Палладий и платина. «London Platinum Week 2024» » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Палладий и платина. «London Platinum Week 2024»

22 мая 2024 Precious metals Нечаев Андрей
Итоги. Часть V Предыдущие части

Это заключительная часть обзора докладов, отчётов и дискуссий на прошедшей в Лондоне ежегодной Платиновой неделе «London Platinum Week 2024». Ссылки на предыдущие четыре части смотрите внизу.

Из всех металлов платиновой группы (#PGM) #платина наиболее сильно выросла за последний месяц. К концу прошлой недели цена платины вышла за пределы торгового диапазона прошлого года. Начав рост с почти $ 900 за унцию в конце апреля, цена достигла 12-месячного максимума на уровне $ 1077 за унцию. Цены на платину и #палладий были почти равными, но теперь платина вернула себе свою премию, а её ценовой импульс способствовал резкому увеличение запасов платины в европейских #ETF. Глобальное замедление продаж электромобилей с аккумуляторной батареей (BEV) означает, что спрос автомобильной промышленности на платину и палладий сохраняется, согласились эксперты на прошедшей в Лондоне Платиновой неделе, но мнения экспертов по-прежнему разделились по поводу потенциала технологии водородных топливных элементов.

Помимо инвестиционного, ювелирного и промышленного использования платины, металл в настоящее время ежегодно удовлетворяет 2/5 спроса конечных потребителей за счёт автокатализаторов для сокращения вредных выбросов двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Этот спрос сохранился, несмотря на «дизельный скандал» 2015 года, который ударил по продажам легковых автомобилей, работающих на дизельном топливе, из-за ужесточения стандартов выбросов (требуется более высокая загрузка металла на каждый автомобиль) плюс замена платины палладием в бензиновых системах благодаря резкому росту цен на палладий, последовавшему за дизельным скандалом, который ускорился после вторжения России в Украину в 2022 году.

Палладий и платина. «London Platinum Week 2024»


Заглядывая в будущее, учитывая, что правительства во всём мире установили крайние сроки прекращения продаж новых авто с ДВС между 2040 и 2050 годами, «будущий рост спроса на PGM будет стимулироваться экологическими и водородными применениями», — говорится в докладе компании Johnson Matthey. Более высокий спрос на PGM также зависит от предложения отрасли, которая ищет и разрабатывает новые технологии использования – проблема, с которой не сталкиваются производители цветных металлов, таких как медь, а также золота или серебра, – соглашается Ричард Эндрю Стюарт, руководитель и региональный представитель в Южной Африке горнодобывающей компании Sibanye Stillwater. Но на данный момент вопрос номер один среди участников Платиновой недели касался роста проникновения аккумуляторных электромобилей на рынок транспортных средств, сказал он. «Мы потерпим неудачу, если этот вопрос по-прежнему останется вопросом номер один в 2025 году».

На самом деле продажи аккумуляторных электромобилей замедлили «почти нулевой рост» по сравнению с неустанным ростом в последнее десятилетие на каждом из трёх крупнейших автомобильных рынках мира, сказал Эл Бедвелл, директор по глобальному анализу силовых агрегатов консалтинговой компании GlobalData, также выступая перед участниками Платиновой недели. По прогнозам GlobalData, продажи электромобилей в Китае в 2024 году вырастут лишь на 11%, сказал Бедвелл, в то время как США продолжают страдать от «неоднородной» инфраструктуры зарядки, а Европа страдает от «резкой отмены» Германией государственных субсидий на новые покупки BEV.



«При переходе на электромобили исчерпана мощность?» - спрашивает британская телекомпания BBC, указывая на падение продаж производителя Tesla и замедление продаж электромобилей у китайского гиганта BYD. «Нам нужно покупать гораздо больше электромобилей, чтобы достичь климатических целей», — продолжает BBC, ссылаясь на призыв Международного энергетического агентства (МЭА) о том, чтобы количество электромобилей на дорогах мира увеличилось в 10 раз в течение следующего десятилетия.

Глобальное замедление роста продаж электромобилей означает, что «автомобильный спрос [на платину] подкреплён темой «выше и дольше» [производство ДВС]», говорится в последнем квартальном отчёте Всемирного совета по инвестициям в платину (WPIC). 2024 год будет самый высокий год с 2017 года для автомобильного спроса на платину. Вдобавок ко всему, последний квартальный отчет WPIC на прошлой неделе последовал за решением аналитиков SFA (Oxford), представляющих отчёты для немецкой группы Heraeus, выделить спрос на водородную энергию в отдельную строку из более широкой категории «Другие промышленные отрасли» в своих таблицах данных и прогнозах.

SFA считает, что рост продаж легковых автомобилей будет недостаточным для повышения спроса на палладий и платину в Северной Америке. Прогнозируется, что рынок легковых автомобилей в США в 2024 году вырастет второй год подряд до >15 млн единиц, что сделает 2024 год лучшим годом в посткоронавирусную эпоху. Однако также прогнозируется, что спрос на палладий в регионе Северной Америки в этом году немного снизится примерно до 1,7 млн унций. Аналогичное влияние, вероятно, будет наблюдаться и во многих других регионах, поскольку темпы захвата доли рынка электромобилями опережают общий рост производства легковых автомобилей и сокращают спрос на PGM.



В США в этом году проникновение BEV в среднем составило 7,1% (источник: Argonne National Laboratory / MarkLines), что точно соответствует среднегодовому показателю в 2023 году. Однако в 2024 году проникновение BEV в США может вырасти примерно до одной десятой доли от всех проданных легковых авто. С июня 2023 года гибридные легковые автомобили (HEV+PHEV) фактически обогнали BEV по доле рынка, что помогло сохранить спрос на палладиевые автокатализаторы, особенно потому, что эти автомобили, как правило, имеют более высокие загрузки PGM в катализаторах, чем автомобили с чистыми ДВС.

Объявление о том, что США введут 100%-ный тариф на импортируемые из Китая электромобили, возможно, не поможет улучшить продажи автомобилей с ДВС. В настоящее время китайский импорт составляет лишь небольшую часть продаж легковых автомобилей в США, в отличие от Европы, где эта доля намного больше. Несмотря на прогноз дефицита палладия на рынке в этом году, более слабый общий спрос со стороны сектора автокатализаторов означает, что цена на палладий, как ожидается, останется низкой во втором полугодии 2024 года.

Согласно прогнозам WPIC, в которых используются данные специализированных аналитиков Metals Focus, общий промышленный спрос упадёт на 15% по весу в 2024 году. Это самый низкий годовой показатель со времени краха Covid в 2020 году благодаря прошлогоднему сокращению мощностей в химической и стекольной промышленности. На фоне этих падений на 33% и 25% соответственно, прогнозируемый рост спроса на 128% со стороны водородной промышленности (исключая автомобили на топливных элементах - FCEV) является серьёзным. Но даже несмотря на рост на 114% в 2023 году, общий спрос в этом году со стороны водородной энергетики, по прогнозам, компенсирует менее 1/5 падения в 2024 году среди всех других промышленных секторов.

Бедвелл из GlobalData по-прежнему «скептически» относится к будущему легковых автомобилей на топливных элементах, сообщив участникам Платиновой недели, что из-за очень низкого объёма производства, вероятно, в 2024 году во всём мире будет произведено всего 12 тыс. FCEV. Специалисты по переработке PGM и технологиям Johnson Matthey прогнозируют рост на 50% до 15 тыс. автомобилей FCEV малой грузоподъёмности в 2024 году, что останется «минимальным» из-за «отсутствия субсидионной поддержки и постоянной нехватки инфраструктуры для заправки водородом, [которая], по-видимому, задушила производство и продажи».

SFA прогнозирует, что общий спрос на платину со стороны водородного сектора в этом году «замедлится» и вырастет всего на 1/8 по сравнению с 2023 годом – когда спрос в этом секторе увеличился более чем вдвое по данным SFA – и в общей сложности достигнет менее 2,8 тонны. По собственным прогнозам Metals Focus в «PGM Focus», общая потребность в водороде в 2024 году составит около 3,7 тонны. Это мизер по сравнению с общим объёмом поставок добывающих компаний в 170 тонн и ещё 51 тонной, полученной в результате рециклинга вторичного сырья.

Размеры субсидий Австралии на экологически чистый водород будут находиться между размерами в США и Европе. Последняя объявленная схема субсидирования производства зелёного водорода в Австралии подразумевает выплату производителям 2 австралийских доллара за кг H2, произведённого с 2027 года. Это примерно вдвое больше субсидии, предложенной европейским производителям на недавнем аукционе, но менее половины той, которая предлагается за водород в США в размере 3 USD/кг H2.

Общий объём субсидий составит 6,7 млрд австралийских долларов в течение 10 лет, что должно способствовать развитию мощностей по производству электролитического зелёного водорода в Австралии, включая системы на основе PEM. В настоящее время в Австралии известно о 17 проектах PEM (~12% всех проектов) с ожидаемой мощностью производства 750 тыс. тонн зелёного водорода в год (источник: МЭА). Субсидии, как и в США и Европе, направлены на стимулирование увеличения инвестиций в проекты за счёт эффективного сокращения эксплуатационных расходов на производство экологически чистого водорода.

Platinum Guild International представила на Платиновой неделе последний обзор бизнеса платиновых ювелирных изделий, который показал, что спрос на платиновые украшения в Китае, крупнейшем рынке платиновых украшений, продолжает снижаться. Ожидается, что спрос на ювелирные изделия из платины в Китае немного вырастет до 1,37 млн унций в этом году, но останется намного ниже пикового значения в 2 млн унций в 2014 году.

Крупный китайский ювелирный ритейлер Chow Tai Fook отмечает падение продаж платиновых ювелирных изделий в первом квартале 2024 года на фоне относительно слабого макроэкономического фона и конкуренции со стороны альтернативного чистого золота, популярность которого возросла за последние 12 месяцев. Хотя в этом году ожидается скромный рост мирового рынка платиновых ювелирных изделий, риски его снижения сохраняются. Если китайский рынок отстанет всего на 10%, весь ожидаемый мировой рост будет потерян.

«Общий объём поставок продолжает многолетнюю тенденцию к снижению», — говорится в отчёте WPIC по показателям Metals Focus, — «при этом ожидается, что 2024 год станет самым слабым годом в нашем временном ряду с 2013 года». Metals Focus прогнозирует ещё один «глубокий» дефицит предложения физической платины по сравнению со спросом в 2024 году, хотя и меньший, чем рекордный дефицит в 2023 году. Но поскольку большие запасы помогают «компенсировать последствия этого дефицита», эксперты прогнозируют, что цена на платину останется неизменной в годовом исчислении.



По словам Стюарта из Sibanye, половина добычи металлов платиновой группы за пределами России сейчас приносит убытки при текущих ценах. Однако, по его мнению, снижение добычи само по себе не приведёт к росту цен, поскольку рынок PGM определяется использованием технологий, соответствующим законодательством и экономическим циклом. Stillwater увеличивает добычу, но прогнозируется, что предложение в Северной Америке по-прежнему будет падать. Производство палладия Sibanye-Stillwater в Северной Америке достигло самого высокого уровня с четвёртого квартала 2021 года за первые три месяца 2024 года. Производство палладия в первом квартале 2024 года составило 94,7 тыс. унций, что на 23% больше, чем годом ранее.

Наблюдается значительное улучшение по сравнению с прошлым годом после инцидента на шахте (было затопление рудника), который повлиял на объёмы производства в первом квартале 2023 года. Несмотря на сравнение с более низкой базой, производство палладия на руднике Stillwater имеет тенденцию к росту с третьего квартала 2022 года благодаря общему улучшению операционной стабильности. Несмотря на улучшение ситуации в Stillwater, общий объём поставок палладия в Северной Америке, как ожидается, снизится на 6% в этом году до примерно 740 тыс. унций, поскольку ожидается, что объём производства упадёт на канадских рудниках компании Impala, а также на других канадских рудниках, где палладий является побочным продуктом производства никеля.



Более сильный ранд ЮАР обеспечил попутный ветер для PGM. Поворотный момент курса USD/ZAR точно совпал с поворотным моментом цен на платину 25 апреля. За последние несколько недель курс ранда быстро изменился, поднявшись с более чем 19 до ~18,2 рандов за доллар. Исторически сложилось так, что более сильный ранд хорошо коррелирует с повышением цены платины, выраженной в долларах. Эта связь с начала года была сильнее, чем средняя корреляция за последние пять лет.

Всеобщие выборы в ЮАР, похоже, с большей вероятностью поддержат ранд. Правящая партия АНК вряд ли сохранит большинство на предстоящих выборах, а это означает, что ей придется сформировать коалицию, чтобы сохранить власть. Однако недавние опросы показывают восстановление поддержки правящей партии. Это снижает вероятность того, что АНК придётся сформировать коалицию с более радикальной левой партией – результат, который можно было бы рассматривать как неблагоприятный для инвестиций в бизнес. Ослабление этого политического риска, вероятно, помогло укрепить ранд и местные активы, а фондовый рынок ЮАР близок к историческому максимуму. В то же время Eskom осуществила гораздо меньше отключений электроэнергии, что также могло повысить настроения.

Платиновая неделя в Лондоне, как правило, является пиком популярности платины. Несмотря на наличие положительных факторов, сезонность обычно не поддерживает более высокую цену на платину в третьем квартале. Цена имеет тенденцию достигать годовых максимумов во втором квартале, что часто происходит во время Платиновой недели в Лондоне. Возможно также, что более благоприятный исход выборов в Южной Африке теперь уже заложен в ранде, что может ограничить потенциал роста как ранда, так и цены на платину.

Кстати, Impala Platinum Holdings Ltd. объявила о сделке стоимостью 9 млрд рандов ($ 500 млн), в результате которой чернокожие инвесторы будут владеть 13% акций южноафриканской горнодобывающей компании и бизнеса Bafokeng, который она приобрела в прошлом году. Implats, известная компания из Йоханнесбурга, получила контроль над Royal Bafokeng Platinum Ltd. почти год назад после 18-месячной битвы за поглощение с Northam Platinum Ltd. До битвы за поглощение крупнейшим акционером RBPlat была компания Bafokeng Nation., сообщество людей в Северо-Западной провинции Южной Африки. В рамках условий одобрения этого приобретения Implats согласилась способствовать более широкому распространению чёрной собственности на акции производителя платины.

В соответствии с так называемым «соглашением о расширении экономических прав и возможностей» местные жители и сотрудники будут владеть по 4% акций, а группа, возглавляемая Siyada Resources (Pty) Ltd., будет иметь 5% акций, говорится в заявлении Implats в понедельник. В 2004 году Южная Африка приняла горнодобывающую хартию, чтобы более широко распределить выгоды от добычи полезных ископаемых среди граждан страны и компенсировать расовую дискриминацию во время апартеида. В то время это включало минимальную целевую долю чёрных акций в 26%.

Переработка отходов также стала одной из ключевых тем Платиновой недели. Предложение переработанной платины обусловлено, главным образом, объёмами отработанных катализаторов от автомобилей с истекшим сроком эксплуатации, поступающих на рециклинг. Из-за перебоев на рынке легковых автомобилей, произошедших в последние несколько лет, транспортные средства, как правило, эксплуатируются дольше, чем в среднем до пандемии, и в результате объёмы переработанного металла сократились в 2023 году. Тем не менее, по мнению многих участников Платиновой недели, в долгосрочной перспективе объёмы должны снова вырасти, особенно в связи с тем, что автомобили стандартов Евро 5 и 6 с более высокой загрузкой PGM начинают в больших количествах утилизироваться. Важным вопросом, конечно, будут сроки восстановления.

https://ru-precious-met.livejournal.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter