1 октября 2023 BITKOGAN Коган Евгений
Размышление на тему новой денежной революции, которую мы не замечаем
Тема сегодняшнего разговора – это не то, что произошло или произойдет в самое ближайшее время.
Нет… сегодня у нас с вами выходной. Никто никуда особо не спешит и это значит, можно оторваться от ежедневной суеты и поразмышлять — а что собственно говоря глобально происходит в мире с деньгами и финансовыми рынками.
Согласитесь — в последние годы эти рынки ведут себя более, чем странно.
В чем - то - иррационально.
Иногда возникает стойкое ощущение — классические причинно-следственные связи перестали работать.
Что произошло?
Деньги перестали быть деньгами?
Мы вступили в какую-то новую эпоху?
Мы вступили в эпоху слома всех классических понятий и парадигм?
Давайте разбираться.
Деньги как инструмент доверия
Деньги – это не только купюры и монеты. Не только записи на счетах.
Главное – деньги, это система веры и доверия.
Глобального такого доверия.
К тому, что за бумажки эти или на эти записи по счетам можно и сегодня, и завтра будет что- то купить.
И что их можно использовать как инструмент накопления.
Но с этим сегодня ( с доверием) похоже уже все совсем не так, как было ранее.
Как известно, в истории деньги выполняли роль средства обмена, единицы учета и средства сохранения стоимости. Но многие даже не задумываются о том, что на самом деле стоит за этими функциями. Процитирую замечательного израильского историка и публициста — Юваля Ноа Харари:
"Деньги не были технической эволюцией – это была умственная революция. Морские раковины и долларовые купюры имеют ценность только в наших общих воображениях. Их стоимость определяется только умами людей, которые их используют. Доверие — это сырье, из которого изготавливаются все виды денег... Деньги, следовательно, являются наиболее универсальной и эффективной системой взаимного доверия, когда-либо разработанной людьми."
Я думаю ни у кого нет иллюзий — когда мы вносим депозит в банк, то уже не являемся законными владельцами этих денег. Мы становимся кредиторами, которым банк должен деньги. При этом банки держат только долю вкладов в резерве, остальное – выдают в кредит или инвестируют. В США, например, этот резерв составляет примерно 11% от общей суммы денег, которыми оперируют банки. Все остальное идет на кредиты и инвестиции.
Однако, борясь с последствиями пандемии, норма резервирования была значительно снижена. А это значит банки могли значительно увеличить мультипликативный элемент в так называемом «производстве новых денег».
Но что происходит с самими банками.
Можем ли мы сегодня быть уверены в их устойчивости.
Это после того, как стоимость активов на их балансах значительно упала из - за переоценки стоимости облигаций после поднятия ставок.
Да и огромное количество коммерческой недвижимости, как обеспечение по кредитам. Тоже вопрос серьезный. В условиях значительного проседания цен на эту недвижимость.
Ну и наконец, не забываем, что по мере развития цифровых активов и особенно цифровых валют, банкам предстоит невероятно серьезная трансформация.
Но…. оставим в стороне банки.
Деньги как средство сохранения стоимости и единица учета.
За последнее время напечатаны триллионы долларов. Чем они обеспечены?
Правильно — исключительно доверием. Но есть предел этого доверия. Разумеется есть. И судя по происходящим событиям, лимит этот близок к исчерпанию. Печать триллионов долларов стимулирует инфляцию. Она обесценивает деньги и может рассматриваться как невидимый налог.
Цены на активы подскочили вверх и теперь они недоступны для большинства людей, в то время как сбережения потеряли большую часть своей покупательной способности. Кроме того, длительная и, я бы сказал достаточно безответственная денежная политика сыграла с нами еще одну злую шутку.
Дело в том, что все это привело по сути своей к невозможности нормально оценить стоимость активов. Деньги теряют свой смысл как средство сохранения стоимости и единицу учета.
И тут еще один интересный момент.
Сегодня к примеру ФРС ужесточает денежно кредитную политику. Идет неуклонный подъем процентной ставки. Во всю работает механизм QT — количественное ужесточение.
Однако не будем наивны.
Банковский кризис, что мы с вами наблюдали несколько месяцев назад, все четко расставил по своим местам. Для спасения банков ФРС предпочла моментально забыть обо всех ужесточениях. И тут же в банковскую систему было вброшено несколько сотен миллиардов долларов.
У вас есть сомнения, что в будущем, если возникнут какие либо проблемы, ФРС, ЕЦБ, Банк Англии и т.д. будут колебаться? Не сомневайтесь — не будут. И если будет надо — напечатают еще и еще. Столько, сколько надо. Доверие уже не просто исчезает. Оно уходит в отрицательную сторону.
Идем далее.
Деньги как средство накопления для будущего
И здесь мы также имеем весьма серьезную проблему.
Любой человек сегодня интуитивно понимает — халява закончилась.
Те деньги, что он с таким трудом откладывает себе на пенсию или так называемый «черный» день, эти в будущем могут превратиться лишь в красивые фантики.
Но каков выход… пока для рядового обывателя ответ НЕ очевиден. Идут поиски «иных» валют. Но… Основная проблема заключается в том, что альтернатив-то – кот наплакал.
Не забываем еще об одной более чем серьезной проблеме – о долгах. По данным IIF, глобальный долг, составляет уже $305 трлн. И это на $45 трлн выше, чем до пандемии. И не сомневайтесь, он продолжит быстро расти. Тут речь идет и о долгах государств, и долгах корпоративного сектора, и разумеется, долгах домохозяйств.
Но у корпораций и домохозяйств сегодня в отличие от государств есть серьезная проблема – они не могут печатать деньги.
И что будет со всем этим долгом?
И кто его собирается в глобальном смысле отдавать?
Например, госдолг США сейчас составляет $32 трлн (до пандемии он был около $26 трлн…). Неужели вы наивно полагаете, этот самый долг США когда-то будет погашен?
Банку можно пинать сколь угодно долго. Но… Все равно в какой-то момент наивный ребенок, не понимающий, что такое политес, вдруг воскликнет: «король-то голый!».
Но король отнюдь не гол. В его распоряжении есть и экономическая, и технологическая и военная и наконец административная мощь. И для короля этого основную проблему можно описать достаточно просто. Не так важно, с какой скоростью ты убегаешь от медведя. Важно, чтобы остальные бежали медленнее.
Ах, они (конкуренты по бегу от медведя) не до конца понимают свое предназначение. То есть - предназначение - быть более медленными и в итоге …. давать худшую альтернативу.
Ну так не беда…Им… этим не до конца понимающим, достаточно просто пояснить их выдающуюся роль. Точнее…. помочь в этой роли оказаться. Ну вы меня понимаете…. Хотя, давайте откровенно. Не до всех вовремя доходит. Однако инструментарий «доведения до сведения» более чем велик.
И конкурентам будут создаваться более чем некомфортные условия для бега.
Перевожу на русский язык.
У тех стран и регионов, что будут находить более или менее интересную альтернативу скажем доллару США, вдруг …. разумеется неожиданно и случайно будут возникать самые различные проблемы.
Так что…. спасительных гаваней и защитных валют просто НЕ будет.
Проблема в том, что все это обыватель не до конца понимает. Но интуитивно уже начинает ощущать. И его, обывателя, данный момент невероятно волнует. Только вот выхода он не видит и что делать до конца не понимает.
А если он не видит выхода и понимает, что его доверие к деньгам еще и делают по сути своей БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНЫМ… Ну тут уже становится по- настоящему просто смешно.
И опять-таки возвращаемся к вечному вопросу.
Такое доверие — оно реально? Или это доверие из-под палки.
Кстати, не нужно думать, что по ту сторону добра и зла — ОНИ, а по эту — МЫ. Такие все из себя замечательные россияне. Китайцы. Индийцы. И прочие никарагуанцы.
Для понимания ситуации постараемся осознать — какие к примеру долги накопил, например, Китай. Корпоративный долг (причем нефинансовый) уже превысил 130% ВВП. Долги населения – выше 60% ВВП. В РФ ситуация поприятнее, долги населения у нас немного выше 20% ВВП, А корпоративный – около 80%.
Опять же…. юань. Ну давайте откровенно. Эта валюта по сути своей НЕ является свободно конвертируемой. Также как и валюта Индии или многих других стран.
Ну и теперь переходим к самому интересному.
Цифровые деньги как попытка реформы
Только наивный человек думает, что переход на государственные цифровые валюты – это что-то мифическое или невероятно отдаленное. Не хочу, но вынужден вас расстроить – это перспектива самого ближайшего будущего. Год, два, может быть три. И мы воочию убедимся — мир финансов и денег вокруг нас изменился до неузнаваемости.
Все наши счета будут напрямую в Центробанке.
И лишь Искусственный Интеллект будет будет решать - дозволена нам та или иная транзакция или нет.
Ну а тот факт, что как говорится, все мы будем в этом новом и прекрасном мире под «колпаком у Мюллера», я думаю сомнений не вызывает ни у кого. Да, все это так.
И даже обсуждать все аспекты данного вопроса уже, если честно, довольно скучно.
Однако, посмотрим на данный процесс под иным углом.
Вам не напоминает все происходящее гигантских размеров денежную реформу?
Мне лично напоминает. И еще как.
А если добавить еще один недостающий в этом крутом пазле элемент — великий и ужасный комплаенс, то картинка становится совсем уже веселой.
Комплаенс, суть которого изначально была лишь борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма, по сути своей становится добрым таким инструментом «фильтрации» денежных средств.
Какие-то из них вдруг становятся невероятно некошерными и дурно пахнущими.
При этом критерии того, что пахнет дурно, а что не очень — они невероятно размыты.
В любой момент банк может остановить транзации, заморозить средства.
И потом иди доказывай, что просто нужную бумажку ты забыл сохранить.
Таким образом, вырисовывается замечательная картинка.
Денежная реформа вкупе с «правильно организованным» комплаенсом – это более чем любопытный фильтр пропуска в «светлое» завтра.
Кого-то могут туда и не пустить.
Как все это будет способствовать возрастанию доверия к деньгам?
Да никак разумеется. Так же как и все, описанное выше.
Вывод прост и одновременно невероятно не однозначен - как улыбка Джоконды.
С одной стороны но многих сегодня начинает все более и более отчетливо доходить — деньги сегодня, это субстанция, на глазах теряющая свое основную функцию.
Функцию доверия.
Ну а раз так, то на смену классическим причинно следственным связям приходит что то новое. Какие то иные парадигмы.
Какие — обсудим в следующей заметке.
И главное - обсудим - КАК нам не просто выжить в этом изменяющемся мире, но и найти интересные решения.
Не просто сохранить свои деньги, но и заработать.
Прежде всего на понимании сути происходящих событий.
Переосмысление общественного договора
Когда выпустил первую часть, ко мне обратился друг, инвестбанкир, Максим Касаткин, с которым были долгие дискуссии на эту тему. Максим очень интересуется данной проблематикой. В итоге родилось такое совместное творчество.
Прежде чем разобраться, что делать в этой ситуации и к чему она может привести, постараемся пойти дальше и выяснить, насколько доверяет пользователям финансовая система.
Для этого необходимо обратиться к теме взаимоотношений человека и государства, так называемого общественного договора.
Общественный договор – это философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому. Первая формулировка общественного договора принадлежит Эпикуру – древнегреческому философу и его последователю Лукрецию Кару.
Классическая интерпретация этого понятия говорит о том, что на определенном этапе общественного развития индивиды договариваются между собой о передаче части своих прав государству, которое становится гарантом соблюдения правил социального взаимодействия. Таким образом, заключается всеобщее соглашение о разграничении прав и свобод.
Тема общественного договора красной нитью проходит в трудах самых разных исследователей: Канта, Руссо, Спинозы, а затем – Пестеля, Радищева, Маркса и Ленина. Мы не будем поднимать все аспекты этого невероятно сложного вопроса, но попробуем невинно прогуляться по различным исключительно практическим моментам этой тематики.
Ключевым вопросом для общественного договора является тема налогообложения, то есть перераспределения благ между гражданами КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА.
При рассмотрении современной мировой системы налогообложения можно задать два вопроса: во-первых, почему она сложно организована, а во-вторых, почему со временем она становится все менее справедливой.
Изначально система устроена таким образом, что в обмен на 10%, 15%, 20% от дохода жители страны получают обеспечение безопасности, систему здравоохранения, базовое образование, защиту имущества и т. д., однако на практике вместо всего этого мы получаем дикое количество головных болей.
Дело в том, что современное демократическое государство начинает понимать общественный договор совершенно по-новому и за счет налогоплательщика решать гигантское количество собственных задач.
Главное – решение этих задач в итоге заставляет государство все глубже и глубже залезать в карман налогоплательщику.
В какой-то момент налогоплательщик начинает осознавать, что государство все более и более нарушает общественный договор, так как налогоплательщику приходится платить все больше, но получать все меньше.
ПРИ ЭТОМ ДАННЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРУЮТСЯ ПОЛИТИКАМИ-ПОПУЛИСТАМИ ДАБЫ СОХРАНИТЬ СВОИ ПОСТЫ ИЛИ ЗАНЯТЬ ИХ.
Одна из функций государства – защита граждан. Увлекаясь помощью всем кому ни попадя и социальной поддержкой абсолютно всех, кто уже привык поколениями паразитировать на этой самой социальной поддержке, демократические государства снижают уровень защиты и, главное, бескомпромиссность защиты населения.
Можно привести множество примеров того, как стражи порядка предпочитают не вмешиваться в различных ситуациях, опасаясь быть обвиненными в нарушениях прав тех или иных групп населения. Как часто мы читаем о случаях, когда граждане обращаются в полицию об угрозе насилия, и стражи правопорядка предпочитают оставаться в стороне.
Аналогичная ситуация наблюдается в других сферах. Если ты получаешь медицинскую помощь от государства и не организуешь себе дополнительно ЧАСТНУЮ медицину, то ожидать очереди к специалисту можно неделями или даже месяцами, хотя налоги граждан идут, в частности, и на этот сектор. Таким образом, оплачивая дополнительное медицинское страхование в частной компании, человек платит дважды. Похожая ситуация сложилась в системе образования – в большинстве стран можно наблюдать деградацию качества образовательных услуг, что также приводит к необходимости платить за частную школу или университет.
Объем получаемых бесплатно услуг постоянно снижается, а налоговая нагрузка – нет.
В свою очередь, все более возрастающее налоговое давление на бизнес приводит к перекладыванию дополнительных расходов на потребителя. Проблема заключается лишь в том, что львиная доля всех этих затрат – это выплаты именно государству в виде налогов и сборов. Таким образом, потребитель, по сути, платит дважды или даже трижды, ведь все налоги: НДС, налог на прибыль производителя, социальные налоги и сборы, — он оплачивает в цене товара.
В итоге мы сталкиваемся с забавным парадоксом. С одной стороны, государство, объясняя рост цен на товары, всегда перекладывает вину на продавцов товаров и услуг, например, производителей и торговые сети. Но в реальности маржа этих компаний обычно весьма невелика, а львиная доля затрат – это именно налоги, которые явно или косвенно включены в цену любых товаров и услуг.
Получается, что потребитель мало того, что платит свои, достаточно высокие налоги на доходы, но и вынужден оплачивать по факту в цене товаров и услуг все налоги и затраты бизнеса.
Результатом такой ситуации становится падение покупательной способности населения, а инфляция становится глобальным дополнительным налогом, прежде всего, на беднейшие слои населения. Основным виновником инфляционных процессов оказывается само государство, которое потом с этим же монстром активно борется, резко поднимая ставки, то есть, по сути, снова увеличивая затраты бизнеса. В итоге это приводит к еще большему расслоению общества.
Государство понимает, что население, хотя пока и не бунтует, но прекрасно осознает ущербность существующей ситуации и не стремится оплачивать безумные налоговые изыски. В такой ситуации государство вынуждено придумывать все новые и новые механизмы контроля, не позволяющие гражданам свободно жить и дышать, не заплатив налоги.
В результате комплаенс в существующем виде становится квинтэссенцией недоверия государства по отношению к гражданину и бизнесу.
Причем это недоверие искусственно перекинулось на отношение в бизнесе – теперь нужно проверить контрагента в соответствии со всеми процедурами, прежде чем жать ему руку. Государства в безумной страсти к расширению своего влияния на все стороны жизни все более и более наступают на права бизнесмена и гражданина, потому что существующая модель глобального развития осознается как несправедливая.
В таких условиях свобода развития и существования бизнеса сегодня – это абсолютный миф.
Бизнес вынужден подстраиваться под постоянно расширяющиеся контролирующие функции государства, под все новые и новые требования политиков, включая новые регуляторные требования, а также агрессивно настроенного по отношению к нему потребительского общества.
Государство самым активным образом вторгается во все сферы жизни налогоплательщика, регламентируя как его возможности заработать и потратить, так и свободно распоряжаться заработанным. Если человек пытается сохранить полученное, то вынужден платить огромные комиссии банкам, которые идут на содержание в том числе все того же комплаенса.
Несправедливость всей этой выстроенной конструкции становится все более очевидной всем. У активной части населения убиваются стимулы для дальнейшего заработка и предпринимательства. Вместо того, чтобы задуматься об упрощении процедур и снижении расходов на себя, государство все более и более увлекается тем, чтобы еще усилить давление и ужесточить регуляторные требования и процедуры комплаенса.
С одной стороны государство заставляет потребителя платить за все, а с другой, подталкивает этого же потребителя к постоянному потреблению, благодаря потребительским кредитам и льготной ипотеке. В такой ситуации задача потребителя – не снижать уровень своих затрат, а напротив – постоянно увеличивать их. Если он начнет слишком сильно задумываться и снижать уровень своего потребления, тогда вся система станет задыхаться от «недостатка топлива». Неслучайно, снижение потребительской активности остается одним из опасных макроэкономических индикаторов.
Таким образом, если в первой части мы пришли к выводу, что у потребителей падает доверие к деньгам и всей финансовой системе, то теперь мы видим, что сама система не жалует доверием ни потребителя, ни бизнес. Несмотря на невероятно быстрый технический прогресс, система становится все менее и менее эффективной, а свою неэффективность перекладывает на потребителя и бизнес. Для этого используются как фискальные, так и контрольные механизмы. Потребители и бизнес прекрасно понимают ущербность и несправедливость текущей модели. По сути, общественный договор, основанный на паритетности и эффективности системы, давно не соблюдается.
https://bitkogan.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу