Тренды мировой экономики в 2023 году: от глобализации к фрагментации » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Тренды мировой экономики в 2023 году: от глобализации к фрагментации

По данным МВФ, риски от фрагментации экономики могут привести к падению мирового ВВП на 7%
16 февраля 2023 Открытие | Открытый журнал Пономарев Евгений
После нескольких десятилетий растущей глобальной экономической интеграции мир столкнулся с риском геоэкономической фрагментации, обусловленной политическими факторами.

Процесс глобализации на протяжении последних 50 лет переживал различные периоды. Рост сменялся падением, после которого приходило восстановление и дальнейший рост.

Глобализация – процесс всё более свободного перемещения идей, людей, товаров, услуг и капитала через национальные границы. Он ведёт к большей экономической интеграции.

Основные этапы глобализации отражает показатель открытости торговли — сумма экспорта и импорта всех стран по отношению к мировому ВВП.

Динамика показателя открытости торговли, 1870–2021

Тренды мировой экономики в 2023 году: от глобализации к фрагментации


Многие экономические и политические деятели воспринимают глобализацию как процесс, направленный на решение глобальных проблем по снижению уровня бедности и повышению доступа развивающихся стран к ресурсам и технологиям, но практическая сторона вопроса свидетельствует в ряде случаев об обратном.

Спустя десятилетия растущей глобальной экономической интеграции мир столкнулся с риском фрагментации. Скептицизм относительно привлекательности глобализации стал нарастать после мирового финансового кризиса 2008–2010 гг., за которым проследовало слабое восстановление мировой экономики. Это способствовало росту популярности политики защиты национальных экономических интересов и возведения барьеров между странами, в том числе в области торговли, капитала, миграции и обмена технологиями.

На фоне усиливающихся противоречий стали проявляться и скрытые ранее факторы риска глобализации. Сеть связей между странами стала запутаннее. Кроме торговли товарами, за последние два десятилетия резко возросла торговля услугами.

Увеличился как объём, так и количество типов трансграничных финансовых потоков. Трансграничное перемещение людей и информации достигло новых высот.

Глобальные потоки товаров, услуг и финансов в 1980–2020 и глобальная структура производства – избранные товары в 2020 году



Цепочки поставок стали высоко интернационализированными. Это произошло за счёт аутсорсинга производства и некоторых услуг в страны с квалифицированной, но более дешёвой рабочей силой. В результате торговля промежуточными товарами превысила торговлю готовой продукцией.

Производство многих важнейших товаров стало высококонцентрированным. И хотя усиление специализации привело к повышению эффективности, оно стало источником нестабильности для глобальных цепочек создания стоимости.

Так, США доминируют в цепочке поставок (добыча, переработка и потребление) нефти и газа, а Китай в то же время является лидером в области чистых энергетических полезных ископаемых. Это делает процессы уязвимыми не только для логистических рисков, но и для сбоев, вызванных геополитическими факторами.

Многие ошибочно полагают, что к фрагментации глобальной экономики привела геополитическая турбулентность. Но события 2022 г. лишь ускорили и усугубили этот процесс, придав ему дополнительный импульс.

Первым и наиболее ярким примером начала эпохи фрагментации глобальной экономики стал начатый в 2016 г. выход Соединённого Королевства из Евросоюза, а также торговые войны между двумя крупнейшими экономиками мира — США и Китаем. В 2018 г. это вылилось в принятие ряда взаимных протекционистских мер и контрмер в торговле.

По данным Global Trade Alert, за последние 13 лет число торговых ограничений, вводимых странами, особенно в высокотехнологичных секторах, которые связаны с национальной безопасностью или стратегической конкуренцией, выросло более чем в пять раз.

Введённые торговые ограничения во всём мире, 2009–2022



Отчёты МВФ об обменных соглашениях и валютных ограничениях, применяемых странами, показывают, что ограничения, мотивированные соображениями национальной безопасности, резко возросли в 2020 г.

Количество упоминаний термина «национальная безопасность» в отчётах МВФ, 2006–2021



В качестве примера можно привести принятый в США закон о снижении инфляции. В нём содержатся положения, которые направлены на создание стимулов для отечественных производителей. Или европейский закон о чипах, который предусматривает оказание поддержки полупроводниковым технологиям в ЕС. К подобным мерам относится и поддерживаемая китайским правительством программа субсидирования «Сделано в Китае 2025», направленная на повышение конкурентоспособности страны в высокотехнологичном производстве.

Что ждёт глобальную экономику в будущем

Спрогнозировать развитие геополитической обстановки невозможно, но эксперты МВФ выделяют несколько рисков геоэкономической фрагментации.

Увеличение нагрузки на международную валютную систему и глобальную сеть финансовой безопасности.

На фоне введённых в отношении России санкций отмечается ускоренный переход к трансграничной торговле в национальных валютах и снижение спроса на доллар США для транзакций.

Но, по оценкам МВФ, любые существенные сдвиги в сторону появления новых мировых резервных валют возможны только при наличии жизнеспособных альтернатив, которых в настоящее время нет.

Хотя в последнее время доля доллара США в мировых валютных резервах постепенно снижается, а доля нетрадиционных резервных валют растёт, последняя всё же остаётся низкой.

Формирование условий для финансовой регионализации и фрагментации глобальной платёжной системы.

После отключения России от SWIFT в 2022 г. произошёл переход на её национальный аналог — Систему быстрых платежей (СБП). Другие страны также могут начать пересматривать своё отношение к международной финансовой инфраструктуре из-за опасений санкций, частичной деноминации торговых и финансовых операций в других валютах или иных геополитических соображений. В результате могут появиться новые параллельные системы, не обладающие функциональной совместимостью, что приведёт к более высоким транзакционным издержкам и другим неэффективным действиям. Необходимость разработки и внедрения надёжных альтернатив повлечёт за собой дополнительные затраты на их разработку, обслуживание и контроль.

Повышение макроэкономической нестабильности, углубление экономических кризисов и усиление давления на национальные резервы.
На фоне риска фрагментации страны могут попытаться диверсифицировать традиционные резервные активы. Это процесс может быть ускорен за счёт цифровизации, что приведёт к повышению финансовой волатильности, по крайней мере в переходный период.

Оценки возможного финансового ущерба от геоэкономической фрагментации у разных групп экспертов из МВФ сильно отличаются и зависят от глубины проникновения этого процесса в мировую экономику.

При сценариях ограниченной фрагментации потери глобальной экономики могут достигать 0,2%. По самым пессимистичным прогнозам, её потери при фрагментации, включающей в себя технологическое разделение, достигнут 7%, а в отдельных странах — 8–12%.

Долгосрочные потери из-за фрагментации мировой торговли, в % от ВВП



Рано или поздно геополитическая напряжённость пойдёт на спад, однако в каком виде её встретит геоэкономическая структура мира, пока непонятно.

Эксперты сходятся во мнении, что о мире образца начала 2000-х можно забыть — слишком сильны и очевидны противоречия настоящего времени. Кроме того, сейчас многие политики и экономисты воспринимают глобализацию как пережиток и фактор риска для национальной безопасности.

Отстаивать свои экономические интересы сложно, а в рамках сложившейся геоэкономической структуры мира — невозможно. А значит, формирование новых региональных блоков и усиление интеграции в рамках уже действующих будет продолжаться.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter