ПАО «Транснефть» (TRNFPS) занимает монопольное положение на российском рынке транспортировки нефти. 100% обыкновенных акций эмитента принадлежат государству, привилегированные акции торгуются на Московской бирже и доступны к покупке частным инвесторам
Обзор рынка
По итогам 2021 г. в России 83% всей добываемой нефти и 29% производимых светлых нефтепродуктов транспортировались «Транснефтью». Поэтому деятельность предприятия напрямую зависит от ситуации на российском и мировом нефтяном рынке.
В первой половине 2020 г. экономика столкнулась с глубоким кризисом вследствие распространения COVID-19 и связанных с этим ограничений. Резкое сокращение спроса на нефть на фоне нарушения логистических маршрутов привело к обвалу нефтяных котировок на мировых биржах. В какой-то момент цены фьючерсных контрактов впервые в истории ушли в отрицательную зону. С мая 2020 г., чтобы сбалансировать рынок, крупнейшие производители нефти договорились о рекордном сокращении добычи в рамках сделки ОПЕК+.
В 2021 г. по мере восстановления мировой экономики спрос и цены на нефть росли. Это позволило странам ОПЕК+ постепенно увеличивать лимиты на добычу нефти: с августа 2021 г. лимиты на добычу ежемесячно повышали на 400 тыс. баррелей в сутки. К I кварталу 2022 г. баланс спроса и предложения на нефтяном рынке фактически был восстановлен.
Динамика спроса и предложения нефти (пунктирная линия — прогноз), млн барр./сутки
Россия занимает второе место в мире по объёму добычи нефти, уступая только США. По итогам 2021 г. на нашу страну приходилось 13,5% общемировой добычи.
Структура добычи нефти по странам, %
В 2022 г. антироссийские санкции ударили и по нефтяной отрасли. Со стороны ЕС был введён запрет на морскую транспортировку нефти, а с февраля 2023 г. начал действовать схожий запрет на транспортировку нефтепродуктов. Параллельно был согласован ценовой потолок для российской нефти на уровне 60 долл. за баррель, а также 100 долл. для светлых нефтепродуктов и 45 долл. — для тёмных нефтепродуктов.
Несмотря на ограничения, по итогам 2022 г. Россия увеличила экспорт из России на 4% — до 7,8 млн баррелей в сутки. Доходы от экспорта чёрного золота выросли на 25% — до 220 млрд долл. за счёт высокой средней цены поставок. При этом нашей стране пришлось переориентировать экспорт нефти на альтернативные рынки. Так, по итогам 2022 г. доля ЕС в поставках сократилась с 45 до 39% год к году.
Нестабильность на рынке нефти и нефтепродуктов влияет на операционные и финансовые показатели «Транснефти». Помимо сокращения объёмов транспортировки углеводородов на доходы компании оказывает влияние снижение тарифов на услуги по транспортировке нефти.
Тарифы на прокачку нефти регулируются государством и зависят от прогнозного значения инфляции на будущий год. С января 2022 г. индексация тарифов на услуги по транспортировке нефти по системе «Транснефть» составила лишь 4,29% при официальной инфляции по итогам года в 11,9%. С января 2023 г. ФАС утвердила индексацию тарифов «Транснефти» на 5,99%.
Индексация тарифов на услуги по транспортировке нефти по системе «Транснефть», %
Обзор бизнеса
На конец 2021 г. под управлением «Транснефти» было 50,9 тыс. км магистральных нефтепроводов и 16,4 тыс. км магистральных нефтепродуктопроводов, а также более 500 перекачивающих станций и более 24 млн м3 резервуарных ёмкостей.
Схема магистральных трубопроводов «Транснефти»
Трубопроводы компании связывают крупные месторождения нефти в ключевых регионах добычи и нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в России, а также выходят на внешние рынки сбыта в Азию и Европу, напрямую или через морские порты.
Помимо магистральных трубопроводов компания контролирует крупнейшего портового оператора ПАО «НМТП» (NMTP), который в свою очередь управляет двумя крупнейшими по грузообороту портами России — в Новороссийске на Чёрном море и в Приморске на Балтийском море.
В 2020 г. на фоне действия ограничений в рамках сделки ОПЕК+ поставки нефти по системе «Транснефть» упали до многолетнего минимума и составили 442,3 млн тонн. В 2021 г. поставки выросли на 2% год к году — до 449,7 млн тонн, но так и не вернулись на докризисный уровень.
Динамика поставок нефти ПАО «Транснефть» по годам, млн тонн
Большая часть нефти поступает на российские НПЗ для дальнейшей переработки. В 2021 г. на российский рынок было поставлено 247,9 млн тонн нефти, что выше уровня докризисного 2019 г.
Динамика поставок нефти ПАО «Транснефть» на НПЗ в России, млн тонн
Экспортные поставки в 2021 г. снизились до многолетнего минимума, что связано с действием жёстких ограничений в рамках ОПЕК+. По итогам 2021 г. экспорт нефти в дальнее зарубежье упал на 2% год к году — до 190,1 млн тонн.
Динамика поставок нефти ПАО «Транснефть» в дальнее зарубежье, млн тонн
Основные объёмы поставок нефти в дальнее зарубежье до 2022 г. осуществлялись по морским путям через портовую инфраструктуру подконтрольного «НМТП». Ещё 40 млн тонн поставлялись в Китай в рамках долгосрочного контракта. Из них 30 млн тонн поставлялись напрямую по трубопроводу «ВСТО», и ещё 10 млн тонн шли транзитом через Казахстан. В декабре 2022 г. контракт на поставки нефти через Казахстан был продлён на десять лет — до 1 января 2034 г. Оставшиеся объёмы шли в Европу по трубопроводу «Дружба». После введения санкций со стороны ЕС структура поставок нефти изменилась.
Структура поставок нефти в дальнее зарубежье, млн тонн
Помимо нефти «Транснефть» занимается поставками нефтепродуктов, в основном светлых сортов. В 2021 г. объём транспортировки нефтепродуктов составил 38,9 млн тонн.
Динамика поставок нефтепродуктов ПАО «Транснефть» по годам, млн тонн
Крупнейшими клиентами компании являются российские нефтяные производители — «Роснефть» (ROSN), «Газпром нефть» (SIBN), «Лукойл» (LKOH), «Сургутнефтегаз» (SNGS), а также Китайская национальная объединённая нефтяная корпорация.
Структура акционерного капитала
Уставный капитал ПАО «Транснефть» разделён на 5 694 468 обыкновенных голосующих акций, которые принадлежат государству в лице Росимущества, а также 1 554 875 привилегированных неголосующих акций, которые торгуются на Московской бирже.
На конец 2022 г. 78,6% акционерного капитала находится в собственности Росимущества.
1,6% — квазиказначейский пакет, который принадлежит самой компании.
Прочим акционерам принадлежит ещё 19,8% акционерного капитала.
Структура акционерного капитала ПАО «Транснефть», %
Финансовые показатели (по МСФО)
В 2022 г. «Транснефть» приостановила публикацию финансовых отчётностей и скрыла на сайте раскрытия информации ранее размещённые там документы. Итоговая консолидированная финансовая отчётность по итогам 2021 г. так и не вышла 29 марта 2022 г. — ориентировочная дата публикации МСФО, которая была указана в календаре инвесторов на сайте компании.
Динамика активов, млрд руб.
В последние годы активы компании росли и по итогам III квартала 2021 г. превысили 3,35 трлн руб.
Динамика капитала и обязательств, млрд руб.
С 2019 г. «Транснефть» снижала уровень своих обязательств. По итогам 9 месяцев 2021 г. обязательства сократились на 9% — до 1,05 трлн руб. Основной причиной снижения обязательств стало более чем двукратное сокращение краткосрочных кредитов и займов. При этом чистый долг упал до 144,7 млрд руб., в том числе за счёт увеличения денежных средств и их эквивалентов на счетах. Капитал компании в последние годы рос и достиг рекордных 2,31 трлн руб. на конец сентября 2021 г. В основном это вызвано ростом нераспределённой прибыли.
Динамика выручки, млн руб.
По итогам 2020 г. выручка предприятия упала на 10% год к году — до 962,4 млрд руб., что стало следствием кризиса и сокращения поставок нефти в рамках сделки ОПЕК+. При этом за 9 месяцев 2021 г. выручка достигла 805,8 млрд руб., превысив значение аналогичного периода 2019 г.
Динамика операционной прибыли и чистой прибыли, млн руб.
Показатели прибыли компании в последние годы стагнировали на фоне сложной ситуации в нефтяной отрасли. Кроме того, рост тарифов в последние годы был ниже уровня реальной инфляции, что так же негативно повлияло на прибыльность бизнеса.
Дивидендная политика
На фондовом рынке торгуются только привилегированные акции ПАО «Транснефть», для которых в уставе компании прописаны особые условия дивидендных выплат. Размер выплат на одну привилегированную акцию не должен быть меньше, чем на одну обыкновенную акцию, а общий объём выплат на привилегированные акции должен быть не менее 10% чистой прибыли по итогам отчётного периода.
Дивидендная политика предполагает направлять на дивиденды акционерам не менее 25% консолидированной чистой прибыли с учётом корректировок, однако в последние годы предприятие выплачивало 50% чистой прибыли в рамках нормативных требований относительно дивидендных выплат для компаний с государственным участием.
История дивидендных выплат ПАО «Транснефть», руб. на привилегированную акцию
Основные риски для миноритарных акционеров
Нарушение баланса спроса и предложения на нефтяном рынке, а также действия соглашения ОПЕК+.
Ограничения поставок в рамках санкционной политики недружественных стран.
Падение спроса на нефть и нефтепродукты внутри России вследствие снижения экономической активности.
Недостаточный рост тарифов, чтобы компенсировать рост операционных расходов.
Изменение действующей дивидендной политики.
Привилегированные акции, доступные для покупки на фондовом рынке, не наделены правом голоса.
Жёсткое регулирование деятельности компании, а также утрата монопольного положения на рынке.
Неэффективное управление и стратегические просчёты топ-менеджмента.
Возникновение конфликта интересов между контролирующим акционером и миноритариями.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Обзор рынка
По итогам 2021 г. в России 83% всей добываемой нефти и 29% производимых светлых нефтепродуктов транспортировались «Транснефтью». Поэтому деятельность предприятия напрямую зависит от ситуации на российском и мировом нефтяном рынке.
В первой половине 2020 г. экономика столкнулась с глубоким кризисом вследствие распространения COVID-19 и связанных с этим ограничений. Резкое сокращение спроса на нефть на фоне нарушения логистических маршрутов привело к обвалу нефтяных котировок на мировых биржах. В какой-то момент цены фьючерсных контрактов впервые в истории ушли в отрицательную зону. С мая 2020 г., чтобы сбалансировать рынок, крупнейшие производители нефти договорились о рекордном сокращении добычи в рамках сделки ОПЕК+.
В 2021 г. по мере восстановления мировой экономики спрос и цены на нефть росли. Это позволило странам ОПЕК+ постепенно увеличивать лимиты на добычу нефти: с августа 2021 г. лимиты на добычу ежемесячно повышали на 400 тыс. баррелей в сутки. К I кварталу 2022 г. баланс спроса и предложения на нефтяном рынке фактически был восстановлен.
Динамика спроса и предложения нефти (пунктирная линия — прогноз), млн барр./сутки
Россия занимает второе место в мире по объёму добычи нефти, уступая только США. По итогам 2021 г. на нашу страну приходилось 13,5% общемировой добычи.
Структура добычи нефти по странам, %
В 2022 г. антироссийские санкции ударили и по нефтяной отрасли. Со стороны ЕС был введён запрет на морскую транспортировку нефти, а с февраля 2023 г. начал действовать схожий запрет на транспортировку нефтепродуктов. Параллельно был согласован ценовой потолок для российской нефти на уровне 60 долл. за баррель, а также 100 долл. для светлых нефтепродуктов и 45 долл. — для тёмных нефтепродуктов.
Несмотря на ограничения, по итогам 2022 г. Россия увеличила экспорт из России на 4% — до 7,8 млн баррелей в сутки. Доходы от экспорта чёрного золота выросли на 25% — до 220 млрд долл. за счёт высокой средней цены поставок. При этом нашей стране пришлось переориентировать экспорт нефти на альтернативные рынки. Так, по итогам 2022 г. доля ЕС в поставках сократилась с 45 до 39% год к году.
Нестабильность на рынке нефти и нефтепродуктов влияет на операционные и финансовые показатели «Транснефти». Помимо сокращения объёмов транспортировки углеводородов на доходы компании оказывает влияние снижение тарифов на услуги по транспортировке нефти.
Тарифы на прокачку нефти регулируются государством и зависят от прогнозного значения инфляции на будущий год. С января 2022 г. индексация тарифов на услуги по транспортировке нефти по системе «Транснефть» составила лишь 4,29% при официальной инфляции по итогам года в 11,9%. С января 2023 г. ФАС утвердила индексацию тарифов «Транснефти» на 5,99%.
Индексация тарифов на услуги по транспортировке нефти по системе «Транснефть», %
Обзор бизнеса
На конец 2021 г. под управлением «Транснефти» было 50,9 тыс. км магистральных нефтепроводов и 16,4 тыс. км магистральных нефтепродуктопроводов, а также более 500 перекачивающих станций и более 24 млн м3 резервуарных ёмкостей.
Схема магистральных трубопроводов «Транснефти»
Трубопроводы компании связывают крупные месторождения нефти в ключевых регионах добычи и нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в России, а также выходят на внешние рынки сбыта в Азию и Европу, напрямую или через морские порты.
Помимо магистральных трубопроводов компания контролирует крупнейшего портового оператора ПАО «НМТП» (NMTP), который в свою очередь управляет двумя крупнейшими по грузообороту портами России — в Новороссийске на Чёрном море и в Приморске на Балтийском море.
В 2020 г. на фоне действия ограничений в рамках сделки ОПЕК+ поставки нефти по системе «Транснефть» упали до многолетнего минимума и составили 442,3 млн тонн. В 2021 г. поставки выросли на 2% год к году — до 449,7 млн тонн, но так и не вернулись на докризисный уровень.
Динамика поставок нефти ПАО «Транснефть» по годам, млн тонн
Большая часть нефти поступает на российские НПЗ для дальнейшей переработки. В 2021 г. на российский рынок было поставлено 247,9 млн тонн нефти, что выше уровня докризисного 2019 г.
Динамика поставок нефти ПАО «Транснефть» на НПЗ в России, млн тонн
Экспортные поставки в 2021 г. снизились до многолетнего минимума, что связано с действием жёстких ограничений в рамках ОПЕК+. По итогам 2021 г. экспорт нефти в дальнее зарубежье упал на 2% год к году — до 190,1 млн тонн.
Динамика поставок нефти ПАО «Транснефть» в дальнее зарубежье, млн тонн
Основные объёмы поставок нефти в дальнее зарубежье до 2022 г. осуществлялись по морским путям через портовую инфраструктуру подконтрольного «НМТП». Ещё 40 млн тонн поставлялись в Китай в рамках долгосрочного контракта. Из них 30 млн тонн поставлялись напрямую по трубопроводу «ВСТО», и ещё 10 млн тонн шли транзитом через Казахстан. В декабре 2022 г. контракт на поставки нефти через Казахстан был продлён на десять лет — до 1 января 2034 г. Оставшиеся объёмы шли в Европу по трубопроводу «Дружба». После введения санкций со стороны ЕС структура поставок нефти изменилась.
Структура поставок нефти в дальнее зарубежье, млн тонн
Помимо нефти «Транснефть» занимается поставками нефтепродуктов, в основном светлых сортов. В 2021 г. объём транспортировки нефтепродуктов составил 38,9 млн тонн.
Динамика поставок нефтепродуктов ПАО «Транснефть» по годам, млн тонн
Крупнейшими клиентами компании являются российские нефтяные производители — «Роснефть» (ROSN), «Газпром нефть» (SIBN), «Лукойл» (LKOH), «Сургутнефтегаз» (SNGS), а также Китайская национальная объединённая нефтяная корпорация.
Структура акционерного капитала
Уставный капитал ПАО «Транснефть» разделён на 5 694 468 обыкновенных голосующих акций, которые принадлежат государству в лице Росимущества, а также 1 554 875 привилегированных неголосующих акций, которые торгуются на Московской бирже.
На конец 2022 г. 78,6% акционерного капитала находится в собственности Росимущества.
1,6% — квазиказначейский пакет, который принадлежит самой компании.
Прочим акционерам принадлежит ещё 19,8% акционерного капитала.
Структура акционерного капитала ПАО «Транснефть», %
Финансовые показатели (по МСФО)
В 2022 г. «Транснефть» приостановила публикацию финансовых отчётностей и скрыла на сайте раскрытия информации ранее размещённые там документы. Итоговая консолидированная финансовая отчётность по итогам 2021 г. так и не вышла 29 марта 2022 г. — ориентировочная дата публикации МСФО, которая была указана в календаре инвесторов на сайте компании.
Динамика активов, млрд руб.
В последние годы активы компании росли и по итогам III квартала 2021 г. превысили 3,35 трлн руб.
Динамика капитала и обязательств, млрд руб.
С 2019 г. «Транснефть» снижала уровень своих обязательств. По итогам 9 месяцев 2021 г. обязательства сократились на 9% — до 1,05 трлн руб. Основной причиной снижения обязательств стало более чем двукратное сокращение краткосрочных кредитов и займов. При этом чистый долг упал до 144,7 млрд руб., в том числе за счёт увеличения денежных средств и их эквивалентов на счетах. Капитал компании в последние годы рос и достиг рекордных 2,31 трлн руб. на конец сентября 2021 г. В основном это вызвано ростом нераспределённой прибыли.
Динамика выручки, млн руб.
По итогам 2020 г. выручка предприятия упала на 10% год к году — до 962,4 млрд руб., что стало следствием кризиса и сокращения поставок нефти в рамках сделки ОПЕК+. При этом за 9 месяцев 2021 г. выручка достигла 805,8 млрд руб., превысив значение аналогичного периода 2019 г.
Динамика операционной прибыли и чистой прибыли, млн руб.
Показатели прибыли компании в последние годы стагнировали на фоне сложной ситуации в нефтяной отрасли. Кроме того, рост тарифов в последние годы был ниже уровня реальной инфляции, что так же негативно повлияло на прибыльность бизнеса.
Дивидендная политика
На фондовом рынке торгуются только привилегированные акции ПАО «Транснефть», для которых в уставе компании прописаны особые условия дивидендных выплат. Размер выплат на одну привилегированную акцию не должен быть меньше, чем на одну обыкновенную акцию, а общий объём выплат на привилегированные акции должен быть не менее 10% чистой прибыли по итогам отчётного периода.
Дивидендная политика предполагает направлять на дивиденды акционерам не менее 25% консолидированной чистой прибыли с учётом корректировок, однако в последние годы предприятие выплачивало 50% чистой прибыли в рамках нормативных требований относительно дивидендных выплат для компаний с государственным участием.
История дивидендных выплат ПАО «Транснефть», руб. на привилегированную акцию
Основные риски для миноритарных акционеров
Нарушение баланса спроса и предложения на нефтяном рынке, а также действия соглашения ОПЕК+.
Ограничения поставок в рамках санкционной политики недружественных стран.
Падение спроса на нефть и нефтепродукты внутри России вследствие снижения экономической активности.
Недостаточный рост тарифов, чтобы компенсировать рост операционных расходов.
Изменение действующей дивидендной политики.
Привилегированные акции, доступные для покупки на фондовом рынке, не наделены правом голоса.
Жёсткое регулирование деятельности компании, а также утрата монопольного положения на рынке.
Неэффективное управление и стратегические просчёты топ-менеджмента.
Возникновение конфликта интересов между контролирующим акционером и миноритариями.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу