Нефть и электромобили: как обеспечить автопарк энергией » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Нефть и электромобили: как обеспечить автопарк энергией

Нужно ли строить много новых генерирующих мощностей
19 января 2023 Открытие | Открытый журнал Шемякин Алексей
Кроме дефицита сырья для аккумуляторов, против распространения электромобилей называют и другой аргумент — недостаток энергогенерирующих мощностей. Согласно этой точке зрения, чтобы обеспечить электромобили электричеством, нужно построить много генерирующих мощностей, поэтому потребуются значительные капитальные затраты.

Но переход от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) к электромобилям займёт десятилетия. За это время можно найти средства на постройку новых генерирующих мощностей. Не будет проблем и с поиском мест для постройки электростанций. В отличие от ГЭС, для их строительства не нужно подбирать подходящий ландшафт.

Вероятно, в России не потребуется вводить множество новых генерирующих мощностей. Попробуем рассчитать, можно ли обойтись без этого при полном переходе на электрокары.

К концу 2021 г. в мире насчитывается около 16 млн электромобилей и подзаряжаемых гибридов. Суммарно они потребляют около 30 ТВт ⋅ ч в год, то есть 30 млрд кВт⋅ч в год. В среднем один электромобиль потребляет около 2000 кВт⋅ч в год.

В России около 45,5 млн автомобилей. Если все автомобили с ДВС заменить на электромобили, то для обслуживания этого автопарка понадобится 91 млрд кВт⋅ч в год (45,5 млн * 2000 кВт⋅ч в год).

В России в 2021 г. было выработано 1,11 трлн кВт⋅ч. Будущие российские электромобили потребуют увеличить генерацию электроэнергии примерно на 10%. Это существенный прирост, но не кратное увеличение. Сможет ли существующая энергосистема обеспечить этот прирост без введения дополнительных мощностей?

К 1 января 2022 г. в Единой энергосистеме России было установлено 246 590 МВт мощностей. При полном задействовании эти мощности могли бы сгенерировать 2,16 трлн кВт⋅ч. Сейчас они задействованы примерно наполовину. Мощности могут работать в полную силу в пики потребления, когда нужно быстро наращивать генерацию. Даже с учётом этого получается, что есть резерв мощностей для обеспечения будущего парка электромобилей.

Однако для увеличения надёжности электроснабжения, скорее всего, построить новые электростанции придётся. Это посильная задача, если учесть длительность перехода на электромобили и относительно небольшую их долю в общей структуре энергопотребления.

В России две трети электроэнергии генерируют ТЭС — угольные, мазутные, газовые. В последние годы наметился тренд на модернизацию ТЭС для использования газа.

В мире доля ТЭС в общем энергобалансе варьируется, однако и в других странах они генерируют примерно половину от всего производимого электричества. Для улучшения экологических условий ТЭС тоже могут переводиться на газ. Вероятно, в будущей электрификации автопарка газ будет играть одну из ключевых ролей.

Этот факт интересен с точки зрения перспектив инвестиций в нефтегазовые компании. Как переход на электромобили отразится на вложениях рядовых инвесторов в акции нефтегазовых компаний, пострадает ли от этого нефтегазовая отрасль?

При добыче нефти компании получают какое-то количество попутного газа, хотя соотношение этих ресурсов на разных месторождениях и в зависимости от спецификации предприятия варьируются. Однако к будущей электрификации автопарка может быть причастна любая нефтегазовая компания. Кроме того, уже есть технологии переработки нефти в газ. Например, существуют бактерии, способные перерабатывать нефть в метан.

После перехода на электромобили потребность в моторном топливе будет снижаться. При этом увеличится спрос на газ, чтобы генерировать электричество для зарядки электрокаров. Большинство нефтегазовых компаний смогут отреагировать на изменение спроса и перестраивать работу так, чтобы производить больше газа, а не моторного топлива.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter