Северный морской путь: что и куда перевозят среди российских льдов » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Северный морской путь: что и куда перевозят среди российских льдов

31 января 2023 БКС Экспресс

Мореплаватели издавна стремились в Арктику: покорение заледеневших вод забрало куда больше жизней, чем освоение космоса. Мечтая найти дорогу в богатые страны Востока, исследователи отправлялись в опасные путешествия. Сейчас Северный морской путь является важным маршрутом для поставки товаров Норникеля, ЛУКОЙЛа, Газпрома и других компаний.

Северный морской путь — это водная трасса, которая самым коротким путем соединяет Дальний Восток и западные территории России. На всей его протяженности — 5,6 тыс. км — маршрут поддерживается судами Росатомфлота и ледоходами Дальневосточного морского пароходства (ДВМП). За последний год ДВМП увеличила объемы морских перевозок через порты Дальнего Востока на 38%, до 330 тыс. TEU.

Отправной точкой считается Мурманск: в городе расположен глубоководный порт, а конечной — бухта Провидения (если рассматривать картину шире, то путь завершается во Владивостоке).

Для мореплавателей главная сложность — преодолеть толстый слой льда, который простилается по всей территории Северного Ледовитого океана. Созданный в России крупнейший ледокольный флот помог решить эту проблему и организовать круглогодичную доставку грузов по маршруту.

В порты Арктики ввозят продовольствие, оборудование и топливо, а обратно отправляют природные ископаемые и лес. СМП — не только экономный, но для некоторых северных городов — единственный способ доставки.

Еще одно неочевидное преимущество маршрута — в северных морях практически невозможно встретить пиратов.

От поморов до атомных ледоколов

Первооткрывателями арктических морей называют поморов. Говорят, в XIII веке они на небольших судах отправлялись охотиться на территории Баренцева моря. Однако историки не уверены в достоверности этого факта.

Всплеск интереса к арктическому маршруту произошел в период Великих географических открытий: исследователи из Европы отправлялись в путь, чтобы найти богатые Восточные земли. Пионером таких путешествий стал англичанин Хью Уиллоуби, который в 1553 г. отправился в экспедицию. Но поход закончился трагедией: корабли и экипаж пошли ко дну.

Вскоре изучение маршрута пришлось приостановить: после Смуты царь Михаил Федорович запретил иностранцам исследование Арктики из-за угрозы завоевания земель. Лишь в XIX веке полярные территории, богатые на полезные ископаемые, вновь оказались в центре внимания.

1878–1879 гг. ознаменовался официальным открытием СМП: экспедиция шведа Эрика Норденшельда впервые обогнула всю северную магистраль. В 1932 г., после изобретения ледоколов, с этой задачей справились за один сезон, а 1935 г. ознаменовался первой грузовой поездкой.

Строительство атомных ледоколов позволило обеспечить круглогодичную доставку по маршруту, необходимую для развития промышленности. В 1991 г. СМП был открыт для транснациональной навигации. Но международные корпорации обратили взгляд на маршрут сквозь заледеневшие моря только после сообщений ученых о глобальном потеплении.

В 2009 г. Северный морской путь впервые преодолели два корабля, перевозящие коммерческие грузы из Европы в Азию, а уже в 2011 г. их количество увеличилось до 34. До 2018 г. маршрут был односторонним (грузы доставляли из портов Европы в восточные страны), ситуацию изменила датская морская компания Maersk Line, которая переплавила груз из корейского Пусана в немецкий Бремерхафен.

Сейчас отмечается рост интереса КНР к Северному морскому пути — ежегодно китайская судоходная компания COSCO SHIPPING увеличивает количество рейсов по арктическому маршруту.

Значение СМП для России

Россия продолжает активно осваивать Северный морской путь. Маршрут используют такие крупные промышленные компании как Норникель, ЛУКОЙЛ, Газпром, Роснефть и многие другие.

В первую очередь трасса открывает путь к изобильным ресурсам Арктики и Сибири — на сегодня там добывают 10% общемировых объемов нефти и 25% природного газа. Из них 80% располагаются на российском севере.

Арктическая трасса соединяет реки, пролегающие через 70% территорий РФ. По ней доставляют грузы в прибрежные города: экономика 29 регионов зависит от развития СМП. Путь также помогает развивать международную торговлю — производители не только выходят на азиатские рынки, но и меньше тратят на топливо и перевозку, что позволяет снизить стоимость груза.

В 2022 г. Китай стал крупнейшим импортером российского СПГ. Через Северный морской путь Россия поставила рекордные объемы с Южно-Тамбейского месторождения в порты китайских городов Жичжао, Циндао и Циньчжоу.

Интересные факты

• Глава Минвостокразвития Алексей Чекунов сообщил, что инвестиции государства в развитие Северного морского пути составят 2 трлн руб. до 2035 г. Кроме этого, будут дополнительные вложения — около 500 млрд руб.

• СССР стал первым, кто активно использовал дрейфующие полярные станции для изучения движения северных вод, температуры, глубины океана и других научных работ в области ледоведения и океанологии. На льдины доставляли оборудование, чтобы круглый год выполнять исследования. Так, в 1937 г. была создана «Северный полюс — 1»: на ледяной глыбе четыре человека за 9 месяцев прошли более 2 тыс. км.

• С использованием СМП связаны и экологические проблемы: загрязнение Северного Ледовитого океана использованным топливом, а именно флотским мазутом, на котором работают большинство российских судов. При его сжигании выделяется черная копоть, которая затем оседает.

В среднем один танкер потребляет до 33 т в сутки. А за 26 дней, которые необходимы для преодоления СМП, — более 858 т. У дизельных ледоколов цифры намного выше — 3 тыс. т в сутки при максимальной мощности.

• К 2035 г. на маршруте планируют построить новый глубоководный порт в Архангельске. Это будет третий порт СМП (два других расположены в Сабетте и Мурманске), способный принимать суда, перевозящие тысячи морских контейнеров. По прогнозам, пристань значительно увеличит привлекательность пути, и общая масса перевозимых грузов вырастет с существующих 0,5 до 10 млн т в год.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter