9 января 2023 The Economist
Опасений по поводу судьбы европейской промышленности предостаточно. Газовый кризис нанес ей жестокий удар.
basf, крупнейший в мире производитель химикатов, переносит производство из своей штаб-квартиры в Людвигсхафене в Германии.
Сообщается, что почти четверть фирм МСП страны рассматривают возможность переноса части своей деятельности за границу.
И даже несмотря на то, что цены на энергоносители упали, протекционистский и нагруженный субсидиями Закон США о снижении инфляции подпитывает новые опасения, что промышленность может быть переманена с старого континента.
Одним маловероятным ярким пятном является часть Европы с самой мрачной погодой. Как мы сообщаем на этой неделе, в Северном море и вокруг него формируется новая экономика, основанная на возобновляемых источниках энергии.
Подобно тому, как гидроэнергетика питала хлопчатобумажные фабрики Ланкашира, а дешевый уголь — сталелитейные печи Рурской долины в первые дни индустриализации, обещание дешевой в изобилии энергии ветра привлекает промышленность и инфраструктуру к северному побережью Европы.
Если эта зарождающаяся экономика будет процветать, она может дать континенту новое, более экологичное промышленное преимущество.
Сильные ветры и относительная мелководность Северного моря вместе делают его огромным резервуаром потенциальной энергии.
Благодаря более высоким и мощным ветряным турбинам, более эффективным подводным кабелям и другим технологическим достижениям в настоящее время все чаще используются эти технологии.
Группа из девяти стран, расположенных рядом с этим водоемом, планирует к 2050 году установить 260 ГВт морских ветряных электростанций — почти в пять раз больше, чем сегодня в мире, и этого достаточно для обеспечения энергией всех почти 200-миллионных домохозяйств в Европейском Союзе.
Все это вдыхает жизнь в новую прибрежную экономику.
Эсбьерг, город на юго-западе Дании, который некоторые считают столицей экономики Северного моря, теперь может похвастаться компаниями, производящими оборудование для строительства и обслуживания ветряных турбин.
Многие когда-то снабжали оффшорную нефтегазовую промышленность, но переключили свое внимание на более экологичных клиентов.
Страны Северной Европы начинают привлекать энергоемкие аккумуляторные заводы и центры обработки данных.
На побережье Северного моря в Германии разрабатывается план по строительству объектов по превращению легко транспортируемого аммиака в водород, который будет использоваться в качестве топлива для заводов в близлежащих промышленных парках.
Даже часть сталелитейного производства может в конечном итоге переместиться на север, поскольку водород заменяет уголь или газ в производственном процессе.
Однако для того, чтобы эта экономика взлетела, Европе необходимо сосредоточить свои усилия. Хорошим началом было бы сократить бюрократическую волокиту: получение разрешения на строительство новой ветровой электростанции может занять десять лет, а то и больше.
Странам, граничащим с Северным морем, необходимо будет работать вместе, чтобы гарантировать, что морское дно не будет перегружено кабелями и трубами, и чтобы инфраструктура была в порядке.
Подъему новой прибрежной экономики можно было оказать яростное сопротивление в старых промышленных центрах. Облегчить переход ляжет на плечи правительств.
При правильном подходе экономика Северного моря может стать образцом для других частей континента, включая Пиренейский полуостров с его огромным солнечным потенциалом.
Подобные сдвиги в ее экономической географии не только помогут Европе реализовать свои климатические амбиции и сбалансировать свой энергетический баланс, отказавшись от России и других автократий: они даже могут привести к появлению таких «зеленых» корпоративных гигантов, в которых так нуждается Европа.
http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу