8 августа 2024 Тинькофф Банк Жулькин Игорь
Государство снова наращивает расходы
Российский Минфин опубликовал предварительные итоги исполнения бюджета в январе — июле 2024 года.
По итогам семи месяцев расходы федеральной казны превышают ее доходы на 1,36 трлн рублей. За месяц дефицит вырос на 433 млрд.
Разбираемся, что происходит с бюджетом и как на него влияют укрепление рубля и высокая ключевая ставка.
Как бюджет реагирует на курс рубля
В январе — июле российский бюджет пополнился на 19,75 трлн рублей, из которых 2,65 трлн пришлось на июль. В сравнении с прошлым годом доходы выросли очень существенно — на 36% по итогам семи месяцев. Сильнее всего увеличились нефтегазовые доходы, что связано с более высокими ценами на нефть и более слабым курсом рубля. При этом оба этих фактора постепенно сходят на нет.
Если в первом полугодии поступления от нефти и газа превысили прошлогодний результат почти на 70%, то в июле — всего на 33%. Происходит это по двум причинам. Во-первых, конъюнктура для бюджета становится хуже, в том числе из-за укрепления рубля: в июне, по которому считаются июльские налоги нефтяников, доллар стоил в среднем 88 ₽, тогда как еще в мае — около 91 ₽.
А во-вторых, сравнение с прошлым годом становится все менее комплиментарным для года нынешнего, потому что из расчета выходят низкие показатели начала 2023, когда нефть была дешевой, а рубль — относительно крепким. Тогда во втором полугодии мы видели значительный рост налоговых поступлений от нефтяников, сейчас же они, напротив, снижаются. Нефтяные доходы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в июле составили 800 млрд рублей — после 855 млрд в июне и 940 в мае.
При этом общие нефтегазовые доходы бюджета в июле номинально выросли — благодаря налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), который собирается ежеквартально. В этот раз он принес полтриллиона рублей. Это позволило сохранить общий уровень доходов бюджета на стабильном для последних месяцев уровне 2,6—2,8 трлн рублей.
О том, что РФ стала зарабатывать на нефти меньше, чем планировали власти, говорит и динамика пополнения Фонда национального благосостояния. В августе Минфин сократил ежедневные покупки валюты и золота в ФНБ почти в пять раз по сравнению с июлем — с 5,4 млрд в рублевом эквиваленте до минимальных в этом году 1,1 млрд. Это произошло из-за того, что в июле бюджет недополучил 142 млрд рублей нефтегазовых доходов от объема, на который изначально рассчитывал Минфин.
На фоне укрепления рубля власти умерили оптимизм относительно нефтегазовых поступлений по итогам года: прогноз дополнительных доходов, то есть тех, что получают при высокой цене на нефть, в обновленной версии бюджета снизили с 1,82 до 1,05 трлн рублей.
Как посчитали опрошенные «Ведомостями» аналитики, по итогам года сильный рубль будет стоить бюджету не менее 500 млрд рублей недополученных доходов. Еще весной в правительстве ждали, что национальная валюта будет постепенно слабеть до 98 ₽ за доллар к концу года. Но пока все происходит наоборот: в июле средний курс был 87,4 ₽, а в августе опускался уже ниже 85 ₽.
Также не на пользу бюджету идет и сокращение производства нефти в стране. Россия весной подписалась под обязательством перед ОПЕК+ снизить добычу. По прогнозам правительства, в 2024 она составит 505—515 млн тонн вместо ожидавшихся 523 млн. Это на 3—5% ниже результата прошлого года. В последний раз меньше нефти Россия добывала в пандемийном 2020 году.
И тем не менее решающее значение для бюджета будет иметь цена на российскую нефть. В первом полугодии марка Urals в среднем стоила 69,4 $ за баррель при прогнозной цене 65 $, заложенной в расчет бюджета. Если цены останутся стабильно высокими, это поможет компенсировать потери от валютного курса, а удорожание сырья приведет к росту доходов. Каждый дополнительный доллар в цене нефти дает бюджету 150—170 млрд рублей, подсчитал Александр Исаков из Bloomberg Economics.
Как рост цен и ВВП поддерживают бюджет
При планировании бюджета правительство прогнозировало, что ВВП страны вырастет в 2024 году на 2,3%, а инфляция составит 5,1%. Но по факту и экономика, и цены растут быстрее. В первом полугодии, по оценке Минэкономразвития, ВВП прибавил 4,7%. Если такая динамика сохранится, темпы роста окажутся вдвое выше изначальных прогнозов. Годовая инфляция в конце июля превышала 9%, что также почти вдвое выше ожиданий на конец года.
В совокупности эти факторы дают бюджету дополнительную базу для доходов, не связанных с производством нефти и газа. В этом году таких доходов уже собрали на четверть больше, чем за те же семь месяцев 2023, — 12,97 трлн рублей. И это почти вдвое больше, чем текущие поступления от нефтяников и газовиков.
В отличие от сверхплановых нефтегазовых доходов поступления по прочим налогам и сборам власти могут тратить в полном объеме, не откладывая излишки на черный день. Именно поэтому в середине года правительству пришлось корректировать бюджет, увеличивая план расходов. В поправках, которые приняли в июле, объем расходов увеличили на полтриллиона рублей — до 37,2 трлн.
По итогам июля расходы исполнили на 57% от годового плана — власти потратили за семь месяцев 21,1 трлн рублей, включая 3,1 трлн в июле. В последние месяцы объемы расходов растут: в мае они составляли 2,1 трлн, в июне — 2,75. На фоне стабильного уровня доходов это приводит к увеличению накопленного с начала года дефицита: за июль он вырос на 433 млрд рублей и достиг 1,36 трлн, или 0,7% ВВП, — при плане 1,1% на конец года.
Чем опасна для бюджета высокая ставка
В дальнейшем рост расходов, кроме прочего, будет подогревать и высокая ключевая ставка, с помощью которой ЦБ пытается бороться с инфляцией. В конце июля ее повысили с 16 до 18%. К ней привязана значительная часть государственного долга правительства: чем она выше, тем больше расходы на обслуживание займов. По данным Минфина на начало июля, объем гособлигаций с переменным купоном составлял 7,5 трлн рублей, а с постоянным доходом — 11,9 трлн.
Также высокая ключевая ставка вынуждает увеличивать расходы на субсидирование льготных кредитов. В Минфине подсчитали, что при повышении ставки на процентный пункт затраты на обслуживание госдолга и финансирование программ льготного кредитования возрастают на 200 млрд рублей.
Рост расходов на субсидии стал одной из причин, по которой правительство в этом году свернуло льготную ипотеку и ужесточило правила выдачи кредитов по семейной программе. А недавно появились сообщения, что власти могут отменить льготные программы кредитования малого и среднего бизнеса, которые особенно востребованы в период высоких ставок.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Российский Минфин опубликовал предварительные итоги исполнения бюджета в январе — июле 2024 года.
По итогам семи месяцев расходы федеральной казны превышают ее доходы на 1,36 трлн рублей. За месяц дефицит вырос на 433 млрд.
Разбираемся, что происходит с бюджетом и как на него влияют укрепление рубля и высокая ключевая ставка.
Как бюджет реагирует на курс рубля
В январе — июле российский бюджет пополнился на 19,75 трлн рублей, из которых 2,65 трлн пришлось на июль. В сравнении с прошлым годом доходы выросли очень существенно — на 36% по итогам семи месяцев. Сильнее всего увеличились нефтегазовые доходы, что связано с более высокими ценами на нефть и более слабым курсом рубля. При этом оба этих фактора постепенно сходят на нет.
Если в первом полугодии поступления от нефти и газа превысили прошлогодний результат почти на 70%, то в июле — всего на 33%. Происходит это по двум причинам. Во-первых, конъюнктура для бюджета становится хуже, в том числе из-за укрепления рубля: в июне, по которому считаются июльские налоги нефтяников, доллар стоил в среднем 88 ₽, тогда как еще в мае — около 91 ₽.
А во-вторых, сравнение с прошлым годом становится все менее комплиментарным для года нынешнего, потому что из расчета выходят низкие показатели начала 2023, когда нефть была дешевой, а рубль — относительно крепким. Тогда во втором полугодии мы видели значительный рост налоговых поступлений от нефтяников, сейчас же они, напротив, снижаются. Нефтяные доходы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в июле составили 800 млрд рублей — после 855 млрд в июне и 940 в мае.
При этом общие нефтегазовые доходы бюджета в июле номинально выросли — благодаря налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), который собирается ежеквартально. В этот раз он принес полтриллиона рублей. Это позволило сохранить общий уровень доходов бюджета на стабильном для последних месяцев уровне 2,6—2,8 трлн рублей.
О том, что РФ стала зарабатывать на нефти меньше, чем планировали власти, говорит и динамика пополнения Фонда национального благосостояния. В августе Минфин сократил ежедневные покупки валюты и золота в ФНБ почти в пять раз по сравнению с июлем — с 5,4 млрд в рублевом эквиваленте до минимальных в этом году 1,1 млрд. Это произошло из-за того, что в июле бюджет недополучил 142 млрд рублей нефтегазовых доходов от объема, на который изначально рассчитывал Минфин.
На фоне укрепления рубля власти умерили оптимизм относительно нефтегазовых поступлений по итогам года: прогноз дополнительных доходов, то есть тех, что получают при высокой цене на нефть, в обновленной версии бюджета снизили с 1,82 до 1,05 трлн рублей.
Как посчитали опрошенные «Ведомостями» аналитики, по итогам года сильный рубль будет стоить бюджету не менее 500 млрд рублей недополученных доходов. Еще весной в правительстве ждали, что национальная валюта будет постепенно слабеть до 98 ₽ за доллар к концу года. Но пока все происходит наоборот: в июле средний курс был 87,4 ₽, а в августе опускался уже ниже 85 ₽.
Также не на пользу бюджету идет и сокращение производства нефти в стране. Россия весной подписалась под обязательством перед ОПЕК+ снизить добычу. По прогнозам правительства, в 2024 она составит 505—515 млн тонн вместо ожидавшихся 523 млн. Это на 3—5% ниже результата прошлого года. В последний раз меньше нефти Россия добывала в пандемийном 2020 году.
И тем не менее решающее значение для бюджета будет иметь цена на российскую нефть. В первом полугодии марка Urals в среднем стоила 69,4 $ за баррель при прогнозной цене 65 $, заложенной в расчет бюджета. Если цены останутся стабильно высокими, это поможет компенсировать потери от валютного курса, а удорожание сырья приведет к росту доходов. Каждый дополнительный доллар в цене нефти дает бюджету 150—170 млрд рублей, подсчитал Александр Исаков из Bloomberg Economics.
Как рост цен и ВВП поддерживают бюджет
При планировании бюджета правительство прогнозировало, что ВВП страны вырастет в 2024 году на 2,3%, а инфляция составит 5,1%. Но по факту и экономика, и цены растут быстрее. В первом полугодии, по оценке Минэкономразвития, ВВП прибавил 4,7%. Если такая динамика сохранится, темпы роста окажутся вдвое выше изначальных прогнозов. Годовая инфляция в конце июля превышала 9%, что также почти вдвое выше ожиданий на конец года.
В совокупности эти факторы дают бюджету дополнительную базу для доходов, не связанных с производством нефти и газа. В этом году таких доходов уже собрали на четверть больше, чем за те же семь месяцев 2023, — 12,97 трлн рублей. И это почти вдвое больше, чем текущие поступления от нефтяников и газовиков.
В отличие от сверхплановых нефтегазовых доходов поступления по прочим налогам и сборам власти могут тратить в полном объеме, не откладывая излишки на черный день. Именно поэтому в середине года правительству пришлось корректировать бюджет, увеличивая план расходов. В поправках, которые приняли в июле, объем расходов увеличили на полтриллиона рублей — до 37,2 трлн.
По итогам июля расходы исполнили на 57% от годового плана — власти потратили за семь месяцев 21,1 трлн рублей, включая 3,1 трлн в июле. В последние месяцы объемы расходов растут: в мае они составляли 2,1 трлн, в июне — 2,75. На фоне стабильного уровня доходов это приводит к увеличению накопленного с начала года дефицита: за июль он вырос на 433 млрд рублей и достиг 1,36 трлн, или 0,7% ВВП, — при плане 1,1% на конец года.
Чем опасна для бюджета высокая ставка
В дальнейшем рост расходов, кроме прочего, будет подогревать и высокая ключевая ставка, с помощью которой ЦБ пытается бороться с инфляцией. В конце июля ее повысили с 16 до 18%. К ней привязана значительная часть государственного долга правительства: чем она выше, тем больше расходы на обслуживание займов. По данным Минфина на начало июля, объем гособлигаций с переменным купоном составлял 7,5 трлн рублей, а с постоянным доходом — 11,9 трлн.
Также высокая ключевая ставка вынуждает увеличивать расходы на субсидирование льготных кредитов. В Минфине подсчитали, что при повышении ставки на процентный пункт затраты на обслуживание госдолга и финансирование программ льготного кредитования возрастают на 200 млрд рублей.
Рост расходов на субсидии стал одной из причин, по которой правительство в этом году свернуло льготную ипотеку и ужесточило правила выдачи кредитов по семейной программе. А недавно появились сообщения, что власти могут отменить льготные программы кредитования малого и среднего бизнеса, которые особенно востребованы в период высоких ставок.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу