9 декабря 2022 The Economist
Могут пройти годы, прежде чем гособлигации богатых стран вернутся на прежние позиции
Сравнение страны с развивающимся рынком вызывает ажиотаж. Считается, что такие экономики находятся на пути к «развитию»: интегрируются в глобальные финансовые и торговые системы, стабильно растут и приносят гражданам большие доходы. Но поскольку они еще не достигли этой цели, им приходится платить кредиторам премию. Тем не менее, это понятие применимо и к тем странам, где политика стала слишком нестабильной, чтобы ей можно было доверять. Взять, к примеру, Аргентину, которая из-за своей расточительности постоянно испытывает проблемы с уплатой суверенного долга, или Турцию, где процентные ставки остаются низкими даже при инфляции выше 80%.
Многие «первоклассные» экономики все чаще сравниваются с развивающимися странами, и это не похвала. Британия поразила всех, скатившись в эту финансовую группу в конце сентября, когда обнародовала планы по огромному, не обеспеченному финансированием снижению налогов, что привело к падению стоимости фунта стерлингов. Это не единственная богатая страна, где государственные облигации стали крайне привлекательными. Хуже всего, что спокойствие и стабильность могут не восстановится в течение еще долгого времени.
И этот ажиотаж лишь отчасти связан с политикой правительств. В этом году центральные банки всего богатого мира неоднократно повышали процентные ставки, сокращая текущие выплаты по купонным облигациям и снижая их стоимость. Никто не знает, насколько вырастут ставки и как долго они останутся на этом уровне. Поэтому волатильность наблюдается на всех рынках облигаций. Индекс движения, который показывает, как сбитые с толку инвесторы в облигации относятся к будущим перспективам, почти в два раза превысил средний показатель за пять лет до февраля 2020 года, когда пандемия потрясла рынки.
Монетарная политика не вызывает удивления у инвесторов в облигации развитых стран с достаточно хорошей памятью (стоит просто вспомнить 1980-е). Вместо этого нынешнее напряжение связано с двумя новыми факторами неопределенности: могут ли правительства богатых стран позволить себе огромные долги, и сможет ли рынок поглотить их.
Высокая задолженность
Первый пункт связан с размером долга. Правительства большинства богатых стран уже накопили огромные долги, потому что последние 15 лет им пришлось спасать своих граждан и компании от последовательных кризисов. Когда банки охватила паника, магазины закрылись из-за карантинов, а огромные счета за электроэнергию угрожали заморозить домохозяйства, государство стало в ответ раздавать деньги. Финансовая щедрость по-прежнему в тренде: Америка выделяет помощь «зеленым» отраслям, а Европа продолжает предоставлять огромные субсидии энергетическому сектору.
Эта привычка сформировалась у правительства в годы, когда низкие процентные ставки гарантировали небольшую стоимость финансирования, а кредиторы из богатого мира смягчали условия. Теперь процентные платежи растут, требуя проверять планы расходов правительств развитых стран так же тщательно, как раньше в развивающемся мире. Исследовательская фирма Moody’s Analytics прогнозирует, что к середине десятилетия Министерство финансов США будет тратить на выплату процентов больше, чем на оборону. А Британское управление по бюджетной ответственности подсчитало, что в этом финансовом году правительство на выплату процентов выделит £120 млрд ($146 млрд), что эквивалентно 80% бюджета Национальной службы здравоохранения Англии. В течение десятилетия или около того инвесторы были не единственными, кто покупал долговые обязательства, финансировавшие правительства богатых стран. На протяжении 2010-х гг. и вплоть до последних месяцев значительную их часть приобретали центральные банки в рамках программ количественного смягчения. Теперь эти покупатели уходят, и инвесторам в облигации приходится самим поглощать излишки.
Возможности рынка
И здесь возникает второй вопрос: справятся ли рынки облигаций с предстоящим наводнением? В 2023 финансовом году американскому Министерству финансов, возможно, потребуется занять на рынке до $2 трлн: почти вдвое больше, чем оно занимало у инвесторов ежегодно в течение двух лет, предшествовавших пандемии, и в четыре раза больше, чем в среднем за пять лет до этого. Citigroup считает, что в следующем финансовом году британскому правительству потребуется привлечь на рынке облигаций в два раза больше чистых денежных средств, чем за последние восемь лет.
Если бы подобное происходило в одной из латиноамериканских стран, такой график эмиссии уже привел бы к резкому росту доходности облигаций. Богатые страны уже давно имеют гораздо больше свободы и не несут ответственности за свою финансовую несдержанность. Однако теперь они ждут, что инвесторы скупят огромные объемы долговых обязательств на фоне увеличения расходов по займам и мрачных экономических перспектив. В драме на рынке облигаций может быть еще много частей.
http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Сравнение страны с развивающимся рынком вызывает ажиотаж. Считается, что такие экономики находятся на пути к «развитию»: интегрируются в глобальные финансовые и торговые системы, стабильно растут и приносят гражданам большие доходы. Но поскольку они еще не достигли этой цели, им приходится платить кредиторам премию. Тем не менее, это понятие применимо и к тем странам, где политика стала слишком нестабильной, чтобы ей можно было доверять. Взять, к примеру, Аргентину, которая из-за своей расточительности постоянно испытывает проблемы с уплатой суверенного долга, или Турцию, где процентные ставки остаются низкими даже при инфляции выше 80%.
Многие «первоклассные» экономики все чаще сравниваются с развивающимися странами, и это не похвала. Британия поразила всех, скатившись в эту финансовую группу в конце сентября, когда обнародовала планы по огромному, не обеспеченному финансированием снижению налогов, что привело к падению стоимости фунта стерлингов. Это не единственная богатая страна, где государственные облигации стали крайне привлекательными. Хуже всего, что спокойствие и стабильность могут не восстановится в течение еще долгого времени.
И этот ажиотаж лишь отчасти связан с политикой правительств. В этом году центральные банки всего богатого мира неоднократно повышали процентные ставки, сокращая текущие выплаты по купонным облигациям и снижая их стоимость. Никто не знает, насколько вырастут ставки и как долго они останутся на этом уровне. Поэтому волатильность наблюдается на всех рынках облигаций. Индекс движения, который показывает, как сбитые с толку инвесторы в облигации относятся к будущим перспективам, почти в два раза превысил средний показатель за пять лет до февраля 2020 года, когда пандемия потрясла рынки.
Монетарная политика не вызывает удивления у инвесторов в облигации развитых стран с достаточно хорошей памятью (стоит просто вспомнить 1980-е). Вместо этого нынешнее напряжение связано с двумя новыми факторами неопределенности: могут ли правительства богатых стран позволить себе огромные долги, и сможет ли рынок поглотить их.
Высокая задолженность
Первый пункт связан с размером долга. Правительства большинства богатых стран уже накопили огромные долги, потому что последние 15 лет им пришлось спасать своих граждан и компании от последовательных кризисов. Когда банки охватила паника, магазины закрылись из-за карантинов, а огромные счета за электроэнергию угрожали заморозить домохозяйства, государство стало в ответ раздавать деньги. Финансовая щедрость по-прежнему в тренде: Америка выделяет помощь «зеленым» отраслям, а Европа продолжает предоставлять огромные субсидии энергетическому сектору.
Эта привычка сформировалась у правительства в годы, когда низкие процентные ставки гарантировали небольшую стоимость финансирования, а кредиторы из богатого мира смягчали условия. Теперь процентные платежи растут, требуя проверять планы расходов правительств развитых стран так же тщательно, как раньше в развивающемся мире. Исследовательская фирма Moody’s Analytics прогнозирует, что к середине десятилетия Министерство финансов США будет тратить на выплату процентов больше, чем на оборону. А Британское управление по бюджетной ответственности подсчитало, что в этом финансовом году правительство на выплату процентов выделит £120 млрд ($146 млрд), что эквивалентно 80% бюджета Национальной службы здравоохранения Англии. В течение десятилетия или около того инвесторы были не единственными, кто покупал долговые обязательства, финансировавшие правительства богатых стран. На протяжении 2010-х гг. и вплоть до последних месяцев значительную их часть приобретали центральные банки в рамках программ количественного смягчения. Теперь эти покупатели уходят, и инвесторам в облигации приходится самим поглощать излишки.
Возможности рынка
И здесь возникает второй вопрос: справятся ли рынки облигаций с предстоящим наводнением? В 2023 финансовом году американскому Министерству финансов, возможно, потребуется занять на рынке до $2 трлн: почти вдвое больше, чем оно занимало у инвесторов ежегодно в течение двух лет, предшествовавших пандемии, и в четыре раза больше, чем в среднем за пять лет до этого. Citigroup считает, что в следующем финансовом году британскому правительству потребуется привлечь на рынке облигаций в два раза больше чистых денежных средств, чем за последние восемь лет.
Если бы подобное происходило в одной из латиноамериканских стран, такой график эмиссии уже привел бы к резкому росту доходности облигаций. Богатые страны уже давно имеют гораздо больше свободы и не несут ответственности за свою финансовую несдержанность. Однако теперь они ждут, что инвесторы скупят огромные объемы долговых обязательств на фоне увеличения расходов по займам и мрачных экономических перспектив. В драме на рынке облигаций может быть еще много частей.
http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу