16 мая 2024 Pro Finance Service | Нефть
Москва получила 3 миллиарда евро благодаря санкционной лазейке, которая позволяет Турции перемаркировать российскую нефть и поставлять ее в ЕС
Весенним днем на юге Турции, в 60 километрах от сирийской границы, танкер длиной с два футбольных поля подъехал к терминалу Toros Ceyhan, чтобы забрать топливо.
Загруженный 150 000 баррелей газойля - топлива, во многом схожего с дизельным, - корабль отправился в трехдневное путешествие к нефтеперерабатывающему заводу Motor Oil Hellas на юге Греции.
Утверждается, что топливо было турецким; Афины настаивают на том, что не принимают грузы с российской маркировкой в соответствии с запретом ЕС. Но новые исследования и отчеты показывают, что груз, скорее всего, был именно таким: российская нефть, скрытая новой маркировкой.
Это часть более широкой тенденции, согласно исследованиям Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA) и Центра изучения демократии (CSD), а также независимым репортажам POLITICO. Российская нефть, похоже, массово поступает в ЕС через Турцию.
И все это легально. Такая схема возможна благодаря обходному пути в брюссельских санкциях, который позволяет ввозить в ЕС «смешанное» топливо, если оно маркировано как нероссийское. Это прибыльная лазейка: согласно исследованиям, она принесла Москве до 3 миллиардов евро только от трех портов за 12 месяцев после того, как ЕС запретил российское топливо в феврале 2023 года.
«Турция превратилась в стратегический пит-стоп для российских топливных продуктов, перенаправляемых в ЕС, и приносит сотни миллионов налоговых поступлений в военную казну Кремля», - говорит Мартин Владимиров, старший энергетический аналитик CSD.
Этот обходной путь иллюстрирует творческие способы, с помощью которых Россия обходит санкции ЕС, чтобы защитить свою торговлю ископаемым топливом, которая составляет почти половину бюджета Кремля и является жизненно важным каналом для его военной кампании». В прошлом году POLITICO выяснил, что Москва получила еще 1 миллиард евро из отдельной лазейки для санкций ЕС в Болгарии, в то время как подписанная «Большой семеркой» мера по ограничению торговли нефтью для Москвы до 60 долларов за баррель в основном провалилась.
Эта широкомасштабная торговля происходит на фоне ухудшения отношений между ЕС и Турцией в связи с ее российскими заявлениями - даже когда страна делает незначительные шаги, чтобы соответствовать американским санкциям. С начала СВО Турция предложила Москве стать газовым хабом, одновременно поглощая большие объемы ее нефти.
Последние разоблачения побуждают к действиям еврочиновников, поскольку страны ЕС обсуждают 14-й пакет санкций против России.
«Мы должны ужесточить наши меры и найти способы предотвратить обход санкций», - заявил министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна в интервью POLITICO. «Третьи страны, особенно наши союзники по НАТО [такие как Турция], должны как можно больше соответствовать нашим санкциям».
Подливая масла в огонь
До СВО ЕС зависел от России на четверть в импорте сырой нефти и на 40 % в закупках дизельного топлива, что резко изменилось после того, как блок согласился на полный запрет обоих продуктов в 2022 году.
Примерно в то же время Турция начала потихоньку увеличивать импорт топлива из России, одновременно наращивая экспорт топлива в ЕС.
За последний год эти цифры почти совпали, говорится в исследовании. В период с февраля 2023 года по февраль 2024 года Турция увеличила закупки в России на 105 процентов по сравнению с предыдущими 12 месяцами. За тот же период экспорт топлива из Турции в ЕС вырос на 107 процентов.
Это не означает, что все топливные грузы, поступающие в ЕС из Турции, являются российскими. В Турции есть нефтеперерабатывающие заводы, способные перерабатывать почти 1 миллион баррелей нефти в день. Кроме того, турецкие компании, скорее всего, перепродают в ЕС некоторое количество нероссийского топлива.
Но географическое положение нескольких турецких портов в сочетании с данными об импорте-экспорте убедительно свидетельствует о том, что значительные объемы российского топлива были просто перепакованы и переданы дальше.
Например, юго-восточный порт Джейхан имеет ограниченное автомобильное и железнодорожное сообщение с нефтеперерабатывающими заводами, что дает ему мало возможностей для получения крупных поставок топлива, кроме как через танкеры, причаливающие к его причалам.
В период с февраля 2023 по 2024 год порт принял около 22 миллионов баррелей топлива, 92 процента которого поступило из России - втрое больше, чем было импортировано из Москвы годом ранее. За тот же период 85 процентов экспорта топлива из порта шло в ЕС.
В совокупности это означает, что большая часть поступающего российского топлива поставлялась на рынок ЕС под другой маркой.
Это не первый случай, когда порт оказывается под пристальным вниманием. В марте компания Global Terminal Services, управляющая другим экспортным терминалом, расположенным неподалеку, заявила, что больше не будет принимать российский импорт, поскольку оказалась под давлением американских санкций.
Но «Торос» не принял таких мер предосторожности и продолжил импортировать московское топливо, включая майскую партию газойля. В общей сложности с февраля 2023 по 2024 год терминал получил 1,4 миллиона баррелей российского топлива - почти все 1,5 миллиона баррелей, которые он ввез за это время. За эти 12 месяцев он также отправил в ЕС 1,6 миллиона баррелей, что составляет подавляющее большинство из 1,9 миллиона баррелей, которые он экспортировал.
Это делает «весьма вероятным» реэкспорт российского топлива в ЕС, считает Виктор Катона, ведущий аналитик по сырой нефти в аналитической компании Kpler. Он отметил, что более высокие объемы экспорта «Тороса» могут объясняться небольшими объемами, поступающими с близлежащего НПЗ, или топливом, уже находящимся в хранилищах.
Похожая история наблюдается и в двух других портах: западном Мармара Эреглиси и южном Мерсин.
Оба порта продемонстрировали аналогичные ежегодные скачки российского импорта - в два раза в Мармара Эреглиси и в три раза в Мерсине, - которые совпали с резким увеличением экспорта в ЕС.
Хотя оба порта лучше связаны с близлежащими нефтеперерабатывающими заводами и импортируют больше нероссийского топлива, чем Джейхан, данные все равно показывают «значительную вероятность реэкспорта российских нефтепродуктов», - говорит Вайбхав Рагхунандан, аналитик CREA.
Владельцы и операторы трех турецких терминалов - Toros Terminal в Джейхане, Turkis Enerji в Мерсине и OPET в Мармара Эреглиси - не ответили на подробные вопросы POLITICO и неоднократные просьбы о комментарии.
Турецкий восторг
В значительной степени за эту динамику ответственны два игрока: Турция и ЕС.
Отчасти проблема кроется в тестах, которые Брюссель использует для проверки соблюдения санкций.
Согласно правилам ЕС, грузы, содержащие российское топливо, смешанное с продуктами из других стран, «могут быть подвергнуты санкциям в зависимости от доли российского компонента».
Обычно эта доля определяется тем, подверглось ли топливо «существенной трансформации» - превращению в совершенно новый продукт, - что, судя по данным, произошло не во всех турецких портах.
Представитель Европейской комиссии отказался комментировать конкретные случаи, заявив, что страны блока «должны применять и обеспечивать соблюдение санкций ЕС».
Таможенное управление Греции сообщило POLITICO, что оно «осуществляет соответствующий контроль как на этапе таможенного оформления, так и после него», и что «на сегодняшний день никаких нарушений выявлено не было».
Но на практике проверяется документ, в котором указано, откуда прибыл груз, так называемый «сертификат происхождения», по словам аналитика Катоны. Импорт топлива по российским документам в основном незаконен по законам ЕС, но то, что Турция просто перемаркирует старые грузы новым, турецким сертификатом, - нет.
В качестве примера можно привести поставку газойля компании Toros Ceyhan. Нефтеперерабатывающий завод Motor Oil Hellas, получивший груз, заявил, что «не покупает, не перерабатывает и не торгует российской нефтью или продуктами» и что «весь его импорт имеет сертификат несанкционированного происхождения», подразумевая, что у него были документы из других стран.
Это говорит о том, что Анкара «вдохнула новую жизнь в то, что уже было... простым, но теперь появилось вновь - в виде турецкого продукта», - сказал Катона, показывая, как «санкции можно очень легко обойти».
По словам Аманды Пол, старшего аналитика и специалиста по Турции из аналитического центра European Policy Centre, для Турции несоблюдение брюссельских санкций имеет смысл, если страна считает, что ей нечего терять в отношениях с ЕС.
Поскольку усилия Анкары по вступлению в блок зашли в тупик, «не похоже, что есть большая надежда на улучшение этих отношений», - сказала она, добавив, что импорт и реэкспорт более дешевой российской нефти «очень выгоден для Турции», поскольку страна борется с зашкаливающей инфляцией и падающей валютой.
Министерство энергетики Турции не ответило на просьбу о комментарии.
Для некоторых в ЕС такое поведение заходит слишком далеко.
Пока страны обсуждают последний пакет санкций Брюсселя, «давайте зафиксируем это в нем», - сказал один дипломат ЕС, получивший анонимность, чтобы говорить откровенно. Столицы «могли бы обсудить» ужесточение правил импорта российского топлива из стран, не входящих в ЕС, и введение санкций против турецких экспортеров, добавил он.
«Вся цель санкций против России заключается в том, чтобы сократить ее доходы для покрытия военных расходов - чем больше мы сможем сделать, тем лучше».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Politico
http://www.profinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу