2 декабря 2022 Иволга Капитал Хохрин Андрей
Альтернатива зависит от ответа на вопрос о самой неизбежности войн. Поскольку это вопрос воли, ответ зависит от самих людей.
Но поведенческие предпосылки к мирному сосуществованию у нас как вида оказываются не лучшими.
Наткнулся на блок статистики в книге Александра Маркова и Елены Наймарк «Эволюция человека. Книга 3. Кости, гены и культура» (глава 9) о внутривидовой летальной агрессии у разных представителей млекопитающих. Средний ожидаемый уровень такой агрессии для всех млекопитающих, на основании приведенного автором исследования, 0,3%. Т.е. 0,3 из 100 (или 3 из 1000) особей погибает от зубов и когтей представителей своего же вида. Для разных видов показатели значительно варьируются. Неожиданные рекордсмены по агрессии – сурикаты, 19,4%. На их фоне люди, что называется, белые и пушистые, у нас ожидаемый уровень внутривидовой летальной агрессии, вычисленный на основе положения вида на эволюционном древе – 2,0% +/-0,02% от всех смертей. Но, вообще-то, эти 2% в 7 раз выше среднего уровня агрессии для млекопитающих как класса. Причем и внутри отряда приматов мы одни из наиболее агрессивных представителей, круче только шимпанзе (4,5%). Авторы добавляют, что на протяжении истории подтвержденный процент для людей был обычно выше ожидаемого, так что с шимпанзе мы, возможно, и поспорим.

Войны как главное проявление внутривидовой агрессии нам, похоже, не только исторически, но и эволюционно свойственны. Делал бы поправку на это в расчетах будущих доходностей и особенно рисков. Все же, не теряя надежды, что наши мозги однажды позволят преодолеть нашу агрессивность.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
