25 сентября 2023 Financial Times | Нефть
Предоставление западных услуг, таких как доставка или страхование, разрешено в рамках ценового потолка, но только в том случае, если российская нефть продается по цене менее 60 долларов за баррель. Поскольку Россия когда-то зависела от западных услуг в доставке своей нефти на рынок, G7 ошибочно подсчитала, что у Москвы не будет другого выбора, кроме как подчиниться
России удалось избежать санкций G7 в отношении большей части экспорта нефти, что приведет к изменению торговых потоков и увеличит доходы страны, поскольку нефть дорожает и приближается к 100 долларам за баррель.
Согласно анализу отчетов о доставке и страховании, проведенному Financial Times, в августе почти три четверти всех морских поставок российской сырой нефти шло без западной страховки - рычага, который использовался для обеспечения соблюдения установленного странами "Большой семерки" ограничения цены на нефть в размере 60 долларов за баррель.
По данным грузовой аналитической компании Kpler и страховых компаний, этот показатель увеличился примерно на 50 процентов по сравнению с нынешней весной. Этот рост означает, что Москва становится более искусной в обходе ограничения, что позволяет ей продавать больше своей нефти по ценам, близким к ценам международного рынка.
Киевская школа экономики (KSE) подсчитала, что устойчивый рост цен на нефть с июля в сочетании с успехом России в снижении скидки на собственную нефть означает, что нефтяные доходы страны, вероятно, будут как минимум на 15 миллиардов долларов выше в 2023 году, чем они были бы при соблюдении лимита.
Этот сдвиг стал двойным ударом по попыткам Запада ограничить доходы России от продажи нефти, которые составляют большую часть бюджета Кремля, после начала военного конфликта на Украине.
Мало того, что более высокая доля российской нефти продается за пределами лимита, но и растущая независимость Москвы как продавца совпала с сильным ростом цен на нефть, которые на той неделе превысили 95 долларов за баррель впервые за 13 месяцев.
Хотя российский нефтяной сектор по-прежнему сталкивается с рядом серьезных проблем, в том числе с заявлениями о нехватке внутреннего рынка нефтепродуктов и общим падением объемов экспорта, цифры по-прежнему позволяют предположить, что в военный бюджет Кремля будет поступать больше доходов от нефти.
Бен Хильгеншток, экономист KSE, сказал: «Учитывая эти изменения в том, как Россия транспортирует свою нефть, может быть очень сложно обеспечить эффективное соблюдение ценового ограничения в будущем. И это делает еще более прискорбным то, что мы не сделали больше для того, чтобы должным образом обеспечить его соблюдение, когда у нас было больше рычагов влияния».
На минувшей неделе Россия запретила экспорт дизельного топлива и других видов топлива, что является значительным шагом со стороны одного из крупнейших мировых продавцов дизельного топлива. Этот шаг вызвал опасения, что президент России Владимир Путин пытается разрушить нефтяной рынок, как он это сделал с природным газом, что спровоцировало прошлогодний энергетический кризис.
В то время как ЕС и США в значительной степени запретили импорт российской нефти, ценовой предел стран «Большой семерки» был разработан для того, чтобы сохранить потоки российской нефти на мировые рынки. Цель заключалась в том, чтобы предотвратить сокращение поставок и экономически и политически разрушительный скачок цен.
Предоставление западных услуг, таких как доставка или страхование, разрешено в рамках ценового потолка, но только в том случае, если российская нефть продается по цене менее 60 долларов за баррель. Поскольку Россия когда-то зависела от западных услуг в доставке своей нефти на рынок, G7 подсчитала, что у Москвы не будет другого выбора, кроме как подчиниться.
Когда в декабре прошлого года впервые было введено ценовое ограничение G7, российская нефть первоначально упала и продавалась с огромной скидкой к международным ценам, составлявшей целых 40 долларов за баррель. Москве пришлось предложить скидки, поскольку она изо всех сил старалась перенаправить миллионы баррелей, когда-то предназначавшихся в Европу, новым клиентам в Азии, при этом оставаясь по-прежнему сильно зависимой от западных транспортных услуг.
Ученые KSE подсчитали, что с февраля 2022 года санкции и ограничения обошлись доходам от экспорта нефти в 100 миллиардов долларов.
Однако Россия создала так называемый «теневой флот» нефтяных танкеров, способных работать без западной страховки или других услуг.
Это позволило Москве добиться более высоких цен на свою нефть в условиях ужесточения ситуации на мировом рынке. Средняя цена основного экспортного российского сорта нефти сорта Юралс с июля поднялась выше 60 долларов за баррель.
Отчасти сокращение объемов судоходства, поддерживаемого Западом, вероятно, является результатом осторожности со стороны судовладельцев и страховщиков, даже если они получают так называемые «подтверждения» того, что нефть, которую они транспортируют, была продана по цене менее 60 долларов за баррель.
В мае Россия экспортировала около 3 млн баррелей нефти марок Юралс и ВСТО по морю на судах с западной и незападной страховкой.
В августе этот общий объем упал примерно до 2,5 млн баррелей в сутки, причем снижение произошло за счет судов, застрахованных на западе, которые в этом месяце перевезли всего 626 000 баррелей в сутки — менее половины объема, который они перевезли в мае.
Запрет на экспорт дизельного топлива, объявленный в четверг, может временно ударить по доходам России, но может привести к тому, что она получит более высокие цены при меньших объемах.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter