18 марта 2008 Эксперт Online
Марина Тальская
ФСФР предлагает улучшить условия функционирования российского фондового рынка. При этом среди «улучшательных» мер есть несколько весьма провокационных предложений
Взят курс на превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров. Пока, правда, роль отечественного рынка весьма скромна, всего 2,4% от совокупной капитализации крупнейших финансовых рынков мира. Однако в докладе Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) «О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008–2012 годы и на долгосрочную перспективу» (его полный текст появился на сайте ведомства в прошлую среду) определены двенадцать шагов, которые, по мнению авторов документа, приведут наш фондовый рынок к заветной цели.
Заветные шаги являются, по сути, обозначением направлений деятельности. В докладе предлагается улучшить все: усовершенствовать законодательство (особое внимание — налоговому); снизить административные барьеры и упростить процедуры; развивать срочный рынок и рынок коллективных инвестиций; совершенствовать качество корпоративного управления; улучшать механизмы привлечения частных инвесторов и механизмы защиты их интересов; предупреждать и пресекать недобросовестную деятельность и совершенствовать регулирование; консолидировать и формировать положительный имидж. Словом, документ посвящен всему хорошему против всего плохого. При этом часть предлагаемых мер изложена таким образом, что аналитики вынуждены начинать комментарии со слов «Очевидно, регулятор имел в виду…».И эти толкования не всегда совпадают. А среди перечисленных улучшательных мер кроме бесспорных есть несколько весьма провокационных предложений.
Строем на IPO
Так, в главе, посвященной снижению административных барьеров и упрощению процедур госрегистрации, есть минимум три неоднозначных предложения. Первое: изменить пропорции размещения отечественных ценных бумаг в России и за ее пределами в пользу российского рынка. Для этого ФСФР предлагает «ввести понятие, эквивалентное термину free float, и установить его количественные и качественные значения, соответствующие стратегическим целям развития российского финансового рынка». А затем «ввести гибкие пропорции выпуска и обращения ценных бумаг на российских и зарубежных площадках, ограничивающие возможность выхода за рубеж компаний с низкой долей акций, находящихся в свободном обращении». Российская практика показывает, что любые «гибкие пропорции» при известном напоре легко поддаются лоббированию и стимулируют если не коррупцию, то волюнтаризм. «Законодательное регулирование free float — нерыночное дело. Но в принципе железной рукой можно урегулировать что угодно», — комментирует это предложение финансовый директор ИГ «Ист Коммерц» Дмитрий Соколов.
Другое предложение касается выпусков ценных бумаг инновационных, наукоемких предприятий. ФСФР считает, что к 2010 году «целесообразно ввести в практику либеральную процедуру государственной регистрации». Конъюнктурность подобного выделения очевидна. Но насколько допустима либерализация требований для избранных категорий эмитентов? «За одними избранными могут появиться и другие», — мрачно прогнозирует генеральный директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. Председатель совета директоров МДМ-Банка Олег Вьюгин оценивает инициативу более лояльно: «Создание особых правил, то есть упрощение государственной регистрации для особых видов бизнеса, допустимо, если ограничивается круг инвесторов, которые могут принимать риски этих компаний. Для регулятора важно защитить от рисков неквалифицированных инвесторов, а среди профессионалов есть инвесторы, предпочитающие высокий риск, который в данном случае может быть обусловлен отсутствием пристального внимания и контроля регулятора».
Отдельного разговора заслуживает предложение ввести к 2012 году требования, «обязывающие акционерные общества, включая кредитные организации, являющиеся дочерними предприятиями зарубежных компаний, осуществлять публичное размещение акций на российском финансовом рынке по истечении трехлетнего периода с момента организации». Идея дает богатую почву для толкований. «Насколько я понял, речь идет о дочерних предприятиях зарубежных компаний, контролируемых российскими физическими лицами в качестве бенефицаров и организованных специально для осуществления первичного размещения их акций на зарубежных биржах. Мы в ФСФР эти схемы, мягко говоря, не приветствовали и в качестве компромисса требовали публичного размещения дочерних компаний этих псевдохолдингов на российских биржевых площадках. Потом появилась идея российских депозитарных расписок, РДР, которая уже почти реализована, — пытается объяснить пассаж ведомства Олег Вьюгин. — Если же моя интерпретация неверна, то, конечно же, физически осуществить публичное размещение всех АО, контролируемых россиянами через оффшоры, — а это практически вся наша экономика — невозможно».
Однако в тексте документа зарубежные «дочки» как субъекты предлагаемой нормы перечислены «в том числе», после запятой, а перед словосочетанием «акционерные общества» не стоит определения, что по нормам русского языка означает: ФСФР ведет речь именно обо всех АО, работающих дольше трех лет. Напомним, что в соответствии с действующими законодательными нормами обязать собственников выпускать IPO невозможно. И вряд ли стоит пытаться подогнать законы под пожелания ФСФР хотя бы потому, что в результате рынок окажется наводнен бумагами низкого качества. «Обязать-то можно, — отмечает Дмитрий Соколов. — Но у меня есть сомнение, что это стоит делать. При желании все равно это решение можно обойти путем создания родственных компаний, которые и выкупят эмиссию. На самом деле финансовый рынок должен помогать хозяйствующим субъектам привлекать деньги, а не загонять их в рамки каких-то требований, обязательных к исполнению вне зависимости от экономической целесообразности. Если у компаний нет необходимости проведения IPO и нет проблем с привлечением средств на развитие какими-то другими методами, нецелесообразно вынуждать их выходить на открытый рынок». Остается загадкой, почему эта мера отнесена к разделу доклада, посвященному снижению административных барьеров.
Стимулы для «физиков»
Совершенно провокационным на первый взгляд выглядит предложение ФСФР принять закон «О компенсациях гражданам на рынке ценных бумаг», который ведомство планирует подготовить до конца текущего года. Первая аналогия — закон о гарантировании вкладов граждан в банках, содержащий твердое обещание компенсировать потери по депозитам в случае банкротства банка (и эти обещания выполняются). Но о каких компенсациях может идти речь на фондовом рынке, где инвестор, по идее, осознанно идет на риск?
С помощью экспертов выяснилось, что идея гарантийного фонда не подразумевает покрытие убытков от удешевления ценных бумаг. Речь идет исключительно о покрытии нерыночных рисков — халтурности, недобросовестности управляющего, купившего, например, бумагу, не значащуюся в декларации, или регистратора, «потерявшего» запись. В таком прочтении идея представляется вполне здравой, подобные фонды существуют во многих странах. Однако название закона способно ввести в заблуждение неискушенного инвестора, который может предположить, что из средств этого фонда ему должны компенсировать, к примеру, убытки по акциям ВТБ, покупать которые его активно агитировали.
Но даже в «правильной» интерпретации идея компенсационного фонда не всем представляется бесспорной. «С моей точки зрения, поскольку никаких больших скандалов такого рода у нас не было, создавать компенсационный фонд — это, что называется, дуть на воду. И порождать новые проблемы. Источником таких фондов, конечно, будут взносы участников рынка. Первое, к чему приведет мифическое получение какой-то компенсации, — повышение стоимости услуг. Еще одна головная боль — что делать с деньгами фонда? Деньги не могут лежать в мешке, они должны хотя бы не дешеветь. Значит, ими надо управлять. Встает вопрос: кто это будет делать? Те же самые профучастники? Или придется искать кого-то еще? Не дай бог, будет создана госкорпорация какая-нибудь, которая не умет работать на этом рынке», — говорит первый заместитель гендиректора «ВТБ — Управление активами» Наталия Плугарь. Она угадала: функции по исполнению этого закона ФСФР планирует передать как раз госкорпорации — Агентству по страхованию вкладов (АСВ). О чем, к слову, в самом агентстве узнали только от корреспондента «Эксперта».
В докладе названа еще одна мера, направленная на стимулирование инвестиций граждан. «В 2009 году предполагается уточнить порядок формирования налоговой базы для отдельных категорий инвесторов и участников рынка и предусмотреть снижение ставок налога на доходы от инвестиций в ценные бумаги до нулевой ставки». Предложение также породило массу толкований экспертов. Старший советник по макроэкономике руководителя ФСФР, директор фонда «Центр развития фондового рынка» Юрий Данилов полагает, что льгота предназначена «для определенных категорий держателей, для определенных категорий бумаг, в частности для тех, кто инвестирует в компании, относящиеся к высоким технологиям. Такая ставка может сопровождаться целым рядом условий: во-первых, долгосрочность держания, во-вторых, приоритетность отраслей. Ну и в-третьих, естественно, обращение бумаг на организованном рынке в котировальных листах высоких уровней, что предполагает и раскрытие информации, и надлежащее корпоративное управление. Однако в конечном счете, для того чтобы выдержать международную конкуренцию, придется распространить нулевую ставку налога на доходы по ценным бумагам на все операции».
Олег Вьюгин, в свою очередь, считает, что мера направлена на возвращение российской собственности из офшоров в нашу страну: «Фискальный минус будет незначителен, все основные сделки с активами российских компаний совершаются в офшорном пространстве, собственники с этих операций ничего в российский бюджет не платят, а кормят кипрских юристов. А вот российских мелких частных инвесторов мы стрижем». Наталия Плугарь напомнила: «У нас такой порядок уже действовал до 2006 года, тогда нулевая ставка подоходного налога применялась к инвесторам с трехлетним стажем. ФСФР вновь предлагает стимулировать к долгому держанию ценных бумаг, к долгосрочному инвестированию. Как раз для таких инвесторов и предполагается ввести нулевую ставку. Срок — это вопрос обсуждения. Можно стимулировать, начиная с года держания, можно — с трех лет. Главное принципиальный подход выработать». Но практика показывает, что коль уж Минфин отобрал льготу, вернуть ее к жизни практически невозможно.
Среди других приманок для частных инвесторов — намерение добиться наконец уменьшения налоговой базы на сумму убытков от операций с ценными бумагами, подобно тому как это принято в отношении инвесторов-предприятий. ФСФР также готова взять под свой контроль общие фонды банковского управления (ОФБУ), поскольку отсутствие единого регулирующего центра этих фондов (сейчас за ними наблюдают и ФСФР, и — в большей степени — Центробанк) «создает зыбкую правовую почву для дальнейшего существования указанного института». Межведомственный спор за право регулировать ОФБУ длится уже не первый год.
В числе других налоговых пожеланий ФСФР — устранение неопределенности в отношении налога на прибыль для операций, связанных с размещением РДР; с НДС по операциям, совершаемым управляющими компаниями с имуществом ПИФов; установление четкого порядка налогообложения при формировании и использовании страховых и гарантийных фондов; уточнение налогового законодательства в части производных финансовых инструментов и др. Решение этих фискальных вопросов обсуждается уже давно и даже не в плоскости «снизить или повысить». Речь зачастую ведется хотя бы об однозначности толкования и увязывании одной нормы с другими. Но значительная часть этих налоговых вопросов не может решиться годами.
Мастер концепций
На счету самой ФСФР тоже достаточно долгоиграющих инициатив. Одна из них — крайне важный для рынка закон об инсайде, подготовленный еще прежним составом ведомства, но отправленный правительством под сукно.
Нынешнее руководство ФСФР предлагает долгосрочный обходной маневр. До конца текущего года планируется подготовить и передать в правительство Кодекс поведения участников финансового рынка по предупреждению и недопущению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации на организованном финансовом рынке. Как всякий документ такого рода, он будет иметь рекомендательный характер. А уже потом, «по мере накопления опыта», примерно к 2011 году, предполагается сформировать «эффективную законодательную базу». То есть формально идея о борьбе с инсайдом вроде не похоронена, но по сути на ней поставлен крест.
Еще один долгострой фондового рынка — создание центрального депозитария, концепция которого является предметом почти десятилетних споров. На выборе модели этого института завязаны интересы очень многих структур — ведомств (Банка России и ФСФР), ведущих бирж и депозитариев. Авторы доклада, поупражнявшись на этот счет в геометрии — быть российской финансовой структуре вертикально интегрированной или не очень вертикально, пришли в итоге к выводу, что «единый стратегический центр развития организованного рынка ценных бумаг в России должен находиться в тесной связке с ответственным государственным органом», подразумевая, конечно, себя. Но понятно, что многолетние споры так запросто не завершить. Поэтому предлагается подготовить очередную концепцию развития инфраструктуры фондового рынка.
Авторы доклада преподносят как данность еще одну спорную инфраструктурную инициативу — консолидацию ведущих биржевых площадок, ММВБ и РТС. Консолидированную биржу планируется сформировать к 2011 году. Юрий Данилов, поддерживающий эту идею, уверяет, что если биржи не слить, то «через пару лет они станут филиалами других бирж — например, Шанхайской или европейских». Виктор Четвериков подобной опасности не усматривает. А в РТС, предназначенной к поглощению, сухо комментируют, что принятие подобных решений — прерогатива акционеров биржи. Судя по разбросу позиций, инфраструктурный долгострой также завершится еще не скоро.
http://expert.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
ФСФР предлагает улучшить условия функционирования российского фондового рынка. При этом среди «улучшательных» мер есть несколько весьма провокационных предложений
Взят курс на превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров. Пока, правда, роль отечественного рынка весьма скромна, всего 2,4% от совокупной капитализации крупнейших финансовых рынков мира. Однако в докладе Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) «О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008–2012 годы и на долгосрочную перспективу» (его полный текст появился на сайте ведомства в прошлую среду) определены двенадцать шагов, которые, по мнению авторов документа, приведут наш фондовый рынок к заветной цели.
Заветные шаги являются, по сути, обозначением направлений деятельности. В докладе предлагается улучшить все: усовершенствовать законодательство (особое внимание — налоговому); снизить административные барьеры и упростить процедуры; развивать срочный рынок и рынок коллективных инвестиций; совершенствовать качество корпоративного управления; улучшать механизмы привлечения частных инвесторов и механизмы защиты их интересов; предупреждать и пресекать недобросовестную деятельность и совершенствовать регулирование; консолидировать и формировать положительный имидж. Словом, документ посвящен всему хорошему против всего плохого. При этом часть предлагаемых мер изложена таким образом, что аналитики вынуждены начинать комментарии со слов «Очевидно, регулятор имел в виду…».И эти толкования не всегда совпадают. А среди перечисленных улучшательных мер кроме бесспорных есть несколько весьма провокационных предложений.
Строем на IPO
Так, в главе, посвященной снижению административных барьеров и упрощению процедур госрегистрации, есть минимум три неоднозначных предложения. Первое: изменить пропорции размещения отечественных ценных бумаг в России и за ее пределами в пользу российского рынка. Для этого ФСФР предлагает «ввести понятие, эквивалентное термину free float, и установить его количественные и качественные значения, соответствующие стратегическим целям развития российского финансового рынка». А затем «ввести гибкие пропорции выпуска и обращения ценных бумаг на российских и зарубежных площадках, ограничивающие возможность выхода за рубеж компаний с низкой долей акций, находящихся в свободном обращении». Российская практика показывает, что любые «гибкие пропорции» при известном напоре легко поддаются лоббированию и стимулируют если не коррупцию, то волюнтаризм. «Законодательное регулирование free float — нерыночное дело. Но в принципе железной рукой можно урегулировать что угодно», — комментирует это предложение финансовый директор ИГ «Ист Коммерц» Дмитрий Соколов.
Другое предложение касается выпусков ценных бумаг инновационных, наукоемких предприятий. ФСФР считает, что к 2010 году «целесообразно ввести в практику либеральную процедуру государственной регистрации». Конъюнктурность подобного выделения очевидна. Но насколько допустима либерализация требований для избранных категорий эмитентов? «За одними избранными могут появиться и другие», — мрачно прогнозирует генеральный директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков. Председатель совета директоров МДМ-Банка Олег Вьюгин оценивает инициативу более лояльно: «Создание особых правил, то есть упрощение государственной регистрации для особых видов бизнеса, допустимо, если ограничивается круг инвесторов, которые могут принимать риски этих компаний. Для регулятора важно защитить от рисков неквалифицированных инвесторов, а среди профессионалов есть инвесторы, предпочитающие высокий риск, который в данном случае может быть обусловлен отсутствием пристального внимания и контроля регулятора».
Отдельного разговора заслуживает предложение ввести к 2012 году требования, «обязывающие акционерные общества, включая кредитные организации, являющиеся дочерними предприятиями зарубежных компаний, осуществлять публичное размещение акций на российском финансовом рынке по истечении трехлетнего периода с момента организации». Идея дает богатую почву для толкований. «Насколько я понял, речь идет о дочерних предприятиях зарубежных компаний, контролируемых российскими физическими лицами в качестве бенефицаров и организованных специально для осуществления первичного размещения их акций на зарубежных биржах. Мы в ФСФР эти схемы, мягко говоря, не приветствовали и в качестве компромисса требовали публичного размещения дочерних компаний этих псевдохолдингов на российских биржевых площадках. Потом появилась идея российских депозитарных расписок, РДР, которая уже почти реализована, — пытается объяснить пассаж ведомства Олег Вьюгин. — Если же моя интерпретация неверна, то, конечно же, физически осуществить публичное размещение всех АО, контролируемых россиянами через оффшоры, — а это практически вся наша экономика — невозможно».
Однако в тексте документа зарубежные «дочки» как субъекты предлагаемой нормы перечислены «в том числе», после запятой, а перед словосочетанием «акционерные общества» не стоит определения, что по нормам русского языка означает: ФСФР ведет речь именно обо всех АО, работающих дольше трех лет. Напомним, что в соответствии с действующими законодательными нормами обязать собственников выпускать IPO невозможно. И вряд ли стоит пытаться подогнать законы под пожелания ФСФР хотя бы потому, что в результате рынок окажется наводнен бумагами низкого качества. «Обязать-то можно, — отмечает Дмитрий Соколов. — Но у меня есть сомнение, что это стоит делать. При желании все равно это решение можно обойти путем создания родственных компаний, которые и выкупят эмиссию. На самом деле финансовый рынок должен помогать хозяйствующим субъектам привлекать деньги, а не загонять их в рамки каких-то требований, обязательных к исполнению вне зависимости от экономической целесообразности. Если у компаний нет необходимости проведения IPO и нет проблем с привлечением средств на развитие какими-то другими методами, нецелесообразно вынуждать их выходить на открытый рынок». Остается загадкой, почему эта мера отнесена к разделу доклада, посвященному снижению административных барьеров.
Стимулы для «физиков»
Совершенно провокационным на первый взгляд выглядит предложение ФСФР принять закон «О компенсациях гражданам на рынке ценных бумаг», который ведомство планирует подготовить до конца текущего года. Первая аналогия — закон о гарантировании вкладов граждан в банках, содержащий твердое обещание компенсировать потери по депозитам в случае банкротства банка (и эти обещания выполняются). Но о каких компенсациях может идти речь на фондовом рынке, где инвестор, по идее, осознанно идет на риск?
С помощью экспертов выяснилось, что идея гарантийного фонда не подразумевает покрытие убытков от удешевления ценных бумаг. Речь идет исключительно о покрытии нерыночных рисков — халтурности, недобросовестности управляющего, купившего, например, бумагу, не значащуюся в декларации, или регистратора, «потерявшего» запись. В таком прочтении идея представляется вполне здравой, подобные фонды существуют во многих странах. Однако название закона способно ввести в заблуждение неискушенного инвестора, который может предположить, что из средств этого фонда ему должны компенсировать, к примеру, убытки по акциям ВТБ, покупать которые его активно агитировали.
Но даже в «правильной» интерпретации идея компенсационного фонда не всем представляется бесспорной. «С моей точки зрения, поскольку никаких больших скандалов такого рода у нас не было, создавать компенсационный фонд — это, что называется, дуть на воду. И порождать новые проблемы. Источником таких фондов, конечно, будут взносы участников рынка. Первое, к чему приведет мифическое получение какой-то компенсации, — повышение стоимости услуг. Еще одна головная боль — что делать с деньгами фонда? Деньги не могут лежать в мешке, они должны хотя бы не дешеветь. Значит, ими надо управлять. Встает вопрос: кто это будет делать? Те же самые профучастники? Или придется искать кого-то еще? Не дай бог, будет создана госкорпорация какая-нибудь, которая не умет работать на этом рынке», — говорит первый заместитель гендиректора «ВТБ — Управление активами» Наталия Плугарь. Она угадала: функции по исполнению этого закона ФСФР планирует передать как раз госкорпорации — Агентству по страхованию вкладов (АСВ). О чем, к слову, в самом агентстве узнали только от корреспондента «Эксперта».
В докладе названа еще одна мера, направленная на стимулирование инвестиций граждан. «В 2009 году предполагается уточнить порядок формирования налоговой базы для отдельных категорий инвесторов и участников рынка и предусмотреть снижение ставок налога на доходы от инвестиций в ценные бумаги до нулевой ставки». Предложение также породило массу толкований экспертов. Старший советник по макроэкономике руководителя ФСФР, директор фонда «Центр развития фондового рынка» Юрий Данилов полагает, что льгота предназначена «для определенных категорий держателей, для определенных категорий бумаг, в частности для тех, кто инвестирует в компании, относящиеся к высоким технологиям. Такая ставка может сопровождаться целым рядом условий: во-первых, долгосрочность держания, во-вторых, приоритетность отраслей. Ну и в-третьих, естественно, обращение бумаг на организованном рынке в котировальных листах высоких уровней, что предполагает и раскрытие информации, и надлежащее корпоративное управление. Однако в конечном счете, для того чтобы выдержать международную конкуренцию, придется распространить нулевую ставку налога на доходы по ценным бумагам на все операции».
Олег Вьюгин, в свою очередь, считает, что мера направлена на возвращение российской собственности из офшоров в нашу страну: «Фискальный минус будет незначителен, все основные сделки с активами российских компаний совершаются в офшорном пространстве, собственники с этих операций ничего в российский бюджет не платят, а кормят кипрских юристов. А вот российских мелких частных инвесторов мы стрижем». Наталия Плугарь напомнила: «У нас такой порядок уже действовал до 2006 года, тогда нулевая ставка подоходного налога применялась к инвесторам с трехлетним стажем. ФСФР вновь предлагает стимулировать к долгому держанию ценных бумаг, к долгосрочному инвестированию. Как раз для таких инвесторов и предполагается ввести нулевую ставку. Срок — это вопрос обсуждения. Можно стимулировать, начиная с года держания, можно — с трех лет. Главное принципиальный подход выработать». Но практика показывает, что коль уж Минфин отобрал льготу, вернуть ее к жизни практически невозможно.
Среди других приманок для частных инвесторов — намерение добиться наконец уменьшения налоговой базы на сумму убытков от операций с ценными бумагами, подобно тому как это принято в отношении инвесторов-предприятий. ФСФР также готова взять под свой контроль общие фонды банковского управления (ОФБУ), поскольку отсутствие единого регулирующего центра этих фондов (сейчас за ними наблюдают и ФСФР, и — в большей степени — Центробанк) «создает зыбкую правовую почву для дальнейшего существования указанного института». Межведомственный спор за право регулировать ОФБУ длится уже не первый год.
В числе других налоговых пожеланий ФСФР — устранение неопределенности в отношении налога на прибыль для операций, связанных с размещением РДР; с НДС по операциям, совершаемым управляющими компаниями с имуществом ПИФов; установление четкого порядка налогообложения при формировании и использовании страховых и гарантийных фондов; уточнение налогового законодательства в части производных финансовых инструментов и др. Решение этих фискальных вопросов обсуждается уже давно и даже не в плоскости «снизить или повысить». Речь зачастую ведется хотя бы об однозначности толкования и увязывании одной нормы с другими. Но значительная часть этих налоговых вопросов не может решиться годами.
Мастер концепций
На счету самой ФСФР тоже достаточно долгоиграющих инициатив. Одна из них — крайне важный для рынка закон об инсайде, подготовленный еще прежним составом ведомства, но отправленный правительством под сукно.
Нынешнее руководство ФСФР предлагает долгосрочный обходной маневр. До конца текущего года планируется подготовить и передать в правительство Кодекс поведения участников финансового рынка по предупреждению и недопущению манипулирования ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации на организованном финансовом рынке. Как всякий документ такого рода, он будет иметь рекомендательный характер. А уже потом, «по мере накопления опыта», примерно к 2011 году, предполагается сформировать «эффективную законодательную базу». То есть формально идея о борьбе с инсайдом вроде не похоронена, но по сути на ней поставлен крест.
Еще один долгострой фондового рынка — создание центрального депозитария, концепция которого является предметом почти десятилетних споров. На выборе модели этого института завязаны интересы очень многих структур — ведомств (Банка России и ФСФР), ведущих бирж и депозитариев. Авторы доклада, поупражнявшись на этот счет в геометрии — быть российской финансовой структуре вертикально интегрированной или не очень вертикально, пришли в итоге к выводу, что «единый стратегический центр развития организованного рынка ценных бумаг в России должен находиться в тесной связке с ответственным государственным органом», подразумевая, конечно, себя. Но понятно, что многолетние споры так запросто не завершить. Поэтому предлагается подготовить очередную концепцию развития инфраструктуры фондового рынка.
Авторы доклада преподносят как данность еще одну спорную инфраструктурную инициативу — консолидацию ведущих биржевых площадок, ММВБ и РТС. Консолидированную биржу планируется сформировать к 2011 году. Юрий Данилов, поддерживающий эту идею, уверяет, что если биржи не слить, то «через пару лет они станут филиалами других бирж — например, Шанхайской или европейских». Виктор Четвериков подобной опасности не усматривает. А в РТС, предназначенной к поглощению, сухо комментируют, что принятие подобных решений — прерогатива акционеров биржи. Судя по разбросу позиций, инфраструктурный долгострой также завершится еще не скоро.
http://expert.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу