29 апреля 2010 InoPressa
"Foreign Policy", США
Бразилия это последняя в мире крупная и неисследованная нефтяная кладовая. Она также пример того, как меняется соотношение сил в мировой нефтедобыче. В 2007 году, спустя десять лет после того, как правительство Бразилии открыло свою нефтедобывающую отрасль для иностранных инвестиций, государственная нефтяная компания Petrobras нашла одну из богатейших "нефтяных жил" за многие десятилетия. Воодушевленные редкой на сегодня возможностью для ведения разведки и освоения западные компании, такие как Chevron, Total, и BP, радостно выстроились в очередь, готовые вложить свои инвестиции.
Но чужаков притормозили. Бразилия, которая раньше создавала самую благоприятную среди стран Латинской Америки атмосферу для иностранных инвестиций, сегодня усиливает роль государства в разработке своих обширных нефтяных месторождений. И делает она это с помощью Китая, предоставившего недавно Petrobas крупный кредит. Таким образом, старые гиганты "большой нефти" сегодня все чаще становятся лишними.
Такая ситуация складывается не только в Бразилии. Это лишь самый свежий пример сотрудничества между Китаем и правительствами других стран во всем мире, которое полностью перекраивает нефтяную отрасль.
Главные открытия Petrobras сделала на месторождении Тупи. Это часть огромной нефтеносной зоны в так называемом предсолевом слое. Нефть залегает под толщей воды до трех километров глубиной и под слоем соли, толщина которого также составляет тысячи метров. Petrobras отказывается назвать точную цифру запасов, но независимые аналитики считают, что в этом предсолевом регионе может находиться от 50 до 70 миллиардов баррелей. Правительство отреагировало на эти новости тем, что предложило принять важный и многое меняющий закон, нашедший в начале этого года поддержку в нижней палате парламента, и переданный недавно на рассмотрение в сенат.
Согласно новому закону, Petrobras становится оператором всех предсолевых нефтяных месторождений, получая полномочия для принятия повседневных инвестиционных решений, например, где и когда бурить скважины. Другая мера в этом направлении предусматривает предоставление права вето на инвестиции в предсолевых блоках компании Petrosal. Это новая, на все сто процентов государственная компания, созданная параллельно Petrobras. Ее акциями торгуют биржи в Сан-Паулу и Нью-Йорке.
Частные нефтяные компании с вложениями в Бразилии выражают обеспокоенность тем, что новая модель регулирования превратит их в пассивных инвесторов в нефтяные проекты, лишенных полномочий принимать оперативные решения. Крупные нефтяные компании утверждают, что разведка и освоение трудных нефтяных месторождений будет осложнена тем, что их опыт, знания и технологии исключены из данного процесса. Французская нефтяная фирма Total, например, похвасталась в прошлом году, что ее технические знания и опыт могут "привнести что-то новое" в разработку предсолевых месторождений. Один руководитель из нефтяной отрасли в Бразилии сказал недавно, что предложенный законопроект "не соответствует интересам [государственной] компании. Он не соответствует интересам государства, получающего налоги, и отрасли как таковой".
Эти аргументы больше основаны на личной заинтересованности, нежели на фактах. Petrobras, являясь, пожалуй, самым компетентным в мире оператором глубоководных месторождений, заявляет, что у нее есть и технические, и управленческие навыки, чтобы осваивать предсолевые залежи самостоятельно. "Став оператором всех предсолевых месторождений, Petrobras обретет новые силы", - заявил недавно инвесторам в Нью-Йорке финансовый директор компании Алмир Барбасса (Almir Barbassa).
Гораздо большую обеспокоенность у руководителей и аналитиков Petrobras вызывает вопрос о способности компании профинансировать такой масштабный проект. Несмотря на хорошие кредитные рейтинги Petrobras и доступ компании к дешевым кредитам через Бразильский банк развития, остается неясным, как она обеспечит финансирование столь крупного инвестиционного портфеля в долгосрочной перспективе. В марте Petrobras объявила о крупном пятилетнем инвестиционном плане на сумму до 220 миллиардов долларов. Petrobras прогнозирует, что капиталовложения на 2010 год составят 47 миллиардов долларов, что на 60 процентов больше, чем у Exxon Mobil или Royal Dutch Shell, известных самыми крупными вложениями среди ведущих частных нефтяных компаний.
Руководство Petrobras исколесило весь мир от Нью-Йорка до Лондона, проводя кампанию, цель которой убедить акционеров, держателей облигаций и кредитных аналитиков, что инвестирование средств в его фирму это хорошее долгосрочное вложение. Но аналитиков с Уолл-стрит, которые скептически отзываются о новом законе, убедить не удалось. Они опасаются, что излишнее государственное вмешательство может погубить инвестиционные возможности.
А у китайских инвесторов таких сомнений, похоже, не было, и их глубокие и полные карманы помогли поставить программу капиталовложений Petrobras на рельсы. В прошлом году государственный Китайский банк развития согласился выделить Petrobras кредит на сумму до 10 миллиардов долларов – то есть, более трети тех средств, которые компании удалось собрать в 2009 году. Предварительное соглашение между Китаем и Бразилией было достигнуто во время визита заместителя председателя КНР Си Цзиньпина в Южную Америку в прошлом году. А окончательно оно было заключено 15 апреля, когда председатель Ху Цзиньтао встретился со своим бразильским коллегой Луисом Инасиу Лула да Силвой. Кредит может погашаться деньгами, но в договор включено положение о том, что "долг может выплачиваться поставками нефти … в объемах, которые будут определены позднее".
Одновременно Petrobras обязалась увеличить свой экспорт в Китай. Она в 2009 году дала согласие китайской государственной компании Sinopec на поставку 150000 баррелей нефти в день. В течение девяти предстоящих лет этот объем вырастет до 200000 баррелей в день. По данным китайских таможенных органов, импорт бразильской сырой нефти вырос с 81500 баррелей в день в прошлом году до 187000 в первые два месяца текущего года. Соглашением устанавливается механизм дальнейшего партнерства между Petrobras и китайскими компаниями в нефтяной отрасли, а также схема предоставления китайскими фирмами услуг и организации поставок материалов и оборудования для бразильской фирмы. Отдельно Petrobras подписала соглашение с China National Petroleum Corp, которое предусматривает увеличение экспорта нефти до 40000-60000 баррелей в день.
Китайский кредит облегчит финансовую нагрузку на Petrobras и снизит потребность в поиске частного капитала для дорогостоящей разработки бразильских нефтяных месторождений. Таким образом, американские и европейские нефтяные компании, традиционно доминировавшие в бразильской нефтяной отрасли по объемам частных инвестиций, все больше оттесняются на второй план. Имея финансовую поддержку со стороны Китая, Бразилии не нужно передавать свои резервы иностранным нефтяным компаниям. "Правительство твердо намерено сохранить большую часть предсолевых запасов нефти в руках Petrobras", - отмечает один нефтяной аналитик.
Для обеспечения долгосрочных нефтяных поставок со всего мира Китай использует все имеющиеся в его распоряжении средства и инструменты, включая огромные финансовые резервы и политическое влияние. Кроме Бразилии, Китай в прошлом году предложил заключить сделки по принципу "кредиты в обмен на нефть" на общую сумму 50 миллиардов долларов таким государствам, как Венесуэла, Ангола, Россия, и Казахстан. Партнеров Китая привлекает то, что Пекин предлагает им живые деньги без дополнительных обременительных условий. В случае с Бразилией Китай не требует для себя доли в предсолевых нефтяных блоках, а западные компании поступают таким образом почти всегда. Такие соглашения не являются прямыми коммерческими сделками – скорее, это попытка создать более масштабные политические альянсы между развивающимися странами, проводящими политику экономического развития под руководством государства.
В результате государственные нефтяные компании, такие как China National Petroleum Corp, вытесняют мировых гигантов – Exxon, ВР и так далее. Китайцы, обладающие огромными валютными запасами и упорно стремящиеся обойти конкурентов, захватили значительную долю нефтедобычи в Казахстане. В Анголе кредиты помогли государственным нефтяным компаниям заполучить весьма ценные активы. Например, в 2004 году ангольское правительство не дало индийской государственной компании Oil and Natural Gas Corp приобрести 50-процентную долю в крупном нефтяном месторождении, но позднее передало ее Sinopec.
Китай не единственная страна, реализующая такую стратегию. Правительство России, например, заключает двусторонние энергетические соглашения, дающие его государственным компаниям доступ к нефтяным запасам дружественных стран. Поскольку эти страны для получения прибыли тратят большие средства, крупным нефтяным компаниям США, видимо, придется соглашаться на те договорные условия, которые они ранее считали неприемлемыми. В Ираке, являющемся еще одной важной нефтяной кладовой мира, лидеры отрасли, такие как Exxon, Shell и BP, в ходе послевоенных тендеров согласились на договоры об оказании услуг, но не на долю в проектах, причем с выплатой в размере 2 и менее долларов за баррель. Такие условия вряд ли дадут им большие прибыли.
Когда правительство Бразилии начнет выдавать разрешения на разработку новых месторождений, у большинства западных нефтяных гигантов еще будет возможность ухватить свою долю предсолевых запасов. Но этот трофей будет лишь слабым подобием тех прибылей, к которым они привыкли.
Оригинал публикации: The Twilight of the Western Oil Majors
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Бразилия это последняя в мире крупная и неисследованная нефтяная кладовая. Она также пример того, как меняется соотношение сил в мировой нефтедобыче. В 2007 году, спустя десять лет после того, как правительство Бразилии открыло свою нефтедобывающую отрасль для иностранных инвестиций, государственная нефтяная компания Petrobras нашла одну из богатейших "нефтяных жил" за многие десятилетия. Воодушевленные редкой на сегодня возможностью для ведения разведки и освоения западные компании, такие как Chevron, Total, и BP, радостно выстроились в очередь, готовые вложить свои инвестиции.
Но чужаков притормозили. Бразилия, которая раньше создавала самую благоприятную среди стран Латинской Америки атмосферу для иностранных инвестиций, сегодня усиливает роль государства в разработке своих обширных нефтяных месторождений. И делает она это с помощью Китая, предоставившего недавно Petrobas крупный кредит. Таким образом, старые гиганты "большой нефти" сегодня все чаще становятся лишними.
Такая ситуация складывается не только в Бразилии. Это лишь самый свежий пример сотрудничества между Китаем и правительствами других стран во всем мире, которое полностью перекраивает нефтяную отрасль.
Главные открытия Petrobras сделала на месторождении Тупи. Это часть огромной нефтеносной зоны в так называемом предсолевом слое. Нефть залегает под толщей воды до трех километров глубиной и под слоем соли, толщина которого также составляет тысячи метров. Petrobras отказывается назвать точную цифру запасов, но независимые аналитики считают, что в этом предсолевом регионе может находиться от 50 до 70 миллиардов баррелей. Правительство отреагировало на эти новости тем, что предложило принять важный и многое меняющий закон, нашедший в начале этого года поддержку в нижней палате парламента, и переданный недавно на рассмотрение в сенат.
Согласно новому закону, Petrobras становится оператором всех предсолевых нефтяных месторождений, получая полномочия для принятия повседневных инвестиционных решений, например, где и когда бурить скважины. Другая мера в этом направлении предусматривает предоставление права вето на инвестиции в предсолевых блоках компании Petrosal. Это новая, на все сто процентов государственная компания, созданная параллельно Petrobras. Ее акциями торгуют биржи в Сан-Паулу и Нью-Йорке.
Частные нефтяные компании с вложениями в Бразилии выражают обеспокоенность тем, что новая модель регулирования превратит их в пассивных инвесторов в нефтяные проекты, лишенных полномочий принимать оперативные решения. Крупные нефтяные компании утверждают, что разведка и освоение трудных нефтяных месторождений будет осложнена тем, что их опыт, знания и технологии исключены из данного процесса. Французская нефтяная фирма Total, например, похвасталась в прошлом году, что ее технические знания и опыт могут "привнести что-то новое" в разработку предсолевых месторождений. Один руководитель из нефтяной отрасли в Бразилии сказал недавно, что предложенный законопроект "не соответствует интересам [государственной] компании. Он не соответствует интересам государства, получающего налоги, и отрасли как таковой".
Эти аргументы больше основаны на личной заинтересованности, нежели на фактах. Petrobras, являясь, пожалуй, самым компетентным в мире оператором глубоководных месторождений, заявляет, что у нее есть и технические, и управленческие навыки, чтобы осваивать предсолевые залежи самостоятельно. "Став оператором всех предсолевых месторождений, Petrobras обретет новые силы", - заявил недавно инвесторам в Нью-Йорке финансовый директор компании Алмир Барбасса (Almir Barbassa).
Гораздо большую обеспокоенность у руководителей и аналитиков Petrobras вызывает вопрос о способности компании профинансировать такой масштабный проект. Несмотря на хорошие кредитные рейтинги Petrobras и доступ компании к дешевым кредитам через Бразильский банк развития, остается неясным, как она обеспечит финансирование столь крупного инвестиционного портфеля в долгосрочной перспективе. В марте Petrobras объявила о крупном пятилетнем инвестиционном плане на сумму до 220 миллиардов долларов. Petrobras прогнозирует, что капиталовложения на 2010 год составят 47 миллиардов долларов, что на 60 процентов больше, чем у Exxon Mobil или Royal Dutch Shell, известных самыми крупными вложениями среди ведущих частных нефтяных компаний.
Руководство Petrobras исколесило весь мир от Нью-Йорка до Лондона, проводя кампанию, цель которой убедить акционеров, держателей облигаций и кредитных аналитиков, что инвестирование средств в его фирму это хорошее долгосрочное вложение. Но аналитиков с Уолл-стрит, которые скептически отзываются о новом законе, убедить не удалось. Они опасаются, что излишнее государственное вмешательство может погубить инвестиционные возможности.
А у китайских инвесторов таких сомнений, похоже, не было, и их глубокие и полные карманы помогли поставить программу капиталовложений Petrobras на рельсы. В прошлом году государственный Китайский банк развития согласился выделить Petrobras кредит на сумму до 10 миллиардов долларов – то есть, более трети тех средств, которые компании удалось собрать в 2009 году. Предварительное соглашение между Китаем и Бразилией было достигнуто во время визита заместителя председателя КНР Си Цзиньпина в Южную Америку в прошлом году. А окончательно оно было заключено 15 апреля, когда председатель Ху Цзиньтао встретился со своим бразильским коллегой Луисом Инасиу Лула да Силвой. Кредит может погашаться деньгами, но в договор включено положение о том, что "долг может выплачиваться поставками нефти … в объемах, которые будут определены позднее".
Одновременно Petrobras обязалась увеличить свой экспорт в Китай. Она в 2009 году дала согласие китайской государственной компании Sinopec на поставку 150000 баррелей нефти в день. В течение девяти предстоящих лет этот объем вырастет до 200000 баррелей в день. По данным китайских таможенных органов, импорт бразильской сырой нефти вырос с 81500 баррелей в день в прошлом году до 187000 в первые два месяца текущего года. Соглашением устанавливается механизм дальнейшего партнерства между Petrobras и китайскими компаниями в нефтяной отрасли, а также схема предоставления китайскими фирмами услуг и организации поставок материалов и оборудования для бразильской фирмы. Отдельно Petrobras подписала соглашение с China National Petroleum Corp, которое предусматривает увеличение экспорта нефти до 40000-60000 баррелей в день.
Китайский кредит облегчит финансовую нагрузку на Petrobras и снизит потребность в поиске частного капитала для дорогостоящей разработки бразильских нефтяных месторождений. Таким образом, американские и европейские нефтяные компании, традиционно доминировавшие в бразильской нефтяной отрасли по объемам частных инвестиций, все больше оттесняются на второй план. Имея финансовую поддержку со стороны Китая, Бразилии не нужно передавать свои резервы иностранным нефтяным компаниям. "Правительство твердо намерено сохранить большую часть предсолевых запасов нефти в руках Petrobras", - отмечает один нефтяной аналитик.
Для обеспечения долгосрочных нефтяных поставок со всего мира Китай использует все имеющиеся в его распоряжении средства и инструменты, включая огромные финансовые резервы и политическое влияние. Кроме Бразилии, Китай в прошлом году предложил заключить сделки по принципу "кредиты в обмен на нефть" на общую сумму 50 миллиардов долларов таким государствам, как Венесуэла, Ангола, Россия, и Казахстан. Партнеров Китая привлекает то, что Пекин предлагает им живые деньги без дополнительных обременительных условий. В случае с Бразилией Китай не требует для себя доли в предсолевых нефтяных блоках, а западные компании поступают таким образом почти всегда. Такие соглашения не являются прямыми коммерческими сделками – скорее, это попытка создать более масштабные политические альянсы между развивающимися странами, проводящими политику экономического развития под руководством государства.
В результате государственные нефтяные компании, такие как China National Petroleum Corp, вытесняют мировых гигантов – Exxon, ВР и так далее. Китайцы, обладающие огромными валютными запасами и упорно стремящиеся обойти конкурентов, захватили значительную долю нефтедобычи в Казахстане. В Анголе кредиты помогли государственным нефтяным компаниям заполучить весьма ценные активы. Например, в 2004 году ангольское правительство не дало индийской государственной компании Oil and Natural Gas Corp приобрести 50-процентную долю в крупном нефтяном месторождении, но позднее передало ее Sinopec.
Китай не единственная страна, реализующая такую стратегию. Правительство России, например, заключает двусторонние энергетические соглашения, дающие его государственным компаниям доступ к нефтяным запасам дружественных стран. Поскольку эти страны для получения прибыли тратят большие средства, крупным нефтяным компаниям США, видимо, придется соглашаться на те договорные условия, которые они ранее считали неприемлемыми. В Ираке, являющемся еще одной важной нефтяной кладовой мира, лидеры отрасли, такие как Exxon, Shell и BP, в ходе послевоенных тендеров согласились на договоры об оказании услуг, но не на долю в проектах, причем с выплатой в размере 2 и менее долларов за баррель. Такие условия вряд ли дадут им большие прибыли.
Когда правительство Бразилии начнет выдавать разрешения на разработку новых месторождений, у большинства западных нефтяных гигантов еще будет возможность ухватить свою долю предсолевых запасов. Но этот трофей будет лишь слабым подобием тех прибылей, к которым они привыкли.
Оригинал публикации: The Twilight of the Western Oil Majors
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу