Многоликость рубля может оказаться временной вследствие перехода внешней торговли на юань
Правы оказались те прорицатели, которые в начале современного сложного периода нашей экономики прогнозировали появление множественности курсов. Сначала рынок просто сломался, и изумленный наблюдатель увидел то, что уже никогда не мечтал увидеть: евро и доллар в районе 50 за рубль (у некоторых фантазия разыгралась особенно бурно с заявками на 30). Компании из России пытались спасти от санкций свои активы, когда увидели, что Запад заморозил 300 миллиардов долларов золото-валютных резервов. Потом ситуация выровнялась, и курс вернулся к более обоснованным (устраивающим обе стороны сделки) уровням.
На сегодняшний день, после введения в июне санкций против Мосбиржи, или фактического почти полного запрета на торговлю долларом и евро, которых в России теперь называют «токсичными валютами», рынок снова поломался: появилось много курсов рубля, и простому обывателю разобраться стало сложно.
Так, курс юаня на Московской бирже вчера падал до 11.65 за рубль за юань, а на межбанковском офшорном рынке сохранялся дефицит юаня за рубли сохраняется. Стоимость офшорного юаня превышала 12.97 рубля за юань. Причина здесь во вторичных санкциях США из-за страха подвергнуться наказанию Вашингтона. Поэтом те китайские банки, которые еще ведут дела с нашими компаниями, подняли офера на 5-7% выше внутрироссийского биржевого курса.
Как следствие, разница между курсом доллара на офшорном межбанке и расчётным курсом доллара к рублю на основе стоимости юаня на бирже увеличилась до 9 рублей. В евро наблюдалась аналогичная разница, составив 10 рублей. Сентябрьский фьючерс на доллар был дешевле офшорного курса на 3.5 рубля.
У каждого теперь свой курс. Путаница с этой многоликостью может оказаться временной. Курс валюты является производным понятием от сделки: нет сделки — нет курса. В зависимости от спроса и предложения по совокупности валютных сделок (по счету текущих и капитальных операций платежного баланса) определяется курс той или иной пары. Если раньше совершались сделки с участием доллара и евро, а кросс-курсы остальных валют (в том числе юаня) выводили расчетным путем, то теперь все ровно наоборот. Есть сделки в юанях и рублях и необходимо от них расчетным путем выводить кросс-курсы уже «токсичных» резервных доллара и евро. При этом сам курс юаня в России и за границей отличается из-за угрозы вторичных санкций. Отличаются и курсы доллара и евро: отчасти из-за расчета через юань, отчасти из-за прямых сделок.
Такие прямые сделки еще проводятся вне Мосбиржи. Например, все еще нужно принимать оплату в евро и конвертировать в рубли за поставки российского трубопроводного газа и СПГ (есть и прямые контракты с оплатой в долларах). С 2025 года поставки первого могут прекратиться в Европу. Такие прямые сделки и формируют уже свой курс, который отличается от того, что рассчитывается через юань. Но поскольку внешнеторговых сделок с оплатой в юане становится все больше, этот расчетный (через китайскую валюту) курс токсичных валют может начать доминировать над прямым курсом. Время покажет. Статистика показывается, что доля юаня и рубля во внешнеторговых расчетах постоянно увеличивается.
http://www.profinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу