Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Новая АЭС и мил­лион для много­дет­ных: главные итоги Восточ­ного экономи­ческого форума » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Новая АЭС и мил­лион для много­дет­ных: главные итоги Восточ­ного экономи­ческого форума

8 сентября 2024 Тинькофф Банк Городилов Михаил
О чем договорились участники ВЭФ

6 сентября во Владивостоке завершился Восточный экономический форум, который в 2024 году прошел в девятый раз.

Официальные итоги ВЭФ — это 258 подписанных соглашений на рекордные для форума 5,4 трлн рублей. В числе важнейших договоренностей — решения о строительстве новых крупных предприятий в разных регионах страны, например лесоперерабатывающего завода в Сахалинской области и химического комплекса в Коми.

Но были и другие важные объявления, которые касаются многих россиян. Например, о предстоящем сильном росте цен на такси или об увеличении выплат для многодетных при покупке жилья.

Мы собрали для вас дайджест главных новостей Восточного экономического форума.

Восточный экономический форум — это международное деловое мероприятие, которое проходит на острове Русском в Приморском крае.

Форум проводят с 2015 года. Согласно буклету мероприятия, ВЭФ призван помогать укреплять связи российского и международного сообщества, а также содействовать развитию Дальнего Востока.

В 2024 году на форум приехали 7 тысяч гостей из 75 стран. Для сравнения: в 2023 было 6,3 тысячи участников из 62 стран. В основном сюда приезжают российские бизнесмены, а зарубежные гости — это главным образом представители стран Азии: Китая, Индии, Казахстана и других. В 2024 форум посетили зампредседателя КНР Хань Чжэн и премьер Малайзии Анвар Ибрагим. Но и Европа тоже была представлена: на полях форума советник президента РФ Антон Кобяков встретился с зампредправительства Сербии Александром Вулиным.

Участники форума договариваются о реализации новых совместных проектов и подписывают соответствующие соглашения. В 2024 году объем таких договоренностей стал рекордным — 5,39 трлн рублей. В 2023 году было 3,818 трлн, в 2022 — 3,27.


Как будет развиваться Дальний Восток

Большая часть громких заявлений на форуме была связана с внутрироссийской повесткой. В частности, президент РФ много говорил о развитии Дальнего Востока. Вот основные тезисы.

Доступность жилья в регионе будут повышать. Для дальневосточных и арктических регионов сохранят льготную ипотечную ставку 2%. Это позволит поддержать высокие темпы строительства жилья — за последние пять лет его объемы, по словам Путина, выросли вдвое. Также он поручил поднять с 50 тысяч до миллиона рублей выплату на погашение ипотеки многодетным в дальневосточных регионах с низкой рождаемостью. Причем сделают это задним числом — с 1 июля. Ранее такие условия действовали только в Приморском крае.

На развитие городов добавят денег. На реализацию мастер-планов развития арктических и дальневосточных городов уже выделили 30 млрд рублей. Президент пообещал добавить еще 100 млрд. Эти планы рассчитаны на 2025—2030 годы, они затрагивают 22 административных центра и включают пространственное и экономическое развитие территорий. Например, по мастер-плану проектируют город-спутник Владивостока, который объединит его в одну линию с Артемом и Надеждинским районом.

Иностранным инвесторам обещают преференции. Президент попросил правительство и Госдуму ускорить принятие закона о МТОР — международных территориях опережающего развития. Первую такую территорию планируют создать в Приморье. Для резидентов МТОР будут действовать специальные условия: налоговые преференции, отсутствие ограничений на долю иностранных инвесторов в капитале, возможность закрыть публичную информацию о компании для защиты от санкций. Интерес к МТОР проявляют в Китае и Беларуси, рассказал Путин.

Во Владивостоке уже действует специальный административный район (САР) на острове Русском с особыми экономическими условиями для зарегистрированных там предприятий. По словам президента, его резидентами стали уже более 100 компаний, включая переехавшие из иностранных юрисдикций. За счет САР в Россию вернулось из офшоров более 5,5 трлн рублей.

На Дальнем Востоке могут построить АЭС. Атомная электростанция нужна, чтобы избежать дефицита мощностей на фоне растущего энергопотребления. Точное место и сроки строительства пока не называются. Глава «Росатома» Алексей Лихачев заявил, что компания может построить и запустить первый энергоблок уже к 2032 году. По его словам, речь пока идет о создании мощностей в Хабаровске, Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре.

На этом фоне гендиректор компании «Россети» Андрей Рюмин сообщил, что компания планирует в 2024—2029 годах инвестировать в инфраструктуру Дальнего Востока в общей сложности 600 млрд рублей. До 2029 года здесь планируют ввести в эксплуатацию 4500 МВ·А трансформаторной мощности и 8,5 тысячи километров линий электропередачи.

При университетах построят новые кампусы. Президент поручил построить сразу несколько студенческих кампусов в Чите, Улан-Удэ и Петропавловске-Камчатском. А на базе Дальневосточного федерального университета создадут еще один инновационный научно-технологический центр, где будут заниматься исследованиями в области морской инженерии и биотехнологий.

Каких инвестиций ждут на Дальнем Востоке

Восточный экономический форум — это площадка, где власти и бизнес договариваются о привлечении инвестиций. За год после ВЭФ-2023 в регион удалось привлечь 800 млрд рублей, что позволило создать 18 тысяч рабочих мест.

А всего за последние 10 лет в экономику Дальнего Востока вложили 4,2 трлн рублей частных денег. По данным «Ренессанс-капитала», которые назвали на ВЭФ, инвестиции в основной капитал здесь растут каждый год на 10% — в два раза быстрее, чем в среднем по стране. Этому способствуют как господдержка, так и рост туризма, считают эксперты.

Президент заявил, что привлеченные инвестиции привели к созданию на Дальнем Востоке более 140 тысяч рабочих мест.

В этот раз участники форума тоже анонсировали ряд новых больших проектов — как на востоке страны, так и в арктической зоне. Вот крупнейшие из них.

Лесопереработка и морской терминал на Сахалине. В проект планирует вложиться китайская инвесткомпания «Шоуненг Управление инвестициями». Объем финансирования комплекса по переработке древесины составит 200 млн рублей, а многофункциональный морской логистический терминал в порту Александровск-Сахалинский обойдется в 60 млрд. На новых предприятиях создадут 716 рабочих мест. На заводе будут выпускать паркет, шпон, фанеру и домокомплекты, в частности с прицелом на экспорт. Инвестиции в порт также должны расширить экспортный потенциал региона.

Газохимическое производство в Коми. Воркутинский химический комплекс хотят построить за 200 млрд рублей. Производственные мощности проекта составят 1,2 млн тонн аммиака и 1,7 млн тонн карбамида в год. Он позволит создать до 2 тысяч новых рабочих мест. Ранее об этом предприятии уже говорили на ПМЭФ-2024, тогда глава Коми заявлял, что новый комплекс будет производить полиэтилен, удобрения и другую продукцию и позволит региону заниматься не только добычей нефти и газа, но и их переработкой.

Всего на форуме подписали соглашения на 5,39 трлн рублей. Это превзошло ожидания: ранее аналитики предполагали, что сумма может превысить 4 трлн рублей. Участники форума анонсировали и другие крупные проекты, параметры которых еще не зафиксированы на бумаге.

Строительство новой верфи во Владивостоке. Предварительно ее стоимость оценивается в 5 млрд долларов. Проект планируется реализовать в рамках развития Объединенной судостроительной компании. В августе 2023 года ее передали в доверительное управление ВТБ. На форуме глава банка Андрей Костин рассказал, что верфь для крупнотоннажных судов построят в бухте Промежуточной. Она позволит производить торговые суда размером до 300 м: контейнеровозы, балкеры, танкеры и газовозы.

Также Костин сообщил журналистам в кулуарах форума, что ВТБ приобрел ПГК — Первую грузовую компанию. Это крупнейший в РФ железнодорожный оператор. СМИ пишут, что актив купили исходя из оценки в более 200 млрд рублей с учетом долга компании перед банком.

На форуме много говорили о проблемах, связанных с усложнением логистики на Дальнем Востоке. Разворот российской внешнеторговой деятельности на Восток привел к сильнейшей перегрузке транспортной инфраструктуры.

По словам вице-президента по линейно-логистическому дивизиону FESCO Германа Маслова, контейнерные терминалы региона загружены на 100%. А гендиректор «Уголь-транса» Хасан Зябиров рассказал, что по итогам первых восьми месяцев с Дальнего Востока вывезли 112,3 тысячи контейнеров — больше, чем за весь прошлый год.

По данным правительства РФ, модернизация восточного коридора российских железных дорог обойдется в 3,7 трлн рублей. Интересно, что порты Дальнего Востока развиваются быстрее: первый заместитель гендиректора по стратегии и развитию ГК «Дело» Александр Иодчин заявил, что к 2030 году мощности портов в регионе вырастут до 422 млн тонн и будут в два раза превышать мощности железных дорог.

О чем еще говорил бизнес

На ВЭФ российский бизнес говорит не только о планах, связанных с Дальним Востоком.

Так, основательница Wildberries Татьяна Бакальчук анонсировала, что компания в ближайшее время начнет продавать услуги. А основатель АФК «Система» Владимир Евтушенков сообщил, что холдинг будет увеличивать свою долю в лесопромышленной компании Segezha Group в рамках допэмиссии акций. Насколько вырастет доля, неизвестно. Сейчас она составляет 62,2%.

Цены на такси могут сильно взлететь. Такое заявление сделал директор по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти «Яндекс Такси» Антон Петраков. Он считает, что цены могут вырасти на десятки процентов.

Удорожание поездок, по словам Петракова, — это следствие острого дефицита водителей в стране. К нему приводит ужесточение регулирования отрасли и несовершенство российской миграционной политики, считает менеджер.

Петраков предлагает ввести экспериментальный правовой режим для такси, в частности либерализовать применение технологий. «Мы точно знаем, что можно оцифровать путевые листы, медицинские осмотры. Можно сделать короткие, вплоть до минуты, дневные полисы страхования».

Другие представители отрасли согласны с проблемой нехватки водителей в РФ. По данным сервиса «Максим», дефицит кадров в такси может составлять от 500 до 700 тысяч человек.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу