Бриллианты теряют инвестиционную привлекательность » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Бриллианты теряют инвестиционную привлекательность

16 сентября 2023 The Economist
Популярность бриллиантов, украшающих кольца и ожерелья, объясняется их блеском. Стоимость камней зависит от качества огранки, цвета, размера (в каратах) и наличия дефектов. Чем чище, тяжелее, прозрачнее и совершеннее камень, тем лучше

Инвесторов привлекает в бриллиантах то, что, помимо красивого вида, они обеспечивают стабильную прибыль от инвестиций. Учитывая непрозрачность рынка и широкий ассортимент доступных камней, имеется мало данных о долгосрочных ценах. Однако в 2015 году Люк Реннебуг из Тилбургского университета опубликовал работу, в которой проанализировал тысячи ежегодных аукционов, при этом было установлено, что средний доход с 1999 по 2012 год не уступал акциям и недвижимости. Владельцы бриллиантов зарабатывали за год примерно 8%.

Однако в последнее время стабильные доходы сменились сильной волатильностью. По информации Bloomberg, консорциум De Beers, который долгое время был монопольным поставщиком, снизил цену на необработанные камни весом от двух до четырех карат — популярную категорию, поскольку из них можно изготовить обручальные кольца весом от одного до двух карат — на 40%. 13 сентября компания объявила о повторном запуске культовой рекламной кампании «Бриллианты — это навсегда», чтобы повысить спрос.

Стабильная прибыль в прошлом частично обусловлена устойчивым спросом. Так же, как и в случае с инвестициями в золото, еще один редкий и драгоценный товар, логика владения бриллиантами, как правило, наиболее очевидна в периоды экономической неопределенности. В то же время бриллианты в основном используются в ювелирных изделиях, а это значит, что цены, как правило, росли в периоды экономического процветания.

Однако основным фактором была монополия на поставки. De Beers удавалось доминировать в сфере добычи драгоценных камней более столетия. Как отметил Реннебуг, такая структура рынка способствовала устойчивому росту цен: во-первых, De Beers создавала дефицит за счет накопления запасов, а, во-вторых, фирма подавляла спекуляции и сопутствующую волатильность. Хотя в 1980-х годах De Beers контролировала около 80% мировых поставок, впоследствии часть доли отошла конкурентам, в том числе российской Алросе. В настоящее время компания обеспечивает лишь треть от общего объема поставок.

Конкуренты из лаборатории
Еще одна проблема связана с лабораториями. Они производят искусственные драгоценные камни, которые изготавливаются за счет подачи высокого давления и растворения углерода, при этом их невозможно отличить от добытых из земли камней невооруженным глазом. Такие камни доступны с 1980-х годов, но даже совсем недавно, в 2018 году, они занимали незначительную часть рынка, всего несколько процентов. Затем на рынок стало поступать больше драгоценных камней, выращенных в лабораториях, и их доля увеличилась примерно до 1/10.

Возможно, De Beers намеренно ускорила этот переход. Компания начала продавать дешевые синтетические камни в 2018 году, когда их стоимость составляла около 80% от цены добытых алмазов. Цель была показать различие между двумя видами драгоценных камней, чтобы снизить привлекательность искусственных аналогов. Clear Cut, базирующийся в Нью-Йорке продавец обручальных колец, применила тактику партизанского маркетинга, чтобы донести такую же точку зрения. Компания предлагает клиентам, купившим кольцо стоимостью от $10000, бесплатную альтернативу из лаборатории, которую можно использовать в качестве «кольца для путешествий» при посещении ненадежных мест. Сейчас стоимость многих синтетических камней составляет 20-30% от цены добытых камней.

По словам De Beers, по мере увеличения поставок синтетических камней разница в цене между двумя видами продолжит увеличиваться, снижая привлекательность новичков. Однако, судя по недавним колебаниям цен, эта тактика, скорее всего, ведет к обратным результатам: в итоге цены на добытые камни начинают падать вслед за искусственными.

Разумеется, это может быть связано не только со структурными сдвигами на рынке. Прежде чем обручиться, американские пары встречаются около трех лет, а из-за Covid-19 люди практически не выходили на улицу и не могли встречаться с потенциальными мужьями или женами в 2020 году. В этом году, скорее всего, обручится непривычно маленькое количество людей.

Однако всесильный алмазодобывающий картель мог бы сгладить такие колебания, сократив предложение. Падение цен, напротив, говорит о снижении влияния на рынке. Это хорошая новость для тех, кто хочет сделать предложение или купить новое украшение. Но это уже не так привлекательно для тех, кто рассматривает возможность инвестиций в драгоценные камни.

http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter