Решил обьединить эти 2 темы в одну разборку, так как они тесно связаны друг с другом
Любой обзор GLOBALTRANS начинается с графика ставки аренды полувагона
Что же, не буду нарушать традицию
Спотовая ставка аренды в начале Октября составляет около 2000 руб/сутки
От пиков весны, снижение составило уже около 30%
В чем причина такого резкого снижения ставки? Причины 2-е
1 причина - продолжающийся рост количества полувагонов на рынке
По оценке экспертов, избыток полувагонов составляет 40-50 тыс шт.
И текущая ситуация сильно отличается от 2016-2017
Тогда, после волевого решения правительства о снижении нормативного срока эксплуатации было досрочно списано более 100 тыс самых старых полувагонов
Текущий средний возраст парка всего около 10 лет
А срок службы полувагона по действующим нормативам 22 года!
Главный инженер РЖД Сергей Кобзев в декабре 2021 года, оценивал суммарное списание всех видов вагонов в 2022-2023 годах в размере 23 тыс шт. в год
2 причина - продолжающееся снижение погрузки грузов
По данным РЖД за сентябрь, снижение перевозок идет уже 7 месяцев подряд
Снижение погрузки держится на уровне около -5% к прошлому году
В среднем по рынку, ситуация похожа на кризис пандемийного 2020 года
Однако по отраслям, картина абсолютно разная
Самая большая категория в перевозках РЖД - Уголь
Уголь в 2 раза хуже рынка
Вторая по обьемам категория - Нефть и нефтепродукты
Лучше рынка - эффект переброски выпадающих европейских обьемов на Восток
Третья по обьему категория - Строительные материалы
Ого! Откуда такой рост? Уже начали снабжать разрушенные территории?
Откровенная катастрофа в перевозке лесных грузов
Зерно то же беда, отголоски плохого урожая 2021 года и ограничений на экспорт
Но рекордный урожай этого года, должен улучшить показатели 3-4 кв 2022 года
Давайте наложим динамику погрузки на график ставки аренды полувагона
Видно, что ставка аренды четко следует за ростом и падением погрузки с лагом в несколько месяцев
Судя по текущей негативной динамике погрузки, ставка и дальше продолжит снижение в этом году
Но хочу напомнить, что кроме полувагонов у GLOBALTRANS есть еще и цистерны
На долю цистерн приходится около 40% выручки компании
И стоит отметить, что рынок цистер сильно отличается от рынка полувагонов
Количество доступных рабочих цистерн не растет, а даже снижается!
Нехватка перевозочных мощностей на фоне роста спроса на перевозку нефти на Восток привела к резкому росту цен
Стоит отметить прозорливость менеджмента GLOBALTRANS, в феврале 2022 года компания консолидировала 100% пакет крупнейшего оператора цистерн
Обратите внимание на дату сделки - вот это тайминг!
В итоге, на операционном уровне компания в 1п'22 перевезла на 6% меньше чем в прошлом году, при этом сегмент цистерн показал рост на 8%
Подведем промежуточный итог, что мы имеем на операционном уровне:
Падение погрузки и ставки аренды полувагонов
Рост погрузки и ставки аренды цистерн
Переходим к финансовой части
В результате сочетания вышеозвученных факторов, компания получила рекордные результаты по выручке и прибыли
Прибыль на акцию за 1п'22 составила 66 руб/акция
В годовом выражении, прибыль на акцию выросла до 120 руб
Дивидендная политика компании построена не на прибыли, а на распределении свободного денежного потока
FCF так же рекордный, 87 руб/акция за полгода!
Как мы уже знаем, 8.8 млрд руб из FCF (49 руб/акция) было направлено на приобретение 40% БТС
За вычетом этой суммы, при выплате 100% FCF, дивиденды за 1п'22 должны были составить около 40 руб/акция
Хочу напомнить, что компания в этом году приостановила выплаты дивидендов
По состоянию на 19 сентября, решение этой проблемы по словам менеджмента еще не найдено
Пока денежный поток компании идет на гашение долга и на накопление денежной позиции
Текущей денежной позиции хватает для досрочного погашения большей части краткосрочного долга
Какие перспективы у компании в 2 полугодии?
Как вы уже наверное понимаете, все будет зависеть от состояния российской и мировой экономики и спроса на грузоперевозки
Тут не берусь ничего прогнозировать
Но хочу обратить ваше внимание, на один негативный фактор который может повлиять на прибыльность компании в 2 полугодии
С 1 июня 2022 года РЖД поднял стоимость тарифа еще на 11%
Это уже второе повышение тарифа в этом году, первое было в Январе на 7%
Что означает для GLOBALTRANS повышение на 11% тарифа РЖД?
Примерно +1 млрд руб в расходную часть за 2 полугодие
Стоимость порожнего пробега вырастет с 8 млрд до 9 млрд руб
Сможет ли компания переложить этот рост расходов на потребителя?
Не знаю, у компании в основном среднесрочные и долгосрочные контракты
Рост расходов на 1 млрд руб, аналогичен снижению операционной прибыли на 6-7%
Первый эффект от этого мы увидим в отчете главной дочки НПК уже в ближайшее время по итогам 3кв
Сделаю отдельную разборку этого отчета
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Любой обзор GLOBALTRANS начинается с графика ставки аренды полувагона
Что же, не буду нарушать традицию
Спотовая ставка аренды в начале Октября составляет около 2000 руб/сутки
От пиков весны, снижение составило уже около 30%
В чем причина такого резкого снижения ставки? Причины 2-е
1 причина - продолжающийся рост количества полувагонов на рынке
По оценке экспертов, избыток полувагонов составляет 40-50 тыс шт.
И текущая ситуация сильно отличается от 2016-2017
Тогда, после волевого решения правительства о снижении нормативного срока эксплуатации было досрочно списано более 100 тыс самых старых полувагонов
Текущий средний возраст парка всего около 10 лет
А срок службы полувагона по действующим нормативам 22 года!
Главный инженер РЖД Сергей Кобзев в декабре 2021 года, оценивал суммарное списание всех видов вагонов в 2022-2023 годах в размере 23 тыс шт. в год
2 причина - продолжающееся снижение погрузки грузов
По данным РЖД за сентябрь, снижение перевозок идет уже 7 месяцев подряд
Снижение погрузки держится на уровне около -5% к прошлому году
В среднем по рынку, ситуация похожа на кризис пандемийного 2020 года
Однако по отраслям, картина абсолютно разная
Самая большая категория в перевозках РЖД - Уголь
Уголь в 2 раза хуже рынка
Вторая по обьемам категория - Нефть и нефтепродукты
Лучше рынка - эффект переброски выпадающих европейских обьемов на Восток
Третья по обьему категория - Строительные материалы
Ого! Откуда такой рост? Уже начали снабжать разрушенные территории?
Откровенная катастрофа в перевозке лесных грузов
Зерно то же беда, отголоски плохого урожая 2021 года и ограничений на экспорт
Но рекордный урожай этого года, должен улучшить показатели 3-4 кв 2022 года
Давайте наложим динамику погрузки на график ставки аренды полувагона
Видно, что ставка аренды четко следует за ростом и падением погрузки с лагом в несколько месяцев
Судя по текущей негативной динамике погрузки, ставка и дальше продолжит снижение в этом году
Но хочу напомнить, что кроме полувагонов у GLOBALTRANS есть еще и цистерны
На долю цистерн приходится около 40% выручки компании
И стоит отметить, что рынок цистер сильно отличается от рынка полувагонов
Количество доступных рабочих цистерн не растет, а даже снижается!
Нехватка перевозочных мощностей на фоне роста спроса на перевозку нефти на Восток привела к резкому росту цен
Стоит отметить прозорливость менеджмента GLOBALTRANS, в феврале 2022 года компания консолидировала 100% пакет крупнейшего оператора цистерн
Обратите внимание на дату сделки - вот это тайминг!
В итоге, на операционном уровне компания в 1п'22 перевезла на 6% меньше чем в прошлом году, при этом сегмент цистерн показал рост на 8%
Подведем промежуточный итог, что мы имеем на операционном уровне:
Падение погрузки и ставки аренды полувагонов
Рост погрузки и ставки аренды цистерн
Переходим к финансовой части
В результате сочетания вышеозвученных факторов, компания получила рекордные результаты по выручке и прибыли
Прибыль на акцию за 1п'22 составила 66 руб/акция
В годовом выражении, прибыль на акцию выросла до 120 руб
Дивидендная политика компании построена не на прибыли, а на распределении свободного денежного потока
FCF так же рекордный, 87 руб/акция за полгода!
Как мы уже знаем, 8.8 млрд руб из FCF (49 руб/акция) было направлено на приобретение 40% БТС
За вычетом этой суммы, при выплате 100% FCF, дивиденды за 1п'22 должны были составить около 40 руб/акция
Хочу напомнить, что компания в этом году приостановила выплаты дивидендов
По состоянию на 19 сентября, решение этой проблемы по словам менеджмента еще не найдено
Пока денежный поток компании идет на гашение долга и на накопление денежной позиции
Текущей денежной позиции хватает для досрочного погашения большей части краткосрочного долга
Какие перспективы у компании в 2 полугодии?
Как вы уже наверное понимаете, все будет зависеть от состояния российской и мировой экономики и спроса на грузоперевозки
Тут не берусь ничего прогнозировать
Но хочу обратить ваше внимание, на один негативный фактор который может повлиять на прибыльность компании в 2 полугодии
С 1 июня 2022 года РЖД поднял стоимость тарифа еще на 11%
Это уже второе повышение тарифа в этом году, первое было в Январе на 7%
Что означает для GLOBALTRANS повышение на 11% тарифа РЖД?
Примерно +1 млрд руб в расходную часть за 2 полугодие
Стоимость порожнего пробега вырастет с 8 млрд до 9 млрд руб
Сможет ли компания переложить этот рост расходов на потребителя?
Не знаю, у компании в основном среднесрочные и долгосрочные контракты
Рост расходов на 1 млрд руб, аналогичен снижению операционной прибыли на 6-7%
Первый эффект от этого мы увидим в отчете главной дочки НПК уже в ближайшее время по итогам 3кв
Сделаю отдельную разборку этого отчета
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу