7 февраля 2023 Тинькофф Банк Опарин Андрей
На днях Минфин опубликовал данные по бюджету РФ. В глаза сразу бросаются пугающие цифры — дефицит в 1,76 трлн руб. И это только по итогам января, хотя план Минфина на весь год предполагал дефицит около 3 трлн руб.
❓Почему так много
Сильно выросла расходная часть госбюджета — на 58% г/г, до 3,1 трлн руб. в январе. Для такого роста есть сразу несколько причин, которые носят временный характер:
➖ возмещение НДС в начале года;
➖ возможный перенос части расходов с декабря прошлого года на январь текущего;
➖ ранние разовые выплаты по госконтрактам (по словам Минфина).
Повторения подобных расходов в ближайшие месяцы не ожидается.
Пока расходы растут, доходы, наоборот, падают. Нефтегазовые доходы рухнули на 46% г/г, до 426 млрд руб. Виной тому падение цен на нефть (в январе Urals около $50/ барр.), которое связано с потолком цен. К тому же сократился экспорт газа. Ненефтегазовые доходы упали на 28% г/г, до 931 млрд руб., в основном из-за снижения поступлений от НДС.
❓Как можно сократить дефицит
На сайте Минфина можно найти документ, который объясняет, как финансируется дефицит госбюджета. Есть два способа.
1️⃣ Использовать резервы ФНБ или депозиты. В этом году Минфин планирует изъять из ФНБ около 2,8 трлн руб.
2️⃣ Брать в долг через рынок ОФЗ. В 2023-м Минфин собирается разместить новые ОФЗ на 2,5 трлн руб. Из них займы на 800 млрд руб. планируется выпустить уже в первом квартале.
Поэтому будем следить за резервами ФНБ и депозитами Минфина. Ликвидная часть ФНБ по итогам января составила 6,3 трлн руб. На покрытие дефицита госбюджета в январе изъяли всего 38,5 млрд руб. (доля золота и юаней в резервах сократилась). Это немного. Получается, что основные средства для покрытия дефицита Минфин взял, скорее всего, со своих депозитов. По разным оценкам, к началу 2023-го на них находилось примерно 6,5 трлн руб.
❓Какие последствия для рынков
Допустим, что такого роста расходов, который случился в январе, больше не будет. В таком случае дефицит бюджета РФ к концу 2023 года может достигнуть около 4,5 трлн руб. (Минфин прогнозировал 3 трлн руб.) при цене Urals около $50/баррель. Тогда ликвидной части ФНБ хватит еще на два-три года вперед. А у Минфина есть еще и средства на депозитах, а также планы по заимствованию через ОФЗ. Кроме того, напомним, что к 1 марта правительство планирует пересмотреть методику установления цен на нефть и нефтепродукты при расчете налогов для компаний энергосектора. Пересмотр, скорее всего, будет в сторону повышения цены бенчмарка, что, по сути, позволит увеличить поступления от НДПИ и экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Это тоже должно поддержать нефтегазовые доходы бюджета.
Поэтому поводов для паники пока нет. Да, ситуация с бюджетом сейчас ухудшается, но она все еще стабильна. В связи с этим мы не видим рисков для рубля в 2023 году, а также необходимости повышать налоговую нагрузку на отдельные отрасли еще сильнее, чем планируется на данный момент.
С другой стороны, нельзя исключать и сценарий дальнейшего роста расходов госбюджета, а также сильное падение нефтегазовых доходов. Оно может произойти, если российская нефть будет торговаться около $30—35/баррель в течение продолжительного периода времени. Эффект от введенного на прошлой неделе эмбарго на нефтепродукты только предстоит оценить.
При ухудшении состояния бюджета Минфин в первую очередь будет пытаться закрыть дефицит за счет новых ОФЗ, чтобы не тратить средства с депозитов и ФНБ. Уровень долговой нагрузки РФ (менее 20% ВВП) вполне позволяет это сделать. Конечно, на рынок ОФЗ это окажет негативный эффект, а для экономики РФ станет проинфляционным фактором.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу