Нефтяные войны: как потолок цен, санкции и борьба с инфляцией изменят мировой рынок нефти » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Нефтяные войны: как потолок цен, санкции и борьба с инфляцией изменят мировой рынок нефти

Что инвесторам делать с акциями нефтяников
25 октября 2022 Открытие | Открытый журнал | Нефть Лукашенко Иван
Нефтяной рынок — это один из крупных сырьевых рынков в мире с вековой историей и устоявшимися игроками. Нефть при нынешнем технологическом складе определяет могущество и геополитическую мощь государства. Поэтому вокруг нефти происходит множество конфликтов.

Сейчас говорят про введение потолка цен на российскую нефть. Западные страны пришли к договорённостям установить лимитную цену (50–60 долл. за баррель), выше которой танкеры с российской нефтью не будут страховаться их компаниями.

Это произошло по двум причинам. Во-первых, из-за санкционной войны с Россией, которую ведёт Запад. Во-вторых, из-за жёсткого энергокризиса, который нарастает в Европе. Там хотят сбить возросшую инфляцию путём снижения цен на нефть.

В США ситуация с нефтью тоже достаточно сложная. Именно из-за этого они заинтересованы в том, чтобы хотя бы из одной точки света ограничить стоимость нефти. Это и приводит их к конфронтации с различными нефтяными державами, такими как Россия и Саудовская Аравия.

Существует картель крупнейших производителей нефти ОПЕК+. В особых ситуациях его представители собираются на нефтяном рынке, чтобы договориться о том, в каких объёмах производить сырьё и продавать на рынке. Картель может предотвратить резкие колебания цен на нефть и не допустить их обвала, который ударит по экономике стран-производителей.

События, из-за которых обсуждают нефтяной рынок
В 2020 г. пандемия сильно подорвала работу нефтяного рынка. Транспортное движение было парализовано. Нефть упала в цене до 10 долл. за баррель. Страны ОПЕК+ решили резко сократить производство нефти, чтобы вернуть цену чёрного золота к привычным отметкам — 50–60 долл. за баррель.

Когда западные страны ввели стимулирование экономики на триллионы долларов, спад реального сектора оказался V-образным. Резкое восстановление спровоцировало рост спроса на нефть. Это привело к тому, что цены быстро поднялись до 80 долл. за баррель и в Европе начали появляться первые проблемы.

В 2021 г. проявились первые признаки энергокризиса, взлетели цены на газ. Холодная, безветренная и пасмурная зима показала, что альтернативные источники энергии, которые активно стимулировались Европой в ущерб углю и нефти со времён принятия третьего энергопакета, не решают проблему. На этом этапе проявились отголоски дисбаланса в общей экономической системе, которые показали ситуацию на всём нефтяном рынке.

С 2014 г. европейцы заговорили об экологии, об ESG и стали перестраиваться не на долгосрочные контракты закупки, а на спотовые биржевые контракты. Для производителей нефти вводились пошлины и ограничения.

Нефтяники решили не наращивать производство сырья и не инвестировать в новые месторождения. Действовал такой принцип: когда экономике хорошо, они распродают всё, а когда экономике плохо и цены на нефть падают, заполняют склады и хранилища. Таким образом, производство нефти не росло, а продавалось сырьё тогда, когда были благоприятные цены. Чтобы не продавать нефть себе в убыток, так поступали все страны, входившие в ОПЕК+ (например, Саудовская Аравия, ОАЭ, Россия).

Ещё Адам Смит говорил, что есть предел расширения рынков, и мы его достигли. Когда все дисбалансы проявились, Запад стал пытаться воздействовать на рынок. В 2021 г. это вылилось в возросшую инфляцию. Там стали распечатывать и распродавать стратегические резервы, чтобы предоставить больше предложений на рынок. К этому добавились конфликты в арабских странах, проблемы, связанные с блокировкой Суэцкого канала, аварии, сломы в цепочках логистики. Всё это приводило к росту цен.

Когда произошёл конфликт, связанный со специальной военной операцией на Украине, цены на нефть превысили нормальные значения, увеличившись до 120–130 долл. за баррель. По этим ценам западные страны произвели распечатки стратегических запасов. Нефть снова оказалась на рынке. Безусловно, это смутило ОПЕК+. На фоне этого начались переговоры по ядерной сделке с Ираном, который мог предоставить рынку дополнительные два миллиона баррелей.

Для стран ОПЕК+ это было показателем того, что западные страны хотели продать нефть из хранилищ по 130 долл. за баррель, а закупить по 70 долл. за баррель. Из-за энергокризиса и инфляции центральные банки начали повышать ставки и ужесточать денежно-кредитную политику. Мир стал двигаться к рецессии и естественному спаду спроса на нефть.

Страны-экспортёры нефти решили: если иранская нефть попадёт на рынок и санкции с неё будут сняты, ОПЕК+ на тот же объём снизит добычу нефти (глобальное предложение нефти не изменится). Такое решение было принято, чтобы не допустить обвала цен на нефть.

Также ОПЕК+ сократил добычу на 100 тыс. баррелей. Это вызвало серьёзный конфликт между покупателями и продавцами нефти, так как стало знаком для США и Европы. В США уже наметили закупки нефти в резервы после октября. Им дали понять, что нефть всё равно придётся покупать выше 100 долл. за баррель.

Сейчас эта ситуация вызывает большие проблемы на рынке. Глобально спрос и предложение не меняются, но из-за сломанных логистических цепочек, из-за санкционной войны, в которой Россия потеряла 1 млн баррелей за сутки, у некоторых нефти в избытке, а у других — дефицит. И цены не падают.

Что это значит для инвесторов
Скорее всего, цены на нефть ещё полгода будут высокими. От 90 долл. за баррель стоимость может вырасти до 120–130 долл. за баррель. Возможность такого развития ситуации увеличивается, если произойдёт конфликт Китая с Тайванем.

После этого может произойти глобальный слом системы. Структурно экономика уже разрушается: в Европе закрываются производства, торговый баланс ухудшается. Хотя Азия экономически возрождается за счёт стимулирования Китаем собственной экономики, мир ждут серьёзные перестройки.

События, которые из-за геополитических конфликтов происходят на рынке нефти, могут привести к глобальному переделу рынка. Раньше Россия была основным поставщиком Европы, а Саудовская Аравия — Китая. Но всё может измениться.

Сейчас Саудовская Аравия перенаправляется в Европу, а Россия — в Китай. Могут измениться даже маршруты доставки нефти, что приведёт к усложнению схем и росту цен.

За полгода рынок нефти будет направлен в пользу продавца. Об этом заявили сами экспортёры, а покупатели ничего не смогут сделать.

В течение полугода или даже квартала повысится интерес к нефтяным компаниям. В России в основном это «Роснефть» (ROSN) и «Татнефть» (TATN).

«Роснефть» уже заключила контракты с Китаем и получила возможность долгосрочных поставок. Руководство решило вопрос с дивидендами и регулярно их выплачивает.

«Татнефть» может продавать не только сырую нефть, но и различные нефтепродукты. У компании получится расширить географию и поставки, получать высокую надбавленную стоимость.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter