Отчеты продуктовых ретейлеров за 1 квартал 2023 года: сравниваем показатели » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Отчеты продуктовых ретейлеров за 1 квартал 2023 года: сравниваем показатели

25 мая 2023 Тинькофф Банк | Fix Price Болдов Михаил
В 1 квартале 2022 года экономика России подверглась серьезным шокам: всплеск инфляции, волатильность валютного курса, санкции, рост ставки ЦБ с 9,5 до 20%, повышенный спрос на продукты длительного хранения у населения.

Ситуация в розничной торговле отражает текущее экономическое состояние страны и ее граждан. Ключевые показатели ретейлеров тесно связаны с динамикой реальных располагаемых доходов населения, продовольственной инфляцией и общими ожиданиями: когда люди уверены в завтрашнем дне, они охотнее тратят деньги на текущее потребление.

С начала 2022 года ситуацию в значительной степени удалось стабилизировать. К концу сентября ЦБ снизил ключевую ставку до 7,5% и с тех пор держит ее на этом уровне.

При этом продовольственная инфляция по итогам 1 квартала 2023 года сократилась до 7,2% — на фоне высокой базы прошлого года и сохраняющегося баланса между спросом и предложением.

Но о полноценном выходе из кризиса говорить пока рано: рынок продовольствия в физическом выражении продолжил сокращаться темпом 2—2,5% год к году, а оборот розничной торговли в январе — марте 2023 года сократился, по данным Росстата, на 7,3% за вычетом инфляции — до 10,37 трлн рублей. Реальные располагаемые доходы демонстрируют минимальный рост. Минэкономразвития ожидает, что по итогам 2023 года показатель вырастет на 3,4% — против падения на 1% в 2022 году.

Многие российские ретейлеры уже раскрыли ключевые операционные показатели за 1 квартал 2023 года. Оценим результаты крупнейших розничных сетей, чтобы понять, кто лучше и быстрее адаптируется к кризисным явлениям.

Главное из отчета:

В 1 квартале розничная сеть выросла на 437 магазинов.
На конец марта под управлением группы находилось 12 760 магазинов.
Рост чистой выручки на 15,7% — до 689,18 млрд рублей.
Дискаунтер «Чижик» показал пятикратный рост выручки.
Продажи цифровых бизнесов выросли на 35,9% — до 25,56 млрд рублей.
Средний чек вырос на 2,1% — до 494,3 Р.
Количество покупателей по итогам 1 квартала почти достигло 1,6 млрд клиентов.
В феврале закрыли последний магазин «Карусели».

X5 Group (MOEX: FIVE) — ведущая российская продуктовая компания, под управлением которой находятся популярные розничные сети: дискаунетер «Чижик», магазины у дома «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток». Кроме того, холдинг развивает собственные цифровые бизнесы Vprok.ru

По итогам января — марта 2023 года чистая выручка холдинга выросла на 15,7% — до 689,18 млрд рублей. Лучшая динамика была у сети «Чижик», ее выручка показала пятикратный рост к аналогичному периоду прошлого года. Еще в прошлом году руководство X5 Group заявляло, что планирует ускорить развитие этой сети «жестких дискаунтеров». Только в 1 квартале этого года открыли 74 новых магазина «Чижик», а общее количество магазинов сети на 31 марта достигло 591.

Неплохую динамику розничной выручки в прошедшем квартале показала и крупнейшая сеть группы «Пятерочка» — прибавка 12,2%, до 548,9 млрд рублей, из-за расширения и реконструкции сети. За 5 лет бизнес планирует обновить все магазины в рамках нового подхода к дизайну, ассортименту и организации пространства.

Продажи цифровых бизнесов выросли на 35,9% — до 25,56 млрд рублей — в основном за счет увеличения общего торгового оборота сервисов экспресс-доставки на 68,6%. При этом количество заказов через сервис Vprok.ru сократилось на 30% — до 1,2 млн.

Средний чек по группе вырос незначительно — на 2,1%, до 494,3 Р. Самый большой средний чек был у сети гипермаркетов «Карусель» — 1098,9 Р, но в феврале закрыли последний магазин «Карусели»: компания мотивирует отказ от сети изменением покупательского поведения. Самый маленький средний чек остается у «Пятерочки» — всего 465,4 Р.

Общее количество покупателей всех магазинов группы выросло на 13% — до почти 1,6 млрд клиентов. Наибольший прирост покупателей демонстрирует сеть «Чижик»: их количество выросло в 5 раз к аналогичному периоду прошлого года на фоне быстрой экспансии розничной сети. Всего на конец марта под управлением X5 Group находилось 12 760 магазинов.

Ключевые результаты X5 Group, млрд рублей

Отчеты продуктовых ретейлеров за 1 квартал 2023 года: сравниваем показатели


Главное из отчета

Общая торговая площадь увеличилась на 0,9% и составила 1788,9 тысячи квадратных метров.
Общие продажи упали на 5,8% год к году — до 124,6 млрд рублей.
Розничные продажи сократились на 6,2% — до 122,5 млрд рублей.
Сопоставимые продажи упали на 5,6%.
Онлайн-продажи выросли на 1,1% год к году — до 11 млрд рублей.
EBITDA рухнула на 42,6% и составила 2,6 млрд рублей, маржа EBITDA опустилась до 2,1%.
Отношение чистого долга к EBITDA выросло с начала года с 1,6 до 2,4×.

«Лента» (MOEX: LENT) — крупный российский ретейлер, который развивает собственную сеть продуктовых магазинов различных форматов: от магазинов у дома «Мини-лента» до гипермаркетов и супермаркетов

Выручка компании по итогам 1 квартала 2023 года сократилась на 5,8% — до 124,64 млрд рублей — на фоне падения розничных продаж на 6,2% — до 122,48 млрд рублей.

Менеджмент объясняет столь слабые результаты двумя факторами: сдержанным потребительским спросом и высокой базой прошлого года. Статистика говорит о том, что сократилась частота визитов в магазины, средний чек покупок и количество товаров в одном чеке: в условиях неопределенности люди стараются лучше контролировать свои траты.

При этом количество розничных магазинов выросло на 4% и на конец марта составило 827, включая 259 гипермаркетов и 568 магазинов малых форматов.

Незначительно выросла онлайн-выручка — на 1,1%, до 10,95 млрд рублей, — на фоне роста количества онлайн-заказов. Напомню, что в начале 2022 года «Лента» завершила сделку по приобретению онлайн-ретейлера «Утконос», чтобы увеличить свою долю в сегменте онлайн-продаж.

EBITDA в январе — марте 2023 года рухнула на 42,6% — до 2,63 млрд рублей — по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, а рентабельность упала с 5,2 до 2,1%. При этом бизнес оказался убыточным на операционном уровне, а чистый убыток по итогам 1 квартала достиг 2,51 млрд рублей.

Ключевые результаты «Ленты», млрд рублей



Fix Price

Главное из отчета:

Торговая площадь под бренд Fix Price выросла на 15,5% — до 1266,3 тысячи квадратных метров.
В 1 квартале количество магазинов выросло на 185 — до 5848.
Рассчитывают, что за 2023 год сеть увеличится на 750 магазинов.
Общая выручка увеличилась на 5,2% — до 65,9 млрд рублей.
Розничная выручка выросла на 4,9% — до 58,1 млрд рублей.
Сопоставимые продажи снизились на 5,1%.
Средний чек вырос на 4,2% — до 330 Р.
EBITDA в 1 квартале составила 11,2 млрд рублей, маржа по EBITDA — 16,9%.
Чистая прибыль составила 5,9 млрд рублей.

Fix Price (MOEX: FIXP) — крупнейшая в России сеть магазинов в формате фиксированных цен, которая предлагает широкий ассортимент товаров народного потребления

Выручка компании по итогам 1 квартала 2023 года прибавила 5,2% и выросла до 65,9 млрд рублей. Розничная выручка увеличилась на 4,9% — до 58,1 млрд рублей, — а оптовая выручка — на 7,6%, до 7,8 млрд рублей. Средний чек по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 4,2% — до 330 Р.

Рост выручки в первую очередь связан с продолжающимся расширением розничной сети. Общее количество магазинов Fix Price выросло на 15% и на конец марта составило 5848 торговых точек. Из них 5206 — под прямым управлением группы, 642 — франчайзинговые магазины. При этом менеджмент подтвердил свой прогноз чистых открытий на 2023 год — 750 магазинов.

Чистые открытия магазинов — количество открытых магазинов за вычетом закрытых

При этом сопоставимые продажи (LFL) сократились на 5,1% — на фоне высокой базы прошлого года и общей неопределенности, которая негативно влияет на покупательский спрос.

Показатель EBITDA по итогам 1 квартала 2023 года составил 11,2 млрд рублей, а его рентабельность сохранилась на достаточно высокой отметке — 16,9%. Чистая прибыль за период составила 5,9 млрд рублей, а рентабельность показателя — 8,9%.

Ключевые результаты Fix Price, млрд рублей



«Окей»

Главное из отчета:

Чистая розничная выручка выросла на 3,1% — до 48,7 млрд рублей.
Чистая выручка гипермаркетов «Окей» упала на 3,8% — до 34,5 млрд рублей.
Чистая выручка дискаунтеров «Да!» увеличилась на 25,1% — до 14,2 млрд рублей.
Общие онлайн-продажи выросли на 19,1% — до 1,9 млрд рублей.
Доля дискаунтеров «Да!» в выручке группы достигла 29,2%.
Сопоставимые продажи упали на 2,6% за счет плохой динамики гипермаркетов.
Средний чек группы сократился на 0,4%, но у сети «Да!» вырос на 5,7%.

«Окей» (MOEX: OKEY) — российский розничный ретейлер, который специализируется на торговле продуктами питания. Бизнес работает с тремя форматами: гипермаркетами «Окей», дискаунтерами «Да!», а также интернет-магазином с доставкой на дом

Чистая розничная выручка в январе — марте 2023 года достигла 48,7 млрд рублей и увеличилась на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом розничная выручка гипермаркетов «Окей» за тот же период сократилась на 3,8% — до 34,5 млрд рублей — на фоне падения сопоставимых продаж магазинов на 5,9%.

Компенсировать падение доходов от основного бизнес-направления удалось за счет увеличение выручки сети дискаунтеров «Да!» на 25,1% — до 14,2 млрд рублей. Таким образом, доля дискаунтера в общей выручке выросла до 29,2%. Также уверенный рост наблюдался в сегменте онлайн-продаж — на 19,1%, до 1,9 млрд рублей.

На конец марта 2023 года под управлением группы находилось 78 гипермаркетов «Окей» и 198 дискаунтеров «Да!» с общей торговой площадью 651 659 квадратных метров.

Ключевые результаты «Окея», млрд рублей



Что в итоге

Изучая динамику ключевых показателей крупных розничных сетей в начале 2023 года, можно сделать несколько важных выводов:

Уровень экономической неопределенности все еще остается высоким, что заставляет покупателей сдерживать свое потребление.
Основной прирост выручки ретейлерам обеспечивает не увеличение среднего чека, а расширение сети. В условиях стагнирующего рынка это приводит к росту конкуренции между сетями и создает предпосылки для консолидации рынка.
Лучше себя показывают магазины малого формата и дискаунтеры, в то время как гипермаркеты в целом демонстрируют плохую динамику показателей.
Чем быстрее менеджмент адаптирует свои сети под новые тренды, тем более высокие результаты они демонстрируют.
В ближайшие 1—2 года можно ожидать дальнейшего сокращения средней площади магазина в рамках крупных сетей, а также акцента на магазины низких цен и онлайн-продажи.

Лучший результат в рамках нашего обзора показал самый крупный игрок — X5 Group. Это единственная компания, которая продемонстрировала рост сопоставимых продаж. Самыми слабыми выглядят результаты «Ленты», у которой сократились не только сопоставимые продажи и средний чек покупок, но и общая выручка.

Сравнение результатов ретейлеров за 1 квартал 2023 года, млрд рублей


https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter