14 января 2024 Тинькофф Банк Жулькин Игорь
Расходы превысили доходы на 3,2 трлн рублей
Предварительную оценку исполнения федерального бюджета 10 января дал российский Минфин. Из отчета следует, что в декабре расходы удвоились в сравнении с ноябрем.
Последний месяц года традиционно стал самым щедрым на бюджетные траты. В декабре расходы превысили 5,5 трлн рублей — примерно столько же потратили за два предыдущих месяца, вместе взятых. Декабрьские доходы при этом составили только 3,2 трлн рублей.
Это предопределило почти четырехкратный рост накопленного с начала года дефицита — с 0,88 трлн рублей в конце ноября он подскочил до 3,24 трлн по итогам года, что на 316 млрд превысило изначально запланированный объем. Большую часть разрыва между доходами и расходами покрыли за счет золотовалютных резервов.
Разберемся, как в стране тратили бюджетные деньги и стоит ли переживать по поводу высокого дефицита.
Какими были доходы и расходы бюджета в 2023 году
Дефицит означает превышение расходов над доходами. В 2023 году в федеральный бюджет поступило 29,1 трлн рублей, а потратили из него 32,4 трлн.
Доходы выросли за счет роста экономики и инфляции. Рост доходов бюджета РФ по итогам 2023 года составил почти 5% к предыдущему году. Главным драйвером стал подскочивший на 22% НДС — этот налог косвенно платят все россияне, покупая товары и услуги, в цену которых он закладывается. Чем выше цены, тем больше налоги. Так что рост поступлений от НДС как минимум на треть объясняется инфляцией — по итогам года она составила около 7,5%.
Немаловажное значение имел и реальный восстановительный рост экономики. После падения на 2,1% в 2022 году российский ВВП вырос более чем на 3% в 2023. Здесь флагманами стали отрасли, смежные с оборонной промышленностью, в том числе металлургия. А в потребительском секторе темп задавали низкие ставки первой половины года, которые привели к рекордным объемам кредитования и росту спроса.
Также увеличить доходы бюджета помогли разовые сборы, которые правительство вводило в качестве экстренных антикризисных мер: налог на сверхприбыль крупных предприятий и курсовая пошлина для экспортеров.
Источники пополнения бюджета РФ в 2023 году, трлн рублей
Нефтегазовые доходы, напротив, оказались скромнее прошлогодних на 24%. Сильнее всего просели налоги и пошлины от добычи и продажи газа, которые в 2023 году принесли бюджету лишь 1,8 трлн рублей — вдвое меньше, чем годом ранее. Сказалось снижение цен и сокращение объемов экспорта.
Российская нефть в среднем по году тоже стоила дешевле — 63 $ за баррель против 76 $ в 2022. Из-за санкций экспортеры вынуждены продавать сырье со значительным дисконтом, что сказывается на прибылях компаний и доходах бюджета. Да и мировые котировки на фоне торможения глобальной экономики тоже снизились. В итоге доходы бюджета от нефти упали на 12% с рекордно высоких значений 2022 года.
Из-за высокой волатильности нефтегазового рынка наполнение бюджета в течение 2023 года оказалось очень неровным. В четвертом квартале денег в казну пришло почти вдвое больше, чем в первом.
Расходы выросли, но на что пошли — секрет. В сравнении с 2022 годом траты бюджета увеличились на 4% — с 31,12 до 32,36 трлн рублей. Годовой рост оказался небольшим, но если сравнивать с доконфликтным 2021 годом, то расходы стали выше уже почти на треть.
На что именно пошли деньги, доподлинно неизвестно. Минфин засекретил эти данные, сославшись на санкционные риски. Исходя из проекта бюджета, крупнейшим направлением трат должны были стать расходы на оборону и силовиков. В совокупности на них предполагалось потратить около 9,5 трлн рублей. Но, поскольку фактический бюджет оказался почти на 12% выше планового, эти расходы, вероятнее всего, оказались еще крупнее. Для сравнения: совокупные траты на здравоохранение и образование составили всего около 3 трлн рублей.
В среднем в январе — ноябре правительство расходовало по 2,4 трлн в месяц, а в декабре — 5,5 трлн. Это классическая для России картина: госструктуры, до которых Минфин доводит деньги, стараются успеть потратить их до завершения финансового года.
Кроме того, правительство могло целенаправленно нарастить расходы, чтобы подогнать дефицит бюджета под удобные ему параметры. Ниже объясню, что это значит.
Почему вырос дефицит и насколько он велик
Итоговый годовой дефицит в объеме 3,24 трлн рублей оказался на 0,32 трлн больше, чем было предусмотрено в законе о бюджете на 2023 год. Нарушение этого закона не карается ни уголовным сроком, ни административным штрафом. Более того, Минфин почти никогда не попадает в плановые параметры дефицита в точности. В первую очередь это связано с тем, что в России сырьевая экономика, а потому доходы бюджета плохо предсказуемы из-за волатильности мировых цен на ресурсы.
С расходами тоже все нестабильно: они часто пересматриваются в течение года, исходя из потребностей государства и возникающих форс-мажоров. Яркий пример — пандемия, потребовавшая в 2020 году несколько триллионов дополнительных трат на поддержку людей и экономики. Очевидно, что в нынешних условиях огромная доля расходов идет на оборонные нужды, которые тоже в течение года могут динамично меняться.
И хоть дефицит 2023 года стал крупным, его нельзя назвать рекордным для России. В 2022 году расходы превысили доходы на сопоставимые 3,29 трлн рублей, а в пандемийном 2020 — на максимальные для страны 4,1 трлн.
При этом справедливее оценивать дефицит не в номинальном выражении, а в процентах от ВВП. Это дает представление, насколько велик его размер в сравнении с размерами экономики, и позволяет более корректно оценить угрозы для экономической стабильности страны.
Так, в 2023 году дефицит составил 1,9% от ВВП России. Это меньше, чем 2,1%, которые были в 2022. А если взглянуть на исторические данные, то можно найти гораздо более вопиющие случаи. Например, в 2010 году дефицит составлял почти 4% ВВП, то есть был вдвое больше, чем сейчас, в 2009 — втрое — 6%, а в 1994 — в 6 раз больше — 11% ВВП. При этом в рублях его значения были тогда меньше, потому что меньше была и экономика.
Примечательно, что в октябре 2023 года президент заявлял об ожидаемом по итогам года дефиците в районе 1% ВВП. Схожую оценку давал в ноябре и министр финансов. А результат на деле оказался вдвое хуже.
Вполне вероятно, что Минфин в последний момент решил подравнять дефицит под утвержденные в законе параметры в 2%, чтобы уже в 2024 году было проще уложиться в рамки нового бюджета. Например, он мог авансом перечислить дотации Социальному фонду России, как сделал это годом ранее, отправив 1,5 трлн рублей в декабре 2022 года в счет трансфертов будущего года.
А еще в декабре подкачали нефтегазовые доходы, и это тоже сказалось на итоговом уровне дефицита.
Чем опасен хронически дефицитный бюджет
Большую часть образовавшегося дефицита правительство покрыло резервами из Фонда национального благосостояния (ФНБ). В декабре оттуда изъяли 2,9 трлн рублей. Еще около триллиона в течение года инвестировали в различные проекты. А пополнили фонд всего на триллион — за счет покупки валюты в периоды высоких цен на нефть и слабого рубля. То есть за год ликвидные активы ФНБ похудели почти на 3 трлн рублей без учета валютной переоценки.
Итоговый размер фонда на конец 2023 года еще не опубликован, но, по подсчетам экономистов, в его ликвидной части осталось менее 5 трлн рублей.
В 2024 году кубышку, судя по всему, продолжат опустошать. Минфин уже объявил, что из-за подешевевшей нефти начнет продажи валюты по бюджетному правилу уже с 15 января. Кроме того, в бюджетном кодексе предусмотрена возможность изъять для финансирования дефицита еще 1,3 трлн по итогам года. В том, что дефицит будет, сейчас мало кто сомневается.
Нетрудно подсчитать, что при таких темпах роста расходов и при сохранении высокого дефицита резервы правительства могут окончательно растаять за несколько лет. А если нефть долгое время будет дешевая и придется сжигать много валюты, то хватит и пары лет.
При этом потенциал роста ненефтегазовых доходов тоже может оказаться переоцененным. Сейчас экономику преимущественно драйвит так называемый бюджетный импульс — высокие расходы казны в виде больших госзаказов, в первую очередь для оборонно-промышленного комплекса.
Частично эти траты возвращаются в бюджет в виде налогов. Но чем больше денег тратит государство, тем жестче вынужден Центральный банк сковывать деловую активность высокими ставками, чтобы не допустить разгона инфляции. В сухом остатке будет околонулевой эффект: без роста кредита экономика расти не может. Как не могут и оборонные расходы стать ее «вечным двигателем» и повысить качество жизни россиян.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Предварительную оценку исполнения федерального бюджета 10 января дал российский Минфин. Из отчета следует, что в декабре расходы удвоились в сравнении с ноябрем.
Последний месяц года традиционно стал самым щедрым на бюджетные траты. В декабре расходы превысили 5,5 трлн рублей — примерно столько же потратили за два предыдущих месяца, вместе взятых. Декабрьские доходы при этом составили только 3,2 трлн рублей.
Это предопределило почти четырехкратный рост накопленного с начала года дефицита — с 0,88 трлн рублей в конце ноября он подскочил до 3,24 трлн по итогам года, что на 316 млрд превысило изначально запланированный объем. Большую часть разрыва между доходами и расходами покрыли за счет золотовалютных резервов.
Разберемся, как в стране тратили бюджетные деньги и стоит ли переживать по поводу высокого дефицита.
Какими были доходы и расходы бюджета в 2023 году
Дефицит означает превышение расходов над доходами. В 2023 году в федеральный бюджет поступило 29,1 трлн рублей, а потратили из него 32,4 трлн.
Доходы выросли за счет роста экономики и инфляции. Рост доходов бюджета РФ по итогам 2023 года составил почти 5% к предыдущему году. Главным драйвером стал подскочивший на 22% НДС — этот налог косвенно платят все россияне, покупая товары и услуги, в цену которых он закладывается. Чем выше цены, тем больше налоги. Так что рост поступлений от НДС как минимум на треть объясняется инфляцией — по итогам года она составила около 7,5%.
Немаловажное значение имел и реальный восстановительный рост экономики. После падения на 2,1% в 2022 году российский ВВП вырос более чем на 3% в 2023. Здесь флагманами стали отрасли, смежные с оборонной промышленностью, в том числе металлургия. А в потребительском секторе темп задавали низкие ставки первой половины года, которые привели к рекордным объемам кредитования и росту спроса.
Также увеличить доходы бюджета помогли разовые сборы, которые правительство вводило в качестве экстренных антикризисных мер: налог на сверхприбыль крупных предприятий и курсовая пошлина для экспортеров.
Источники пополнения бюджета РФ в 2023 году, трлн рублей
Нефтегазовые доходы, напротив, оказались скромнее прошлогодних на 24%. Сильнее всего просели налоги и пошлины от добычи и продажи газа, которые в 2023 году принесли бюджету лишь 1,8 трлн рублей — вдвое меньше, чем годом ранее. Сказалось снижение цен и сокращение объемов экспорта.
Российская нефть в среднем по году тоже стоила дешевле — 63 $ за баррель против 76 $ в 2022. Из-за санкций экспортеры вынуждены продавать сырье со значительным дисконтом, что сказывается на прибылях компаний и доходах бюджета. Да и мировые котировки на фоне торможения глобальной экономики тоже снизились. В итоге доходы бюджета от нефти упали на 12% с рекордно высоких значений 2022 года.
Из-за высокой волатильности нефтегазового рынка наполнение бюджета в течение 2023 года оказалось очень неровным. В четвертом квартале денег в казну пришло почти вдвое больше, чем в первом.
Расходы выросли, но на что пошли — секрет. В сравнении с 2022 годом траты бюджета увеличились на 4% — с 31,12 до 32,36 трлн рублей. Годовой рост оказался небольшим, но если сравнивать с доконфликтным 2021 годом, то расходы стали выше уже почти на треть.
На что именно пошли деньги, доподлинно неизвестно. Минфин засекретил эти данные, сославшись на санкционные риски. Исходя из проекта бюджета, крупнейшим направлением трат должны были стать расходы на оборону и силовиков. В совокупности на них предполагалось потратить около 9,5 трлн рублей. Но, поскольку фактический бюджет оказался почти на 12% выше планового, эти расходы, вероятнее всего, оказались еще крупнее. Для сравнения: совокупные траты на здравоохранение и образование составили всего около 3 трлн рублей.
В среднем в январе — ноябре правительство расходовало по 2,4 трлн в месяц, а в декабре — 5,5 трлн. Это классическая для России картина: госструктуры, до которых Минфин доводит деньги, стараются успеть потратить их до завершения финансового года.
Кроме того, правительство могло целенаправленно нарастить расходы, чтобы подогнать дефицит бюджета под удобные ему параметры. Ниже объясню, что это значит.
Почему вырос дефицит и насколько он велик
Итоговый годовой дефицит в объеме 3,24 трлн рублей оказался на 0,32 трлн больше, чем было предусмотрено в законе о бюджете на 2023 год. Нарушение этого закона не карается ни уголовным сроком, ни административным штрафом. Более того, Минфин почти никогда не попадает в плановые параметры дефицита в точности. В первую очередь это связано с тем, что в России сырьевая экономика, а потому доходы бюджета плохо предсказуемы из-за волатильности мировых цен на ресурсы.
С расходами тоже все нестабильно: они часто пересматриваются в течение года, исходя из потребностей государства и возникающих форс-мажоров. Яркий пример — пандемия, потребовавшая в 2020 году несколько триллионов дополнительных трат на поддержку людей и экономики. Очевидно, что в нынешних условиях огромная доля расходов идет на оборонные нужды, которые тоже в течение года могут динамично меняться.
И хоть дефицит 2023 года стал крупным, его нельзя назвать рекордным для России. В 2022 году расходы превысили доходы на сопоставимые 3,29 трлн рублей, а в пандемийном 2020 — на максимальные для страны 4,1 трлн.
При этом справедливее оценивать дефицит не в номинальном выражении, а в процентах от ВВП. Это дает представление, насколько велик его размер в сравнении с размерами экономики, и позволяет более корректно оценить угрозы для экономической стабильности страны.
Так, в 2023 году дефицит составил 1,9% от ВВП России. Это меньше, чем 2,1%, которые были в 2022. А если взглянуть на исторические данные, то можно найти гораздо более вопиющие случаи. Например, в 2010 году дефицит составлял почти 4% ВВП, то есть был вдвое больше, чем сейчас, в 2009 — втрое — 6%, а в 1994 — в 6 раз больше — 11% ВВП. При этом в рублях его значения были тогда меньше, потому что меньше была и экономика.
Примечательно, что в октябре 2023 года президент заявлял об ожидаемом по итогам года дефиците в районе 1% ВВП. Схожую оценку давал в ноябре и министр финансов. А результат на деле оказался вдвое хуже.
Вполне вероятно, что Минфин в последний момент решил подравнять дефицит под утвержденные в законе параметры в 2%, чтобы уже в 2024 году было проще уложиться в рамки нового бюджета. Например, он мог авансом перечислить дотации Социальному фонду России, как сделал это годом ранее, отправив 1,5 трлн рублей в декабре 2022 года в счет трансфертов будущего года.
А еще в декабре подкачали нефтегазовые доходы, и это тоже сказалось на итоговом уровне дефицита.
Чем опасен хронически дефицитный бюджет
Большую часть образовавшегося дефицита правительство покрыло резервами из Фонда национального благосостояния (ФНБ). В декабре оттуда изъяли 2,9 трлн рублей. Еще около триллиона в течение года инвестировали в различные проекты. А пополнили фонд всего на триллион — за счет покупки валюты в периоды высоких цен на нефть и слабого рубля. То есть за год ликвидные активы ФНБ похудели почти на 3 трлн рублей без учета валютной переоценки.
Итоговый размер фонда на конец 2023 года еще не опубликован, но, по подсчетам экономистов, в его ликвидной части осталось менее 5 трлн рублей.
В 2024 году кубышку, судя по всему, продолжат опустошать. Минфин уже объявил, что из-за подешевевшей нефти начнет продажи валюты по бюджетному правилу уже с 15 января. Кроме того, в бюджетном кодексе предусмотрена возможность изъять для финансирования дефицита еще 1,3 трлн по итогам года. В том, что дефицит будет, сейчас мало кто сомневается.
Нетрудно подсчитать, что при таких темпах роста расходов и при сохранении высокого дефицита резервы правительства могут окончательно растаять за несколько лет. А если нефть долгое время будет дешевая и придется сжигать много валюты, то хватит и пары лет.
При этом потенциал роста ненефтегазовых доходов тоже может оказаться переоцененным. Сейчас экономику преимущественно драйвит так называемый бюджетный импульс — высокие расходы казны в виде больших госзаказов, в первую очередь для оборонно-промышленного комплекса.
Частично эти траты возвращаются в бюджет в виде налогов. Но чем больше денег тратит государство, тем жестче вынужден Центральный банк сковывать деловую активность высокими ставками, чтобы не допустить разгона инфляции. В сухом остатке будет околонулевой эффект: без роста кредита экономика расти не может. Как не могут и оборонные расходы стать ее «вечным двигателем» и повысить качество жизни россиян.
Владимир Климанов
директор Центра региональной политики РАНХиГС
«Эффект разбитого стекла негативно влияет на экономику»
«С одной стороны, это расходы, которые ведут к оживлению экономических отношений, к повышению доходов части населения, которое задействовано в этих секторах. Но, с другой, создаваемая продукция, как правило, не имеет конечного потребительского спроса. Это средства, которые не потребляются населением. Поэтому говорить, например, о том, что военные расходы могут вести к увеличению доходов населения, нужно с некоторой оговоркой.
В середине 19 века французский экономист Фредерик Бастиа придумал метафору, суть которой в следующем: если будет разбито окно, то это, конечно, даст работу стекольщику, но и отнимет доходы хлебопекаря, ткача и прочих, кому могли бы достаться деньги, потраченные на замену стекла. Поэтому в целом для экономического развития эффект разбитого стекла имеет скорее негативное влияние».
директор Центра региональной политики РАНХиГС
«Эффект разбитого стекла негативно влияет на экономику»
«С одной стороны, это расходы, которые ведут к оживлению экономических отношений, к повышению доходов части населения, которое задействовано в этих секторах. Но, с другой, создаваемая продукция, как правило, не имеет конечного потребительского спроса. Это средства, которые не потребляются населением. Поэтому говорить, например, о том, что военные расходы могут вести к увеличению доходов населения, нужно с некоторой оговоркой.
В середине 19 века французский экономист Фредерик Бастиа придумал метафору, суть которой в следующем: если будет разбито окно, то это, конечно, даст работу стекольщику, но и отнимет доходы хлебопекаря, ткача и прочих, кому могли бы достаться деньги, потраченные на замену стекла. Поэтому в целом для экономического развития эффект разбитого стекла имеет скорее негативное влияние».
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу