22 июля 2024 finversia.ru Лейбов Владислав
Путь от интернет-банка к мобильному приложению и обратно.
Мобильное приложение банка есть сегодня на смартфоне у большинства россиян. А самые активные россияне пользуются сразу мобильными приложениями нескольких банков, пытаясь выжать максимум выгоды из условий обслуживания.
Интересные данные о предпочтениях россиян в использовании цифровых финансовых сервисов приводит Росбанк. Сотрудники банка проанализировали привычки 2 миллионов клиентов и собрали важную статистику. Популярность каналов дистанционного банковского обслуживания (ДБО) растет. За период с января 2023 года по май 2024 года число граждан, подключивших онлайн-банк, возросло на 30%. Любопытно, что несмотря на рост числа клиентов на 30% за последний год, посещаемость банковских отделений снизилась в 4 раза – с 1,2 миллиона человек в августе 2023 года до 300 тысяч в мае 2024 года.
Самыми популярными операциями в каналах дистанционного обслуживания банка оказались перевод денег по номеру телефона через Систему быстрых платежей, переводы между своими банковскими счетами, оплата товаров и услуг по QR-коду, платежи за мобильную связь, интернет и ЖКХ и внутрибанковские переводы. Согласно опросу, 95% клиентов предпочитают использовать мобильное приложение банка, и пока лишь 5% – веб-версию. Причем 70% россиян заходят в приложение с устройств производства компаний Apple, Xiaomi и Samsung.
Как видим, популярность дистанционных банковских услуг только растет. Однако после начала военной операции на Украине и введения международных санкций в отношении бОльшей части крупнейших российских банков у банкиров возникла серьезная проблема. Магазины приложений App Store и Google Play стали удалять из доступа приложения подсанкционных банков. Для владельцев смартфона на ОС Android это означает, что им приходится теперь находить и устанавливать приложение банка вручную. Как вариант – дополнительно устанавливать пока еще менее популярные российские магазины приложений, например, RuStore, в которых мобильные приложения банков, конечно, присутствуют. Однако для владельцев айфонов ситуация гораздо более сложная. Ведь на айфон его владелец пока не может установить приложение со стороннего источника. Причем уже установленные банковские приложения необходимо регулярно обновлять, так как банки все время не только добавляют в приложения новые функции, но и делают их более защищенными от действий мошенников.
Как же банкиры решают возникшую проблему? И будет ли у всех нас возможность и дальше управлять личными финансами с помощью смартфона или планшета?
Вначале банки попробовали загружать свои мобильные приложения в App Store и Google Play под другими, несвязанными прямо с банком названиями. На некоторое время эта новация сработала. Однако вскоре магазины приложений начали оперативно удалять и подобные приложения. Хуже того – этой ситуацией воспользовались мошенники и стали активно загружать в магазины приложения, которые внешне были похожи на приложения крупнейших банков, а на самом деле занимались хищением личных данных и средств пользователей.
Однако выход все же был найден. Банки стали активно развивать специальные веб-приложения, которые в отличие от классических интернет-банков были максимально адаптированы под небольшие экраны и аппаратную начинку смартфонов, а также максимально приближены по пользовательскому интерфейсу к мобильным приложениям.
Этот подход оказался выгоден сразу по нескольким причинам. Банки больше не зависят от действий владельцев популярных магазинов приложений. Пользователь такого веб-приложения работает в максимально приближенном к привычному банковскому приложению интерфейсе. Поддерживать один адаптивный сайт проще и дешевле, чем разрабатывать мобильные приложения для нескольких операционных систем мобильных устройств.
Конечно, у такого подхода имеются и недостатки. Далеко не все банки сумели хотя бы повторить в своих веб-версиях полный функционал мобильных приложений. Не всегда удается, например, получить доступ к камере смартфона, а также задействовать вход в веб-приложение по привычному для многих Face ID и Touch ID. Иногда для полной реализации возможностей веб-приложения требуется открывать его в специальном браузере, который нужно будет найти и установить. Кроме того, крупнейшие банки вынуждены по-прежнему поддерживать и мобильные приложения для основных мобильных ОС, а это значит, что объем работы их IT-подразделений заметно возрастает.
Насколько же веб-версии смогли приблизиться к удобству и многофункциональности привычных банковских мобильных приложений? Подробное исследование на эту тему провела консалтинговая компания Markswebb в 2023 году. В рейтинге цифровых офисов в веб-приложениях были оценены удобство и функциональность сервисов при решении задач, которые традиционно связаны с посещением офисов банка, например, оформление новых банковских продуктов и управление ими. Оказалось, что веб-версии банковских приложений в среднем пока заметно отстают от мобильных приложений в настройке уведомлений, подключении и восстановлении доступа, заказе документов и в покупке страховых продуктов.
При этом веб-приложения лидеров рейтинга – Альфа-банка, ВТБ и банка ПСБ практически не уступают мобильным приложениям, а в некоторых возможностях – даже их превосходят, т.е. пользователи получают больше возможностей при переходе с мобильного приложения на веб-приложение.
Рейтинг веб-приложений по ежедневным задачам показывает функциональность и удобство веб-приложений при решении задач, связанных с ежедневным управлением своими деньгами, например, с переводами и платежами, работой с историей операций и поиском банкоматов. В среднем веб-версии приложений заметно отстают и в этих задачах. Лидерами рейтинга оказались веб-версии приложений Альфа-банка, ВТБ и банка «Тинькофф». У этих банков веб-приложения в большинстве случаев не уступают мобильным приложениям на ежедневных задачах, а у банка ВТБ веб-приложение даже предлагает функции, которых нет в мобильном приложении банка.
Допускаю, что с момента проведения оценки веб-приложения «отстающих» банков были доработаны и улучшены. Однако в первом приближении этот рейтинг весьма полезен, особенно для владельцев айфонов.
Для владельцев айфонов хорошей новостью может быть и то, что в Евросоюзе приняли закон, согласно которому Apple с марта 2024 года обязана разрешить установку сторонних приложений на айфоны. Но пока неясно, как будет действовать этот закон, будет ли принят в России аналогичный закон, и поможет ли принятие такого закона россиянам – владельцам айфонов установить мобильные приложения банков, брокеров и других финансовых компаний, которые попали под международные финансовые санкции.
Установка мобильных приложений на смартфоны под управлением Android с сайтов банков для многих владельцев смартфонов тоже имеет свои минусы. Далеко не каждый владелец будет готов самостоятельно найти на сайте своего банка нужное приложение, скачать и установить его, дав операционной системе нужные разрешения. Тут необходимо внимание владельца или помощь опытного пользователя, так как учащаются случаи скачивания подобных приложений, которые были созданы вовсе не банками, а проворными мошенниками. Поэтому пока использование веб-версий мобильных банков для рядового владельца смартфона или планшета на самом деле выглядит как наиболее компромиссное и безопасное решение.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Мобильное приложение банка есть сегодня на смартфоне у большинства россиян. А самые активные россияне пользуются сразу мобильными приложениями нескольких банков, пытаясь выжать максимум выгоды из условий обслуживания.
Интересные данные о предпочтениях россиян в использовании цифровых финансовых сервисов приводит Росбанк. Сотрудники банка проанализировали привычки 2 миллионов клиентов и собрали важную статистику. Популярность каналов дистанционного банковского обслуживания (ДБО) растет. За период с января 2023 года по май 2024 года число граждан, подключивших онлайн-банк, возросло на 30%. Любопытно, что несмотря на рост числа клиентов на 30% за последний год, посещаемость банковских отделений снизилась в 4 раза – с 1,2 миллиона человек в августе 2023 года до 300 тысяч в мае 2024 года.
Самыми популярными операциями в каналах дистанционного обслуживания банка оказались перевод денег по номеру телефона через Систему быстрых платежей, переводы между своими банковскими счетами, оплата товаров и услуг по QR-коду, платежи за мобильную связь, интернет и ЖКХ и внутрибанковские переводы. Согласно опросу, 95% клиентов предпочитают использовать мобильное приложение банка, и пока лишь 5% – веб-версию. Причем 70% россиян заходят в приложение с устройств производства компаний Apple, Xiaomi и Samsung.
Как видим, популярность дистанционных банковских услуг только растет. Однако после начала военной операции на Украине и введения международных санкций в отношении бОльшей части крупнейших российских банков у банкиров возникла серьезная проблема. Магазины приложений App Store и Google Play стали удалять из доступа приложения подсанкционных банков. Для владельцев смартфона на ОС Android это означает, что им приходится теперь находить и устанавливать приложение банка вручную. Как вариант – дополнительно устанавливать пока еще менее популярные российские магазины приложений, например, RuStore, в которых мобильные приложения банков, конечно, присутствуют. Однако для владельцев айфонов ситуация гораздо более сложная. Ведь на айфон его владелец пока не может установить приложение со стороннего источника. Причем уже установленные банковские приложения необходимо регулярно обновлять, так как банки все время не только добавляют в приложения новые функции, но и делают их более защищенными от действий мошенников.
Как же банкиры решают возникшую проблему? И будет ли у всех нас возможность и дальше управлять личными финансами с помощью смартфона или планшета?
Вначале банки попробовали загружать свои мобильные приложения в App Store и Google Play под другими, несвязанными прямо с банком названиями. На некоторое время эта новация сработала. Однако вскоре магазины приложений начали оперативно удалять и подобные приложения. Хуже того – этой ситуацией воспользовались мошенники и стали активно загружать в магазины приложения, которые внешне были похожи на приложения крупнейших банков, а на самом деле занимались хищением личных данных и средств пользователей.
Однако выход все же был найден. Банки стали активно развивать специальные веб-приложения, которые в отличие от классических интернет-банков были максимально адаптированы под небольшие экраны и аппаратную начинку смартфонов, а также максимально приближены по пользовательскому интерфейсу к мобильным приложениям.
Этот подход оказался выгоден сразу по нескольким причинам. Банки больше не зависят от действий владельцев популярных магазинов приложений. Пользователь такого веб-приложения работает в максимально приближенном к привычному банковскому приложению интерфейсе. Поддерживать один адаптивный сайт проще и дешевле, чем разрабатывать мобильные приложения для нескольких операционных систем мобильных устройств.
Конечно, у такого подхода имеются и недостатки. Далеко не все банки сумели хотя бы повторить в своих веб-версиях полный функционал мобильных приложений. Не всегда удается, например, получить доступ к камере смартфона, а также задействовать вход в веб-приложение по привычному для многих Face ID и Touch ID. Иногда для полной реализации возможностей веб-приложения требуется открывать его в специальном браузере, который нужно будет найти и установить. Кроме того, крупнейшие банки вынуждены по-прежнему поддерживать и мобильные приложения для основных мобильных ОС, а это значит, что объем работы их IT-подразделений заметно возрастает.
Насколько же веб-версии смогли приблизиться к удобству и многофункциональности привычных банковских мобильных приложений? Подробное исследование на эту тему провела консалтинговая компания Markswebb в 2023 году. В рейтинге цифровых офисов в веб-приложениях были оценены удобство и функциональность сервисов при решении задач, которые традиционно связаны с посещением офисов банка, например, оформление новых банковских продуктов и управление ими. Оказалось, что веб-версии банковских приложений в среднем пока заметно отстают от мобильных приложений в настройке уведомлений, подключении и восстановлении доступа, заказе документов и в покупке страховых продуктов.
При этом веб-приложения лидеров рейтинга – Альфа-банка, ВТБ и банка ПСБ практически не уступают мобильным приложениям, а в некоторых возможностях – даже их превосходят, т.е. пользователи получают больше возможностей при переходе с мобильного приложения на веб-приложение.
Рейтинг веб-приложений по ежедневным задачам показывает функциональность и удобство веб-приложений при решении задач, связанных с ежедневным управлением своими деньгами, например, с переводами и платежами, работой с историей операций и поиском банкоматов. В среднем веб-версии приложений заметно отстают и в этих задачах. Лидерами рейтинга оказались веб-версии приложений Альфа-банка, ВТБ и банка «Тинькофф». У этих банков веб-приложения в большинстве случаев не уступают мобильным приложениям на ежедневных задачах, а у банка ВТБ веб-приложение даже предлагает функции, которых нет в мобильном приложении банка.
Допускаю, что с момента проведения оценки веб-приложения «отстающих» банков были доработаны и улучшены. Однако в первом приближении этот рейтинг весьма полезен, особенно для владельцев айфонов.
Для владельцев айфонов хорошей новостью может быть и то, что в Евросоюзе приняли закон, согласно которому Apple с марта 2024 года обязана разрешить установку сторонних приложений на айфоны. Но пока неясно, как будет действовать этот закон, будет ли принят в России аналогичный закон, и поможет ли принятие такого закона россиянам – владельцам айфонов установить мобильные приложения банков, брокеров и других финансовых компаний, которые попали под международные финансовые санкции.
Установка мобильных приложений на смартфоны под управлением Android с сайтов банков для многих владельцев смартфонов тоже имеет свои минусы. Далеко не каждый владелец будет готов самостоятельно найти на сайте своего банка нужное приложение, скачать и установить его, дав операционной системе нужные разрешения. Тут необходимо внимание владельца или помощь опытного пользователя, так как учащаются случаи скачивания подобных приложений, которые были созданы вовсе не банками, а проворными мошенниками. Поэтому пока использование веб-версий мобильных банков для рядового владельца смартфона или планшета на самом деле выглядит как наиболее компромиссное и безопасное решение.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу