численности среднего класса повлекли за собой рост импорта, так как собственного производства большинства потребительских товаров в Венесуэле не было. К концу 1970-х гг. Венесуэла импортировала 80% потребляемых в стране продуктов питания.
В начале 1980-х гг. в экономике Венесуэлы начался застой. Пытаясь добиться стабилизации, сменявшие друг друга правительства следовали входившим в моду либеральным экономическим рецептам и принимали меры по усилению рыночного сектора в экономике, при этом пытаясь сохранять введённые социальные льготы.
ВВП Венесуэлы, млрд долларов
Рис. 2. Динамика ВВП Венесуэлы. Источник: tradingeconomics.com
В конце 1980-х гг. резкое снижение нефтяных цен на мировом рынке привело к экономическому кризису. В 1988 г. бюджетный дефицит составил 15% ВВП.
Реформы по рецептам МВФ
В 1989 г. Карлос Перес был вновь избран президентом Венесуэлы. Свою предвыборную программу он построил на критике либеральных экономических преобразований. Во время предвыборной кампании он сравнивал политику МВФ с воздействием нейтронной бомбы, которая, уничтожая людей, оставляет нетронутыми здания. Деятельность Всемирного банка Карлос Перес характеризовал как «геноцид работников при оплате экономического тоталитаризма».
Победив на выборах, Карлос Перес приступил к реализации программы экономической стабилизации и структурной перестройки. Эта программа получила известность под названием «Вашингтонский консенсус», так как была основана на рекомендациях Международного валютного фонда. В обмен на непопулярные экономические и социальные реформы, в частности повышение цен на бензин, страна получила кредит МВФ в размере 4,5 млрд долл.
Политика шоковой терапии привела к снижению жизненного уровня граждан. Рост инфляции до 84,5% вызвал широкое недовольство беднейших слоёв населения, которые имели ограниченные доходы и особенно сильно страдали от роста цен. Ссылки правительства на необходимость выполнять рекомендации МВФ вызывали возмущение: сотрудничество с фондом резко контрастировало с предвыборной риторикой Карлоса Переса, которая выстраивалась на популистских и антилиберальных тезисах. В стране начались массовые протесты. Одновременно оживилась оппозиция, обвинявшая Карлоса Переса в коррупции. И в 1993 г. в результате импичмента он был отстранён от власти.
Выигравший выборы в 1994 г. Рафаэль Кальдера (Рафаэль Антонио Кальдера Родригес) сумел заручиться поддержкой разных политических сил — от коммунистов до центристов. За счёт вмешательства государства в экономику Кальдера пытался стабилизировать социально-экономическое положение, которое резко ухудшилось вследствие острейшего финансового кризиса. В этот период обанкротилось в общей сложности более 70 000 малых и средних предприятий, значительно выросло число бедных.
Рафаэль Кальдера провозгласил программу восстановления макроэкономической стабильности и снижения инфляции (Венесуэльская повестка дня). Недостаток собственных ресурсов для развития нефтяной промышленности вынудил президента Кальдеру вновь открыть эту отрасль для иностранных консорциумов, которые занялись разведкой и разработкой месторождений лёгкой и средней нефти на условиях раздела продукции. Нуждаясь в помощи Международного валютного фонда, Кальдера, вопреки своим убеждениям, пошёл на реализацию ряда неолиберальных мер в экономике, включая приватизацию госимущества и девальвацию боливара. Эти решения получили одобрение МВФ, но вызвали резкие протесты среди населения. Ситуация усугублялась продолжающимся снижением цен на нефть — главный экспортный товар Венесуэлы.
Боливарианская революция Уго Чавеса
В 1999 г. на выборах побеждает Уго Чавес с программой «боливарианского социализма» («социализма XXI века»). Она подразумевала национализацию предприятий, контроль над ценами и курсом валюты.
Уже в 1999 г. был принят закон, предусматривавший усиление роли государства. Доля государства в нефтеразведке и нефтедобыче была установлена на уровне не ниже 51%. Значительно была увеличена и плата за недра — роялти. Недовольный реформами, персонал PDVSA начал бастовать, но в длившейся почти два года борьбе с забастовщиками Чавесу удалось одержать победу: в начале 2003 г. около 18 000 работников компании (то есть почти половина персонала) были уволены. Чавесу удалось полностью поставить деятельность компании под свой контроль.
Правительство Чавеса усиливало госрегулирование цен. Так, внутренние цены на бензин в Венесуэле с 1998 г. сохранялись на уровне 0,03 долл. США за литр и были самыми низкими в мире.
В стране были построены тысячи бесплатных медпунктов для бедных, введены субсидии на приобретение пищи и улучшение жилищных условий. Был достигнут прогресс в ликвидации неграмотности, развитии здравоохранения, борьбе с бедностью, расширены экономические, культурные и социальные права населения, улучшилось качество жизни. Коэффициент Джини (мера неравенства в доходах) упал с 0,495 в 1998 г. до 0,39 в 2011 г., что стало самым низким его значением в западном полушарии после Канады.
В начале января 2007 г. Уго Чавес объявил о предстоящей национализации крупнейших в Венесуэле телекоммуникационной и электроэнергетической компаний — Compania Nacional de Telefonos de Venezuela (CANTV) и EdC, контролируемых американскими фирмами. Кроме того, Чавес планировал получить контрольный пакет акций добывающих и нефтеперерабатывающих предприятий ExxonMobil, Chevron, Total, ConocoPhillips, Statoil, BP.
Благодаря благоприятной конъюнктуре на нефтяном рынке и жёсткому контролю за ценами, Чавесу удалось отчасти обуздать инфляцию.
Инфляция в Венесуэле
Рис. 3. Динамика инфляции в Венесуэле. Источник: svspb.net
Но меры по снабжению населения продуктами питания по фиксированной цене в условиях зависимости экономики от импорта потребительских товаров обернулись нараставшей дестабилизацией валютного рынка, развитием чёрного рынка обмена валюты с бесконтрольно растущим курсом доллара. В свою очередь, это вызвало перебои в снабжении и рост цен на продовольствие. Мясо, молоко, сахар исчезли с полок магазинов или продавались по ценам, которые почти вдвое превышали установленные государством.
Для стабилизации денежного обращения было введено квотирование покупки населением иностранной валюты. Венесуэльцам ограничили покупку валюты для поездок за границу до 5,6 тыс. долл. в год и для приобретения товаров по интернету — до 4 тыс. долл. в год. Правительство развернуло «фронтальную борьбу со спекулянтами и укрывателями продовольствия», незаконными валютными операциями.
Отказ сети супермаркетов торговать мясом и мясными продуктами по государственным ценам министр лёгкой промышленности и торговли Мария Иглесиас назвала «незаконной забастовкой предпринимателей, лишающей население конституционного права на снабжение продуктами питания».
Вторая волна национализации нефтяного сектора, которую Уго Чавес запустил в 2007 г., заставила иностранные компании согласиться на создание совместных предприятий с государственной нефтяной компанией PDVSA, в которых они не могли владеть более чем 40% акций. Chevron, Total, Statoil и BP согласились с этими требованиями, однако ConocoPhillips и ExxonMobil ушли и подали иски к Венесуэле на 30 млрд и 15 млрд долл. соответственно.
Пока государство расширяло меры поддержки малоимущим, социальная база «боливарианской революции» укреплялась. Но меры госконтроля над ценами и валютные ограничения подрывали основу благополучия предпринимателей малого и среднего бизнеса. С 2008 по 2017 г. число зарегистрированных предпринимателей в Венесуэле сократилось с 800 тыс. до 270 тыс.
Обострение кризиса
Преемник Уго Чавеса Николас Мадуро оказался заложником обстоятельств, которые сформировались за годы боливарианской революции.
Экономические проблемы страны усугубились после падения цен на нефть в 2014 г. Это привело к снижению нефтяных поступлений, которые составляют 95% всех экспортных доходов Венесуэлы. Уменьшение валютной выручки снизило возможности государства по обеспечению социальных дотаций и обслуживанию внешних кредитов. Возникли проблемы с оплатой услуг иностранных сервисных компаний и закупкой запчастей для оборудования, используемого в нефтедобыче. В результате объём добываемой и экспортируемой нефти стал снижаться, ещё больше уменьшая средства, которые оставались в распоряжении правительства.
Попытка получить недостающие деньги путём эмиссии национальной валюты разгоняла инфляционные процессы, превращая инфляцию в гиперинфляцию.
Гиперинфляция в Венесуэле
Рис. 4. Гиперинфляция в Венесуэле. Источник: svspb.net
Стремление правительства контролировать валютные операции, курс национальной валюты и внутренние цены на всё расширяющийся список товаров на фоне галопирующей инфляции сделали невозможным нормальное ведение бизнеса для многих иностранных компаний. Закрытие их предприятий привело к росту безработицы.
Углубление политического кризиса
Увеличение числа венесуэльцев, затронутых кризисом, играло на руку оппозиции. В декабре 2015 г. по итогам выборов в Национальной ассамблее Венесуэлы конституционное большинство мест получили противники Николаса Мадуро («Круглый стол демократического единства» — 109 мест из 164), что позволяло им инициировать импичмент президента. Но уже в январе 2016 г. Верховный суд лишил мандатов трёх депутатов, в результате чего оппозиция потеряла квалифицированное большинство в парламенте.
24 октября 2016 г. Национальная ассамблея Венесуэлы обвинила президента Николаса Мадуро в «государственном перевороте». В качестве предлога использовался тот факт, что Национальный избирательный совет (НИС) отложил проведение инициированного оппозицией референдума, дата которого была назначена на 26–28 октября 2016 г. На референдуме в числе прочего должен был быть поставлен вопрос об отставке президента Мадуро.
После проведения переговоров правительства с оппозицией при участии государственного секретаря Ватикана Пьетро Паролина (это было важно для Венесуэлы, которая по большей части является католической страной) процедура импичмента была приостановлена, а из-под стражи были отпущены пять оппозиционных политиков.
9 января 2017 г. 106 депутатов (большинство) Национальной ассамблеи Венесуэлы проголосовали за решение объявить Мадуро оставившим пост главы государства из-за неисполнения обязанностей в соответствии с 233 статьёй конституции страны. Однако 10 января Верховный суд Венесуэлы признал решение парламента антиконституционным и заявил, что парламент не может сместить президента с должности.
1 мая 2017 г. Мадуро издал декрет о проведении выборов в Конституционное собрание с целью изменить конституцию страны. Оппозиция раскритиковала эту идею и бойкотировала выборы. Выборы прошли 30 июля 2017 г. По официальным данным, явка составила 41,53%, по заявлениям оппозиции — в несколько раз меньше. Более 40 стран (США, Канада, многие страны Южной Америки, Европейский союз, Швейцария и другие) заявили о непризнании Конституционного собрания. 31 июля 2017 г. США ввели персональные санкции против Мадуро.
20 мая 2018 г. в Венесуэле состоялись внеочередные президентские выборы. Мадуро победил на них, набрав 67,8% голосов. Выборы вызвали протест со стороны большинства стран Запада, а также Латинской Америки. Четырнадцать стран, включая Аргентину, Бразилию и Канаду, отозвали своих послов из Каракаса в знак протеста против результатов выборов. По той же причине США наложили на Венесуэлу дополнительные экономические санкции. Президент США Дональд Трамп призвал к проведению новых выборов.
Двоевластие
Хуан Гуайдо, возглавивший Национальную ассамблею Венесуэлы 5 января 2019 г., 8 января отказался признать Николаса Мадуро законно избранным президентом и предложил сформировать переходное правительство, заявив от имени парламента, что Мадуро узурпировал пост президента, а страна фактически стала диктатурой. Гуайдо призвал военнослужащих обеспечить соблюдение конституции.
11 января Национальная ассамблея опубликовала заявление для прессы, где было подтверждено намерение Гуайдо взять на себя полномочия президента. Стало также известно, что оппозиция намерена склонять офицерский состав венесуэльской армии к свержению Мадуро.
12 января Гуайдо получил письмо от председателя Высшего трибунала юстиции Венесуэлы в изгнании, который базируется в Панаме, с призывом взять на себя полномочия президента Венесуэлы.
В стране начались массовые демонстрации сторонников оппозиции и не менее массовые демонстрации сторонников Мадуро.
23 января президент США Дональд Трамп буквально через считаные минуты после символической присяги Гуайдо признал его исполняющим обязанности главы государства как человека, «возглавляющего единственный орган власти, избранный народом Венесуэлы». Николаса Мадуро Трамп назвал «нелегитимным» лидером.
Администрация США немедленно приступила к созданию широкой международной коалиции по смене режима в Каракасе.
27 января Хуан Гуайдо сообщил в интервью The Washington Post, что оппозиция тайно контактирует с военными и представителями гражданских правительственных ведомств по вопросу отстранения от власти президента Николаса Мадуро. Он также заявил, что переходное правительство Венесуэлы, которое представляет оппозицию, намерено взять под свой контроль американское подразделение венесуэльской нефтедобывающей компании PDVSA — Citgo.
29 января Верховный суд Венесуэлы наложил запрет на выезд Хуана Гуайдо за пределы страны и постановил заблокировать доступ к его банковским счетам.
30 января представители венесуэльской оппозиции объявили о намерении разорвать международные соглашения, которые, по их версии, были заключены незаконно. В частности, оппозиция заявила о намерении пересмотреть отношения с Россией. Представитель Гуайдо, выступая в США в Атлантическом совете, заявил, что противники Мадуро не намерены вступать с ним в полноформатный диалог.
5 февраля оппозиция назначила послов Венесуэлы в ряде стран Латинской Америки и США.
17 февраля власти Венесуэлы выслали из страны делегацию Европарламента, которая намеревалась провести встречи с Хуаном Гуайдо и послами европейских государств.
19 февраля президент США Дональд Трамп во время выступления в Международном университете штата Флорида в Майами предложил венесуэльским военнослужащим поддержать оппозицию страны.
Попытка организации выступления венесуэльских военных для смещения Мадуро и утверждения у власти Гуайдо, предпринятая 29 апреля — 1 мая 2020 г., не достигла успеха. Выступившие военные были арестованы, и Николас Мадуро объявил об успешном отражении попытки госпереворота.
Госсекретарь США Майк Помпео в интервью CNN сообщил, что, по имеющимся данным, Мадуро был готов утром 30 апреля покинуть Венесуэлу, но якобы Россия отговорила его от этого шага. Президент США Дональд Трамп заявил, что готов ввести санкции «высшего уровня» в отношении Кубы, если она не прекратит военные операции в Венесуэле. В ответ МИД Венесуэлы обвинил Белый дом в распространении фейковых новостей.
В дальнейшем оппозиция ещё несколько раз пыталась провоцировать гражданские беспорядки, но основная ставка была сделана на внешнеполитическое давление и экономические санкции со стороны стран Запада.
В начале 2020 г. Хуан Гуайдо отправился во внешнеполитическое турне по странам, которые признали его президентом. Он посетил Бельгию, где встретился с Маргаритисом Схинасом, заместителем председателя Европейской комиссии, и главой внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозепом Боррелем. Во время своей поездки в Европу Гуайдо также встретился с Борисом Джонсоном, Эммануэлем Макроном и Ангелой Меркель, а также принял участие во Всемирном экономическом форуме в Давосе. После этого Гуайдо отправился в Канаду и встретился с премьер-министром Джастином Трюдо. Он был приглашён на выступление президента Дональда Трампа в Конгрессе США 4 февраля 2020 г. «О положении страны», где его приветствовали депутаты Демократической и Республиканской партий. Всего благодаря содействию США и их союзников Хуана Гуайдо признали законным президентом Венесуэлы более 50 стран.
Санкции
Санкции против Венесуэлы США начали объявлять ещё в период президентства Уго Чавеса. Но первоначально ограничивались санкциями персональными.
В 2014 г. США ввели санкции против 24 чиновников, судей и силовиков Венесуэлы. Их имена не разглашались, однако известно, что в чёрный список попали люди, «причастные к нарушениям прав человека». В первую очередь речь шла о разгоне массовых антиправительственных демонстраций в Венесуэле и незаконных, по мнению Вашингтона, арестах их участников. Фигурантам списка был запрещён въезд в США.
В 2015 г. администрация Барака Обамы ввела санкции в отношении семи представителей венесуэльского руководства, большинство из которых — военные и представители силовых ведомств. Их счета заморозили, а гражданам и компаниям США запретили вступать с ними в деловые отношения.
В июле 2017 г. санкции наложили на американские активы Николаса Мадуро, объяснив это тем, что венесуэльский президент «подорвал демократию» своей страны». В августе 2017 г. Дональд Трамп подписал указ о запрете «совершать торговые операции с акциями и долговыми ценными бумагами правительства Венесуэлы и государственной нефтегазовой компании PDVSA», поскольку последняя является «источником финансирования диктатуры Мадуро». В марте 2018 г. Дональд Трамп запретил физическим и юридическим лицам США производить любые операции с криптовалютами Венесуэлы. 7 мая США расширили санкции, добавив в венесуэльский чёрный список за причастность к наркотрафику троих физических лиц и 20 компаний.
В ноябре 2017 г. к санкциям США присоединился Евросоюз. Сначала ЕС ввёл эмбарго на поставки в Венесуэлу оружия, техники и оборудования, которые можно использовать «для внутренних репрессий». В январе 2018 г. к этим ограничениям добавился чёрный список из семи венесуэльских чиновников: им запретили въезд на территорию стран ЕС, а их банковские активы заморозили. Среди попавших под санкции — представители МВД, национальной разведки, центрального избирательного комитета и вооружённых сил. В апреле 2018 г. аналогичные санкции ввела не входящая в ЕС Швейцария.
Вашингтон ввёл санкции против венесуэльской государственной PDVSA, запретив перечисление на её счета средств из США, где реализуется основная часть экспортируемой компанией нефти. Собственность PDVSA в США (там компании принадлежит три крупных НПЗ) блокировалась, а гражданам США запрещается проводить транзакции с компанией. По американской оценке, принятые меры позволили заблокировать активы компании стоимостью в 7 млрд долл. Кроме того, PDVSA лишилась ежегодной выручки в 11 млрд долл.
США и Великобритания предприняли усилия для того, чтобы Венесуэла не могла распоряжаться своими золотовалютными резервами. Когда в конце 2018 г. глава венесуэльского Центробанка отправился в Лондон, чтобы решить вопрос о продаже части хранящегося в Банке Англии венесуэльского золота (общим весом 31 т), ему отказали, сославшись на то, что аналогичный запрос получили от Банковского совета, назначенного Хуаном Гуайдо.
Золотой запас Венесуэлы, тонн
Рис. 5. Золотой запас Венесуэлы. Источник: take-profit.com
Позже попытка Венесуэлы через суд добиться права использовать свои золотовалютные резервы для борьбы с эпидемией коронавируса также не увенчалась успехом.
* * *
Тяжёлое экономическое положение в Венесуэле возникло ещё до введения внешних экономических санкций. Оно стало естественным результатом внутриполитической борьбы, в которой левые режимы создавали себе базу социальной поддержки за счёт расширения льгот и дотаций для наименее обеспеченных венесуэльцев, а также опору в лице госслужащих.
Эта политика проводилась за счёт использования нефтяной выручки, и, когда эта выручка катастрофически уменьшилась из-за падения цен на нефть, у правящего режима возникли большие проблемы.
Уязвимостью Венесуэлы стала недиверсифицированность её экономики. Большинство предметов первой необходимости импортировалось, включая продовольственные товары. Это делало население заложником курса национальной валюты: девальвация не могла содействовать росту внутреннего производства, и в то же время импортируемая инфляция ударяла по всем слоям общества. Попытки бороться с этим монополизацией внешней торговли и установлением регулируемых цен заводили экономику в тупик, провоцируя возникновение дефицита и появление чёрного рынка.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу