25 июля 2024 Газпромбанк | КамАЗ
КАМАЗ — один из крупнейших производителей тяжелых грузовых автомобилей в России с долей рынка 47%. В мировом рейтинге производителей тяжелых грузовиков компания находится на 14-м месте. Продукция компании представлена на внутреннем рынке, а также поставляется на экспорт.
О компании
В состав Группы входит ПАО «НЕФАЗ», АО «Лизинговая компания „КАМАЗ“», ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов», ООО «КамазТехобслуживание», ООО «Центр обслуживания бизнеса», ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ», ООО «ИнтерТранс-КАМАЗ» и другие предприятия.
Основные конкуренты компании КАМАЗ на российском рынке грузовых автомобилей массой свыше 14 тонн и от 8 до 14 тонн — производители из дальнего зарубежья, а также отечественные и СНГ-компании, такие как АО «АЗ „УРАЛ“» и ОАО «МАЗ». На рынке автобусов большого класса конкурируют с ЛиАЗ, Volgabus, МАЗ и производителями стран дальнего зарубежья. В сегменте электробусов большого класса основным конкурентом выступает ЛиАЗ.
По итогам 2023 года компания произвела 45 512 единиц грузовых автомобилей, из которых на российский рынок пришлось 41 047 единиц, а на экспорт — 4465 единиц, 1453 единицы автобусов и 477 единиц электробусов.
Рыночная среда
По итогам 2023 года российский рынок грузовых автомобилей массой свыше 14 тонн достиг 135 тыс. единиц, что на 80% больше по сравнению с 2022 годом. Этот высокий рост был достигнут благодаря трем факторам:
масштабным государственным антикризисным мерам, направленным на повышение устойчивости экономики;
защите внутреннего рынка и поддержке отраслей;
активным инвестициям и усилиям бизнеса по преодолению негативных последствий.
Основные факторы, которые формируют спрос на российском рынке грузовых автомобилей, включают в себя:
необходимость обновления автопарка;
рост коммерческих перевозок, жилищного и дорожного строительства;
государственные меры поддержки и стимулирование спроса;
реализацию инвестиционных и инфраструктурных проектов и государственных программ.
В 2023 году КАМАЗ занял 22% российского рынка грузовых автомобилей массой свыше 14 тонн. Доля компании снизилась из-за перехода на новую компонентную базу поколения К5, устойчивую к санкциям. Рынок рос быстрее, чем компания могла производить автомобили поколения К5, что также привело к увеличению доли китайских грузовиков. Рынок автомобилей массой от 8 до 14 тонн составил 13 тыс. единиц, что на 62% больше по сравнению с 2022 годом. Доля КАМАЗ в этом сегменте выросла до 27%.
Отрасль коммерческой техники, на которой специализируется компания, характеризуется наличием циклической компоненты и макроэкономической конъюнктурой. При этом на внутреннем рынке государство реализует ускоренную программу импортозамещения, а также активно развивается производство отечественной автотехники и автокомпонентов. Активное развитие e-commerce формирует спрос на развитие логистических и транспортных компаний. Растет спрос на обновление автопарка коммерческой автотехники по причине устаревания. В текущих условиях высоких процентных ставок активное развитие продуктов лизинга и различных финансовых услуг позволяет отечественному бизнесу реализовать имеющейся спрос на коммерческую автотехнику.
Стратегия развития ПАО «КАМАЗ»
В декабре 2023 года Совет директоров компании утвердил программу стратегического развития ПАО «КАМАЗ» на период до 2030 года — Стратегию «КАМАЗ-2030». Основные приоритеты Стратегии «КАМАЗ-2030» включают укрепление лидерских позиций в российском автомобилестроении, расширение рыночных сегментов, модернизацию производственных мощностей и ускорение инновационных разработок.
Стратегия до 2030 года предполагает достижение следующих показателей:
выручка на уровне 806 млрд рублей;
продажи грузовых автомобилей в объеме 60 тыс. единиц;
доля продаж на зарубежных рынках 16%;
EBITDA на уровне 9%.
Ожидается, что общая выручка компании на 2030 год составит 806 млрд рублей, что соответствует среднегодовым темпам роста выручки на уровне 13,44% к значению 2022 года. Наибольшая доля выручки также будет приходиться на грузовые автомобили и составит 63%. Также сформируется источник доходов от транспортного бизнеса на уровне 86 млрд рублей к 2030 году.
Финансовые показатели
Выручка компании за 2023 год выросла на 26,7% и достигла 370,3 млрд рублей. Существенный темп роста выручки за год обусловлен увеличением продаж в сегментах грузовых автомобилей и пассажирского транспорта (автобусы и электробусы).
Наибольшая доля в структуре выручки в размере 61,2% приходится на грузовые автомобили и сборочные комплекты. Автобусы, электробусы, прицепная техника и автобетоносмесители занимают 13,1% доли выручки, а запасные части — 10,2%.
EBITDA снизилась на 9,5%, а чистая прибыль — на 15,3% соответственно. При этом за период с 2018 по 2023 год среднегодовые темпы роста выручки составили 14,7%, EBITDA — 29,9%, чистой прибыли — 69,4%.
На снижение данных показателей за 2023 год, а также на снижение рентабельности по EBITDA и чистой прибыли отрицательно повлияли опережающие темпы роста себестоимости, коммерческих, общих и административных расходов, формирование резервов под ожидаемые кредитные убытки, а также наличие убытков от долей в ассоциированных компаниях и совместных предприятиях.
Положительным аспектом в деятельности компании за 2022–2023 годы является генерация чистого денежного потока от операционной деятельности выше значений капитальных затрат. При этом в рамках инвестиционной программы до 2030 года предусматриваются инвестиции на уровне 381 млрд рублей при динамике инвестиций на уровне 6–9% годовой выручки. В 2023 году объем реализации инвестиционной программы составил 8,6% от величины выручки.
Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) присвоило КАМАЗ кредитный рейтинг на уровне АА(RU) со стабильным прогнозом. Чистый долг на конец 2023 года составил 57,2 млрд рублей, что на 16% ниже показателя 2022 года. Отношение чистого долга к EBITDA находится на уровне 1,7x.
Дивиденды
КАМАЗ разместил 707 229 559 штук акций номинальной стоимостью 50 рублей. Обыкновенные акции компании входят во второй уровень листинга Московской биржи. Коэффициент free-float акций составляет 4%.
В соответствии с Положением о дивидендной политике ОАО «КАМАЗ» на выплату дивидендов направляется до 25% чистой прибыли. Дивиденды по результатам деятельности ПАО «КАМАЗ» за 2023 год составят 4 рубля 49 копеек на одну акцию. Тем самым компания направит на дивиденды за 2023 год 3,18 млрд рублей, что соответствует 19,6% от чистой прибыли, приходящейся на акционеров.
Выводы
КАМАЗ начал реализовывать стратегию «КАМАЗ-2030», чтобы повысить уровень конкурентоспособности и адаптироваться к текущим рыночным потребностям. На внутреннем рынке коммерческой техники наблюдается рост спроса благодаря реализации государством ускоренной программы импортозамещения. Также в условиях необходимости обновления автопарка и роста стоимости из-за высокой инфляции КАМАЗ использует инструменты лизинга, чтобы реализовать свою продукцию и поддержать спрос.
По итогам 2023 года компания показала существенный рост выручки. Однако опережающий темп роста издержек привел к снижению маржинальности бизнеса. В то же время компания продемонстрировала рост чистого операционного денежного потока, объем которого существенно превысил капитальные затраты. В соответствии с дивидендной политикой компания распределяет на дивиденды до 25% чистой прибыли. При этом реализация инвестиционной стратегии до 2030 года формирует риск того, что денежные средства, предназначенные для выплаты дивидендов, могут оказаться под давлением необходимости финансирования капитальных затрат.
http://www.gazprombank.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
О компании
В состав Группы входит ПАО «НЕФАЗ», АО «Лизинговая компания „КАМАЗ“», ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов», ООО «КамазТехобслуживание», ООО «Центр обслуживания бизнеса», ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ», ООО «ИнтерТранс-КАМАЗ» и другие предприятия.
Основные конкуренты компании КАМАЗ на российском рынке грузовых автомобилей массой свыше 14 тонн и от 8 до 14 тонн — производители из дальнего зарубежья, а также отечественные и СНГ-компании, такие как АО «АЗ „УРАЛ“» и ОАО «МАЗ». На рынке автобусов большого класса конкурируют с ЛиАЗ, Volgabus, МАЗ и производителями стран дальнего зарубежья. В сегменте электробусов большого класса основным конкурентом выступает ЛиАЗ.
По итогам 2023 года компания произвела 45 512 единиц грузовых автомобилей, из которых на российский рынок пришлось 41 047 единиц, а на экспорт — 4465 единиц, 1453 единицы автобусов и 477 единиц электробусов.
Рыночная среда
По итогам 2023 года российский рынок грузовых автомобилей массой свыше 14 тонн достиг 135 тыс. единиц, что на 80% больше по сравнению с 2022 годом. Этот высокий рост был достигнут благодаря трем факторам:
масштабным государственным антикризисным мерам, направленным на повышение устойчивости экономики;
защите внутреннего рынка и поддержке отраслей;
активным инвестициям и усилиям бизнеса по преодолению негативных последствий.
Основные факторы, которые формируют спрос на российском рынке грузовых автомобилей, включают в себя:
необходимость обновления автопарка;
рост коммерческих перевозок, жилищного и дорожного строительства;
государственные меры поддержки и стимулирование спроса;
реализацию инвестиционных и инфраструктурных проектов и государственных программ.
В 2023 году КАМАЗ занял 22% российского рынка грузовых автомобилей массой свыше 14 тонн. Доля компании снизилась из-за перехода на новую компонентную базу поколения К5, устойчивую к санкциям. Рынок рос быстрее, чем компания могла производить автомобили поколения К5, что также привело к увеличению доли китайских грузовиков. Рынок автомобилей массой от 8 до 14 тонн составил 13 тыс. единиц, что на 62% больше по сравнению с 2022 годом. Доля КАМАЗ в этом сегменте выросла до 27%.
Отрасль коммерческой техники, на которой специализируется компания, характеризуется наличием циклической компоненты и макроэкономической конъюнктурой. При этом на внутреннем рынке государство реализует ускоренную программу импортозамещения, а также активно развивается производство отечественной автотехники и автокомпонентов. Активное развитие e-commerce формирует спрос на развитие логистических и транспортных компаний. Растет спрос на обновление автопарка коммерческой автотехники по причине устаревания. В текущих условиях высоких процентных ставок активное развитие продуктов лизинга и различных финансовых услуг позволяет отечественному бизнесу реализовать имеющейся спрос на коммерческую автотехнику.
Стратегия развития ПАО «КАМАЗ»
В декабре 2023 года Совет директоров компании утвердил программу стратегического развития ПАО «КАМАЗ» на период до 2030 года — Стратегию «КАМАЗ-2030». Основные приоритеты Стратегии «КАМАЗ-2030» включают укрепление лидерских позиций в российском автомобилестроении, расширение рыночных сегментов, модернизацию производственных мощностей и ускорение инновационных разработок.
Стратегия до 2030 года предполагает достижение следующих показателей:
выручка на уровне 806 млрд рублей;
продажи грузовых автомобилей в объеме 60 тыс. единиц;
доля продаж на зарубежных рынках 16%;
EBITDA на уровне 9%.
Ожидается, что общая выручка компании на 2030 год составит 806 млрд рублей, что соответствует среднегодовым темпам роста выручки на уровне 13,44% к значению 2022 года. Наибольшая доля выручки также будет приходиться на грузовые автомобили и составит 63%. Также сформируется источник доходов от транспортного бизнеса на уровне 86 млрд рублей к 2030 году.
Финансовые показатели
Выручка компании за 2023 год выросла на 26,7% и достигла 370,3 млрд рублей. Существенный темп роста выручки за год обусловлен увеличением продаж в сегментах грузовых автомобилей и пассажирского транспорта (автобусы и электробусы).
Наибольшая доля в структуре выручки в размере 61,2% приходится на грузовые автомобили и сборочные комплекты. Автобусы, электробусы, прицепная техника и автобетоносмесители занимают 13,1% доли выручки, а запасные части — 10,2%.
EBITDA снизилась на 9,5%, а чистая прибыль — на 15,3% соответственно. При этом за период с 2018 по 2023 год среднегодовые темпы роста выручки составили 14,7%, EBITDA — 29,9%, чистой прибыли — 69,4%.
На снижение данных показателей за 2023 год, а также на снижение рентабельности по EBITDA и чистой прибыли отрицательно повлияли опережающие темпы роста себестоимости, коммерческих, общих и административных расходов, формирование резервов под ожидаемые кредитные убытки, а также наличие убытков от долей в ассоциированных компаниях и совместных предприятиях.
Положительным аспектом в деятельности компании за 2022–2023 годы является генерация чистого денежного потока от операционной деятельности выше значений капитальных затрат. При этом в рамках инвестиционной программы до 2030 года предусматриваются инвестиции на уровне 381 млрд рублей при динамике инвестиций на уровне 6–9% годовой выручки. В 2023 году объем реализации инвестиционной программы составил 8,6% от величины выручки.
Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) присвоило КАМАЗ кредитный рейтинг на уровне АА(RU) со стабильным прогнозом. Чистый долг на конец 2023 года составил 57,2 млрд рублей, что на 16% ниже показателя 2022 года. Отношение чистого долга к EBITDA находится на уровне 1,7x.
Дивиденды
КАМАЗ разместил 707 229 559 штук акций номинальной стоимостью 50 рублей. Обыкновенные акции компании входят во второй уровень листинга Московской биржи. Коэффициент free-float акций составляет 4%.
В соответствии с Положением о дивидендной политике ОАО «КАМАЗ» на выплату дивидендов направляется до 25% чистой прибыли. Дивиденды по результатам деятельности ПАО «КАМАЗ» за 2023 год составят 4 рубля 49 копеек на одну акцию. Тем самым компания направит на дивиденды за 2023 год 3,18 млрд рублей, что соответствует 19,6% от чистой прибыли, приходящейся на акционеров.
Выводы
КАМАЗ начал реализовывать стратегию «КАМАЗ-2030», чтобы повысить уровень конкурентоспособности и адаптироваться к текущим рыночным потребностям. На внутреннем рынке коммерческой техники наблюдается рост спроса благодаря реализации государством ускоренной программы импортозамещения. Также в условиях необходимости обновления автопарка и роста стоимости из-за высокой инфляции КАМАЗ использует инструменты лизинга, чтобы реализовать свою продукцию и поддержать спрос.
По итогам 2023 года компания показала существенный рост выручки. Однако опережающий темп роста издержек привел к снижению маржинальности бизнеса. В то же время компания продемонстрировала рост чистого операционного денежного потока, объем которого существенно превысил капитальные затраты. В соответствии с дивидендной политикой компания распределяет на дивиденды до 25% чистой прибыли. При этом реализация инвестиционной стратегии до 2030 года формирует риск того, что денежные средства, предназначенные для выплаты дивидендов, могут оказаться под давлением необходимости финансирования капитальных затрат.
http://www.gazprombank.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу