Золото: цены, объёмы, себестоимость добычи и рентабельность крупных добывающих компаний за Q3’23 » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Золото: цены, объёмы, себестоимость добычи и рентабельность крупных добывающих компаний за Q3’23

20 ноября 2023 Precious metals | Золото Нечаев Андрей
Adam Hamilton, руководитель компании по исследованию финансовых рынков Zeal LLC, опубликовал очередной обзор результатов деятельности крупнейших золотодобывающих компаний из портфеля крупнейшего фонда #ETF акций майнеров VanEck Vectors Gold Miners (GDX) по отчётам в SEC и у прочих регуляторов за 3-й квартал 2023 года: «Gold Miners' Q3’23 Fundamentals». Предыдущие его обзоры смотрите по тегам GDX и GDXJ. Полный обзор читайте по ссылке, я же приведу лишь тезисно финансовые результаты 25 основных компаний-компонентов GDX. В основном это крупнейшие компании, крупные компании и крупные компании среднего уровня: они доминируют в этом ETF с долей 87,2% от его общего веса.

Крупнейшие золотодобытчики только что сообщили о фантастических результатах за третий квартал. Мощное сочетание более высоких цен на #золото и более низких затрат на добычу полезных ископаемых способствовало стремительному росту прибыли, что стало одним из самых больших темпов роста прибыли золотодобывающих компаний за всю историю! Эти наиболее крупные горнодобывающие компании, как правило, смогли преодолеть истощение запасов, оставив свой совокупный объём добычи стабильным.

GDX VanEck Gold Miners ETF остаётся доминирующим ориентиром в этом секторе. Созданный ещё в мае 2006 года, GDX превратил своё преимущество первопроходца в непреодолимое преимущество. Его чистые активы в размере $ 11,9 млрд на середину прошлой недели превзошли следующий по величине ETF крупнейших золотодобывающих компаний более чем в 31 раз! GDX, бесспорно, является предпочтительным торговым инструментом в этом секторе, поскольку крупнейшие в мире золотодобытчики контролируют большую часть его веса.

Уровни золотых запасов определяются годовыми объёмами добычи горнодобывающих компаний в унциях золота. Небольшие компании-юниоры имеют небольшой объём производства ниже 300 тыс. унций золота, средние - средний уровень - от 300 тыс. до 1000 тыс. унций, крупные - более 1000 тыс. унций, а крупнейшие супер-майнеры работают в огромных масштабах, превышающих 2000 тыс. унций. В пересчёте на квартал эти пороговые значения составляют соответственно менее 75 тыс., от 75 тыс. до 250 тыс., 250 тыс.+ и 500 тыс.+. На последние две крупнейшие категории приходится более 53% акций в GDX.

В приведённой ниже таблице суммированы операционные и финансовые показатели 25 крупнейших компаний GDX за третий квартал 2023 года. Не все акции этих золотодобывающих компаний котируются в США, и им в таблице предшествуют изменения их рейтингов в GDX за последний год. Перетасовка веса компаний в ETF отражает изменение их рыночной капитализации, которое выявляет как лидирующие, так и отстающие компании относительно третьего квартала 2022 года. За этими цифрами следуют их текущие тикеры в GDX.

Далее следуют объёмы производства золота этими золотодобывающими компаниями в третьем квартале 2023 года в унциях, а также их изменение в годовом исчислении по сравнению с сопоставимым третьим кварталом 2022 года. Производство является источником жизненной силы этой отрасли, и инвесторы обычно ценят рост производства превыше всего остального.

Далее идут затраты на добычу этого золота в пересчёте на унцию, как денежные затраты (Total cash costs, TCC), так и общие затраты на содержание (All-in sustaining costs, AISC). Последние помогают выявить прибыльность майнеров. Затем следует набор точных бухгалтерских данных, сообщаемых регулирующим органам по ценным бумагам. Ежегодные изменения не учитываются, если они могут ввести в заблуждение, например, при сравнении отрицательных чисел или изменении данных с положительных на отрицательные или наоборот.

Золото: цены, объёмы, себестоимость добычи и рентабельность крупных добывающих компаний за Q3’23


Первый столбец – изменение рейтинга относительно третьего квартала 2022 года.
Второй столбец – тикер компании (если не торгуется в США, то это тикер листинга на первичной иностранной бирже).
Третий столбец – доля акций компании в портфеле GDX.
Четвёртый столбец - объёмы добычи золота в третьем квартале 2023 года (тыс. унций).
Cash C. – операционные затраты на добычу 1 тройской унции золота (Total cash costs, TCC).
AISC – общие затраты на добычу 1 тройской унции золота (All-in sustaining costs).
Sales - доход от реализации (Revenue).
Earn. - прибыль по GAAP.
OCFs - денежный поток от операций (Operating Cash Flow).
Cash - денежные средства на балансе.
YoY – изменения год/году, т.е. относительно третьего квартала 2022 года.
Пустые поля означают, что компания не представила эти данные за Q3'23 на данный момент.

Удельные затраты на добычу золота обычно обратно пропорциональны уровням производства золота. Это связано с тем, что общие эксплуатационные затраты золотых рудников в основном фиксируются на этапе предстроительного планирования, когда определяются проектные мощности заводов по переработке золотосодержащих руд. Их паспортные мощности не меняются от квартала к кварталу, поэтому для продолжения работы требуются одинаковые уровни инфраструктуры, оборудования и сотрудников.

Таким образом, единственной реальной переменной, влияющей на квартальное производство золота, является качество руды, подаваемой на эти заводы. Оно сильно различается даже в пределах отдельных месторождений золота. Более богатые руды дают больше унций, что позволяет распределить большие постоянные затраты на всю добычу полезных ископаемых, снижая удельные затраты и повышая прибыльность. Но хотя постоянные затраты составляют львиную долю затрат при добыче золота, существуют также значительные переменные затраты. Именно по ним действительно ударила бушующая в последние годы инфляция.

Затраты на энергию являются самой большой затратной категорией, как на электричество для питания заводов по переработке руды, включая мельницы, так и на дизельное топливо, необходимое для работы парка экскаваторов и самосвалов, доставляющих сырую руду на эти предприятия. Другие менее затратные расходные материалы варьируются от взрывчатых веществ до химических реагентов, необходимых для переработки различных руд с целью извлечения из них золота. Таким образом, более высокие переменные издержки продолжают оказывать сильное влияние на золотодобытчиков мира.

Денежные (или операционные) затраты (TCC) являются классической мерой затрат на добычу золота, включая все денежные затраты, необходимые для добычи каждой унции золота. Но они вводят в заблуждение как истинная мера затрат, поскольку не включают в себя большой капитал, необходимый для разведки месторождений золота и строительства рудников. Таким образом, денежные затраты лучше всего рассматривать как проверочный уровень текущей выживаемости крупнейших золотодобытчиков. Они показывают минимальные цены на золото, необходимые для поддержания работы рудников.

Совокупные затраты на поддержание (AISC) намного превышают денежные затраты и были введены Всемирным советом по золоту (WGC) в июне 2013 года. Они добавляют к денежным затратам всё остальное, что необходимо для поддержания и пополнения операций по добыче золота при текущих темпах добычи. AISC дают гораздо лучшее понимание того, сколько на самом деле стоит содержание и поддержание золотых приисков в рабочем состоянии, и раскрывают истинную операционную прибыльность крупнейших золотодобытчиков. Я писал об этом в статье «WGC принял новые методики расчёта расходов золотодобывающих компаний»:

Денежные затраты C1 (C1 cash cost) в горнодобывающей промышленности включают в себя операционные денежные затраты на уровне участка производства (например, шахты). Совокупные денежные затраты на производство золота (Total cash cost) также включают в себя только операционные денежные затраты уже на уровне компании.

• включают в себя транспортные расходы, расходы на добычу и переработку, административные расходы и расходы на оплату труда
• исключаются неденежные расходы, такие как износ и амортизация оборудования
• не включаются расходы на уровнях выше (например, расходы головного офиса, на разведку, проектирование и запуск новых проектов и т.п.).

Себестоимость побочных продуктов вычитается из итоговой себестоимости металла. Если, например, медный рудник добывает золото в качестве побочного продукта, тогда себестоимость произведённого золота будет вычтена из себестоимости меди. Это обычный порядок учёта побочных продуктов в большинстве отраслей.


В то время как золото было в значительной степени не в фаворе, в основном дрейфуя в сторону снижения в третьем квартале 2023 года, его дневное закрытие по-прежнему составляло в среднем $ 1926 за унцию. Эта цифра не только выросла на 11,6% в годовом исчислении по сравнению с депрессивным уровнем, вызванным чудовищным ралли доллара на фоне эпического повышения ставок ФРС, но и стала второй по величине за всю историю после $ 1978 во втором квартале 2023 года. Вычитание среднего значения AISC из среднеквартальных цен на золото дает отличный показатель того, как обстоят дела в секторе золотодобытчиков.

Это принесло отличную прибыль в третьем квартале — $ 622 на унцию! Это был самый высокий показатель за шесть кварталов с первого квартала 2022 года, до наступления бушующей инфляции и резкого повышения ставок ФРС для борьбы с ней. И эти $ 622 взлетели на феноменальные 93,8% по сравнению с прошлым годом. Это был самый большой рост как минимум за 30 кварталов. Прибыль подразделений крупнейших золотодобывающих компаний почти удвоилась. Неудивительно, что на фоне роста цен на золото и падения затрат на добычу полезных ископаемых финансовые результаты 25 крупнейших компаний GDX также выглядели замечательно в прошлом квартале.

Несмотря на неизменный объём производства золота, включая запоздалую отчетность GFI и более высокие цены на золото, выручка крупнейших компаний выросла лишь на 1,5% в годовом сопоставлении до $ 23,9 млрд. Однако чистая бухгалтерская прибыль этих элитных золотодобывающих компаний выросла на 41,0% в годовом сопоставлении и достигла $ 2,395 млрд в прошлом квартале. Естественно, что раз доходы и прибыль были высокими, операционные денежные потоки тоже были высокими. В прошлом квартале OCF этих крупнейших золотодобывающих компаний выросли на 27,1% в годовом исчислении до $ 6,754 млрд. Это был лучший результат с четвёртого квартала 2021 года, и он находится на верхней границе диапазона результатов за 30 кварталов топ-25 GDX.

Хотя результаты крупнейших компаний в третьем квартале были фантастическими, результаты мелких золотодобывающих компаний должны оказаться значительно лучше. Гораздо меньшие производственные базы компаний среднего и младшего звена облегчают им последовательное наращивание объёмов производства. А их гораздо меньшая рыночная капитализация позволяет продавать их акции гораздо быстрее. Сейчас Adam Hamilton готовит ежеквартальный обзор результатов деятельности в Q3’23 топ-25 средних золотодобывающих компаний и юниоров из портфеля крупнейшего фонда "средних" компаний ETF VanEck Vectors Junior Gold Miners (GDXJ).

В последнем отчёте WGC о тенденциях спроса на золото «Gold Demand Trends Q3 2023» прогнозируется рост производства золота на 2,3% в годовом сопоставлении до 31,222 млн унций. Интересно, что на долю 25 крупнейших компаний GDX пришлось всего 28% от объёма этого роста. Таким образом, несмотря на доминирование рыночной капитализации своих золотых акций, эти крупные золотодобытчики на самом деле представляют удивительно небольшую часть этой отрасли. Побочные и мелкие горнодобывающие предприятия производят более 7/10 всего добытого золота.

https://ru-precious-met.livejournal.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter