25 июля 2024 Газпромбанк | КамАЗ
О компании
В состав Группы входит ПАО «НЕФАЗ», АО «Лизинговая компания „КАМАЗ“», ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов», ООО «КамазТехобслуживание», ООО «Центр обслуживания бизнеса», ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ», ООО «ИнтерТранс-КАМАЗ» и другие предприятия.
Основные конкуренты компании КАМАЗ на российском рынке грузовых автомобилей массой свыше 14 тонн и от 8 до 14 тонн — производители из дальнего зарубежья, а также отечественные и СНГ-компании, такие как АО «АЗ „УРАЛ“» и ОАО «МАЗ». На рынке автобусов большого класса конкурируют с ЛиАЗ, Volgabus, МАЗ и производителями стран дальнего зарубежья. В сегменте электробусов большого класса основным конкурентом выступает ЛиАЗ.
По итогам 2023 года компания произвела 45 512 единиц грузовых автомобилей, из которых на российский рынок пришлось 41 047 единиц, а на экспорт — 4465 единиц, 1453 единицы автобусов и 477 единиц электробусов.
Рыночная среда
По итогам 2023 года российский рынок грузовых автомобилей массой свыше 14 тонн достиг 135 тыс. единиц, что на 80% больше по сравнению с 2022 годом. Этот высокий рост был достигнут благодаря трем факторам:
масштабным государственным антикризисным мерам, направленным на повышение устойчивости экономики;
защите внутреннего рынка и поддержке отраслей;
активным инвестициям и усилиям бизнеса по преодолению негативных последствий.
Основные факторы, которые формируют спрос на российском рынке грузовых автомобилей, включают в себя:
необходимость обновления автопарка;
рост коммерческих перевозок, жилищного и дорожного строительства;
государственные меры поддержки и стимулирование спроса;
реализацию инвестиционных и инфраструктурных проектов и государственных программ.
В 2023 году КАМАЗ занял 22% российского рынка грузовых автомобилей массой свыше 14 тонн. Доля компании снизилась из-за перехода на новую компонентную базу поколения К5, устойчивую к санкциям. Рынок рос быстрее, чем компания могла производить автомобили поколения К5, что также привело к увеличению доли китайских грузовиков. Рынок автомобилей массой от 8 до 14 тонн составил 13 тыс. единиц, что на 62% больше по сравнению с 2022 годом. Доля КАМАЗ в этом сегменте выросла до 27%.
Отрасль коммерческой техники, на которой специализируется компания, характеризуется наличием циклической компоненты и макроэкономической конъюнктурой. При этом на внутреннем рынке государство реализует ускоренную программу импортозамещения, а также активно развивается производство отечественной автотехники и автокомпонентов. Активное развитие e-commerce формирует спрос на развитие логистических и транспортных компаний. Растет спрос на обновление автопарка коммерческой автотехники по причине устаревания. В текущих условиях высоких процентных ставок активное развитие продуктов лизинга и различных финансовых услуг позволяет отечественному бизнесу реализовать имеющейся спрос на коммерческую автотехнику.
Стратегия развития ПАО «КАМАЗ»
В декабре 2023 года Совет директоров компании утвердил программу стратегического развития ПАО «КАМАЗ» на период до 2030 года — Стратегию «КАМАЗ-2030». Основные приоритеты Стратегии «КАМАЗ-2030» включают укрепление лидерских позиций в российском автомобилестроении, расширение рыночных сегментов, модернизацию производственных мощностей и ускорение инновационных разработок.
Стратегия до 2030 года предполагает достижение следующих показателей:
выручка на уровне 806 млрд рублей;
продажи грузовых автомобилей в объеме 60 тыс. единиц;
доля продаж на зарубежных рынках 16%;
EBITDA на уровне 9%.
Ожидается, что общая выручка компании на 2030 год составит 806 млрд рублей, что соответствует среднегодовым темпам роста выручки на уровне 13,44% к значению 2022 года. Наибольшая доля выручки также будет приходиться на грузовые автомобили и составит 63%. Также сформируется источник доходов от транспортного бизнеса на уровне 86 млрд рублей к 2030 году.

Финансовые показатели
Выручка компании за 2023 год выросла на 26,7% и достигла 370,3 млрд рублей. Существенный темп роста выручки за год обусловлен увеличением продаж в сегментах грузовых автомобилей и пассажирского транспорта (автобусы и электробусы).
Наибольшая доля в структуре выручки в размере 61,2% приходится на грузовые автомобили и сборочные комплекты. Автобусы, электробусы, прицепная техника и автобетоносмесители занимают 13,1% доли выручки, а запасные части — 10,2%.

EBITDA снизилась на 9,5%, а чистая прибыль — на 15,3% соответственно. При этом за период с 2018 по 2023 год среднегодовые темпы роста выручки составили 14,7%, EBITDA — 29,9%, чистой прибыли — 69,4%.

На снижение данных показателей за 2023 год, а также на снижение рентабельности по EBITDA и чистой прибыли отрицательно повлияли опережающие темпы роста себестоимости, коммерческих, общих и административных расходов, формирование резервов под ожидаемые кредитные убытки, а также наличие убытков от долей в ассоциированных компаниях и совместных предприятиях.

Положительным аспектом в деятельности компании за 2022–2023 годы является генерация чистого денежного потока от операционной деятельности выше значений капитальных затрат. При этом в рамках инвестиционной программы до 2030 года предусматриваются инвестиции на уровне 381 млрд рублей при динамике инвестиций на уровне 6–9% годовой выручки. В 2023 году объем реализации инвестиционной программы составил 8,6% от величины выручки.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) присвоило КАМАЗ кредитный рейтинг на уровне АА(RU) со стабильным прогнозом. Чистый долг на конец 2023 года составил 57,2 млрд рублей, что на 16% ниже показателя 2022 года. Отношение чистого долга к EBITDA находится на уровне 1,7x.
Дивиденды
КАМАЗ разместил 707 229 559 штук акций номинальной стоимостью 50 рублей. Обыкновенные акции компании входят во второй уровень листинга Московской биржи. Коэффициент free-float акций составляет 4%.
В соответствии с Положением о дивидендной политике ОАО «КАМАЗ» на выплату дивидендов направляется до 25% чистой прибыли. Дивиденды по результатам деятельности ПАО «КАМАЗ» за 2023 год составят 4 рубля 49 копеек на одну акцию. Тем самым компания направит на дивиденды за 2023 год 3,18 млрд рублей, что соответствует 19,6% от чистой прибыли, приходящейся на акционеров.

Выводы
КАМАЗ начал реализовывать стратегию «КАМАЗ-2030», чтобы повысить уровень конкурентоспособности и адаптироваться к текущим рыночным потребностям. На внутреннем рынке коммерческой техники наблюдается рост спроса благодаря реализации государством ускоренной программы импортозамещения. Также в условиях необходимости обновления автопарка и роста стоимости из-за высокой инфляции КАМАЗ использует инструменты лизинга, чтобы реализовать свою продукцию и поддержать спрос.
По итогам 2023 года компания показала существенный рост выручки. Однако опережающий темп роста издержек привел к снижению маржинальности бизнеса. В то же время компания продемонстрировала рост чистого операционного денежного потока, объем которого существенно превысил капитальные затраты. В соответствии с дивидендной политикой компания распределяет на дивиденды до 25% чистой прибыли. При этом реализация инвестиционной стратегии до 2030 года формирует риск того, что денежные средства, предназначенные для выплаты дивидендов, могут оказаться под давлением необходимости финансирования капитальных затрат.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
