Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Уран дорожает, но инвесторам следует остерегаться его радиоактивности » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Уран дорожает, но инвесторам следует остерегаться его радиоактивности

4 марта 2024 The Economist | Уран
У металла богатая история взлетов и падений

Знакомая история: металл, который совсем недавно интересовал только узкий круг лиц на сырьевых рынках, вдруг стал критически важным ресурсом для энергетического перехода. Ограниченные поставки и геополитические игры накладываются на прогнозы, обещающие устойчивый рост спроса. Инвесторы видят условия для дефицита, цены растут. Единственное, что отличает уран от предыдущих «зеленозначимых» металлов, это то, что он нужен не для электромобилей или солнечных панелей, а для давно не новой технологии ядерных реакторов.

Кажется, что стратегия массовой закупки оксида урана — который после обработки и обогащения превращается в основное топливо для ядерных бомб и реакторов — больше подходит для суперзлодеев, чем для инвесторов. Но у спекулянтов теперь есть способы заработать на этом рынке, не приобретая непосредственно радиоактивный металл.

У фондового рынка появились новые любимцы. Например, Yellow Cake, которая покупает и хранит уран, за пять лет подорожала на 160%. Sprott Physical Uranium Trust, фонд, который делает то же самое, с момента запуска в 2021 году получил доходность 119%. Хедж-фонды тоже присоединились к тренду, накапливая металл и покупая опционы на уран у банков.

По данным консалтинговой компании uxc, на спотовом рынке уран подорожал более чем в три раза: с $30 за фунт (около $66 за кг) в январе 2021 года до более $100 за фунт (более $222 за кг) — это максимум за последние 16 лет. Первоначальный рост был вызван спекуляциями о том, что западные правительства введут санкции против российского «Росатома». Переворот в Нигере в июле вызвал еще один скачок цен. Затем в сентябре «Казатомпром», крупнейший в мире поставщик, предупредил, что нехватка серной кислоты приведет к сокращению производства.

В то же время западные страны пытаются наладить собственные цепочки поставок, поскольку в настоящее время «Росатом» контролирует более половины мировых мощностей по обогащению. В декабре США, Британия, Франция и Япония совместно выделили $4,2 млрд на строительство предприятий по отделению изотопов урана-235, единственного природного материала, способного к делению, от более распространенного урана-238.

Миру нужна надежная электроэнергия с низким содержанием углерода, а атомная энергетика — один из немногих доступных вариантов. Правительства объявили о планах по расширению мощностей: Швеция обязалась построить еще два реактора к 2035 году и эквивалент десяти к 2045 году; в прошлом году Япония перезапустила три остановленных ранее реактора; США недавно подключили свой первый новый реактор за восемь лет. Все это мелочи по сравнению с Китаем, который планирует построить еще 150 реакторов в ближайшее десятилетие. Неудивительно, что инвесторы вкладываются в этот ресурс.

Почему уран может подешеветь
Однако есть причины для настороженности, в частности, дефицит предложения может быть несколько преувеличен. Переворот в Нигере был драматичным, но эта страна является лишь седьмым по величине поставщиком урана, и неясно, будет сокращение производства постоянным. Более того, у многих правительств есть запасы, часто приобретенные в оборонных целях, которые могут быть использованы для гражданских нужд. Инвесторам остается только гадать, готовы ли политики к такому шагу. А у энергетических фирм есть собственные запасы, часто достаточные, чтобы продержаться несколько лет.

Теперь спрос. История ядерной энергетики — это история фальстартов: она никогда не оправдывала ожиданий в том, что касается дешевизны электроэнергии. Во время нефтяных шоков 1970-х годов цены на уран выросли более чем в шесть раз, достигнув пика в $44 в 1979 году, что эквивалентно $198 сегодня (прим. Profinance: стоимость за фунт). Из-за последующего падения цен на нефть к 1981 году цены на уран снизились в два раза. Позже, в 2000-х годах, на рынке возник пузырь. Цены подскочили с $10 в 2003 году до $136 в 2007 году, поскольку инвесторы прогнозировали возрождение атомной энергетики благодаря «пику нефти», дефициту предложения и сокращению российских запасов. Все пошло не так во время глобального финансового кризиса 2007-2009 годов; авария на АЭС Фукусима в Японии в 2011 году, казалось, стала последним гвоздем в гроб целой отрасли.

Для счастливого финала на этот раз атомная энергетика, наконец, должна оправдать себя. Спрос — от энергетических фирм, а не только от спекулянтов — должен вырасти, а это значит, что кому-то придется для начала вложить огромные суммы в атомную энергетику или сделать этот источник энергии дешевле. И то и другое вполне реально: цели достижения нулевого уровня выбросов могут означать, что правительства готовы потратить много денег; ряд стартапов работают над малыми модульными реакторами, которые снизили бы затраты на строительство в случае успеха. Китаю, который имеет самые амбициозные планы по наращиванию мощностей, до сих пор удавалось сдерживать издержки.

Но вернемся к примеру других металлов. Когда цены резко растут, почти всегда находятся дополнительные поставки, а покупатели находят более дешевые альтернативы. Именно это произошло с кобальтом, литием и никелем. Высокие цены — это решение проблемы высоких цен, гласит поговорка на товарных рынках. Почему уран должен чем-то отличаться от остальных?

http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу