ОПЕК+ решает? Морской экспорт российской нефти вырос на фоне перехода России от ограничений на экспорт к сокращению добычи » Элитный трейдер
Элитный трейдер

ОПЕК+ решает? Морской экспорт российской нефти вырос на фоне перехода России от ограничений на экспорт к сокращению добычи

22 мая 2024 Neftegaz.RU | Нефть
Однако динамике роста морских поставок могут помешать атакующие НПЗ дроны ВСУ, которые становятся мощнее и наращивают бомбовую нагрузку.

Морской экспорт российской нефти с начала 2024 г. примерно на 20 тыс. барр./сутки превышает средний показатель за 2023 г.
Об этом 21 мая 2024 г. сообщил Bloomberg со ссылкой собственные данные по отслеживанию танкеров.

Морской экспорт
По данным издания:
поставки российской нефти на экспорт по морю за неделю, завершившуюся 19 мая 2024 г., составили 3,39 млн барр./сутки, увеличившись на 140 тыс. барр./сутки по сравнению с показателем за предыдущую неделю,
средний за 4 недели показатель, который считается более репрезентативным из-за меньшей подверженности волатильности, снизился на 40 тыс. барр./сутки, до 3,43 млн барр./сутки,
на данный момент морские поставки российской нефти с начала 2024 г. примерно на 20 тыс. барр./сутки выше среднего показателя 2023 г.,
в общей сложности за неделю по 19 мая 31 танкер погрузил 23,7 млн барр. российской нефти, что примерно на 1,01 млн барр. больше, чем на предыдущей неделе,
валовая стоимость российского морского экспорта нефти выросла до 1,63 млрд долл. США по сравнению с 1,6 млрд долл. США неделей ранее,
средний 4-недельный показатель сократился на 70 млн долл. США, до 1,72 млрд долл. США/неделю.

Увеличение морского экспорта в недельном выражении обусловлено ростом отгрузок из балтийского порта Приморск и арктических нефтетерминалов в г. Мурманске, что было частично компенсировано меньшим количеством отправлений из тихоокеанских портов Козьмино и Пригородное.
Прирост объемов экспорта в недельном выражении произошел также благодаря росту загрузки нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в первой половине мая.
Некоторые из НПЗ Роснефти оправились от ударов украинских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в начале года, но с 9 мая 2024 г. последовала новая волна нападений.
Если темпы обработки сохранятся до конца месяца, это будет первое увеличение объемов обработки с декабря.

Впрочем, ложку дегтя здесь добавят украинские БПЛА, нападающие на НПЗ РФ.
Это как перетягивание каната:
ВСУ ударили дронами - ВС РФ постепенно отреагировали на угрозы БПЛА ВСУ;
ВСУ снова ударили дронами, но уже другими - значит, ВС РФ нужно учиться отражать новые угрозы.

Для любознательных напомним, что динамика ВСУ в части развития дронов впечатляет.
Если в начале налетов на НПЗ использовались БПЛА с бомбовой нагрузкой 2 кг тротила, то в последнее время прилетают дроны с размахом крыла 6 метров и бомбовой нагрузкой до 30 кг тротила.
Такие БПЛА уже стали, к примеру, прилетать на независимый Славянский НПЗ на Кубани.
Сходу победить такие дроны довольно сложно:
БПЛА пока в отдельных случаях умело нейтрализуют действия установок РЭБ ВС РФ;
в условиях достаточно регулярных бомбежок сложно сохранить непрерывность техпроцесса производства нефтепродуктов. Люди уходят в бомбоубежища при объявлении тревоги.

В таких условиях не менее сложно сохранить контракты с зарубежными компаниями. Практически невозможно.
Это тоже налагает ограничения на морской экспорт нефтепродуктов.

Что с обязательствами в рамках ОПЕК+
В недельном выражении морской экспорт российской нефти был ниже целевого показателя, предусмотренного добровольными обязательствами России по дополнительному сокращению добычи и экспорта нефти в рамках ОПЕК+, на 126 тыс. барр./сутки (неделей ранее - на 270 тыс. барр./сутки).
В среднем за 4 недели экспорт был ниже целевого показателя на 65 тыс. барр./сутки (неделей ранее - на 11 тыс. барр./сутки).

Напомним, что во 2м квартале 2024 г. Россия в координации с некоторыми странами - участницами ОПЕК+ осуществляет дополнительное добровольное сокращение добычи и экспорта нефти совокупно на 471 тыс. барр./сутки.
В апреле сокращение добычи составляло 350 тыс. барр./сутки, экспорта - 121 тыс. барр./сутки, в мае - 400 тыс. барр./сутки и 71 тыс. барр./сутки соответственно (в июне будет сокращаться только добыча на 471 тыс. барр./сутки).
Сокращение экспорта производится исходя из средних уровней экспорта за май-июнь 2023 г., т.е. целевым значением экспорта для апреля является 3,462 млн барр./сутки, для мая - 3,512 млн барр./сутки.
Таким образом, Россия постепенно замещает сокращение экспорта нефти и нефтепродуктов, действовавшее в 1м квартале, на сокращение исключительно добычи нефти.
Россия пошла на этот шаг под давлением Саудовской Аравии, которая настаивала именно на сокращении добычи, но Россия предпочла ограничить экспорт, поскольку холода и геологические условия затрудняют ограничение добычи в первые несколько месяцев 2024 г.

На 1 июня 2024 г. запланирована Министерская встреча ОПЕК+, которая пройдет в г. Вена в очном формате.
От этой встречи ожидается принятие решения о продлении соглашения ОПЕК+ и распределении квот на 2025 г., а также заявлений от ряда стран по поводу добровольных дополнительных ограничений добычи.
Предполагается, что Россия вместе с несколькими другими участниками ОПЕК+ примет решение о продлении дополнительных добровольных сокращений добычи на 3й квартал 2024 г.

Направления поставок
Отслеживаемые поставки азиатским потребителям, в т.ч. не имеющие конечного пункта назначения, снизились до 8-недельного минимума и составили 3,0 млн барр./сутки в среднем за 4 недели по 19 мая по сравнению с 3,06 млн барр./сутки неделей ранее.
Объем погруженной на танкеры нефти составил:
в Китай - 1,17 млн барр./сутки по сравнению с 1,13 млн барр./сутки неделей ранее,
в Индию - в среднем находились объемы, соответствующие 1,39 млн барр./сутки нефти против 1,72 млн барр./сутки неделей ранее,
через Суэцкий канал, эти рейсы обычно заканчиваются в портах Индии или Китая - эквивалент порядка 290 тыс. барр./сутки нефти.

В Европе после прекращения поставок в Болгарию единственным покупателем поставляемой морем российской нефти осталась Турция.
Экспорт в Турцию вырос до 10-недельного максимума в 438 тыс. барр./сутки.

Простаивавшие в течение нескольких месяцев танкеры Совкомфлота (СКФ), попавшие под санкции США, могут вернуться к работе.
SCF Primorye, первый российский танкер, на который были наложены санкции США за нарушение потолка цен еще в октябре 2023 г., в конце апреля 2024 г. загрузил нефть Urals в порту Новороссийск на Черном море и проходит Малаккский пролив, указывая пунктом назначения Сингапур.
Скорее всего, она находится на пути в Китай, порты которого охотнее, чем в других странах, принимают суда, принадлежащие компаниям, на которые наложены санкции.
Если разгрузка нефти пройдет без проблем, это может открыть возможность для возвращения к работе других попавших под санкции танкеров, принадлежащих СКФ.
СКФ переименовал и изменил маркировку по меньшей мере 10 из 21 своего судна, которые были внесены в список Минфина США за нарушение потолка цен, чтобы дистанцировать их от санкций.

Используемый Россией для обхода потолка цен теневой флот называется источником угрозы аварий.
По данным издания, танкеры теневого флота были вовлечены по меньшей мере в 50 аварий с момента начала СВО РФ на Украине в феврале 2022 г. ( см. за 21 мая 2024 г.), включая пожары, отказы двигателей, столкновения и разливы нефти.

https://neftegaz.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter