Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Банк России меняет свою политику » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Банк России меняет свою политику

Об основных направлениях действий Центрального банка РФ, инструментах кредитно-денежной политики, процентных ставках, валютном курсе и динамике инфляции 18 февраля рассказал заместитель Председателя ЦБ Константин Корищенко на своем мастер-классе, организованном кафедрой фондового рынка и рынка инвестиций ГУ-ВШЭ.
20 февраля 2008
Константин Киселев

Об основных направлениях действий Центрального банка РФ, инструментах кредитно-денежной политики, процентных ставках, валютном курсе и динамике инфляции 18 февраля рассказал заместитель Председателя ЦБ Константин Корищенко на своем мастер-классе, организованном кафедрой фондового рынка и рынка инвестиций ГУ-ВШЭ.

Организаторы мастер-класса пристально следят за разворачивающимся кризисом глобальной финансовой системы, вероятно, поэтому они и предложили участникам семинара ознакомиться с тем, как главный банк страны оценивает риски денежно-кредитной системы России в условиях кризисных явлений на мировых финансовых рынках. Доклад г-на Корищенко так и назывался.

Впрочем, зампред Банка России сразу оговорился, что выскажет точку зрения не официальную (хотя и близкую к таковой), и не станет давать оценки действий других ведомств, несущих ответственность за финансовое регулирование в нашей стране.

Логика изложения оказалась довольна проста. Константин Корищенко выбрал три «точки отсчета» - какова была кредитно-денежная политика ЦБ до разразившегося летом прошлого года мирового «кризиса ликвидности», что происходило (и происходит) во время кризиса, и что нужно сделать для того, чтобы избежать отрицательных последствий кризиса на конкретной финансовой территории.

Содержание денежно-кредитной политики (ДКП) достаточно длительное время, а точнее – в течение последних пяти лет, не претерпевало каких-либо серьезных изменений. Банк России исправно покупал «нефтедоллары» и достаточно жестко управлял валютным курсом рубля, в то время как федеральный бюджет стерилизовал избыток поступавшей в страну валюты. Накопленных резервов хватало для того, чтобы держать спрос на валюту и ее предложение на сбалансированном уровне, соответственно, не допускать чересчур резких колебаний реального курса рубля, ограничиваясь его ежегодным укреплением в пределах 8%. При этом процентная ставка внутри страны не имела значения с точки зрения ее использования в качестве главного регулятора денежного предложения. Гораздо большее значение имела стоимость денег, формируемая вне России. Иными словами, денежная система страны ориентировалась на импорт процентных ставок, а банки и фирмы активно занимали деньги за границей или, как говорится, - задешево фондировались. Даже так называемые длинные деньги за границей были гораздо дешевле, чем в России. Есть такая шутка: «купил под 3%, продал под 6%, - три часа играю в гольф», которая почти точно характеризует поведение российских банкиров, которые за минувшие пять лет нарастили свои внешние долги до фантастических размеров.

Начиная с лета 2007 года ситуация с ликвидностью (располагаемыми денежными ресурсами) резко изменилась: хотя долгосрочные ставки заимствований пока по-прежнему остаются привлекательными, российская банковская система столкнулась с тем же самым явлением, что и иностранные банки, - «кризисом ликвидности» - невозможностью в определенный период времени выполнить обязательства собственными силами. Константин Корищенко признал, что национальная банковская система на фоне кризиса чувствует себя не самым лучшим образом:

· происходит отток капиталов,

· условия внешних заимствований ухудшились,

· внутренний рынок заимствований сжался.

Это не означает, что российские банки оказались совсем лишены возможности управления своей ликвидностью с помощью внешних рынков, но условия привлечения иностранных денег ужесточились, и не всем банкам под силу либо прибегать к так называемым синдицированным кредитам, либо пролонгировать заключенные ранее кредитные соглашения. Следовательно, «кредитная экспансия» резко замедляется. Отсюда и вытекает первое главное следствие: Банк России для поддержания текущей устойчивости будет вынужден изменить свою политику в части предоставления банкам ресурсов, то есть, изменить условия и инструменты рефинансирования. В частности, предлагается:

· размещение в банках свободных средств Правительства (Министерства финансов),

· операции прямого РЕПО с еврооблигациями,

· рефинансирование банков под так называемые нерыночные активы,

· расширение инструментов рефинансирования банков (в части залогового обеспечения),

· управление процентной ставкой.

