20 июня 2022 The Economist | Нефть
В Америке официально начался летний автосезон. Несмотря на рост инфляции и уже хроническую угрозу пандемии COVID-19, автомобилисты с удовольствием рассекали по автострадам во время недавних длинных выходных, приуроченных к Дню памяти. Около 40 миллионов американцев отправились путешествовать по стране на своих машинах. Это на 8,3% больше, чем в тот же уикенд годом ранее. Такую страсть к путешествиям не охладили даже цены, которые заправки повысили более чем на 50% по сравнению с уровнем прошлого года из-за сильного давления, оказываемого на нефтеперерабатывающую индустрию.
Нефтеперерабатывающий бизнес обычно принято считать низкомаржинальным и малозатратным "придатком" к геополитически обусловленному бизнесу, связанному с геологоразведкой и добычей нефти, а также к политически обусловленному бизнесу по розничной торговле. Нефтеперерабатывающие заводы традиционно приносят прибыль в размере 5-10 долларов за баррель. И еще они часто переживают болезненные периоды убыточности. Но не в этот раз. В 2022 году им отведена роль первого плана, несмотря на все махинации, проводимые нефтедобывающими странами, военные действия на Украине и санкции на экспорт российской нефти. Маржа многих заводов "выросла до небес", а острые проблемы, стоящие перед сектором, толкают цены на бензин вверх.
Три фактора объясняют, почему нефтеперерабатывающие заводы сейчас оказались в "свете софитов"
Первый - государства с развитой экономикой в последнее время сильно сократили инвестиции в этот сектор. Инвесторы просто не желают тратить миллионы долларов на потенциально проблемные активы, поскольку, согласно некоторым прогнозам, спрос на нефть в зажиточных странах будет падать в течение следующих двух десятилетий. Экологическая повестка во всем мире также оказывает давление на сектор нефтепереработки, который считается особенно "грязным". Так, Калифорния и Европа отдают предпочтение более "зеленым" видам топлива. И вообще во всем мире, за исключением Китая и Ближнего Востока, где производственная активность набирает обороты, мощности нефтеперерабатывающих заводов просели примерно на 3 млн баррелей в сутки с начала пандемии, посчитал Алан Гелдер из консалтинговой компании Wood Mackenzie, специализирующейся на энергетике.
Второй фактор, который взбудоражил весь нефтеперерабатывающий бизнес, - политика КНР. Эта страна исторически заслужила звание "чистого экспортера" продуктов нефтепереработки. Она продает огромные их объемы своим азиатскими соседям. Однако, пытаясь сократить промышленные выбросы и отвечать на другие климатические вызовы, китайские власти в этом году более чем на 50% сократили квоты на экспорт для крупных заводов по производству бензина, керосина и других видов топлива. Согласно официальному плану, Китай собирается прекратить экспорт большинства продуктов переработки углеводородного сырья к 2025 году. Нежелательным последствием данного решения является то, что некоторые страны могут начать испытывать недостаток в горючем, так как на КНР приходится примерно 7% мировых резервных мощностей.
И к третьему фактору, который оказывает сильное влияние на сферу нефтепереработки, конечно, относятся спецоперация на Украине и последовавшие санкции на импорт углеводородов из России. США и Британия запретили покупку российского "черного золота", а Евросоюз объявил о частичном эмбарго, которое включает запрет на импорт нефти и нефтепродуктов. Эффект от этих рестрикций пока не ясен. Согласно находящимся в свободном доступе данным (в том числе экспертов, которые предоставляют сведения по танкерам), Россия сейчас экспортирует даже больше нефти, чем до начала военного конфликта. Особенно большие объемы сырья она продает по сниженным ценам Индии. Последняя импортирует на более чем 700 тысяч баррелей в сутки больше, чем до спецоперации.
Но когда дело доходит до продуктов переработки, то и официальные санкции, и добровольные "самосанкции", введенные западными компаниями, кажутся слишком жесткими. По словам Наташи Каневой из банка JPMorgan Chase, Россия ежедневно продает почти на 500 тысяч баррелей таких продуктов меньше, чем до военной кампании, и, возможно, в мае этого года ей даже приходилось сокращать свои перерабатывающие мощности на 1,4 млн баррелей в сутки. В результате произошли изменения, которые ранее невозможно было предвидеть, подчеркивает Ричард Джосвик из исследовательской компании S&P Global. "В мире достаточно перерабатывающих мощностей. Но свободные мощности находятся в России и Китае", - говорит эксперт, добавляя, что в результате показатели загрузки нефтеперерабатывающих заводов в других частях света могут оказаться намного выше, чем предполагалось ранее.
Кризисная ситуация в нефтепереработке, судя по всему, будет еще продолжаться некоторое время. Дело в том, что в Атлантике еще начинается сезон ураганов, которые, по прогнозам синоптиков, будут более разрушительными, чем обычно. В результате могут закрыться нефтеперерабатывающие заводы побережья Мексиканского залива. И еще один фактор, который может привести к затягиванию кризиса, - это точные сроки и интенсивность санкций из шестого пакета, принятого Евросоюзом. Если меры против импорта российской нефти будет приниматься агрессивно, это может не лучшим образом сказаться на секторе.
Ситуацию могут спасти силы, действующие на рынке. Болезненное повышение цен на заправках в конце концов немного охладит спрос и может даже привести к улучшению в сфере потребления энергии. Оба эти фактора помогут сбалансировать рынок.
А на помощь Европе могут прийти изменения в логистических потоках. Например, индийские нефтеперерабатывающие заводы превратили проблемы мирового кризиса в свои достижения. Инвестиционная компания RBC Capital Markets считает, что страна "де-факто становится хабом нефтепереработки для Европы". Кроме того, в ближайшее время планируется ввести в эксплуатацию новые крупные нефтеперерабатывающие заводы в Кувейте и Саудовской Аравии, что также должно помочь снизить дефицит. Как отмечает Джосвик, “при такой большой марже у всех нефтеперерабатывающих заводов есть стимул работать на полную мощность”.
http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Нефтеперерабатывающий бизнес обычно принято считать низкомаржинальным и малозатратным "придатком" к геополитически обусловленному бизнесу, связанному с геологоразведкой и добычей нефти, а также к политически обусловленному бизнесу по розничной торговле. Нефтеперерабатывающие заводы традиционно приносят прибыль в размере 5-10 долларов за баррель. И еще они часто переживают болезненные периоды убыточности. Но не в этот раз. В 2022 году им отведена роль первого плана, несмотря на все махинации, проводимые нефтедобывающими странами, военные действия на Украине и санкции на экспорт российской нефти. Маржа многих заводов "выросла до небес", а острые проблемы, стоящие перед сектором, толкают цены на бензин вверх.
Три фактора объясняют, почему нефтеперерабатывающие заводы сейчас оказались в "свете софитов"
Первый - государства с развитой экономикой в последнее время сильно сократили инвестиции в этот сектор. Инвесторы просто не желают тратить миллионы долларов на потенциально проблемные активы, поскольку, согласно некоторым прогнозам, спрос на нефть в зажиточных странах будет падать в течение следующих двух десятилетий. Экологическая повестка во всем мире также оказывает давление на сектор нефтепереработки, который считается особенно "грязным". Так, Калифорния и Европа отдают предпочтение более "зеленым" видам топлива. И вообще во всем мире, за исключением Китая и Ближнего Востока, где производственная активность набирает обороты, мощности нефтеперерабатывающих заводов просели примерно на 3 млн баррелей в сутки с начала пандемии, посчитал Алан Гелдер из консалтинговой компании Wood Mackenzie, специализирующейся на энергетике.
Второй фактор, который взбудоражил весь нефтеперерабатывающий бизнес, - политика КНР. Эта страна исторически заслужила звание "чистого экспортера" продуктов нефтепереработки. Она продает огромные их объемы своим азиатскими соседям. Однако, пытаясь сократить промышленные выбросы и отвечать на другие климатические вызовы, китайские власти в этом году более чем на 50% сократили квоты на экспорт для крупных заводов по производству бензина, керосина и других видов топлива. Согласно официальному плану, Китай собирается прекратить экспорт большинства продуктов переработки углеводородного сырья к 2025 году. Нежелательным последствием данного решения является то, что некоторые страны могут начать испытывать недостаток в горючем, так как на КНР приходится примерно 7% мировых резервных мощностей.
И к третьему фактору, который оказывает сильное влияние на сферу нефтепереработки, конечно, относятся спецоперация на Украине и последовавшие санкции на импорт углеводородов из России. США и Британия запретили покупку российского "черного золота", а Евросоюз объявил о частичном эмбарго, которое включает запрет на импорт нефти и нефтепродуктов. Эффект от этих рестрикций пока не ясен. Согласно находящимся в свободном доступе данным (в том числе экспертов, которые предоставляют сведения по танкерам), Россия сейчас экспортирует даже больше нефти, чем до начала военного конфликта. Особенно большие объемы сырья она продает по сниженным ценам Индии. Последняя импортирует на более чем 700 тысяч баррелей в сутки больше, чем до спецоперации.
Но когда дело доходит до продуктов переработки, то и официальные санкции, и добровольные "самосанкции", введенные западными компаниями, кажутся слишком жесткими. По словам Наташи Каневой из банка JPMorgan Chase, Россия ежедневно продает почти на 500 тысяч баррелей таких продуктов меньше, чем до военной кампании, и, возможно, в мае этого года ей даже приходилось сокращать свои перерабатывающие мощности на 1,4 млн баррелей в сутки. В результате произошли изменения, которые ранее невозможно было предвидеть, подчеркивает Ричард Джосвик из исследовательской компании S&P Global. "В мире достаточно перерабатывающих мощностей. Но свободные мощности находятся в России и Китае", - говорит эксперт, добавляя, что в результате показатели загрузки нефтеперерабатывающих заводов в других частях света могут оказаться намного выше, чем предполагалось ранее.
Кризисная ситуация в нефтепереработке, судя по всему, будет еще продолжаться некоторое время. Дело в том, что в Атлантике еще начинается сезон ураганов, которые, по прогнозам синоптиков, будут более разрушительными, чем обычно. В результате могут закрыться нефтеперерабатывающие заводы побережья Мексиканского залива. И еще один фактор, который может привести к затягиванию кризиса, - это точные сроки и интенсивность санкций из шестого пакета, принятого Евросоюзом. Если меры против импорта российской нефти будет приниматься агрессивно, это может не лучшим образом сказаться на секторе.
Ситуацию могут спасти силы, действующие на рынке. Болезненное повышение цен на заправках в конце концов немного охладит спрос и может даже привести к улучшению в сфере потребления энергии. Оба эти фактора помогут сбалансировать рынок.
А на помощь Европе могут прийти изменения в логистических потоках. Например, индийские нефтеперерабатывающие заводы превратили проблемы мирового кризиса в свои достижения. Инвестиционная компания RBC Capital Markets считает, что страна "де-факто становится хабом нефтепереработки для Европы". Кроме того, в ближайшее время планируется ввести в эксплуатацию новые крупные нефтеперерабатывающие заводы в Кувейте и Саудовской Аравии, что также должно помочь снизить дефицит. Как отмечает Джосвик, “при такой большой марже у всех нефтеперерабатывающих заводов есть стимул работать на полную мощность”.
http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу