23 сентября 2024 БКС Экспресс | Эталон
Аналитики посетили мероприятие, в котором принял участие директор по работе с инвесторами Эталона. По итогам встречи подтверждаем «Позитивный» взгляд на акции девелопера, учитывая сильную стратегию региональной экспансии компании.
Главное
• Бизнес в регионах растет высокими темпами. Продажи в I полугодии 2024 г. увеличились в 1,9х раза, до рекордных 116 тыс. кв. м.
• Эталон планирует поддерживать маржу, комбинируя проекты в столице и регионах. Общая целевая валовая рентабельность Эталона составляет 35% при целевой рентабельности по региональным проектам на уровне 30%, 31% — в I полугодии 2024 г.
• В рамках стратегии региональной экспансии Эталон планирует увеличить количество регионов присутствия до 15 к 2026 г., 10 — на I полугодие 2024 г.
• Наш взгляд — «Позитивный», видим потенциал роста котировок на 80%.
В деталях
Активная региональная экспансия в рамках стратегии на 2026 г. В рамках стратегии региональной экспансии, утвержденной в 2020 г., Эталон уже расширил свое географическое присутствие до 10 регионов, а к 2026 г. планирует увеличить это число до 15. Доля продаж в регионах в I полугодии 2024 г. составила 30% от общих продаж компании, 4% — в I полугодии 2022 г.
Для выхода на новые рынки Эталон рассматривает для себя города или агломерации с населением более миллиона человек, высоким неудовлетворенным спросом и растущими зарплатами населения. Малые города девелопер не рассматривает из-за экономической нецелесообразности. При этом, как отмечает компания, после увеличения числа регионов присутствия до 15, нет планов и далее выходить на новые рынки, в планах — расширение деятельности в текущих городах.
По состоянию на I полугодие 2024 г. Эталон присутствует в следующих городах и регионах: Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ленинградская область, Казань, Тюмень, Екатеринбург, Новосибирск, Омск и Ростов-на-Дону. В каждом регионе присутствия Эталон стремится сформировать сбалансированный портфель, состоящий из одного крупного якорного и 3–4 небольших проектов для диверсификации предложения.
Избыток предложения на столичном рынке. Компания заявляет, что у нее нет фокуса на строительстве в Москве и Санкт-Петербурга из-за ограниченного спроса и перенасыщенности рынка крупными девелоперами. Тем не менее компания не собирается уходить с этих рынков и планирует пополнять проектный портфель. Перспективными Эталон считает рынки регионов в связи с меньшей конкуренцией и необходимостью обновлять более ветхий жилой фонд. Несмотря на это, компания отмечает наличие высокой конкуренции и на региональных рынках из-за присутствия местных игроков, а также консолидации рынка другими федеральными девелоперами.
В фокусе жилье эконом- и комфорт-классов в регионах. Наиболее востребованный продукт в регионах — жилье эконом- и комфорт-классов. Вместе с тем в Казани Эталон отмечает повышенный спрос на сегмент бизнес- и элит-классов — 25% от продаж в регионе. Это близко к показателям столичного региона и приводит к низкой доле ипотеки в размере 39%, по меркам регионального рынка.
Компания подтвердила намерение укреплять свои позиции и расширяться на рынке Казани. В остальных регионах доля жилья высокого класса невысока, в основном это масс-маркет. Также девелопер подтвердил, что не планирует выходить на рынок индивидуального жилищного строительства и вертикальной интеграции сторонних продуктов — комплектация квартир собственными кухнями, как это делает застройщик «Самолет». Эталон объясняет это решение нежеланием смещать фокус на менее маржинальные сегменты.
МИП и готовые проекты в приоритете. Заходить в новые регионы Эталон планирует с помощью МИП (масштабный инвестиционный проект), по которым компания получает льготные условия выхода в проект с меньшим отвлечением денежных средств на начальных этапах. Также компания подтвердила, что при прочих равных условиях отдает предпочтение покупке проектов с готовой проектной и разрешительной документацией, что, в свою очередь, экономически эффективнее при реализации небольших и средних проектов.
Рассрочка вместо ипотеки. Отмену льготной ипотеки и изменения в субсидированных программах Эталон компенсирует собственным финансовым продуктом — программой рассрочек. Доля продаж в рассрочку в июле составила 65%. По такой схеме стоимость лота для клиента выше, однако дает возможность накопить необходимую сумму к моменту ввода жилья. В столичном регионе спрос на жилье менее подвержен негативному влиянию изменения параметров субсидированных программ, так как средний чек лотов составляет около 20 млн руб., что изначально не подпадало под программы льготной ипотеки.
К фундаментальным драйверам рынка Эталон относит низкий объем жилищного фонда на душу населения — 28 кв. м на человека при целевых 33 кв. м на человека к 2030 г. — и возможность консолидации рынка крупными игроками.
Рост за счет регионов, высокая рентабельность благодаря столице и оптимизации затрат. Общая целевая валовая рентабельность Эталона составляет 35% при целевой рентабельности по региональным проектам на уровне 30%. Это возможно за счет микса проектов столичного региона высокого класса с ограниченным спросом, но повышенной рентабельностью, и более массовых региональных проектов.
Эталон — девелопер полного цикла, за счет чего в условиях дефицита кадров может эффективно привлекать своих сотрудников в новые регионы. Наличие собственного проектного бюро позволяет проявлять гибкость в разработке проектов для конкретных регионов.
У нас «Позитивный» взгляд на акции компании. Эталон — уникальная история в секторе девелопмента, которая демонстрирует высокие темпы роста бизнеса. Сохраняем «Позитивный» взгляд на акции Эталон с целевой ценой на ближайшие 12 месяцев 120 руб. за акцию, что предполагает потенциал роста котировок на 80%.
http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Главное
• Бизнес в регионах растет высокими темпами. Продажи в I полугодии 2024 г. увеличились в 1,9х раза, до рекордных 116 тыс. кв. м.
• Эталон планирует поддерживать маржу, комбинируя проекты в столице и регионах. Общая целевая валовая рентабельность Эталона составляет 35% при целевой рентабельности по региональным проектам на уровне 30%, 31% — в I полугодии 2024 г.
• В рамках стратегии региональной экспансии Эталон планирует увеличить количество регионов присутствия до 15 к 2026 г., 10 — на I полугодие 2024 г.
• Наш взгляд — «Позитивный», видим потенциал роста котировок на 80%.
В деталях
Активная региональная экспансия в рамках стратегии на 2026 г. В рамках стратегии региональной экспансии, утвержденной в 2020 г., Эталон уже расширил свое географическое присутствие до 10 регионов, а к 2026 г. планирует увеличить это число до 15. Доля продаж в регионах в I полугодии 2024 г. составила 30% от общих продаж компании, 4% — в I полугодии 2022 г.
Для выхода на новые рынки Эталон рассматривает для себя города или агломерации с населением более миллиона человек, высоким неудовлетворенным спросом и растущими зарплатами населения. Малые города девелопер не рассматривает из-за экономической нецелесообразности. При этом, как отмечает компания, после увеличения числа регионов присутствия до 15, нет планов и далее выходить на новые рынки, в планах — расширение деятельности в текущих городах.
По состоянию на I полугодие 2024 г. Эталон присутствует в следующих городах и регионах: Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Ленинградская область, Казань, Тюмень, Екатеринбург, Новосибирск, Омск и Ростов-на-Дону. В каждом регионе присутствия Эталон стремится сформировать сбалансированный портфель, состоящий из одного крупного якорного и 3–4 небольших проектов для диверсификации предложения.
Избыток предложения на столичном рынке. Компания заявляет, что у нее нет фокуса на строительстве в Москве и Санкт-Петербурга из-за ограниченного спроса и перенасыщенности рынка крупными девелоперами. Тем не менее компания не собирается уходить с этих рынков и планирует пополнять проектный портфель. Перспективными Эталон считает рынки регионов в связи с меньшей конкуренцией и необходимостью обновлять более ветхий жилой фонд. Несмотря на это, компания отмечает наличие высокой конкуренции и на региональных рынках из-за присутствия местных игроков, а также консолидации рынка другими федеральными девелоперами.
В фокусе жилье эконом- и комфорт-классов в регионах. Наиболее востребованный продукт в регионах — жилье эконом- и комфорт-классов. Вместе с тем в Казани Эталон отмечает повышенный спрос на сегмент бизнес- и элит-классов — 25% от продаж в регионе. Это близко к показателям столичного региона и приводит к низкой доле ипотеки в размере 39%, по меркам регионального рынка.
Компания подтвердила намерение укреплять свои позиции и расширяться на рынке Казани. В остальных регионах доля жилья высокого класса невысока, в основном это масс-маркет. Также девелопер подтвердил, что не планирует выходить на рынок индивидуального жилищного строительства и вертикальной интеграции сторонних продуктов — комплектация квартир собственными кухнями, как это делает застройщик «Самолет». Эталон объясняет это решение нежеланием смещать фокус на менее маржинальные сегменты.
МИП и готовые проекты в приоритете. Заходить в новые регионы Эталон планирует с помощью МИП (масштабный инвестиционный проект), по которым компания получает льготные условия выхода в проект с меньшим отвлечением денежных средств на начальных этапах. Также компания подтвердила, что при прочих равных условиях отдает предпочтение покупке проектов с готовой проектной и разрешительной документацией, что, в свою очередь, экономически эффективнее при реализации небольших и средних проектов.
Рассрочка вместо ипотеки. Отмену льготной ипотеки и изменения в субсидированных программах Эталон компенсирует собственным финансовым продуктом — программой рассрочек. Доля продаж в рассрочку в июле составила 65%. По такой схеме стоимость лота для клиента выше, однако дает возможность накопить необходимую сумму к моменту ввода жилья. В столичном регионе спрос на жилье менее подвержен негативному влиянию изменения параметров субсидированных программ, так как средний чек лотов составляет около 20 млн руб., что изначально не подпадало под программы льготной ипотеки.
К фундаментальным драйверам рынка Эталон относит низкий объем жилищного фонда на душу населения — 28 кв. м на человека при целевых 33 кв. м на человека к 2030 г. — и возможность консолидации рынка крупными игроками.
Рост за счет регионов, высокая рентабельность благодаря столице и оптимизации затрат. Общая целевая валовая рентабельность Эталона составляет 35% при целевой рентабельности по региональным проектам на уровне 30%. Это возможно за счет микса проектов столичного региона высокого класса с ограниченным спросом, но повышенной рентабельностью, и более массовых региональных проектов.
Эталон — девелопер полного цикла, за счет чего в условиях дефицита кадров может эффективно привлекать своих сотрудников в новые регионы. Наличие собственного проектного бюро позволяет проявлять гибкость в разработке проектов для конкретных регионов.
У нас «Позитивный» взгляд на акции компании. Эталон — уникальная история в секторе девелопмента, которая демонстрирует высокие темпы роста бизнеса. Сохраняем «Позитивный» взгляд на акции Эталон с целевой ценой на ближайшие 12 месяцев 120 руб. за акцию, что предполагает потенциал роста котировок на 80%.
http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу