3 февраля 2023 Neftegaz.RU
В феврале выпадающие доходы будут еще больше и с ними надо что-то делать...
В январе 2023 г. федеральный бюджет недополучил 52,1 млрд руб. нефтегазовых доходов, в феврале показатель может вырасти до 108 млрд. руб.
Об этом Минфин РФ сообщил 3 февраля 2023 г.
Выпадающие доходы...
Разница фактических поступлений в бюджет РФ от планируемого уровня поступлений в январе 2023 г. составила 52,1 млрд руб.
Минфин связывает выпадающие доходы бюджета с поступлением экспортной пошлины на газ в меньшем объеме.
Напомним, что в январе 2023 г. экспорт российского газа в ЕС резко снизился, т.к. уровень цен в долгосрочных контрактах Газпрома оказался выше европейских спотовых цен, в связи с чем покупатели стали отбирать меньше газа.
Традиционные данные по поставкам газа в дальнее зарубежье Газпром с начала 2023 г. не публикует (правда они, помимо Европы, включают поставки в Турцию и Китай).
Оценочно можно говорить о том, что поставки газа Газпрома в Европу в январе 2023 г. снизились на 29,2% по сравнению с декабрем 2022 г. и составили 1,78 млрд м3.
С начала февраля 2023 г. поставки растут, поскольку декабрьское снижение биржевых цен в Европе догнало цены в контрактах Газпрома.
По оценкам Минфина, в феврале 2023 г. ожидаемый объем выпадающих дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета прогнозируется в объеме 108,0 млрд руб.
В связи с этим Минфин РФ с 7 февраля по 6 марта 2023 г. проведет валютные интервенции.
Объем иностранной валюты, направленной на продажу на внутреннем валютном рынке, составит 160,2 млрд руб.
Т.е. ежедневный объем продажи иностранной валюты будет эквивалентен 8,9 млрд руб.
В январе 2023 г. Центробанк возобновил операции на внутреннем валютном рынке в рамках бюджетного правила.
Торги проводятся на Мосбирже в инструменте китайский юань - рубль.
В период с 13 января по 6 февраля продажи валюты составляли 3,2 млрд руб./сутки, в период с 7 февраля по 6 марта этот показатель фактически утроится.
...и что с ними делать
Доходы бюджета РФ оказались под давлением в результате введения с 5 декабря 2022 г. эмбарго ЕС и потолка цен на морские поставки российской нефти, аналогичная мера по нефтепродуктам вступит в силу 5 февраля 2023 г.
По данным Минфина РФ средняя цена нефти Urals в январе 2023 г. составила 49,48 долл. США/барр., что в 1,7 раза ниже по сравнению с январем 2022 г. и на 1,96% ниже в сравнении с декабрем.
Вместе со снижением цены на нефть Urals вырос и ее дисконт к нефти сорта Brent - с 31,14 долл. США/барр. в декабре 2022 г. до 33,29 долл. США/барр. в январе 2023 г.
Напомним, что Минфин РФ продолжает использование котировки российской нефти сорта Urals на базе CIF от ценового агентства Argus.
Этот показатель на данный момент стал расчетным, поскольку физических поставок CIF в те европейские порты, по которым они котировки Urals брались раньше (CIF Rotterdam и CIF Augusta), сейчас нет в связи с вступлением в силу 5 декабря 2022 г. эмбарго ЕС.
В ноябре 2022 г. Argus изменил методику определения котировок Urals, сохранив котировку CIF, но сделав ее расчетной на основании стоимости стоимости Urals на базисах поставки FOB Приморск, Усть-Луга и Новороссийск, к которой прибавляются затраты на доставку в европейские порты (цена фрахта, портовых сборов, страховки груза).
Этот показатель сейчас сильно искажен в связи в выстраиванием новых логистических цепочек и резким удлинением транспортного плеча для нефти Urals, поставляемой из портов на Западе Росси до новых рынков сбыта в Азиатском регионе.
Однако именно этот расчетный показатель применяется при расчете НДПИ, НДД и экспортной пошлины, которые формируют нефтегазовые доходы бюджета.
Российские власти уже предприняли ряд шагов, направленных на защиту бюджетных доходов от действия потолка цен.
27 декабря 2022 г. президент РФ В. Путин подписал указ, запрещающий продажу нефти иностранным лицам по контрактам, в которых используется механизм фиксации предельной цены, на всех этапах поставок до конечного покупателя.
28 января 2023 г. правительство РФ установило порядок реализации указа президента, приняв постановление, которое предполагает механизмы контроля за неприменением потолка цен.
Согласно документу, Федеральная таможенная служба (ФТС) будет проверять контракты экспортеров, а те, в свою очередь, должны будут контролировать, чтобы перепродажа нефти до конечного получателя не была осуществлена с условиями фиксации цены, функция мониторинга возложена на Минэнерго РФ.
Конструкция получилась достаточно громоздкая и не слишком жесткая, но теоретически она дает инструмент правительству для принятия более предметных регуляторных мер в случае, если, например, окажется, что у некоторых нефтяных компаний цены в контрактах заметно выделяются.
По итогам совещания с членами правительства 11 января 2023 г. президент РФ В. Путин поручил правительству РФ до 1 марта 2023 г. представить предложения по уточнению методики определения цен на нефть и нефтепродукты для целей налогообложения, чтобы минимизировать негативное влияние на доходы федерального бюджета.
Минэкономразвития РФ 20 января сообщало, что российские госорганы прорабатывают вопрос перехода на независимые отечественные источники информации о стоимости нефти вместо данных Argus.
В перспективе речь может идти о создании комплексной системы национальных ценовых индикаторов.
Минфин РФ сообщал, что в 1м квартале 2023 г. проведет анализ альтернативных котировок нефти, в т.ч. Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
Использование внебиржевых индексов СПбМТСБ для расчета налогов в нефтегазовой сфере правительство РФ начало обсуждать еще в апреле 2022 г., но в конкретные действия это не воплотилось.
По данным Ъ, в правительстве в качестве основного варианта рассматривается полный отказ от использования котировки Urals и переход на расчет нефтяных налогов на базе котировок Brent с учетом дисконта и стоимости фрахта.
При этом размер дисконта и стоимости фрахта будет носить директивный характер, т.е. их будет определять государство.
Источники издания говорят, что правительство, вероятно, будет ежемесячно публиковать либо абсолютные, либо предельные значения этих показателей, и компании обязаны будут использовать их для расчета НДПИ и НДД.
Размер дисконта может быть ограничен 10 долл. США/барр., стоимость фрахта - 5-10 долл. США/барр.
Такой подход позволит таргетировать цену продажи российской нефти и стимулировать компании торговать ею по цене, которая выгодна для бюджета, т.к. в противном случае им придется платить больше налогов.
Однако это противоречит линии российских властей, которые с момента введения санкций стремились по возможности сохранить рыночный характер нефтяной отрасли.
https://neftegaz.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В январе 2023 г. федеральный бюджет недополучил 52,1 млрд руб. нефтегазовых доходов, в феврале показатель может вырасти до 108 млрд. руб.
Об этом Минфин РФ сообщил 3 февраля 2023 г.
Выпадающие доходы...
Разница фактических поступлений в бюджет РФ от планируемого уровня поступлений в январе 2023 г. составила 52,1 млрд руб.
Минфин связывает выпадающие доходы бюджета с поступлением экспортной пошлины на газ в меньшем объеме.
Напомним, что в январе 2023 г. экспорт российского газа в ЕС резко снизился, т.к. уровень цен в долгосрочных контрактах Газпрома оказался выше европейских спотовых цен, в связи с чем покупатели стали отбирать меньше газа.
Традиционные данные по поставкам газа в дальнее зарубежье Газпром с начала 2023 г. не публикует (правда они, помимо Европы, включают поставки в Турцию и Китай).
Оценочно можно говорить о том, что поставки газа Газпрома в Европу в январе 2023 г. снизились на 29,2% по сравнению с декабрем 2022 г. и составили 1,78 млрд м3.
С начала февраля 2023 г. поставки растут, поскольку декабрьское снижение биржевых цен в Европе догнало цены в контрактах Газпрома.
По оценкам Минфина, в феврале 2023 г. ожидаемый объем выпадающих дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета прогнозируется в объеме 108,0 млрд руб.
В связи с этим Минфин РФ с 7 февраля по 6 марта 2023 г. проведет валютные интервенции.
Объем иностранной валюты, направленной на продажу на внутреннем валютном рынке, составит 160,2 млрд руб.
Т.е. ежедневный объем продажи иностранной валюты будет эквивалентен 8,9 млрд руб.
В январе 2023 г. Центробанк возобновил операции на внутреннем валютном рынке в рамках бюджетного правила.
Торги проводятся на Мосбирже в инструменте китайский юань - рубль.
В период с 13 января по 6 февраля продажи валюты составляли 3,2 млрд руб./сутки, в период с 7 февраля по 6 марта этот показатель фактически утроится.
...и что с ними делать
Доходы бюджета РФ оказались под давлением в результате введения с 5 декабря 2022 г. эмбарго ЕС и потолка цен на морские поставки российской нефти, аналогичная мера по нефтепродуктам вступит в силу 5 февраля 2023 г.
По данным Минфина РФ средняя цена нефти Urals в январе 2023 г. составила 49,48 долл. США/барр., что в 1,7 раза ниже по сравнению с январем 2022 г. и на 1,96% ниже в сравнении с декабрем.
Вместе со снижением цены на нефть Urals вырос и ее дисконт к нефти сорта Brent - с 31,14 долл. США/барр. в декабре 2022 г. до 33,29 долл. США/барр. в январе 2023 г.
Напомним, что Минфин РФ продолжает использование котировки российской нефти сорта Urals на базе CIF от ценового агентства Argus.
Этот показатель на данный момент стал расчетным, поскольку физических поставок CIF в те европейские порты, по которым они котировки Urals брались раньше (CIF Rotterdam и CIF Augusta), сейчас нет в связи с вступлением в силу 5 декабря 2022 г. эмбарго ЕС.
В ноябре 2022 г. Argus изменил методику определения котировок Urals, сохранив котировку CIF, но сделав ее расчетной на основании стоимости стоимости Urals на базисах поставки FOB Приморск, Усть-Луга и Новороссийск, к которой прибавляются затраты на доставку в европейские порты (цена фрахта, портовых сборов, страховки груза).
Этот показатель сейчас сильно искажен в связи в выстраиванием новых логистических цепочек и резким удлинением транспортного плеча для нефти Urals, поставляемой из портов на Западе Росси до новых рынков сбыта в Азиатском регионе.
Однако именно этот расчетный показатель применяется при расчете НДПИ, НДД и экспортной пошлины, которые формируют нефтегазовые доходы бюджета.
Российские власти уже предприняли ряд шагов, направленных на защиту бюджетных доходов от действия потолка цен.
27 декабря 2022 г. президент РФ В. Путин подписал указ, запрещающий продажу нефти иностранным лицам по контрактам, в которых используется механизм фиксации предельной цены, на всех этапах поставок до конечного покупателя.
28 января 2023 г. правительство РФ установило порядок реализации указа президента, приняв постановление, которое предполагает механизмы контроля за неприменением потолка цен.
Согласно документу, Федеральная таможенная служба (ФТС) будет проверять контракты экспортеров, а те, в свою очередь, должны будут контролировать, чтобы перепродажа нефти до конечного получателя не была осуществлена с условиями фиксации цены, функция мониторинга возложена на Минэнерго РФ.
Конструкция получилась достаточно громоздкая и не слишком жесткая, но теоретически она дает инструмент правительству для принятия более предметных регуляторных мер в случае, если, например, окажется, что у некоторых нефтяных компаний цены в контрактах заметно выделяются.
По итогам совещания с членами правительства 11 января 2023 г. президент РФ В. Путин поручил правительству РФ до 1 марта 2023 г. представить предложения по уточнению методики определения цен на нефть и нефтепродукты для целей налогообложения, чтобы минимизировать негативное влияние на доходы федерального бюджета.
Минэкономразвития РФ 20 января сообщало, что российские госорганы прорабатывают вопрос перехода на независимые отечественные источники информации о стоимости нефти вместо данных Argus.
В перспективе речь может идти о создании комплексной системы национальных ценовых индикаторов.
Минфин РФ сообщал, что в 1м квартале 2023 г. проведет анализ альтернативных котировок нефти, в т.ч. Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
Использование внебиржевых индексов СПбМТСБ для расчета налогов в нефтегазовой сфере правительство РФ начало обсуждать еще в апреле 2022 г., но в конкретные действия это не воплотилось.
По данным Ъ, в правительстве в качестве основного варианта рассматривается полный отказ от использования котировки Urals и переход на расчет нефтяных налогов на базе котировок Brent с учетом дисконта и стоимости фрахта.
При этом размер дисконта и стоимости фрахта будет носить директивный характер, т.е. их будет определять государство.
Источники издания говорят, что правительство, вероятно, будет ежемесячно публиковать либо абсолютные, либо предельные значения этих показателей, и компании обязаны будут использовать их для расчета НДПИ и НДД.
Размер дисконта может быть ограничен 10 долл. США/барр., стоимость фрахта - 5-10 долл. США/барр.
Такой подход позволит таргетировать цену продажи российской нефти и стимулировать компании торговать ею по цене, которая выгодна для бюджета, т.к. в противном случае им придется платить больше налогов.
Однако это противоречит линии российских властей, которые с момента введения санкций стремились по возможности сохранить рыночный характер нефтяной отрасли.
https://neftegaz.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу