5 августа 2010 InoPressa
Пока Соединённые Штаты и европейские страны продолжают борьбу, растёт озабоченность тем, что они столкнулись с "потерянным десятилетием", как в Японии. К сожалению, слишком много дискуссий было направлено на то, что могут сделать правительства для стимулирования спроса за счёт бюджетного дефицита и денежной политики. Это ключевые вопросы в краткосрочной перспективе, но, как знает любой экономист, долгосрочный экономический рост определяется главным образом улучшением производительности.
Нет никаких сомнений, что массовый финансовый кризис 1992 года в Японии был сильным ударом, от которого она до сих пор не восстановилась, и сегодня параллели с США и Европой вызывают тревогу. Обеим, похоже, предстоит длительный период медленного роста кредитов, как по причине необходимого строгого финансового регулирования, так и того факта, что в их экономиках по-прежнему есть значительная доля заёмных средств. В процессе лечения нет простых и лёгких путей.
Тем не менее, оценивая японский опыт и его актуальность сегодня, важно осознавать, что падение Японии с небес на землю было вызвано не только её финансовым кризисом. Япония также претерпела ряд серьёзных шоков производительности, которые очень сильно повлияли на её более долгосрочные проблемы. Даже если бы в Япония никогда не было пузыря на рынке недвижимости и на фондовом рынке, стремительный взлёт её гигантского соседа, Китая, был бы огромной проблемой.
В начале 1990-х годов господство Японии на экспортных рынках во всем мире уже несколько пошатнулось из-за взлёта её меньших азиатских соседей: Малайзии, Кореи, Таиланда и Сингапура. Но Китай представляет собой совсем иную проблему, приспособление к которой займёт намного больше времени.
Более того, даже если бы она никогда не пострадала от финансового кризиса, Япония страдала бы от неблагоприятной демографической ситуации, поскольку её население и стареет, и сокращается. Не в последнюю очередь, годы гипер-роста Японии были построены на феноменальном уровне инвестиций. Однако так как производительность, в конечном счёте, должна опираться на инновации, а не только на увеличение количества зданий и сооружений, было неизбежно, что отдача от инвестиций в какой-то момент начнёт падать.
В принципе, с более здоровой финансовой системой у экономики Японии было бы больше гибкости для решения проблем с ростом производительности труда. Но так или иначе, когда-то достигающие небес темпы роста Японии, вероятно, должны были резко упасть. Как это обычно бывает, финансовый кризис усиливает другие источники экономического кризиса, а не вызывает его напрямую.
Великая Депрессия 1930-х годов в США - это ещё один пример. И снова большое внимание уделялось приливам и потокам финансовой и денежно-кредитной политики. Но экономическая политика Нового курса, расширяя роль государства в часто хаотичной и непредсказуемой манере, вероятно, также сыграла свою роль, по крайней мере, временно препятствуя росту производительности.
США в настоящее время, похоже, движутся в направлении более мягкого и более европейского государства с более высокими налогами и, возможно, более жёстким регулированием. Сторонники администрации США могут справедливо утверждать, что она проходит давно откладываемый ремонт по таким вопросам, как неравенство в доходах. Но если в США действительно будет медленный рост в течение следующего десятилетия, можно ли во всём этом обвинить финансовый кризис?
Таким же образом последний экзистенциальный кризис идентичности Европы снова создаёт большую неопределённость и непредсказуемость политики. В Европе тоже в неблагоприятном влиянии на рост в течение следующего десятилетия нельзя обвинять финансовый кризис.
В краткосрочной перспективе важно, что денежно-кредитная политика в США и Европе усердно борется с дефляцией в японском стиле, которая только усугубит проблемы задолженности, снизив доходы по сравнению с долгами. В самом деле, как я говорил в самом начале кризиса, было бы гораздо лучше иметь два или три года умеренно повышенной инфляции, снижая долги во всей системе, особенно если политические, правовые и нормативные системы остаются несколько парализованными и не могут провести необходимых списаний.
Так как кредитные рынки обесценились, может по-прежнему требоваться дальнейшее увеличение денежной массы. Что касается налогово-бюджетной политики, то она уже в самом разгаре и ей нужно постепенное ужесточение в течение нескольких лет, иначе уже тревожный уровень государственной задолженности ухудшится ещё быстрее. Те, кто верит - часто с полу-религиозным убеждением, - что нам нужно ещё больше кейнсианского налогово-бюджетного стимулирования и что мы должны игнорировать государственный долг, как мне кажется, паникуют.
Не в последнюю очередь, однако, важно попытаться сохранить динамизм в американской и европейской экономиках с помощью мер по повышению производительности - например, быть внимательными к политике, подрывающей доверие, а также упорядочить и упростить налоговую систему.
К лучшему или к худшему, динамику производительности очень трудно экстраполировать, так как она очень сильно зависит от огромных сложных взаимодействий социальных, экономических и политических сил. Лауреаты Нобелевской премии Роберт Солоу и Пол Кругман когда-то задали известный вопрос, приведёт ли распространение компьютеров и новых технологий к росту производительности. (Эта тема лежит в основе названия классической книги Кругмана 1990 года "Эпоха заниженных ожиданий".)
В конце концов, политики должны помнить, что смогут или нет США и Европа избежать потерянного десятилетия, зависит от их способности сохранять продуктивную жизнеспособность экономики, а не только от краткосрочных мер по стимулированию спроса.
Кеннетт Рогофф
“Project Syndicate”, США - 03 августа 2010 г.
"An Age of Diminished Expectations?"
Источник (перевод) perevodika.ru
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Нет никаких сомнений, что массовый финансовый кризис 1992 года в Японии был сильным ударом, от которого она до сих пор не восстановилась, и сегодня параллели с США и Европой вызывают тревогу. Обеим, похоже, предстоит длительный период медленного роста кредитов, как по причине необходимого строгого финансового регулирования, так и того факта, что в их экономиках по-прежнему есть значительная доля заёмных средств. В процессе лечения нет простых и лёгких путей.
Тем не менее, оценивая японский опыт и его актуальность сегодня, важно осознавать, что падение Японии с небес на землю было вызвано не только её финансовым кризисом. Япония также претерпела ряд серьёзных шоков производительности, которые очень сильно повлияли на её более долгосрочные проблемы. Даже если бы в Япония никогда не было пузыря на рынке недвижимости и на фондовом рынке, стремительный взлёт её гигантского соседа, Китая, был бы огромной проблемой.
В начале 1990-х годов господство Японии на экспортных рынках во всем мире уже несколько пошатнулось из-за взлёта её меньших азиатских соседей: Малайзии, Кореи, Таиланда и Сингапура. Но Китай представляет собой совсем иную проблему, приспособление к которой займёт намного больше времени.
Более того, даже если бы она никогда не пострадала от финансового кризиса, Япония страдала бы от неблагоприятной демографической ситуации, поскольку её население и стареет, и сокращается. Не в последнюю очередь, годы гипер-роста Японии были построены на феноменальном уровне инвестиций. Однако так как производительность, в конечном счёте, должна опираться на инновации, а не только на увеличение количества зданий и сооружений, было неизбежно, что отдача от инвестиций в какой-то момент начнёт падать.
В принципе, с более здоровой финансовой системой у экономики Японии было бы больше гибкости для решения проблем с ростом производительности труда. Но так или иначе, когда-то достигающие небес темпы роста Японии, вероятно, должны были резко упасть. Как это обычно бывает, финансовый кризис усиливает другие источники экономического кризиса, а не вызывает его напрямую.
Великая Депрессия 1930-х годов в США - это ещё один пример. И снова большое внимание уделялось приливам и потокам финансовой и денежно-кредитной политики. Но экономическая политика Нового курса, расширяя роль государства в часто хаотичной и непредсказуемой манере, вероятно, также сыграла свою роль, по крайней мере, временно препятствуя росту производительности.
США в настоящее время, похоже, движутся в направлении более мягкого и более европейского государства с более высокими налогами и, возможно, более жёстким регулированием. Сторонники администрации США могут справедливо утверждать, что она проходит давно откладываемый ремонт по таким вопросам, как неравенство в доходах. Но если в США действительно будет медленный рост в течение следующего десятилетия, можно ли во всём этом обвинить финансовый кризис?
Таким же образом последний экзистенциальный кризис идентичности Европы снова создаёт большую неопределённость и непредсказуемость политики. В Европе тоже в неблагоприятном влиянии на рост в течение следующего десятилетия нельзя обвинять финансовый кризис.
В краткосрочной перспективе важно, что денежно-кредитная политика в США и Европе усердно борется с дефляцией в японском стиле, которая только усугубит проблемы задолженности, снизив доходы по сравнению с долгами. В самом деле, как я говорил в самом начале кризиса, было бы гораздо лучше иметь два или три года умеренно повышенной инфляции, снижая долги во всей системе, особенно если политические, правовые и нормативные системы остаются несколько парализованными и не могут провести необходимых списаний.
Так как кредитные рынки обесценились, может по-прежнему требоваться дальнейшее увеличение денежной массы. Что касается налогово-бюджетной политики, то она уже в самом разгаре и ей нужно постепенное ужесточение в течение нескольких лет, иначе уже тревожный уровень государственной задолженности ухудшится ещё быстрее. Те, кто верит - часто с полу-религиозным убеждением, - что нам нужно ещё больше кейнсианского налогово-бюджетного стимулирования и что мы должны игнорировать государственный долг, как мне кажется, паникуют.
Не в последнюю очередь, однако, важно попытаться сохранить динамизм в американской и европейской экономиках с помощью мер по повышению производительности - например, быть внимательными к политике, подрывающей доверие, а также упорядочить и упростить налоговую систему.
К лучшему или к худшему, динамику производительности очень трудно экстраполировать, так как она очень сильно зависит от огромных сложных взаимодействий социальных, экономических и политических сил. Лауреаты Нобелевской премии Роберт Солоу и Пол Кругман когда-то задали известный вопрос, приведёт ли распространение компьютеров и новых технологий к росту производительности. (Эта тема лежит в основе названия классической книги Кругмана 1990 года "Эпоха заниженных ожиданий".)
В конце концов, политики должны помнить, что смогут или нет США и Европа избежать потерянного десятилетия, зависит от их способности сохранять продуктивную жизнеспособность экономики, а не только от краткосрочных мер по стимулированию спроса.
Кеннетт Рогофф
“Project Syndicate”, США - 03 августа 2010 г.
"An Age of Diminished Expectations?"
Источник (перевод) perevodika.ru
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу