25 апреля 2024 Тинькофф Банк | CarMoney
Первый публичный игрок в секторе микрофинансовых займов поделился операционными и финансовыми результатами за 2023 год, а также операционными данными за первый квартал 2024-го. Обсудим рынок, на котором работает компания, и что было примечательного в этом отчете.
Рынок микрозаймов
По данным Банка России, объем займов, выданных микрофинансовыми организациями (МФО), в РФ по итогам 2023 года превысил 1 трлн рублей — это на 30% больше, чем в 2022-м. Доля онлайн-займов в совокупном объеме выросла до 75% (с 66% в 2022-м). Для сравнения доля займов, оформленных онлайн на платформе Car Money достигла 92%.
За 2023 год кредитный портфель МФО вырос на 21% г/г (до 442 млрд рублей).
Данных за первый квартал 2024-го регулятор пока не предоставил.
Что с регулированием рынка?
В 2023 году на рынке последовательно начали действовать меры, направленные на снижение долговой нагрузки заемщиков:
макропруденциальные лимиты, ограничивающие объем выдаваемых займов гражданам с высокой долговой нагрузкой;
ограничения максимальной суммы переплаты по займу (130% от тела долга) и максимального размера ежедневной процентной ставки (0,8% в день).
Это сказалось на динамике объемов выдачи. Так, во втором квартале 2023-го (перед вступлением в силу ограничений процентной ставки) объемы выдачи выросли на 44% г/г, а в третьем и четвертом кварталах (после введения ограничений) темпы роста уже немного замедлились.
В нынешнем году с 1 октября вступят в силу требования, обязывающие МФО формировать повышенные резервы на возможные потери по займам с полной стоимостью кредита (ПСК) 250% или более процентов годовых. Мера должна будет стимулировать МФО и дальше снижать процентные ставки. При этом новое регулирование способствует сохранению качества портфеля.
Уровень просроченной задолженности на рынке в 2023 году оставался стабильным (около 34%) и был ниже значений 2022-го. На конец 2023-го доля задолженности, просроченной более чем на 90 дней, (NPL90+) в портфеле составила 33,5% — на 1,3 п. п. ниже, чем на конец 2022-го.
Доля займов с показателем долговой нагрузки (ПДН) выше 80% в совокупном объеме выданных займов снижалась в течение всего 2023-го и по итогам года составила 14%. Для сравнения: в первом квартале 2023-го показатель был на уровне 30%, а с второго по четвертый квартал 2022-го — на уровне 41%.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в конце 2023 года банки стали чаще предоставлять потребительские кредиты под залог автомобилей. Их доля в сумме всех одобренных потребительских кредитов увеличилась до 6,8% в декабре. Главной причиной стало ужесточение требований к необеспеченным ссудам со стороны Банка России. Эти нормы вынуждают кредитные организации формировать больше капитала при выдачи ссуд без залога заемщикам с высоким ПДН.
Кроме того, клиентов могут привлекать условия обеспеченных кредитов. Средняя ставка по потребкредитам с залогом находится на уровне 20,2%, а по кредитам наличными — 22,5%. Средний срок же по обеспеченным ссудам вдвое больше и достигает десяти лет. При этом средняя сумма выдачи тоже выше.
Большая часть МФО работает по беззалоговой модели, в то время как CarMoney — по залоговой. Поэтому эти ограничения несут существенные изменения для рынка в целом, но не для CarMoney.
По основным параметрам продукты CarMoney скорее похожи на банковские:
по ставкам и среднему чеку, который, по оценкам компании, больше среднего чека потребительского кредита;
по срокам займа, который доходит до нескольких лет.
Компания сотрудничает с банками, реализуя в том числе проекты по монетизации отказного трафика (клиентов, не прошедших жесткий скоринг в банках). Именно CarMoney получает этих клиентов, потому что она фактически предлагает ставки, сопоставимые банковским или чуть выше их.
Результаты компании
Операционные
Портфель займов компании увеличился более чем на 10% за год, что находится в рамках заявленных ожиданий. Доля беззалоговых продуктов в портфеле составила 7,5%. Постепенное наращивание доли займов с низким чеком заметно увеличивает общую клиентскую базу и возможность кросс-продаж. Целевая аудитория компании к 2026 году может превысить 1 млн клиентов.
Конвертация беззалоговых займов в автозаймы выросла почти вдвое — до 8,7% в 2023 году (с 4,8% в 2022-м). В первом квартале 2024-го позитивная динамика продолжилась (+11% г/г). При этом доля беззалоговых продуктов в общем портфеле составила 8%.
Объемы выдач в 2023 году выросли на 22,2% г/г и достигли максимума за последние четыре года. В первом квартале 2024-го рост объемов составил 17,4% г/г (максимум с 2020-го).
Ожидаемые кредитные потери (expected loss, EL) на конец 2023-го составили 12% (это сопоставимо с уровнем 2022-го, несмотря на рост выдач на 22,2% в 2023-м). По итогам первого квартала 2024-го значение EL осталось на той же отметке.
Средняя стоимость авто в залоге по итогам 2023 года составила 915 тысяч рублей (+7% г/г), а средний чек автозайма — 321 тысяч рублей (+16% г/г). А по итогам первого квартала 2024-го стоимость авто в залоге перевалила за 1 млн рублей при среднем чеке в 356 тыс. рублей.
Средневзвешенная процентная ставка по автозаймам за 2023 год составил 81,3%, почти не изменившись с 2022-го (+1,3 п. п.), несмотря на заметный рост ключевой ставки в 2023-м. По итогам первого квартала 2024-го она тоже осталась в привычном для себя диапазоне 80—84% годовых. Долгосрочная стратегия компании предусматривает снижение этой ставки (если Банк России пойдет на снижение ключевой ставки).
Портфельный PD, который показывает скорость образования просрочки 90+ по кредитам в портфеле (дефолт), снизился до 26,6% (-0,6 п. п. г/г) по итогам 2023 года.
Количество активных займов за 2023 год выросло на 80% г/г, почти до 41 тысячи. Существенный рост этого показателя ведет к увеличению процентного и комиссионного доходов и, соответственно, к росту выручки. Доля повторных клиентов составила 32%.
Финансовые
Выручка (включая прочие доходы) за 2023 год выросла на 18% г/г, до 3,2 млрд рублей. Ключевыми драйверами роста стали:
планомерное наращивание портфеля займов;
сохранение средней ставки выдач по автозаймам (на уровне 80% и выше);
увеличение доли беззалоговых займов в портфеле до 7,5% (с 1,9%).
Компания начала раскрывать показатель OIBDA со второго квартала 2023 года. Этот показатель равен процентным и прочим доходам за вычетом общехозяйственных, административных и прочих расходов, амортизации и расходов, связанных с обесценением прочих активов. За 2023 год показатель OIBDA вырос на 9% г/г, до 1,9 млрд рублей. Темпы роста выручки опережают темпы роста OIBDA в связи с увеличением расходов на маркетинг, телеком и IT-услуги (такие расходы в дальнейшем способствуют росту объемов продаж и клиентской базы).
Чистая прибыль по итогам 2023 года выросла почти на 42% г/г, а без учета единоразовых расходов на размещение на бирже (через механизм прямого листинга, DPO) — на 64% г/г. Да, разовые расходы по сделкам pre-IPO и DPO оказались существенное влияние на показатели прибыли и рентабельности компании за 2023 год. Однако после DPO темпы роста прибыли заметно ускорились. Отметим, что залоговая бизнес-модель компании уже не раз доказывала свою устойчивость даже в кризисные периоды. Так, в 2020-м, 2021-м и 2022 годах чистая прибыль выросла на 34% г/г, на 28% г/г и на 56% г/г соответственно.
Рентабельность активов (ROA) по итогам 2023 года достигла 9,4% (или 10,9%, если не учитывать разовые расходы на сделки pre-IPO и DPO). По сравнению с 2022 годом ROA увеличился на 1,7 п. п., а скорректированный показатель — на 3.1 п. п.
Рентабельность капитала (ROE) по итогам 2023 года достигла 18,7% (или 21,6%, если не учитывать существенное разовое увеличение капитала в результате привлечения средств на DPO). Снижение ROE на 1,1 п. п. к уровню 2022-го обусловлено существенным разовым увеличением капитала в результате привлечения средств на DPO. При этом скорректированный ROE показал рост на 1,8 п. п. к уровню 2022-го.
Векторы стратегического развития на 2024–2026 годы
Рыночная капитализация на уровне 20 млрд рублей;
годовая чистая прибыль в размере 2 млрд рублей;
клиентская база из более 1 млн клиентов.
Компания намерена развивать свой ключевой продукт (автозаймы) с целью удвоить количество клиентов к 2026 году (с 60 тыс. в 2023-м). Число клиентов, которые используют дополнительный продукт беззалоговых займов, компания намерена нарастить в десять раз к 2026-м (с 30 тыс. в 2023-м).
Еще одно направление для развития — монетизация отказного трафика (клиентов, которые не прошли скоринг банков). В долгосрочной перспективе компания планирует также предоставлять другим игрокам рынка комплексное IT-решение для аутсорсинга процесса выдачи автозаймов на баланс банков и МФО, а также создавать совместные проекты с банками. Поэтому в структуре группы может появиться IT-компания.
Сравнение с другими игроками в финансовом секторе
В последнее время публичными стали сразу несколько финансовых компаний. Однако публичных игроков, сопоставимых с бизнес-моделью CarMoney, на рынке пока нет. Наиболее сопоставимой является компания Займер, однако в отличии от CarMoney Займер работает в сегменте беззалогового кредитования и является классической микрофинансовой организацией. В 2024 году также прошло размещение еще одного финансового игрока — Европлана. Компания занимается автолизингом.
Ну и что?
CarMoney заняла собственную нишу, которая находится между традиционными МФО и банками. Других игроков в этой нише пока нет.
Текущее ужесточение регулирования затрагивает сегмент необеспеченных займов. При этом оно пока не касается сегмента обеспеченных займов, в котором и работает компания.
Компания также видит большой потенциал роста благодаря отказному трафику клиентов, которые не прошли скоринг банков. Компания намерена монетизировать этот трафик.
CarMoney активно наращивает кредитный портфель: по итогам 2023 года рост объемов выдач достиг рекордных за последние четыре года значений.
Компания ставит перед собой амбициозные цели по наращиванию чистой прибыли до 2 млрд рублей к 2026 году.
Согласно дивидендной политике, компания может направлять на выплаты 25—50% чистой прибыли за год. Пока никаких заявлений касательно будущих выплат от компании не поступало. Скорее всего, в ближайшее время компания будет концентрироваться на амбициозных темпах роста и достижении поставленных стратегических целей, поэтому распределение чистой прибыли среди акционеров может быть отложено.
Сейчас бумаги компании торгуются с форвардным мультипликатором P/E, который учитывает прогноз прибыли за 2024 год, на уровне около 7,0x. Это выше значений классических банков, но сопоставимо с уровнями других новых растущих игроков в секторе.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Рынок микрозаймов
По данным Банка России, объем займов, выданных микрофинансовыми организациями (МФО), в РФ по итогам 2023 года превысил 1 трлн рублей — это на 30% больше, чем в 2022-м. Доля онлайн-займов в совокупном объеме выросла до 75% (с 66% в 2022-м). Для сравнения доля займов, оформленных онлайн на платформе Car Money достигла 92%.
За 2023 год кредитный портфель МФО вырос на 21% г/г (до 442 млрд рублей).
Данных за первый квартал 2024-го регулятор пока не предоставил.
Что с регулированием рынка?
В 2023 году на рынке последовательно начали действовать меры, направленные на снижение долговой нагрузки заемщиков:
макропруденциальные лимиты, ограничивающие объем выдаваемых займов гражданам с высокой долговой нагрузкой;
ограничения максимальной суммы переплаты по займу (130% от тела долга) и максимального размера ежедневной процентной ставки (0,8% в день).
Это сказалось на динамике объемов выдачи. Так, во втором квартале 2023-го (перед вступлением в силу ограничений процентной ставки) объемы выдачи выросли на 44% г/г, а в третьем и четвертом кварталах (после введения ограничений) темпы роста уже немного замедлились.
В нынешнем году с 1 октября вступят в силу требования, обязывающие МФО формировать повышенные резервы на возможные потери по займам с полной стоимостью кредита (ПСК) 250% или более процентов годовых. Мера должна будет стимулировать МФО и дальше снижать процентные ставки. При этом новое регулирование способствует сохранению качества портфеля.
Уровень просроченной задолженности на рынке в 2023 году оставался стабильным (около 34%) и был ниже значений 2022-го. На конец 2023-го доля задолженности, просроченной более чем на 90 дней, (NPL90+) в портфеле составила 33,5% — на 1,3 п. п. ниже, чем на конец 2022-го.
Доля займов с показателем долговой нагрузки (ПДН) выше 80% в совокупном объеме выданных займов снижалась в течение всего 2023-го и по итогам года составила 14%. Для сравнения: в первом квартале 2023-го показатель был на уровне 30%, а с второго по четвертый квартал 2022-го — на уровне 41%.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в конце 2023 года банки стали чаще предоставлять потребительские кредиты под залог автомобилей. Их доля в сумме всех одобренных потребительских кредитов увеличилась до 6,8% в декабре. Главной причиной стало ужесточение требований к необеспеченным ссудам со стороны Банка России. Эти нормы вынуждают кредитные организации формировать больше капитала при выдачи ссуд без залога заемщикам с высоким ПДН.
Кроме того, клиентов могут привлекать условия обеспеченных кредитов. Средняя ставка по потребкредитам с залогом находится на уровне 20,2%, а по кредитам наличными — 22,5%. Средний срок же по обеспеченным ссудам вдвое больше и достигает десяти лет. При этом средняя сумма выдачи тоже выше.
Большая часть МФО работает по беззалоговой модели, в то время как CarMoney — по залоговой. Поэтому эти ограничения несут существенные изменения для рынка в целом, но не для CarMoney.
По основным параметрам продукты CarMoney скорее похожи на банковские:
по ставкам и среднему чеку, который, по оценкам компании, больше среднего чека потребительского кредита;
по срокам займа, который доходит до нескольких лет.
Компания сотрудничает с банками, реализуя в том числе проекты по монетизации отказного трафика (клиентов, не прошедших жесткий скоринг в банках). Именно CarMoney получает этих клиентов, потому что она фактически предлагает ставки, сопоставимые банковским или чуть выше их.
Результаты компании
Операционные
Портфель займов компании увеличился более чем на 10% за год, что находится в рамках заявленных ожиданий. Доля беззалоговых продуктов в портфеле составила 7,5%. Постепенное наращивание доли займов с низким чеком заметно увеличивает общую клиентскую базу и возможность кросс-продаж. Целевая аудитория компании к 2026 году может превысить 1 млн клиентов.
Конвертация беззалоговых займов в автозаймы выросла почти вдвое — до 8,7% в 2023 году (с 4,8% в 2022-м). В первом квартале 2024-го позитивная динамика продолжилась (+11% г/г). При этом доля беззалоговых продуктов в общем портфеле составила 8%.
Объемы выдач в 2023 году выросли на 22,2% г/г и достигли максимума за последние четыре года. В первом квартале 2024-го рост объемов составил 17,4% г/г (максимум с 2020-го).
Ожидаемые кредитные потери (expected loss, EL) на конец 2023-го составили 12% (это сопоставимо с уровнем 2022-го, несмотря на рост выдач на 22,2% в 2023-м). По итогам первого квартала 2024-го значение EL осталось на той же отметке.
Средняя стоимость авто в залоге по итогам 2023 года составила 915 тысяч рублей (+7% г/г), а средний чек автозайма — 321 тысяч рублей (+16% г/г). А по итогам первого квартала 2024-го стоимость авто в залоге перевалила за 1 млн рублей при среднем чеке в 356 тыс. рублей.
Средневзвешенная процентная ставка по автозаймам за 2023 год составил 81,3%, почти не изменившись с 2022-го (+1,3 п. п.), несмотря на заметный рост ключевой ставки в 2023-м. По итогам первого квартала 2024-го она тоже осталась в привычном для себя диапазоне 80—84% годовых. Долгосрочная стратегия компании предусматривает снижение этой ставки (если Банк России пойдет на снижение ключевой ставки).
Портфельный PD, который показывает скорость образования просрочки 90+ по кредитам в портфеле (дефолт), снизился до 26,6% (-0,6 п. п. г/г) по итогам 2023 года.
Количество активных займов за 2023 год выросло на 80% г/г, почти до 41 тысячи. Существенный рост этого показателя ведет к увеличению процентного и комиссионного доходов и, соответственно, к росту выручки. Доля повторных клиентов составила 32%.
Финансовые
Выручка (включая прочие доходы) за 2023 год выросла на 18% г/г, до 3,2 млрд рублей. Ключевыми драйверами роста стали:
планомерное наращивание портфеля займов;
сохранение средней ставки выдач по автозаймам (на уровне 80% и выше);
увеличение доли беззалоговых займов в портфеле до 7,5% (с 1,9%).
Компания начала раскрывать показатель OIBDA со второго квартала 2023 года. Этот показатель равен процентным и прочим доходам за вычетом общехозяйственных, административных и прочих расходов, амортизации и расходов, связанных с обесценением прочих активов. За 2023 год показатель OIBDA вырос на 9% г/г, до 1,9 млрд рублей. Темпы роста выручки опережают темпы роста OIBDA в связи с увеличением расходов на маркетинг, телеком и IT-услуги (такие расходы в дальнейшем способствуют росту объемов продаж и клиентской базы).
Чистая прибыль по итогам 2023 года выросла почти на 42% г/г, а без учета единоразовых расходов на размещение на бирже (через механизм прямого листинга, DPO) — на 64% г/г. Да, разовые расходы по сделкам pre-IPO и DPO оказались существенное влияние на показатели прибыли и рентабельности компании за 2023 год. Однако после DPO темпы роста прибыли заметно ускорились. Отметим, что залоговая бизнес-модель компании уже не раз доказывала свою устойчивость даже в кризисные периоды. Так, в 2020-м, 2021-м и 2022 годах чистая прибыль выросла на 34% г/г, на 28% г/г и на 56% г/г соответственно.
Рентабельность активов (ROA) по итогам 2023 года достигла 9,4% (или 10,9%, если не учитывать разовые расходы на сделки pre-IPO и DPO). По сравнению с 2022 годом ROA увеличился на 1,7 п. п., а скорректированный показатель — на 3.1 п. п.
Рентабельность капитала (ROE) по итогам 2023 года достигла 18,7% (или 21,6%, если не учитывать существенное разовое увеличение капитала в результате привлечения средств на DPO). Снижение ROE на 1,1 п. п. к уровню 2022-го обусловлено существенным разовым увеличением капитала в результате привлечения средств на DPO. При этом скорректированный ROE показал рост на 1,8 п. п. к уровню 2022-го.
Векторы стратегического развития на 2024–2026 годы
Рыночная капитализация на уровне 20 млрд рублей;
годовая чистая прибыль в размере 2 млрд рублей;
клиентская база из более 1 млн клиентов.
Компания намерена развивать свой ключевой продукт (автозаймы) с целью удвоить количество клиентов к 2026 году (с 60 тыс. в 2023-м). Число клиентов, которые используют дополнительный продукт беззалоговых займов, компания намерена нарастить в десять раз к 2026-м (с 30 тыс. в 2023-м).
Еще одно направление для развития — монетизация отказного трафика (клиентов, которые не прошли скоринг банков). В долгосрочной перспективе компания планирует также предоставлять другим игрокам рынка комплексное IT-решение для аутсорсинга процесса выдачи автозаймов на баланс банков и МФО, а также создавать совместные проекты с банками. Поэтому в структуре группы может появиться IT-компания.
Сравнение с другими игроками в финансовом секторе
В последнее время публичными стали сразу несколько финансовых компаний. Однако публичных игроков, сопоставимых с бизнес-моделью CarMoney, на рынке пока нет. Наиболее сопоставимой является компания Займер, однако в отличии от CarMoney Займер работает в сегменте беззалогового кредитования и является классической микрофинансовой организацией. В 2024 году также прошло размещение еще одного финансового игрока — Европлана. Компания занимается автолизингом.
Ну и что?
CarMoney заняла собственную нишу, которая находится между традиционными МФО и банками. Других игроков в этой нише пока нет.
Текущее ужесточение регулирования затрагивает сегмент необеспеченных займов. При этом оно пока не касается сегмента обеспеченных займов, в котором и работает компания.
Компания также видит большой потенциал роста благодаря отказному трафику клиентов, которые не прошли скоринг банков. Компания намерена монетизировать этот трафик.
CarMoney активно наращивает кредитный портфель: по итогам 2023 года рост объемов выдач достиг рекордных за последние четыре года значений.
Компания ставит перед собой амбициозные цели по наращиванию чистой прибыли до 2 млрд рублей к 2026 году.
Согласно дивидендной политике, компания может направлять на выплаты 25—50% чистой прибыли за год. Пока никаких заявлений касательно будущих выплат от компании не поступало. Скорее всего, в ближайшее время компания будет концентрироваться на амбициозных темпах роста и достижении поставленных стратегических целей, поэтому распределение чистой прибыли среди акционеров может быть отложено.
Сейчас бумаги компании торгуются с форвардным мультипликатором P/E, который учитывает прогноз прибыли за 2024 год, на уровне около 7,0x. Это выше значений классических банков, но сопоставимо с уровнями других новых растущих игроков в секторе.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу