15 марта 2023 Скворцов Дмитрий
Выступление Олафа Шольца на конференции по климату в Египте (СОР27) 6 ноября 2022 г. не оказалось чистой воды пиаром зелёной энергетики, рассчитанной на экспорт. Мечты о том, чтобы сделать миллиарды для германской промышленности на внедрении технологий альтернативной энергетики в глобальную экономику, несколько потускнели. Но педантичность, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, способна творить чудеса. Мировая экономическая пресса обсуждает принятый недавно в Германии план «борьбы с непосредственными рисками энергетического кризиса» стоимостью 260 млрд евро.
Как энергетический кризис ускорил переход на зелёную энергетику
Отказ ЕС от российских энергоносителей и рост цен на энергоресурсы (а если смотреть в хронологической последовательности, то взлёт спотовых цен на газ и последовавший затем отказ от российских нефти и газа) заставили экстренно нарастить выработку электроэнергии на угольных электростанциях и задержать окончательный вывод из эксплуатации последних германских АЭС. Но правящая коалиция Германии (в том числе зелёные, которые не могли так откровенно предать своих избирателей) не поддалась на призывы пересмотреть стратегические цели страны по переходу к чистой энергетике. Наоборот, энергетический кризис решили использовать для ускорения перестройки германской энергетики.
Планы Германии по снижению доли традиционной энергетики в энергобалансе страны
До сих пор политические планы поэтапного отказа от определённых источников энергии декларировались, но не было чёткого представления о путях их замены. Последние три атомные электростанции Германии закроются к середине этого года. Кроме того, зелёные обещали ускорить отказ от использования угля и осуществить его до 2030 г.
Ситуацию осложнил отказ ЕС от российского трубопроводного газа, а подрыв «Северных потоков» сделал возобновление поставок невозможным.
Отказавшись от ядерной энергетики и угля, Германия приступила к быстрому развёртыванию терминалов для импорта более дорогого сжиженного природного газа (СПГ), чтобы обеспечить энергией собственную экономику, включая энергоёмкую химическую промышленность и металлургию. При этом планы реформы энергетического сектора должны учитывать рост использования электромобилей.
Цена энергетического перехода
Развитие в рамках зелёной повестки водородной энергетики потребует дополнительных энергетических мощностей в 750 ТВт.
Кроме того, по оценкам аналитического центра Agora Energiewende, к 2030 г. спрос на электроэнергию будет на треть выше, чем сейчас, что означает необходимость установить ещё около 250 ГВт новых мощностей. Сегодня такие генерирующие мощности требуются, чтобы покрыть спрос всех домохозяйств Евросоюза (448 млн человек).
Значительную часть новых мощностей должны представлять солнечные и ветряные электростанции. Это означает, что каждый день нужно устанавливать 1600 тепловых насосов и солнечные панели, которые покрывают площадь 43 футбольных полей. Также необходимо строить 27 новых наземных и четыре морских ветряных электростанции в неделю. При этом согласование проекта и установка одной мачты ветрогенератора может занимать до семи лет.
Чтобы экологически чистая электроэнергия, которая часто вырабатывается в сельских прибрежных районах на севере, могла доставляться потребителям по всей стране и заводам на юге, протяжённость магистральных линий электропередач в Германии к 2030 г. должна удвоиться, то есть должно быть построено ещё около 800 000 км.
В дополнение ко всему этому необходимо подготовить будущую инфраструктуру энергетики к неблагоприятным погодным условиям и обеспечить себя генерирующими мощностями, способными вырабатывать электроэнергию в отсутствие ветра и солнца. На данный момент план правительства включает в себя подготовку парка новых газовых электростанций, которые впоследствии смогут работать на водороде. В конце февраля правительство Германии объявило, что в 2023 г. подготовит тендеры на строительство таких газовых электростанций общей мощностью 25 ГВт.
Кто оплатит зелёный переход
Инвесторов, готовых взяться за такие дорогостоящие проекты, пока нет.
При нынешних рамочных условиях нельзя ожидать достаточных инвестиций, — приводит Bloomberg слова Вероники Гримм (члена экономического совета, консультирующего правительство). — Недостаток финансирования обусловлен высоким уровнем неопределённости на энергетических рынках и нечётким регулированием.
Дело в том, что рентабельность электростанций с парогазовыми агрегатами, работающих от случая к случаю, когда оказывается недостаточно ветряной и солнечной энергии, хуже, чем у менее совершенных аналогов прошлого, которые постоянно работали на 50–70% своих возможностей, выходя на полную мощность в периоды пиковых нагрузок.
Берлин пытается решить эту проблему путём тщательного пересмотра покупки и продажи электроэнергии. В конце февраля группа экспертов, консультирующих правительство по поводу реорганизации электроэнергетической отрасли, начала обсуждение опроса. Один из предлагаемых вариантов — создание так называемых рынков мощностей, которые уже существуют в Великобритании. Смысл в том, чтобы платить производителям за доступность, а не только за объём производства.
Цель состоит в том, чтобы создать стимулы для газовых установок, которые работают на водороде, даже если они не будут получать большой доход вне зимних периодов, когда производство возобновляемых источников энергии невелико.
При этом только высокая цена на электроэнергию делает подобную схему работоспособной, хотя это по понятным причинам не афишируется.
По данным BloombergNEF, стоимость реорганизации энергетической системы Германии к 2030 г. составит более 1 трлн долл.
(C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Как энергетический кризис ускорил переход на зелёную энергетику
Отказ ЕС от российских энергоносителей и рост цен на энергоресурсы (а если смотреть в хронологической последовательности, то взлёт спотовых цен на газ и последовавший затем отказ от российских нефти и газа) заставили экстренно нарастить выработку электроэнергии на угольных электростанциях и задержать окончательный вывод из эксплуатации последних германских АЭС. Но правящая коалиция Германии (в том числе зелёные, которые не могли так откровенно предать своих избирателей) не поддалась на призывы пересмотреть стратегические цели страны по переходу к чистой энергетике. Наоборот, энергетический кризис решили использовать для ускорения перестройки германской энергетики.
Планы Германии по снижению доли традиционной энергетики в энергобалансе страны
До сих пор политические планы поэтапного отказа от определённых источников энергии декларировались, но не было чёткого представления о путях их замены. Последние три атомные электростанции Германии закроются к середине этого года. Кроме того, зелёные обещали ускорить отказ от использования угля и осуществить его до 2030 г.
Ситуацию осложнил отказ ЕС от российского трубопроводного газа, а подрыв «Северных потоков» сделал возобновление поставок невозможным.
Отказавшись от ядерной энергетики и угля, Германия приступила к быстрому развёртыванию терминалов для импорта более дорогого сжиженного природного газа (СПГ), чтобы обеспечить энергией собственную экономику, включая энергоёмкую химическую промышленность и металлургию. При этом планы реформы энергетического сектора должны учитывать рост использования электромобилей.
Цена энергетического перехода
Развитие в рамках зелёной повестки водородной энергетики потребует дополнительных энергетических мощностей в 750 ТВт.
Кроме того, по оценкам аналитического центра Agora Energiewende, к 2030 г. спрос на электроэнергию будет на треть выше, чем сейчас, что означает необходимость установить ещё около 250 ГВт новых мощностей. Сегодня такие генерирующие мощности требуются, чтобы покрыть спрос всех домохозяйств Евросоюза (448 млн человек).
Значительную часть новых мощностей должны представлять солнечные и ветряные электростанции. Это означает, что каждый день нужно устанавливать 1600 тепловых насосов и солнечные панели, которые покрывают площадь 43 футбольных полей. Также необходимо строить 27 новых наземных и четыре морских ветряных электростанции в неделю. При этом согласование проекта и установка одной мачты ветрогенератора может занимать до семи лет.
Чтобы экологически чистая электроэнергия, которая часто вырабатывается в сельских прибрежных районах на севере, могла доставляться потребителям по всей стране и заводам на юге, протяжённость магистральных линий электропередач в Германии к 2030 г. должна удвоиться, то есть должно быть построено ещё около 800 000 км.
В дополнение ко всему этому необходимо подготовить будущую инфраструктуру энергетики к неблагоприятным погодным условиям и обеспечить себя генерирующими мощностями, способными вырабатывать электроэнергию в отсутствие ветра и солнца. На данный момент план правительства включает в себя подготовку парка новых газовых электростанций, которые впоследствии смогут работать на водороде. В конце февраля правительство Германии объявило, что в 2023 г. подготовит тендеры на строительство таких газовых электростанций общей мощностью 25 ГВт.
Кто оплатит зелёный переход
Инвесторов, готовых взяться за такие дорогостоящие проекты, пока нет.
При нынешних рамочных условиях нельзя ожидать достаточных инвестиций, — приводит Bloomberg слова Вероники Гримм (члена экономического совета, консультирующего правительство). — Недостаток финансирования обусловлен высоким уровнем неопределённости на энергетических рынках и нечётким регулированием.
Дело в том, что рентабельность электростанций с парогазовыми агрегатами, работающих от случая к случаю, когда оказывается недостаточно ветряной и солнечной энергии, хуже, чем у менее совершенных аналогов прошлого, которые постоянно работали на 50–70% своих возможностей, выходя на полную мощность в периоды пиковых нагрузок.
Берлин пытается решить эту проблему путём тщательного пересмотра покупки и продажи электроэнергии. В конце февраля группа экспертов, консультирующих правительство по поводу реорганизации электроэнергетической отрасли, начала обсуждение опроса. Один из предлагаемых вариантов — создание так называемых рынков мощностей, которые уже существуют в Великобритании. Смысл в том, чтобы платить производителям за доступность, а не только за объём производства.
Цель состоит в том, чтобы создать стимулы для газовых установок, которые работают на водороде, даже если они не будут получать большой доход вне зимних периодов, когда производство возобновляемых источников энергии невелико.
При этом только высокая цена на электроэнергию делает подобную схему работоспособной, хотя это по понятным причинам не афишируется.
По данным BloombergNEF, стоимость реорганизации энергетической системы Германии к 2030 г. составит более 1 трлн долл.
(C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу