Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Буря на рынке нефти. Что будет с ценами? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Буря на рынке нефти. Что будет с ценами?

3 октября 2024 ИХ "Финам" | Нефть Бабанова Мария
Ближний Восток снова охвачен хаосом. Цены на нефть растут третий день подряд. Строятся прогнозы о ее подъеме с текущих 75,5 до 100 долларов позже в октябре. Одновременно с этим в СМИ появляются вбросы о скором падении стоимости “черного золота” до $50 за баррель, а на рынке среди инвесторов слышно недоумение: почему еще не пробита отметка в $200?

Что на самом деле происходит с нефтью? Почему вокруг нее сейчас столько домыслов и разговоров? Есть ли повод для волнения? Свои ответы на вопросы и прогнозы Finam.ru предоставили эксперты.

Буря в пустыне
В четверг, 3 октября, стоимость нефти марки Brent коснулась отметки 75 долларов за баррель. Сегодня вечером фьючерсный контракт на эталонный сорт с поставкой в декабре торгуется на уровне $75,99 (+1,78%).

Буря на рынке нефти. Что будет с ценами?


Рост связан с геополитическими рисками. Они снова возросли в начале этой недели после ракетного обстрела Тегераном территории Израиля, который одновременно с этим имеет текущие конфликты в Газе, Ливане и Йемене. До этой ракетной атаки нефть торговалась чуть выше 71 доллара за “бочку”. То есть прирост относительно недельных минимумов составил около 7%.

Теперь Иран может получить ответный удар. А значит, снова становится ключевым вопрос о поставках “черного золота” на Ближнем Востоке (на этот регион приходит около трети мировых поставок). Израиль, например, может атаковать главный нефтяной экспортный терминал Ирана на острове Харг в Персидском заливе с целью лишить страну доходов от продажи нефти. Иран является крупным производителем нефти, добывая около 2 млн баррелей в день, что составляет около 2% мировых поставок.

Как предположили аналитики Citigroup Inc., израильский удар может “затронуть” до 1,5 млн баррелей в день, если энергетические объекты подвергнутся нападению или будут перекрыты привычные маршруты поставок.

Такие удручающие перспективы вызывают у некоторых участников рынка недоумение, почему цены не поднялись намного выше, ведь сегодняшние столкновения противников могут скоро внезапно перерасти в полномасштабную войну в регионе. Однако таких предупреждений ранее уже было множество, и обыватель уже просто мог привыкнуть к каскаду кризисов и перестать реагировать на крики условного мальчика о приближающихся волках. Кроме того, нельзя забывать тот факт, что после года конфликта на Ближнем Востоке перебоев с поставками практически не было. И в последние месяцы цены на нефть неуклонно снижались, превысив отметку в 90 долларов за баррель только в начале этого года.

Кроме того, опасения, связанные с поставками, в настоящее время компенсируются увеличением мирового производства нефти и замедлением спроса в Китае. Напомним, что после двухмесячной задержки ОПЕК+ все-таки намерена частично возобновить работу своих закрытых мощностей, а пополнение запасов начнется в декабре. Также официальная статистика в США показала, что запасы нефти в стране на прошлой неделе неожиданно выросли на 3,9 млн баррелей, что стало самым большим скачком примерно за пять месяцев.

Угроза растет

И хотя сегодняшняя реакция рынка на конфликт выглядит сдержанной в плане цен, это может быть временным явлением. Возможно, стоимость “черного золота” пока не дойдет до 200 долларов за баррель, как бы этого ни хотелось некоторым участникам торгов. Но 100 долларов может стать реальностью уже в октябре, прогнозируют аналитики.

По их словам, любая существенная потеря иранских поставок будет ощущаться на более широком рынке, поскольку китайским покупателям придется искать альтернативные источники, что усилит конкуренцию и приведет к росту цен. Несмотря на то, что Иран по-прежнему находится под санкциями из-за своей ядерной программы, он все еще может продавать свою нефть на мировом рынке, в основном Китаю.

“Китай ощутит последствия любого сбоя самым непосредственным образом”, - сказал The New York Times Ричард Бронз, глава отдела геополитики исследовательской фирмы Energy Aspects.

И, скорее всего, дело не ограничится только Китаем. Назревающая региональная война на Ближнем Востоке может вызвать разрушительный скачок цен на нефть, который негативно скажется, в том числе на США, где должны пройти выборы в ноябре, да и в целом на всей мировой экономике.

“Это, безусловно, самый важный производственный и экспортный регион в мире. Это не что иное, как сердце мировой экономики”, - заявил CNN Боб Макнелли, глава консалтинговой фирмы Rapidan Energy Partners, который был советником по энергетике при бывшем президенте Джордже Буше.

Рынок нефти недооценивает риски на Ближнем Востоке прямо сейчас, вторит ему Кевин Бук, управляющий директор ClearView Energy Partners. По его словам, если Израиль нанесет удар по иранским энергетическим объектам, мировые цены на нефть, вероятно, вырастут до 86 долларов за баррель.

Скорее всего, реакция рынка была бы гораздо более драматичной два десятилетия назад, до сланцевой революции, которая превратила США в энергетическую сверхдержаву.

“До сланцевой революции такая ситуация привела бы к росту цен значительно выше 100 долларов”, - также сказала CNN Хелима Крофт, глава отдела глобальной сырьевой стратегии RBC Capital Markets.

Теоретически сейчас потерю иранских баррелей могли компенсировать Саудовская Аравия и другие члены ОПЕК+, хотя для этого потребуется время. Однако есть опасность того, что Иран в ответ может перекрыть подачу нефти из Ормузского пролива, самого опасного нефтяного узла на планете. Ширина пролива в самом узком месте составляет всего 21 милю, и это единственный способ доставить нефть из Персидского залива в мировой океан. По данным ClearView, сбой в работе Ормузского пролива может привести к тому, что цены на нефть превысят 100 долларов за баррель.

“Несмотря на все разговоры о сланцевой революции, все снова сводится к обращению к Эр-Рияду”, - продолжила Крофт.

Неизведанные воды
Рынок нефти сегодня действительно находится в “мутной воде”. И хотя члены ОПЕК+ стараются успокоить рынки, в СМИ то и дело появляются шокирующие слухи. Мировые столпы журналистики, издания Financial Times и Wall Street Journal, публикуют статьи, непрозрачно намекают на распри внутри ОПЕК+. В центре сюжета всегда оказывается Саудовская Аравия. Без подтверждения от самого королевства сначала делается вброс о том, что Эр-Рияд готов наращивать добычу и отказаться от своего ценового ориентира в 100 долларов за баррель. А следом новая сенсация: якобы Саудовская Аравия предупреждает о возможном падении цен на нефть до 50 долларов при несоблюдении целевых уровней добычи ОПЕК+. Эту новость сам альянс поспешил быстро опровергнуть.

“В данный момент ситуация с нефтью разбалансирована, и на этом фоне есть игроки, которые хотят поймать рыбу в мутной воде и осуществляют различные информационные вбросы. Разбалансирована она потому, что демократам в США перед выборами, которые будут через месяц, нужны низкие цены, но ситуация на Ближнем Востоке низким ценам не способствует. Думаю, что у ОПЕК+ нет сложностей с продлением договоренностей, поэтому не стоит бояться наращивания добычи и резкого обрушения нефти”, - прокомментировал Андрей Верников, независимый финансовый эксперт, автор Telegram-канала.

Почему сейчас так много слухов и домыслов вокруг рынка нефти и как на это реагировать, Finam.ru также объяснила Людмила Рокотянская, эксперт по фондовому рынку “БКС Мир инвестиций”.

“Важно понимать, что спекулятивная составляющая на этом рынке очень высока, поэтому манипуляции, дезинформация и технические аспекты движения цены здесь довольно распространены. Издания WSJ и FT фактически пытаются донести мысль о том, что Саудовская Аравия в 2025 году перейдет к ценовой войне. Конечно, все может быть, такой сценарий тоже надо иметь в виду. Однако пока что ОПЕК+ демонстрирует признаки приверженности выбранной политики по контролю за объемами предложения”, - сказала эксперт.

Тему продолжил и директор по исследованиям и развитию Фонда “Институт энергетики и финансов” Алексей Белогорьев. По его мнению, данные вбросы комментировать сложно, так как ситуация не до конца ясна.

“Это явные информационные вбросы. Кто их инициировал, еще предстоит выяснить. Пока нет полной уверенности, еще нужно доказать, что за ними стоят власти самой Саудовской Аравии, хотя этот ответ напрашивается первым. Не исключено, что это чья-то более тонкая игра: от властей США до крупных трейдеров. Это может быть как информационная атака, направленная на снижение цен, так и попытка Саудовской Аравии надавить на других участников ОПЕК+ с тем, чтобы они повысили свою дисциплину в исполнении квот. На практике подобные информационные вбросы достигают обеих целей, хотя, скорее всего, ставилась только одна из них. Пока нет реальных оснований считать, что Саудовская Аравия, на самом деле, готова с головой окунуться в борьбу за рынки сбыта, позволив ценам упасть ниже условных 60 долларов за баррель. Но ее действительно беспокоит снижение дисциплины в рамках ОПЕК+ и особенно то, что это снижение начинает приобретать и, скорее всего, приобретет хронический характер. И это не просто временные сложности, а долгосрочная неумолимая тенденция. ОПЕК+ исчерпала потенциал для сокращения собственной добычи. Последние годы страны ОПЕК+ смотрели на нефтяной рынок с сильной позиции, имея возможность оперативно и более или менее эффективно снижать текущее предложение нефти. В этом году произошел коренной перелом. В ближайшие месяцы и даже годы позиция ОПЕК+ будет слабой: единственное, что она может предложить рынку – это попытки сдерживать рост добычи своих членов, но сам рост будет неизбежен. Причем участники соглашения, скорее всего, столкнутся с утратой былой дисциплины, которая была отличительной чертой ОПЕК+”, - пояснил свою позицию эксперт.

Он также обратил внимание на то, что это обычное явление для переломных моментов, в которые меняется основной тренд, а наблюдаемая перемена действительно фундаментальна.

“По всей видимости, мы вступаем в эпоху относительно низких, затухающих темпов роста спроса на нефть. Слабый спрос на нефть в развитых странах давно уже никого не удивляет. Но то, что так рано начнет слабеть спрос на китайском рынке, локомотиве нефтяного рынка 2000-2010-х годов, для многих стало неожиданностью. Это вовсе не означает приближение пресловутого пика мирового потребления нефти: никто, на самом деле, не знает точно, когда он наступит, да это уже и не так важно. Важнее - каков будет теперь годовой прирост спроса (по оценке МЭА, сейчас он уже опустился до 1 млн баррелей в сутки, через пару лет, возможно, будет уже 0,5 млн). И все это на фоне растущей конкуренции на стороне предложения и среднесрочной готовности многих стран увеличивать добычу темпами, опережающими спрос”, - подчеркнул Белогорьев.

Истина на дне барреля
Так что же остается в сухом остатке? Каких ждать цен в этом и следующем году? Сейчас с технической точки зрения, со слов Рокотянской, котировки сигнализируют о возможно более сильном росте - обратно к 80 долларам за баррель, но для этого цена (фьючерс BRNZ2024 на ICE Europe) должна закрепиться выше 75,2 доллара за баррель. Вчера этого сделать не удалось, хотя попытка пробоя была.

“Посмотрим на результат сегодняшнего дня. Если же закрепления выше указанного уровня так и не произойдет, то нефть рискует застрять в пиле между 70 и 75 долларами за баррель еще на какое-то время”, - сказала собеседница Finam.ru.

Однако, если в ближайшее время Израиль, как и обещали его власти, ответит Ирану массированными обстрелами, то цена на нефть может продолжить повышение, преодолев ближайший рубеж сопротивления в 76 долларов и впоследствии выйдя в район 83 доллара, говорит Александр Потавин, аналитик ФГ “Финам”.

“Фундаментально же нефть Brent находится в коридоре 65-80 долларов за баррель, но краткосрочные всплески и падения цен могут выходить за рамки этого диапазона. Повышение котировок в район 90-100 долларов за баррель возможно только в форс-мажорной ситуации значительного снижения добычи нефти в Иране. Но это сейчас очень невыгодно США, поэтому Белый Дом просит Израиль воздержаться от ударов по критической нефтяной инфраструктуре”, - добавил аналитик.

В этом году среднегодовая цена Brent, вероятно, удержится чуть выше 80 долларов за баррель, считает, со своей стороны, Белогорьев.

“Но суточная волатильность в 4 квартале будет высокой, с попытками пробиться ниже 70 долларов за баррель. В 2025 году, по консервативным оценкам, среднегодовая цена уйдет в коридор 75-80 долларов. Но вполне возможен и более жесткий ценовой сценарий”, - добавил он.

Скорее всего, в следующем году рынок увидит более низкие цены, чем сейчас в районе 65 долларов за баррель Brent, но снижение к этому уровню будет плавным, продолжил Верников.

“Инфляция во время COVID-19 и после него привела к резкому росту стоимости основных потребностей, поэтому люди стали меньше ездить на бензиновых и дизельных автомашинах. Переход на электромобили продолжается, и это тоже важный фактор. Но дальнейшее обострение ситуации на Ближнем Востоке может перечеркнуть этот прогноз. Если израильские силы обороны нацелились на уничтожение иранской нефтяной инфраструктуры, то мы увидим сильный скачок цен на нефть. Перекрытие Ираном Ормузского пролива в случае эскалации конфликта с Израилем также вызовет сильный скачок нефтяных цен”, - подытожил эксперт.

В заключение также отметим, что сегодня в “игру” снова вступила Ливия. Страна объявила о возобновлении добычи, отменив приказ о форс-мажоре.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу