На прошлой неделе правительство решило передать Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) в доверительное управление группе ВТБ. ОСК – крупнейший и системообразующий холдинг российского судостроения, который фактически обеспечивает почти все военное и значительную долю гражданского выпуска судов.
Решение нестандартное, но назревшее: ОСК имеет большую и растущую долговую нагрузку при хронической убыточности, срыве сроков модернизации, проблемах с выполнением контрактов в срок и т.д. То есть налицо необходимость финансового оздоровления и реструктуризации. Очевидно, будет пересмотрен как портфель заказов и – главное – принцип формирования новых, так и структура и параметры финансирования и докапитализации. Вероятно, существенно изменится структура партнеров по лизингу, а также поставщиков комплектующих и особенно иностранных партнеров.
«Передача государственных предприятий и активов в доверительное управление эффективным собственникам уже практиковалась, – отмечает президент аналитического агентства «БизнесДром» Арсений Поярков. – Можно вспомнить как минимум такие истории: Государство передало компании «Транснефть» в доверительное управление акции ЗАО «Каспийский Трубопроводный консорциум» и связанные с ней активы (доверительное управление сохраняется по сей день). В 2009 году компании РЖД были переданы в доверительное управление акции Советско-Монгольского акционерного общества «Улан-Баторская железная дорога» (с тех пор каждые 5 лет договор продляется). В 2023 году компании «Русский водород» в доверительное управление переданы акции АО «Башкирская содовая компания».
Теперь – ОСК. Нельзя сказать, что структура находится в совсем плохом состоянии – по крайней мере, она рабочая; сохранены компетенции, рабочие места, заказы выполняются, произведена базовая модернизация мощностей. Судостроительная отрасль работает и развивается. Но теперь предстоит новый этап: радикальное повышение эффективности – управленческой, финансовой. Обеспечить четко выстроенную систему корпоративного управления, привлечь частных инвесторов, в том числе зарубежных. Конечно, из «дружественных» стран – но это абсолютно реально. И конечно в условиях санкционного давления наращивать производство и переформатировать цепочки поставщиков, найти новых партнеров. Причем спрос на суда будет только расти – а за счет импорта мы очевидно не сможем покрыть внутренние потребности, да это было бы и неправильно. Тем более, что судостроение – это один из локомотивов всей экономики, обеспечивая и технологическое развитие.
«Выбор в качестве доверительного управляющего группы ВТБ логичен, учитывая опыт группы как ведущей корпоративно-инвестиционной финансовой организации России. В портфеле успешно реализованных проектов ВТБ – целый ряд инфраструктурных объектов по всей России: дороги, аэропорты, портовые объекты. Группа давно взаимодействует как с компаниями-заказчиками судостроителей, так и с самими судостроителями, – продолжает Арсений Поярков. – Особенности ОСК также им известны более чем кому бы то ни было, а опыт и компетенции позволяют ВТБ выстраивать корпоративные процессы на международном уровне».
С учетом разрабатываемой программы поддержки судостроения – включая докапитализацию ОСК для достройки убыточных заказов и погашения проблемной задолженности и повышение эффективности управления и финансового контроля – ОСК уже в ближайшем будущем должна стать безубыточной и качественно выполнять стратегические задачи – обеспечить страну очень большим объемом судов разной тоннажности и задач.
«Перед судостроительной отраслью стоят масштабные задачи, которые требуют серьезной перестройки и управления, и процесса внедрения технологических новаций, и финансового менеджмента. Передача ОСК под управление группе ВТБ открывает возможности более эффективной работы, прежде всего, с финансовыми потоками, бюджетированием, а значит – выход на безубыточность как минимум, более строгий финансовый контроль расходования средств и контрактации, производственной эффективности, – отмечает председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политики Владимир Гамза. – ОСК – это огромная структура, около 95 тыс. человек, более 40 отдельных подразделений и структур предприятий по всей России, огромный кадровый и технологический ресурс, которые, к счастью, не утрачены. При этом ОСК осталась в каком-то смысле устаревшей структурой по качеству менеджмента, по скорости решений и т.д. а должна стать не просто базой для обеспечения растущего спроса на современные суда в стране, но и выходить на мировые рынки, и быть там конкурентоспособной»
Докапитализация ОСК, специальные программы льготного финансирования, повышение уровня финансового и производственного управления, модернизация производств, ревизия проблемных точек в холдинге – это предстоит сделать теперь уже группе ВТБ, и это задачи стратегического масштаба. Современное судостроение, как и другие ключевые сектора машиностроения и других технологических производств – основа и нашего экономического суверенитета, и база для международного развития. Россия должна стать экспортером современных качественных судов – это абсолютно реальная, выполнимая задача при достаточном финансировании и правильном управлении. Если опыт такого внешнего управления и финансового оздоровления окажется успешным –увидим и новые примеры оптимизации работы госструктур. Возможно, более правильный путь – приватизация, но в текущих условия, очевидно, для отраслей, связанных с ВПК, это вряд ли осуществимо.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Решение нестандартное, но назревшее: ОСК имеет большую и растущую долговую нагрузку при хронической убыточности, срыве сроков модернизации, проблемах с выполнением контрактов в срок и т.д. То есть налицо необходимость финансового оздоровления и реструктуризации. Очевидно, будет пересмотрен как портфель заказов и – главное – принцип формирования новых, так и структура и параметры финансирования и докапитализации. Вероятно, существенно изменится структура партнеров по лизингу, а также поставщиков комплектующих и особенно иностранных партнеров.
«Передача государственных предприятий и активов в доверительное управление эффективным собственникам уже практиковалась, – отмечает президент аналитического агентства «БизнесДром» Арсений Поярков. – Можно вспомнить как минимум такие истории: Государство передало компании «Транснефть» в доверительное управление акции ЗАО «Каспийский Трубопроводный консорциум» и связанные с ней активы (доверительное управление сохраняется по сей день). В 2009 году компании РЖД были переданы в доверительное управление акции Советско-Монгольского акционерного общества «Улан-Баторская железная дорога» (с тех пор каждые 5 лет договор продляется). В 2023 году компании «Русский водород» в доверительное управление переданы акции АО «Башкирская содовая компания».
Теперь – ОСК. Нельзя сказать, что структура находится в совсем плохом состоянии – по крайней мере, она рабочая; сохранены компетенции, рабочие места, заказы выполняются, произведена базовая модернизация мощностей. Судостроительная отрасль работает и развивается. Но теперь предстоит новый этап: радикальное повышение эффективности – управленческой, финансовой. Обеспечить четко выстроенную систему корпоративного управления, привлечь частных инвесторов, в том числе зарубежных. Конечно, из «дружественных» стран – но это абсолютно реально. И конечно в условиях санкционного давления наращивать производство и переформатировать цепочки поставщиков, найти новых партнеров. Причем спрос на суда будет только расти – а за счет импорта мы очевидно не сможем покрыть внутренние потребности, да это было бы и неправильно. Тем более, что судостроение – это один из локомотивов всей экономики, обеспечивая и технологическое развитие.
«Выбор в качестве доверительного управляющего группы ВТБ логичен, учитывая опыт группы как ведущей корпоративно-инвестиционной финансовой организации России. В портфеле успешно реализованных проектов ВТБ – целый ряд инфраструктурных объектов по всей России: дороги, аэропорты, портовые объекты. Группа давно взаимодействует как с компаниями-заказчиками судостроителей, так и с самими судостроителями, – продолжает Арсений Поярков. – Особенности ОСК также им известны более чем кому бы то ни было, а опыт и компетенции позволяют ВТБ выстраивать корпоративные процессы на международном уровне».
С учетом разрабатываемой программы поддержки судостроения – включая докапитализацию ОСК для достройки убыточных заказов и погашения проблемной задолженности и повышение эффективности управления и финансового контроля – ОСК уже в ближайшем будущем должна стать безубыточной и качественно выполнять стратегические задачи – обеспечить страну очень большим объемом судов разной тоннажности и задач.
«Перед судостроительной отраслью стоят масштабные задачи, которые требуют серьезной перестройки и управления, и процесса внедрения технологических новаций, и финансового менеджмента. Передача ОСК под управление группе ВТБ открывает возможности более эффективной работы, прежде всего, с финансовыми потоками, бюджетированием, а значит – выход на безубыточность как минимум, более строгий финансовый контроль расходования средств и контрактации, производственной эффективности, – отмечает председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политики Владимир Гамза. – ОСК – это огромная структура, около 95 тыс. человек, более 40 отдельных подразделений и структур предприятий по всей России, огромный кадровый и технологический ресурс, которые, к счастью, не утрачены. При этом ОСК осталась в каком-то смысле устаревшей структурой по качеству менеджмента, по скорости решений и т.д. а должна стать не просто базой для обеспечения растущего спроса на современные суда в стране, но и выходить на мировые рынки, и быть там конкурентоспособной»
Докапитализация ОСК, специальные программы льготного финансирования, повышение уровня финансового и производственного управления, модернизация производств, ревизия проблемных точек в холдинге – это предстоит сделать теперь уже группе ВТБ, и это задачи стратегического масштаба. Современное судостроение, как и другие ключевые сектора машиностроения и других технологических производств – основа и нашего экономического суверенитета, и база для международного развития. Россия должна стать экспортером современных качественных судов – это абсолютно реальная, выполнимая задача при достаточном финансировании и правильном управлении. Если опыт такого внешнего управления и финансового оздоровления окажется успешным –увидим и новые примеры оптимизации работы госструктур. Возможно, более правильный путь – приватизация, но в текущих условия, очевидно, для отраслей, связанных с ВПК, это вряд ли осуществимо.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу