Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Почему новый рыночный кризис уже не за горами » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Почему новый рыночный кризис уже не за горами

27 марта 2023 The Economist
В попытке предотвратить кризис, чиновники, возможно, подготовили почву для следующего коллапса

Предоставление обеспечения — обычно скучное занятие. Оценкой активов и предоставлением кредитов под их залог занимается ипотечный банк и трейдер РЕПО, который заключает соглашения о выкупе краткосрочных государственных облигаций на триллионы долларов в день. Это напоминает работу сантехника: обеспечение играет важнейшую роль, но не является привлекательным. И, как и в случае с обычными водопроводами, об этом узнают только тогда, когда что-то пошло не так.

Сейчас как раз один из таких случаев. 16 марта Национальный банк Швейцарии предоставил кредит Credit Suisse на сумму $54 млрд под обеспечение банка, чего оказалось недостаточно для спасения института, история которого насчитывает 167 лет. 19 марта Федеральная резервная система США объявила о возобновлении ежедневных долларовых свопов с Великобританией, Канадой, еврозоной, Японией и Швейцарией. Центральные банки этих стран теперь могут занимать доллары у ФРС по фиксированному курсу на короткий срок с обеспечением в виде собственных валют и выдавать кредиты местным финансовым компаниям.

В обычное время активы, которые подвержены незначительному риску и не должны сильно меняться в цене, поддерживают существенную часть рыночной активности. Стандартные примеры обеспечения — государственные облигации и имущество. Сырьевые товары, корпоративные кредиты и акции являются более рискованными вариантами, но иногда также используются. Эти виды обеспечения являются причиной многих финансовых кризисов.

Ошибочное представление о безопасности порождает риски. Чем более безопасными считаются активы, тем удобнее кредитору предоставлять кредиты под них. Иногда активы являются безопасными сами по себе, однако кредитование, которому они способствуют (и использование денег), сопряжено с риском.

Такие противоречия между безопасностью и риском могут спровоцировать панику в финансовом мире. В других случаях проблема связана с неправильной оценкой. По сути, деятельность Silicon Valley Bank (SVB) была ставкой с привлечением заемных средств на активы, которые его банкиры считали надежными: долгосрочные ипотечные и казначейские облигации. Руководство считало, что может безопасно занимать деньги, которые причитаются вкладчикам банка, под залог этих надежных активов. В итоге последующее быстрое падение активов привело к краху банка.

Обманчивое чувство
Во время глобального финансового кризиса 2007-09 гг. уверенность в безопасности американского ипотечного рынка привела к резкому росту кредитования под обеспечение. Для краха даже не потребовался фактический дефолт по ценным бумагам, обеспеченным ипотекой. Простое изменение степени вероятности дефолта повысило стоимость кредитно-дефолтных свопов и обязательств фирм, которые продавали продукты, чего оказалось достаточно, чтобы обрушить учреждения, продавшие огромные объемы свопов. В Японии резкое падение цен на землю, являющуюся предпочтительным обеспечением для местных банков, в начале 1990-х годов спровоцировало серию медленно тлеющих финансовых кризисов, которые длились более десяти лет.

Кризисы обнажают не только те сферы, где залоговое обеспечение ошибочно считалось безопасным. Они также становятся источником инноваций, которые меняют принцип работы обеспечения. В ответ на панику 1866 года, которую вызвал крах лондонского оптового банка Overend, Gurney & Company, Уолтер Бейджот, бывший редактор The Economist, популяризировал идею о том, что центральные банки выступают как кредиторы последней инстанции для частных финансовых учреждений под надежное обеспечение. Ежедневные своп-линии, которые ФРС недавно возобновила, были введены во время финансового кризиса и вновь запущены в начале пандемии.

«Программа срочного банковского финансирования» ФРС, введенная после краха SVB, стала первым новшеством в политике предоставления обеспечения во время нынешних финансовых потрясений. Масштаб программы поражает. Сегодня 30-летние казначейские облигации, выпущенные в 2016 году, стоят примерно на четверть меньше номинальной стоимости, однако ФРС оценивает их по номинальной стоимости, если учреждение предоставляет их в качестве обеспечения. За первую неделю действия программы банки заняли почти $12 млрд, а также рекордные $153 млрд в рамках обычного дисконтного окна ЦБ, благодаря которому банки теперь могут занимать без привычного сокращения обеспечения.

Программа может изменить представление об обеспечении, сложившееся за последние 150 лет. Если инвесторы ожидают, что этот механизм станет частью стандартного арсенала инструментов для борьбы с паникой, как это было с линиями свопов, то облигации с длительным сроком погашения получат хорошую поддержку. Финансовые учреждения выиграли бы при снижении процентных ставок, а их облигации подорожали бы. А в случае повышения ставок и падения облигаций ФРС оказывала бы помощь. В попытке устранить риск внезапных обвалов и повысить безопасность финансовой системы, политики, возможно, получат обратный результат в долгосрочной перспективе.

http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу