Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Последует ли Банк России примеру Пола Волкера » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Последует ли Банк России примеру Пола Волкера

29 июля 2024 finversia.ru
Кредитную активность, инфляцию, ставку ЦБ и многое другое обсудили с экономистом Валерием Вайсбергом.

Делимся мнением эксперта от первого лица.

Парадоксальным образом действия Центрального банка по ужесточению денежно-кредитной политики не привели к существенному замедлению кредитования. Более того, в результате банки получили дополнительные ресурсы в виде депозитов для того, чтобы продолжать финансировать кредитную активность. Мы видим высокий спрос на кредиты в корпоративном секторе и в секторе потребительских кредитов.

Сейчас банки, особенно начиная с мая, когда они начали повышать ставки по депозитам, борются за пассивы. Они стараются привлекать больше средств. Недавно состоялся аукцион правительства Москвы, на котором банки привлекли по очень высоким ставкам достаточно длинные средства.

Видно, что экономическая активность не замедляется, несмотря на то что мы имеем инвертированную кривую доходности ОФЗ. Прогнозы по экономике и на этот год, и на следующий, и на 2026-2027 годы остаются положительными. В этом смысле Центральный банк переключает внимание на то, чтобы поток средств вкладчиков и сберегательное поведение населения сохранялись. Центральный банк буквально написал, что высокий спрос на капитал требует поддержания высокой нормы сбережения. Фактически переключение идет на то, чтобы банки имели бесперебойный доступ к пассивам, но при этом, естественно, сохраняли финансовую устойчивость.

Как оценивать инфляцию в России?
В недавнем выступлении председатель Европейского центрального банка Кристин Лагард сообщила, что в существующих моделях необходимо использовать детальный анализ текущих инфляционных трендов. То есть речь идет не об исторических тенденциях, а о тех, которые мы наблюдаем в данный момент.

Конечно, в этом смысле данные по недельной инфляции действительно могут быть показательными. В недельных данных можно увидеть, как ведут себя компоненты разной волатильности. К примеру, я смотрю на то, как ведут себя низковолатильные и высоковолатильные компоненты. Высоковолатильные – это, как правило, продовольствие. Я внимательно слежу за продовольствием, потому что это фактор, который формирует в том числе инфляционные ожидания.

Второй очень важный момент – это стоимость услуг. Если мы посмотрим на десятку товаров, которые на протяжении последних 5-6 месяцев вносят больший вклад в инфляцию, то увидим, что более половины из них – это разного рода услуги, в том числе регулируемые, и, конечно, туризм.

Ну и наконец, важно смотреть на то, насколько инфляция движется широким или узким фронтом. Я исключаю из расчета ту самую пресловутую десятку, которая вносит наибольший вклад в инфляцию на протяжении квартала или двух последних кварталов, и смотрю, как ведет себя остальная масса товаров. Пока что ни в сезонно-сглаженном, ни в номинальном выражении эта группа товаров, за исключением наиболее быстрорастущих, не вышла даже на уровень 4% год к году. А для того, чтобы вписаться в цель ЦБ, она должна быть на уровень 3-3,5%.

Важно понимать, что, пока не будет двух-трех подряд месяцев устойчивого снижения инфляции по широкому спектру индикаторов, говорить о победе над инфляцией не получится.

Применимы ли действия Пола Волкера к российским реалиям?
Для Пола Уолкера самым главным препятствием была политическая неготовность администрации США принять тот факт, что безработица сильно вырастет, что нужно замедлить экономику ради обеспечения низкого темпа инфляции. Российский Центральный банк, наоборот, пользуется полной поддержкой президента и достаточно конструктивно работает с правительством.

Сейчас в России другие вызовы. Это ситуация с платежами, с импортом и насыщенностью или ненасыщенностью рынка товарами. Центральный банк, безусловно, учитывает эффекты, которые оказывает повышение ставки на экономику. Понятно, что отрасли, которые нацелены на импортозамещение и технологический суверенитет, получают достаточно поддержки и в меньшей степени чувствительны к повышению ставки.

При этом отрасли, нацеленные на обеспечение рынка товарами и услугами, оказываются под давлением. Парадокс заключается в том, что, если перегнуть палку, если поднять ставку слишком сильно и лишить эти отрасли драйвера, ситуация только ухудшится. Предложение отечественных товаров, например, может сократиться или же отечественные производители начнут перекладывать на потребителей растущие издержки, что ускорит инфляцию.

Поэтому мне кажется, что действия по ставке – это история с очень сильной обратной связью. Просто взять и нажать на стоп-кран, чтобы остановить экономику, не получится.

http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу