Рецепты 32-го президента США
Для ликвидации последствий этого удара потребовался «Новый курс» президента Франклина Рузвельта — полная реконструкция финансовой системы США с переходом от «свободной руки рынка» к определяющей роли государства и государственных расходов для обеспечения экономического роста. Однако это позволило американской экономике лишь восстановиться. А на траекторию устойчивого роста она вышла с началом Второй мировой войны благодаря огромному росту государственных заказов по обеспечению ленд-лиза.
При этом Рузвельт запретил использование золота (бывшего тогда единственным всеобщим средством международных расчётов) для инвестиционных операций физических лиц и в качестве платёжного средства. Все контракты, номинированные в золоте, должны были пересматриваться, а расчёты по ним необходимо было осуществлять в долларах (бумажных). Населению и юридическим лицам предписали сдать золото государству по фиксированной цене в 20,66 долл. за унцию, при этом после скупки государство подняло её до 35 долл. за унцию. Фактически Рузвельт девальвировал доллар по отношению к золоту на 41%.
Рузвельт разделил банки на депозитные и инвестиционные (закон Гласса — Стиголла 1933 г.). Банкам, которые принимали депозиты населения, была запрещена инвестиционная деятельность. А банкам, которые занимались инвестициями, запретили принимать депозиты. Сегодня существует обоснованное предположение, что кризис 2008–2009 гг. был отчасти вызван отменой этого разделения в США в 1999 г. законом Грэмма — Лича — Блайли.
Кроме того, Рузвельт временно ограничил действие антимонопольного законодательства и инициировал создание «кодексов честной конкуренции». Это было сделано для приостановки конкурентной борьбы внутри отраслей и приведения объёмов производства в соответствие с покупательским спросом.
Впервые вместо казавшейся естественной во время кризиса экономии федеральных ресурсов были выделены огромные по тем временам бюджетные средства (4 млрд долл.) на общественные работы, в первую очередь на инфраструктурные и экологические проекты.
Также была принята программа стимулирования строительства жилья, в том числе через развитие ипотеки — создание Ссудной корпорации владельцев жилья.
Параллели и различия с ситуацией в России
Россия сегодня, как и США в начале Великой депрессии, оказалась отрезанной от важных зарубежных рынков. Экспортёрам нефти и угля удалось найти новые каналы сбыта: снижение объёмов экспорта нефти в летние месяцы составило всего 3% по отношению к аналогичному периоду 2021 г. У экспортёров газа потери оказались выше, но они пока скомпенсированы ростом цен на голубое топливо, поэтому ни «Газпром» (GAZP), ни российский бюджет не пострадали. Но, например, экспортёры древесины оказались в серьёзном минусе. А перестройка поставок леса и поиск платёжеспособных покупателей займёт определённое время.
Пострадали также металлургические компании, ориентированные на экспорт в Европу, и здесь полная компенсация утерянных рынков вряд ли возможна. Однако в работах по восстановлению освобождённых в ходе спецоперации территорий может возникнуть высокая потребность в металлоконструкциях. Поэтому госзаказ, скорее всего, компенсирует сокращение экспорта.
Хуже обстоят дела для предприятий, которые являются частью разорванных технологических цепочек. Неважно, идёт ли речь о предприятиях, выпускающих автокомпоненты (и для отечественного автопрома, и на экспорт), или о компаниях, почти полностью работавших на зарубежных заказчиков. Для них 100%-й компенсации утраченных рынков не будет. Даже после полного восстановления производства отечественных автомобилей спрос со стороны российских автозаводов не компенсирует прежние контракты с мировыми автоконцернами. А китайские или иранские автопроизводители могут не заинтересоваться компонентами российского производства.
У бизнеса в России сегодня нет источников финансирования, однако нехватка инвестиций у него не такая острая, как сложилась в экономике США в начале Великой депрессии. Но источниками инвестиций для развития обладают, как правило, наименее пострадавшие отрасли. Планы обеспечить льготное кредитование промышленности пока только обсуждаются, а если реализуются, то в небольших масштабах и в пробном режиме.
Угрозы экономического спада и роста безработицы пока что потенциальные, но они есть. Причём сокращение рабочих мест может быть неравномерным. В отличие от США времён Великой депрессии, где это было продиктовано спадом спроса, в России пострадали как предприятия, включённые в глобальные технологические цепочки, так и компании, которые обслуживали импорт в Россию из ставших недружественными стран.
Салоны по продажам одежды и аксессуаров модных брендов, центры по продаже автомобилей европейских марок, компании по обслуживанию производственного оборудования зарубежных производителей — все они после введения санкций оказались без работы. Небольшая часть сумела найти поставщиков аналогичной продукции из Турции или Китая, но как быстро им удастся выстроить новые отношения и насколько получится компенсировать утраченные доходы — большой вопрос.
Российский банковский сектор, даже учитывая попавшие под санкции банки, не пострадал в той же мере, как американский, по которому ударил крах фондового рынка 1929 г. Российский фондовый рынок (тоже переживший падение) просто несопоставим по своим масштабам и роли в российской экономике с американским фондовым рынком конца 1920-х гг.
При этом перед крахом 1929 г. американские банки с удовольствием вкладывались в сделки с ценными бумагами (самостоятельно или кредитуя брокеров), а для российского банковского сектора главными источниками доходов в последние годы было потребительское кредитование и участие в работе валютного рынка (напрямую или через операции на зарубежных финансовых рынках). И если с точки зрения устойчивости современный российский банковский сектор пока не вызывает опасений, то с точки зрения роли в инвестициях в реальный сектор его участия так же недостаточно, как и у американских банков накануне рузвельтовских реформ.
Рузвельт «отключил» американскую экономику от золота — глобальной мировой валюты того времени, обязав производить все расчёты в национальной валюте. В России сегодня в качестве аналогичной задачи ставится дедолларизация российской экономики. Но пока представляется маловероятным, что в России проведут принудительный выкуп долларов по невыгодному для населения курсу аналогично тому, как Рузвельт провёл выкуп золота у американцев.
Какие инструменты рузвельтовских реформ могли бы быть использованы в России
Самое главное — решить вопрос с инвестициями в реальный сектор. Для этого необходима эмиссионная накачка экономики деньгами. А для того чтобы это не привело к разгону инфляции, необходимо произвести дедолларизацию экономики и реформировать банковский сектор.
Поскольку экономическое положение России сегодня не такое критическое, как у США во время Великой депрессии, конфискационные меры не вызовут поддержки населения. Однако максимально исключить доллар из хозяйственного оборота придётся — и по внутренним экономическим соображениям, и из-за системного санкционного риска.
Кроме того, России необходима перестройка банковского сектора в духе рузвельтовских реформ. Чтобы обеспечить дешёвые кредиты для производства, ограничить поступление денег на валютный рынок и снизить инфляционные риски, нужно создать финансовые институты с ограниченной банковской лицензией, которая не будет предусматривать приём вкладов от населения, выдачу кредитов физическим лицам и операции с валютой. Тогда деньги, вливаемые в производство через льготные кредиты подобных финансовых институтов, не будут сразу же уходить на валютный рынок или на кредитование потребительских расходов населения.
Снижение внутренней конкуренции в экономике через координацию производственных программ предприятий одной отрасли тоже окажется полезным, особенно в вопросах импортозамещения. Пока эта тенденция в России существует только в виде частной инициативы — например, недавний обмен активами «Яндекса» (YNDX) и VK (VKCO).
* * *
Реформы таких масштабов могут проводиться только на уровне верховной власти. Ни Минфин, ни Центробанк не обладают мандатом на их проведение. А выполнение ЦБ РФ своих обязанностей по обеспечению устойчивости банковской системы ничего не даёт для экономического роста, поскольку российская финансовая система сложилась в условиях включённости страны в глобальную экономику и была предназначена для решения совсем других задач.
https://journal.open-broker.ru/
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