Г-н Корищенко оговорился, что Банк России не должен напрямую вмешиваться в банковскую систему, по его словам, - «ресурсы Центрального банка не предназначены для решения проблем текущей ликвидности банков». Напомним, неделей раньше примерно в таком же ключе высказался первый зампред Банка России г-н Улюкаев. Это означает, что те российские банки, которые не являются государственными банками или «дочками» иностранных банковских групп, могут уйти с рынка (хотя впрямую представители ЦБ об этом предпочитают не говорить). Вряд ли это кого-то напугает в Москве, но если в небольших и средних региональных банках начнутся серьезные проблемы, то по цепочке пострадает оборот региональных предприятий. Смогут ли «закрыть дыру» филиалы московских банков – большой и открытый вопрос.

Валютный рынок, определяющий стоимость российского рубля по отношению к мировым валютам (Банк России относит курс рубля к так называемой бивалютной корзине для снижения рисков от переживающего не лучшие времена американского доллара), в условиях кризиса становится волатильным. Точнее говоря, достаточно резво растет спрос на иностранную валюту, а поступает ее на рынок гораздо меньше: основные российские экспортеры начали «придерживать» доллары. В этой ситуации Банк России уже начинает сталкиваться с трудностями поддержания фактически фиксированного курса, каковым он был до 2007 года. Поэтому, как считает г-н Корищенко, валютная политика ЦБ может измениться: в зависимости от рыночных условий курс рубля может колебаться достаточно сильно, во всяком случае, его отклонения в будущем могут быть ощутимо значительней, чем были раньше. Конечно, Банк России не устранится с рынка, пустив рубль в «свободное плавание», но, как сказал зампред ЦБ, нужно привыкать к «менее комфортному поведению валютного курса». Отсюда второе главное следствие мирового финансового кризиса: основной составляющей кредитно-денежной политики станет переход от «квазификсированного курса рубля» к «таргетированию инфляции». Зампред ЦБ не стал детализировать, что означает данная перемена тренда в ДКП, хотя не сложно догадаться, что Банку России придется резко сократить эмиссию за счет покупаемой валюты, следствием чего станет столь же резкое «укрепление» валютного курса рубля. Как это скажется на конкурентоспособности российских предприятий (особенно тех из них, кто «несет золотые яйца») – вопрос самой серьезной дискуссии. Возможно, Банк России рассчитывает на то, что дефицит рублей уравновесится дефицитом валюты, поэтому и объявляет о смене своей политики (заметим, что дискуссия о том, что важней: поддержание курса или контроль над инфляцией, идет уже несколько лет – например, http://banking.mifp.ru/files/04_03.pdf), воспользовавшись «удобным моментом».

Итак, ДКП в самое ближайшее время (выжидание, так свойственное нашим властям, становится просто опасным) претерпит значительные изменения. Во всяком случае, в той ее части, за которую несет ответственность Банк России. Насколько решения главного банка страны повлияют на поведение банков, предприятий и населения, - покажется самое ближайшее время, но то, что политика ЦБ должна быть «менее прозрачной», у г-на Корищенко сомнений не вызывает. Ведь именно «процентное ралли» ФРС и ЕЦБ (европейского центробанка), наблюдаемое в течение последних лет, внесло свой негативный вклад в раскручивание кризисной спирали.

Как считает Константин Корищенко, мировой «кризис ликвидности» окажет влияние не только на банковскую систему. По его словам, нужно отвыкать от понятия «сверхприбыль»: бизнес, и не только банковский, вести будет сложней, норма рентабельности будет только сокращаться. Вряд ли это обернется массовыми банкротствами и увольнениями, но то, что рынки будут сжиматься, - очевидно. Во всяком случае, говоря о близком ему рынке акций, г-н Корищенко сделал такое заключение: «Средненькие перспективы для российского рынка сейчас выглядят блестяще!»

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу