16 февраля 2023 goldenfront.ru
Несмотря на то, что большинство экономистов на данный момент прогнозируют рецессию, производители все же предлагают выгодные вложения.
Предшествующие циклы товарного бума и спада объяснялись периодом чрезмерного накопления непосредственно перед падением спроса. На этот раз все обстоит иначе. Финансовая дисциплина производителей остается устойчивой с 2015 года. И это не только благодаря давлению акционеров с требованиями дивидендов и обратного выкупа, но и в связи с экологическим, социальным управлением (ESG) и нормативной нагрузкой принимающих стран. Эти периоды неопределенности еще больше откладывают принятие инвестиционных решений.
Как известно, инфляция и жесткие условия на рынке труда влекут за собой увеличение стоимости строительства любого нового объекта. И т.к. на реализацию крупных проектов в области меди, нефти и газа могут потребоваться десятилетия - это только продлевает цикл.
Даже по сравнению с недавней историей глобальной пандемии и войны на границах Европы сегодня на рынках наблюдается неопределенный макроэкономический фон. Главной «известной переменной» остается инфляция и ее значимость в области политики процентных ставок, ведь центральные банки стремятся подавить инфляцию, несмотря на рост безработицы и рецессию мировой экономики. Инфляция обесценивает сбережения, а энергетический кризис сократил баланс домохозяйств, в результате чего главной задачей стало – сохранить материальные блага.
МВФ, который далеко не специалист по прогнозам, считает, что в 2023 году треть мировой экономики будет находиться в состоянии рецессии. Последствия рецессии, обычно определяемой двумя последовательными кварталами отрицательного роста ВВП, могут быть самыми разными.
Если два отрицательных квартала роста на уровне - 0,1% - это не слишком глобальная проблема, то более существенное снижение станет весьма разрушительным для рынков, ожидающих «мягкую посадку» мировой экономики при повышении процентных ставок.
За последние несколько месяцев инфляционные показатели заметно смягчились, что укрепило оптимистичное настроение инвесторов «бычьего» рынка относительно сырьевых товаров, обусловленных снижением цен на автомобили и энергоносители.
Сохранят ли центральные банки осторожность к слишком раннему смягчению, пока не ясно. Особенно если рынки труда останутся надежными, ведь это все отразится на таких факторах производства, как жилье. И быстрое возвращение к низким процентным ставкам может выглядеть вполне оптимистично.
Даже на таком фоне есть перспективы в секторе ресурсов. Например, прошлогодний энергетический кризис ослаб благодаря одной из самых теплых зим за всю историю наблюдений. Это привело к тому, что Европа, испытывающая газовый дефицит, сохранила полные запасы газа, что вызвало падение цен на газ на 80% по сравнению с пиковыми показателями середины 2022 года.
Нехватка газа не прекратится до тех пор, пока не произойдет значительное увеличение экспортных поставок СПГ из США и Катара (а это приблизительно к концу 2025 г.). А тем временем Европа будет подвержена влиянию погодных условий и снижению объемов в тяжелой промышленности.
Хотя энергетический кризис ослаб, он может вновь дать о себе знать в конце года, если температура в Европе вернется к сезонным нормам. Европа будет испытывать нехватку российского газа в летний период. При этом прогнозируется возобновление спроса со стороны Азии, которая будет конкурировать за потоки СПГ.
Акции нефтегазовых компаний торгуются с исторически низкими мультипликаторами прибыли и имеют надежные активы. А потребление энергии менее дискреционно, чем, например, спрос на медь, используемую в бытовой технике или электромобилях. Российско-украинский конфликт уже перерос в изнуренную затяжную войну. А санкции и ценовые ограничения продолжают негативно сказываться на поставках.
С начала ноября Китай негласно отменил политику «Нулевого COVID», в рамках которой целые районы были заблокированы всего за несколько выявленных случаев. Стремительность этих перемен была неожиданной и привела к тому, что большинство жителей городских центров были инфицированы. И хотя эффективность вакцины и ее общее применение были незначительными (особенно среди пожилых людей), в настоящее время идут разговоры о коллективном иммунитете.
Благодаря этому должна оживиться общая экономическая активность, а сырьевые товары (особенно нефть) должны получить поддержку. Благодаря планам экономического стимулирования, Китай возвращается к росту. Об этом заявил Народный Банк Китая. Но эти меры в сфере недвижимости в основном направлены на смягчение последствий кризиса и на помощь в окончании текущих проектов, а не на увеличение роста объемов нового строительства.
Предложение мировых сырьевых товаров явно не готово даже к умеренному росту спроса. ОПЕК на нефтяных рынках обладает ограниченными резервными объемами, а производители сланцевой нефти хоть и реагируют быстрее, но абсолютно не способны нарастить свою активность.
В медной промышленности наблюдается недостаток инвестиций для поддержания производства, не говоря уже о покрытии большого дефицита, ожидаемого в течение следующего десятилетия. В целом, политика ESG, направленная на сокращение выбросов, а не на рост производства, нарушила реагирование на предложение, поддерживающее более высокие цены дольше, чем ожидалось.
Из-за длительных сроков реализации крупных нефтяных и медных проектов, составляющих около десяти лет, возможности быстрого реагирования на поставки ограничены. Текущая макроэкономическая неопределенность, растущие затраты на строительство проектов, неопределенный регулятивный фон (о чем свидетельствует налог на непредвиденные расходы на энергию в Великобритании) еще больше тормозят инвестиции со стороны крупных производителей.
Восстановление экономики Китая после COVID и возобновление усилий по возвращению к росту необходимо для спроса на сырьевые товары. Это должно помочь компенсировать более хрупкие экономические показатели в западных странах, которые менее существенны для увеличения спроса на сырьевые товары, чем в Китае (учитывая высокий уровень переработки металлов и меньшую зависимость спроса от цен).
Товарные циклы определяются изменениями в балансе спроса и предложения. Текущие перспективы длительного сохранения высоких цен, скорее всего, будут в большей степени поддерживаться ограниченным предложением продукции собственного производства.
Укрепление ценообразования должно улучшить положение производителей в течение следующего десятилетия. Производители нефти и газа торгуются с низкими историческими мультипликаторами прибыли, поэтому выглядят привлекательными как при взгляде сверху, так и при взгляде снизу. Но если учесть макроэкономическую неопределенность, подход с использованием «набора драгоценных и цветных металлов» может способствовать снижению волатильности.
Роб Крейфорд
http://goldenfront.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу