Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Инвесторов ждет еще один кошмарный год » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Инвесторов ждет еще один кошмарный год

16 января 2023 The Economist

После кошмарного 2022 года шокированным инвесторам предстоит возместить убытки и многое обдумать. Необходимо распределять активы по классам, определить привлекательные и не очень отрасли для инвестирования, а также заняться экономическим прогнозированием. А у инвестиционных менеджеров появится новая головная боль - они должны придумать способ, как остановить нервничающих клиентов от ухода с фондового рынка. Но остается еще один вопрос, который сегодня доминирует над всеми остальными. На него крайне трудно ответить, и он появляется перед каждой катастрофой. «Худшее позади?» - именно так звучит этот вопрос.

На него, с экономической точки зрения, есть четкий ответ: этот год не предвещает ничего хорошего. 1 января Кристалина Георгиева, глава Международного валютного фонда, предупредила о том, что треть глобальной экономики, вероятно, войдет в стадию рецессии в 2023 году. Экономический спад уже наблюдается в зоне евро и в Британии. А США последуют их примеру еще до того, как закончится этот год, считают 85% экономистов, опрос среди которых недавно провели Чикагский университет и издание The Financial Times.

Но это не говорит о том, что случится еще один кошмарный год. Возможно, наоборот. Согласно теории, в долгосрочной перспективе фондовые рынки всегда растут. А страхи, связанные с рецессией, посещали весь мир большую часть 2022 года. Все эти прогнозы должны были найти свое отражение в ценах. А это означает, что даже незначительные улучшения этого прогноза приведут к росту цен на активы. С этим выводом согласны, к примеру, аналитики из JPMorgan Asset Management. Они убеждены, что даже в случае рецессии цены на акции окажутся выше к концу 2023 года, чем они были на его старте. Более того, их оптимизм разделяют и другие эксперты. Исследователи Goldman Sachs, в свою очередь, полагают, что цены упадут в краткосрочной перспективе, однако смогут восстановиться уже к концу года. Довольно самоуверенны в это вопросе и аналитики Deutsche Bank. Они считают, что индекс S&P 500, в расчет которого включены акции крупнейших американских компаний, за год вырастет на 17%.

Конечно, странно ожидать, что 2023 год окажется таким же, как 2022-й, с тяжелыми потерями как на рынке акций, так и облигаций. Цены на фондовых рынках редко падают два года подряд. В последний раз индекс S&P 500 так снижался двадцать лет назад, когда лопнул пузырь доткомов. Что касается рынка облигаций, который обвалился в прошлом году из-за того, что Федеральная резервная система повышала ставки самыми быстрыми темпами с 1980-х годов, то такая ситуация с ним тоже вряд ли повторится в 2023-м.

Но даже, если все эти прогнозы верны, есть причины полагать, что впереди еще очень много болезненных моментов. Первый повод для беспокойства - это то, что акции, если говорить об их базовой прибыли, остаются дорогими по сравнению с их показателями прошлых лет. И даже несмотря на обвал в 2022 году, соотношение цены к прибыли для акций «роста», то есть для компаний, обещающих большую будущую прибыль, только вернулось к уровню, который был в 2019-м. Это максимум со времен глобального финансового кризиса 2007-09 годов. Тогда инвесторы пришли к такому показателю за десять лет «бычьего» рынка. Действительно, более привлекательно сейчас выглядят недооцененные акции, или те, которые имеют низкую цену по сравнению с балансовой стоимостью активов компании. Но с началом рецессии оба типа акций становятся уязвимыми к снижению доходов компаний, которое, по большей части, еще не стали реальными.

Более того, сегодняшние оценки стоимости компаний были достигнуты в очень необычное время: в тот период центральные банки без конца и края закачивали ликвидность на рынок с помощью программ количественного смягчения (QE). Тогда ФРС включил «печатный станок» и начал скупку гособлигаций. В результате доходности по ним снизились, что подтолкнуло инвесторов обратить свой взор на более рискованные активы, такие как акции. Сейчас же эти QE-программы «перевернулись с ног на голову». Как следствие, теперь правительства станут больше полагаться на частных инвесторов для погашения своих долгов.

В 2022-23 финансовом году Минфину США может понадобиться занять у инвесторов почти в два раза больше денег, чем в течение двух лет, предшествовавших пандемии COVID-19, и в четыре раза больше, чем в среднем за пять лет до этого. И даже если центробанки перестанут повышать краткосрочные процентные ставки, этот излишек может привести к снижению цен облигаций и росту их доходности. И тогда, так же, как и в 2022-м, акции станут менее привлекательными активами.

И еще одна, заключительная, причина для уныния в новом году - разногласия между экономистами и инвесторам. «Умники» делают ставку на то, что рецессии быть, а спекулянты на рынках, наоборот, надеются, что ее удастся избежать. «Игроки» полагают, что базовая ставка ФРС в первой половине года не поднимется выше 5%, а потом начнет снижаться. Но руководство регулятора навряд ли согласится на такой сценарий. Они намекают на то, что процентная ставка по итогам года будет выше 5%.

Получается, что инвесторы либо рассчитывают на то, что инфляция быстрее достигнет целевого значения, чем того ожидает ФРС, либо на то, что у «стражников» денежно-монетарной политики просто не хватит духу пойти на крайние меры, которые могли бы потребоваться для ее снижения. Конечно, есть шанс, что они окажутся правы. Но помнится, что большую часть 2022 года инвесторы недооценивали «ястребиный» настрой ФРС. Заседание за заседанием глава регулятора Джером Пауэлл то и дело ставил их на место. Если история повторится, то 2023-й окажется для инвесторов еще одним кошмарным годом.

http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу