Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Пустые ниши, не заполненные «сделанным в России» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Пустые ниши, не заполненные «сделанным в России»

16 мая 2022 Миркин Яков
Пустоты в экономике затягиваются медленно.

За пару недель до 24.02 2022 г., понимая, что может быть впереди и пытаясь хоть как-то призвать к «рацио», опубликовал в «Российской газете» колонки – о том, насколько мало мы производим своего.

Как предупреждение, а не как общие слова о «трансформации» или «реструктуризации» экономики России. Вот выдержки:

«У нас огромные пустые ниши, не заполненные «сделанным в России». Примеров – тысячи в самых простых вещах.

Одеяла в 2017 г. – 3,1 млн шт., в 2020 г. – 2,2 млн, по одному одеялу на 70 человек (здесь и дальше – ЕМИСС Росстата). Негусто, не накроешься. Каждый год в России продают 17 – 18 млн одеял. Чьей продукции больше всего на рынке? Ответ известен – Китай.

«Идем» в женскую (и для девочек тоже) одежду. Платья из текстиля в 2017 г. – 4,4 млн шт., в 2020 г. – 4,1 млн., юбки из текстиля в 2017 г. – 2,8 млн шт., в 2020 г. – 2,2 млн. Что имеем в итоге? По одному платью или юбке в год на 11 – 12 прекраснейших. А бюстгальтеры, пояса, корсеты и прочие радости жизни? Вот ответ: и в 2017 г., и в 2020 г. по 6,6 млн шт., примерно по 1 штуке в год на 10 – 11 женщин.

А трикотаж? В 2017 г. в России произведено 134 млн шт. трикотажных и вязаных изделий, в 2020 г. – 143 млн. В этих «изделиях» всё, что угодно – брюки, кофты, костюмы, юбки, блузки, платья, свитера, нижнее белье. Меньше, чем по 1 штуке в год на каждого живущего у нас в стране. Обуви в 2017 г. произведено 104 млн пар, в 2020 г. – 93 млн пар. Примерно по 6 пар в год любой обуви, включая резиновые тапочки, на каждые 10 человек. Ау, соски! Младенцев много, не меньше 2– 3 млн., дайте им что-нибудь пожевать! В 2020 г. для них сделано 2,1 млн шт. сосок, не больше, чем по одной штуке на душу в год.

У нас огромные пустые ниши, не заполненные «сделанным в России».

Электрокофемолки? 750 шт. в 2017 г. «Пылесосы бытовые» – 131 шт. в 2017 г. Ни те, ни другие больше статистикой не замечены. Электрические утюги в 2017 г. – 1 шт., в 2019 г. – 18 шт., в 2020 г. – 0 шт. Может быть, со статистикой что-то не так? А вот и электрические чайники. В 2017 г. – 57 тыс. шт., в 2020 г. – 132 тыс. шт. По 1 чайнику на 1000 с лишним душ в год. Электросоковыжималки в 2017 г. – 36 тыс. шт., в 2020 г. – 55 тыс. шт. По 1 штуке на 2600 с лишним человек, живущих в России. «Коньки ледовые» в нашей снежной стране? Выпустили по 1,5 тыс. пар в 2017 и 2020 гг. По одной паре коньков в год на сто тысяч человек.

В производстве «средств производства» – большое количество пустых ниш, настолько пустых, что остается только с горечью смотреть как их годами заполняет импорт. Сколько делается металлорежущих станков за год? И в 2017, и в 2020 годах – 4,5 тыс. шт, многократно меньше, чем в 1980-х. Среди них токарных – чуть больше 1000 шт в год, сверлильных – 250 – 290 шт, фрезерных – 450 шт (ЕМИСС Росстата). 445 токарных станков в год с ЧПУ. Это несопоставимо с масштабами российской экономики и числом живущих в ней 145 млн человек. Импорт в Россию станков кратно превышает их производство, примерно 30% – из Китая (РБК). Как бы ускориться в изменениях (они есть в станкостроении за 10 – 15 лет)? Как бы быстрее уйти от отчаянного положения, в котором «строительство станков» оказалось в 1990-х – 2000-х?

Но жизнь наша пожимает плечами и спрашивает: «Строить будем?». Будем, будем, а как же! В России более 370 тысяч действующих строительных предприятий (2021, Росстат). А чем строить? В 2020 г. мы произвели 858 шт бульдозеров (примерно 1/3 годовой потребности), 2513 шт экскаваторов (в несколько раз меньше импорта), башенных кранов – 45 шт (1/5 потребности), автогрейдеров – 546 шт. Краны «стрелкового типа» – 346 шт, краны на гусеничном ходу – 13 шт, «катки дорожные самоходные» – 389 шт (импорт кратно выше) (ЕМИСС). Штуки, а не тысячи штук! Потребности в строительной технике были бы еще больше, если бы рост экономики был в 6-7%. Спасибо Китаю, Японии, Германии и другим – не дают стройкам встать. Но как бы всё производство этой техники перенести в Россию, как это сделано с легковушками? Ну как?

Между тем поля не дремлют, надвигается весна, будем пахать, сеять, жать и молотить. В России 42 тыс. сельскохозяйственных организаций, 145 тыс. фермерских хозяйств, 16,5 млн личных подсобных хозяйств («РГ», 3.08.2021). 11,9 тыс. шт сеялок, произведенных для них в России в 2020 г. – это много или мало (ЕМИСС)? Больше, чем в 2017 г. (8,5 тыс. шт), но хватит ли на всех? 596 жаток или 17 молотилок, или даже 432 сеноуборочных машин, сделанных в 2020 г. – так должно быть? 206 инкубаторов, произведенных в 2020 г., нет странно ли это, памятуя, что у нас в год производится до 5 млн тонн мяса птицы? А 5,4 тыс. зерноуборочных комбайнов, выпущенных в 2020 г. – этого достаточно? В 2020 г. выпустили 8,7 тыс. косилок. Их хватит? А вот и «машины для уборки свеклы» – ноль штук в 2020 г. 3,7 тыс. шт доильных аппаратов произвели в 2020 г. при поголовье коров в России в 8 млн голов.

Дело – не в правительстве, не в министерствах, пытающихся подстегнуть каждую из отраслей, дело – в модели экономики, в том, что ее нужно менять, всячески побуждая ее к росту и модернизации, к локализации, чтобы как можно больше «сложных вещей» делались у нас дома. Мы же все знаем, что степень локализации производства не так уж велика. В 2020 г. в России произведены 1,26 млн легковых автомобилей, но 0,3 млн двигателей внутреннего сгорания и всего лишь 0,03 млн кузовов для автотранспорта (ЕМИСС). Чем покрыт этот разрыв? Легко догадаться – импортом.

Мы засыпаны снегом? Сделали в 2020 г. 47 снегоочистителей. Мы любим трамваи? 190 шт трамваев произведены в 2020 г. (175 за 2017 г.). Между тем, больше 60 городов России имеют трамваи («РГ», 9.12.2014), 2,4 тыс. км трамвайных путей, 7,7 тыс. вагонов, перевезли 1,2 млрд чел. (Росстат, 2019). Без импорта будем менять трамваи один раз в 40 лет.

Много пустот в экономике (10 лет назад их было еще больше), и они медленно затягиваются. Часто над ними хочется плакать. Ясно одно – разрывы в технологиях невозможно преодолеть только за счет бюджета, госзакупок и преференций государства, источник которых все равно карман налогоплательщика. Это может происходить, но медленно, формально, из-под палки и часто с низким качеством и множеством уголовных дел. И еще – бюджет не бесконечен, он – не резиновый.

Мы не добьемся нового «догнать и перегнать», пока промышленники, инженеры, плоть от плоти народа, не проникнутся атмосферой роста, инноваций, всенародной поддержки, пока их имена не будут выноситься на первые полосы газет и пока они не будут знать и чувствовать, что все экономические и административные инструменты государства даны им в подлинную помощь. В начале 1920-х годов такой поворот назывался «сменой экономического курса». Нам он, действительно, нужен».

Есть физическая реальность. Она называется – падение экономики, технологические разрывы, китаизация экономики России.

А есть просто слова о том, как всё будет «реструктурировано», когда тебя собираются задушить.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу